Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
от 28 января 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 26.01.2011 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, созданная приказами Рязанского УФАС России N 59 от 22.07.2008 г. и от 03.09.2010 г. N 89 (далее - Комиссия), в составе Агафонова А.А., начальника отдела контроля размещения государственного заказа, заместителя председателя Комиссии, членов комиссии: Ерошиной Я.А., заместителя руководителя управления, Евсикова А.А., главного специалиста - эксперта отдела контроля товарных рынков, Дорофеева А.Н., специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, Молостова И.Н., специалиста - эксперта отдела контроля финансовых рынков, при участии представителей: министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области <_> министерства социальной защиты населения Рязанской области <_> в отсутствие представителя ООО "Владостеосинтез" (извещён надлежащим образом - уведомление от 20.01.2011 г. N 117), рассмотрев жалобу ООО "Владостеосинтез" (далее - Заявитель) от 19.01.2011 г. N 15 (вх. от 19.01.2011 г. N 123 ф) и дополнение к ней бд и б/н (вх. от 21.01.2011 г. N 148 ф), на действия министерства социальной защиты населения Рязанской области (далее - Заказчик) и министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона N 9.291210.1615/А на поставку эндопротезов и проведя внеплановую проверку,
у с т а н о в и л а:
Министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области была инициирована процедура размещения заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку эндопротезов, в том числе:
N |
Наименование изделия |
Количество, шт. |
|
1 |
3 |
1. |
Эндопротез коленного сустава тотальный цементной фиксации с ротационной платформой, в том числе в его составе: |
15 |
1.1 |
Компонент феморальный эндопротеза коленного сустава |
15 |
1.2 |
Компонент тибиальный эндопротеза коленного сустава |
15 |
1.3 |
Вкладыш несущий эндопротеза коленного сустава |
15 |
1.4 |
Цемент костный высокой вязкости для эндопротеза коленного сустава |
30 |
2. |
Эндопротез тазобедренного сустава тотальный цементной фиксации, в том числе в его составе: |
10 |
2.1 |
Ножка цементная эндопротеза тазобедренного сустава цементной фиксации, тип "Мюллер" |
10 |
2.2 |
Головка тазобедренного сустава цементной фиксации |
10 |
2.3 |
Чашка тазобедренного сустава цементной фиксации |
10 |
2.4 |
Цемент костный высокой вязкости для эндопротеза тазобедренного сустава |
20 |
3. |
Эндопротез тазобедренного сустава проксимальной бесцементной фиксации, в том числе в его составе: |
45 |
3.1 |
Ножка стандартная эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации |
45 |
3.2 |
Головка эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации |
45 |
3.3 |
Чашка эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации |
45 |
3.4 |
Вкладыш эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации |
45 |
4. |
Эндопротез тазобедренного сустава проксимальной бесцементной фиксации с увеличенной головкой, в том числе в его составе: |
15 |
4.1 |
Ножка стандартная эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации с увеличенной головкой |
15 |
4.2 |
Головка эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации с увеличенной головкой |
15 |
4.2 |
Чашка эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации с увеличенной головкой |
15 |
4.3 |
Вкладыш эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации с увеличенной головкой |
15 |
5 |
Стенты коронарные, в том числе в составе: |
30 |
5.1 |
Стент коронарный внутрисосудистый баллоннорасширяемый с использованием кобальт-хромового сплава |
30 |
5.2 |
Катетер баллонный для проведения ангиопластики и стентирования |
30 |
5.3 |
Катетеры проводниковые |
30 |
5.4 |
Коронарный проводник |
30 |
5.5 |
Интродьюсер с минипроводником |
30 |
5.6 |
Манометр - шприц |
30 |
|
ИТОГО |
115 комплектов |
Заказчиком аукциона выступило министерство социальной защиты населения Рязанской области.
Извещение и документация об аукционе 29.12.2010 года были размещены на официальном сайте Рязанской области для размещения информации о размещении заказов www.goszakaz.ryazan.ru. в сети Интернет.
