Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 14 февраля 2011 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):<_>
рассмотрев дело N 07-18/2011-001, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг, оказываемых ООО ИКБ "Совкомбанк" (<_>).
В присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО ИКБ "Совкомбанк" (<_>), <_>, установила:
При мониторинге наружной рекламы и рекламы, распространяемой с помощью телевидения, Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в г. Иваново на пр. Ленина рядом с остановкой "Киноцентральный" над проезжей частью размещалась рекламная перетяжка ООО ИКБ "Совкомбанк", имеющая следующее содержание: "Совкомбанк. Вклад Неприкосновенный запас. 12,0 %. Выбирайте надежность!", а правее мелким, нечитаемым шрифтом указаны иные условия вклада.
Реклама вклада "Непркосновенный запас" выходила также в эфире телеканала "Россия" (ФГУП ВГТРК "ГТРК "Ивтелерадио") в период с 10.12.2010 по 31.12.2010 гг. в виде рекламного ролика. Согласно представленным ФГУП ВГТРК "ГТРК "Ивтелерадио" записям рассматриваемой рекламы, ее хронометраж составил 15 секунд, из которых только на протяжении 3 секунд появляются условия вклада, прочитать и уяснить которые потребителям не представляется возможным в силу их выполнения мелким шрифтом и демонстрирования с высокой скоростью.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе выделено крупным читаемым шрифтом наиболее привлекательное для потенциальных потребителей условие банковского вклада: максимальная процентная ставка по вкладу - 12 %. Остальные условия, как на рекламной растяжке, так и в рекламном ролике выполнены мелким нечитаемым шрифтом, что не позволяет воспринимать указанные сведения, поэтому не может расцениваться как их наличие.
Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушений п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Ивановским УФАС России установлено, что рассматриваемая реклама распространялась только на территории Ивановской области.
В связи с изложенным, Ивановским УФАС России по факту распространения указанной рекламы 13 января 2011 года возбуждено дело N 07-18/