По мнению Заявителя, технические средства реабилитации, требуемые к поставке в рамках одного аукциона (лота), принадлежат к разным группам медицинских товаров, являются технологически и функционально не связанными между собой, что противоречит требованиям частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Так эндопротезы тазобедренного и коленного суставов применяются в качестве имплантата при хирургических операциях в травматологии и ортопедии, дают возможность восстановления опорно-двигательной функции суставов, утраченной вследствие заболеваний и травм.
В то время как коронарные стенты представляют собой металлические каркасы особой конструкции, применяемые в ангиохирургии, которые вживляются в сосуд в области искусственно созданного просвета, препятствуя его закупорке
Таким образом, несмотря на то, что и тем и другим ТСР формально можно дать общее определение "эндопротезы", их функциональные и потребительские свойства различны и не имеют взаимосвязи, а область их применения лежит в совершенно разных сферах медицины.
Объединение данных товаров в один лот влечёт ограничение конкуренции, поскольку, в основном, поставщики (потенциальные участники аукциона) специализируются на поставках того или иного оборудования, связанного с одним направлением. В то же время разделение предмета торгов на два лота по принципу классовой принадлежности ТСР позволит государственному заказчику осуществить выбор из более широкого спектра товаров, имеющихся на рынке ТСР на сегодняшний день, а также позволит, увеличить количество участников аукциона, что приведёт к значительной экономии бюджетных средств в условиях повышенной конкуренции.
Кроме того, в техническом задании указаны параметры и технические характеристики эндопротезов суставов, принадлежащие товарам единственного конкретного производителя, а именно DePuy (Johnson & Johnson), что является нарушением части 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов, поскольку влечёт за собой ограничение количества участников размещения заказа
В отзыве на жалобу (письмо от 21.01.2011 г. N 433-29) и дополнении к нему от 25.01.2011 г. N 233/30, Заказчик сообщил, что считает жалобу необоснованной по следующим основаниям.
Предметом государственного контракта является поставка эндопротезов конкретным получателям мер социальной поддержки, инвалидам, проживающим на территории Рязанской области.
Эндопротез - это протез какого-либо органа или его отдельных элементов, расположенный в глубине тела человека.
В соответствии со статьёй 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N 2347-р, был утверждён Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, гарантирующий получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем за счёт средств федерального бюджета. В данном перечне эндопротезы идут одной строкой, без деления на их функциональную значимость.
В приказе Минздравсоцразвития РФ от 07.05.2007 г. N 321 эндопротезы также объединены одной строкой - "Эндопротезы, в том числе эндопротезы суставов, сосудов, связок, клапанов сердца_".
В отчётных документах, запрашиваемых Минздравсоцразвития РФ протезы других органов (включая эндопротезы) идут одной строкой.
По этой причине все товары объединены в один лот.
Документация об аукционе не содержит требований к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников или препятствуют всем хозяйствующим субъектам участвовать в аукционе.
Кроме того, в техническом задании указаны параметры и технические характеристики эндопротезов суставов, принадлежащие не только товарам единственного конкретного производителя, а именно DePuy (Johnson& Johnson), как считает Заявитель, но и другим производителям, в том числе фирмам Zimmerи Stryker.
В подтверждение этого Заказчик представил технические характеристики эндопротезов различных производителей с параметрами, соответствующими техническому заданию.
На заседание Комиссии Заказчиком были представлены коммерческие предложения ООО "Дельрус-Рязань", ООО "Медторгсервис", г. Подольск Московской области, ООО "ТПП "Прогресс", г. Рязань, имеющие в своём составе всю номенклатуру товаров, требуемую техническим заданием.
Вместе с тем, представители Заказчика сообщили, что по состоянию на 19.01.2010 г. представлена на аукцион только одна заявка, в то время как срок их подачи истекает 20.01.2011 года.
Письмом от 25.01.2011 г. N 83/02-24 Уполномоченный орган сообщил, что полностью поддерживает позицию Заказчика.
По его мнению, закупаемые в рамках одного лота товары технологически и функционально связаны между собой, поскольку в рамках аукциона закупаются несколько разновидностей эндопротезов, используемых доля вживления в тело человека и, также несколько эндопротезов могут использоваться одновременно у одного пациента.
Уполномоченный орган считает, что Заявитель не является участником размещения заказа, и положения Закона о размещении заказов на него не распространяются, обосновывая это следующим.
Согласно статье 57 закона обжаловать действия заказчика, уполномоченного органа вправе участник размещения заказа, права и законные интересы которого нарушаются действиями заказчика, уполномоченного органа.
Пунктом 1 статьи 8 Закона о размещении заказов установлено, что участниками размещения заказа являются лица, претендующие на заключение контракта.
Соответственно, лицо становится участником размещения заказа с того момента, когда оно в установленном порядке изъявило желание заключить государственный контракт.
Заявитель не обращался в Уполномоченный орган с заявлением о предоставлении документации об аукционе, с запросом о разъяснении положений документации об аукционе и не подал заявку на участие в аукционе, следовательно, не выразил своё волеизъявление, публично не заявил о намерении заключить контракт.
Данную позицию Уполномоченный орган подкрепил представлением копии решения Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2010 г. по делу N А40-99778/10-154-559.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в отзывах на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения представителей Заказчика и Уполномоченного органа, Комиссия отклонила довод Заявителя о нарушении Заказчиком и Уполномоченным органом требований части 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов, руководствуясь при этом следующим.
В нарушение уведомления Рязанского УФАС России от 20.01.2011 г. N 117, Заявителем не были представлены доказательства того, что требования, установленные Заказчиком и Уполномоченным органом, к параметрам и техническим характеристикам эндопротезов суставов принадлежат товарам единственного конкретного производителя - DePuy (Johnson & Johnson), как того требует пункт 4 части 1 статьи 58 Закона о размещении заказов.
В то же время, Заказчиком представлены доказательства того, что в техническом задании указаны параметры и технические характеристики эндопротезов суставов, принадлежащие не только товарам единственного конкретного производителя, а именно DePuy (Johnson& Johnson), как считает Заявитель, но и другим производителям, в том числе фирмам Zimmerи Stryker.
Комиссия не усматривает в действиях Заказчика и Уполномоченного органа признаков нарушений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку требования, установленные в документации об аукционе не подпадают ни под одно из нарушений, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 данной статьи закона.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, включение в состав одного лота пяти видов эндопротезов, имеет признаки нарушения Заказчиком и Уполномоченным органом части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку данные товары технологически и функционально не связаны между собой.
Это мнение Комиссии основывается на следующем.
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой - технология - совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли; функция - работа, производимая органом, организмом.
Технологический процесс вживления эндопротезов коленного сустава, тазобедренного сустава, стентов коронарных, различен и не связан между собой, функции каждого вживлённого имплантата в разных органах человека выполняют также различные функции.
Комиссия отклонила довод Заказчика о том, что товары включены в один лот, по причине того, что в ведомственном законодательстве данные товары идут одной строкой по тому основанию, что, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о размещении заказов установлено: "_Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону", а действия статьи 17 "Антимонопольные требования к торгам" Закона о защите конкуренции, распространяются на все виды закупок товаров, работ и услуг без исключения.
Комиссия отклонила довод Уполномоченного органа о неправомерной подаче жалобы Заявителем, так как он не являлся участником размещения заказа, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 57 Заявитель теряет право на подачу жалобы после начала рассмотрения заявок на участие в аукционе - жалоба подана 19.01.2011 г., начало срока рассмотрения заявок на участие в аукционе предусмотрено документацией об аукционе 20.01.2011 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов отметила, что она не наделена полномочиями по рассмотрению нарушений антимонопольного законодательства.
Внеплановая проверка, поведённая в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от 14.11.2007 г. N379, не выявила нарушений законодательства о размещении заказов.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Владостеосинтез" необоснованной.
2. Направить материалы рассмотрения жалобы руководителю Рязанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 28 января 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016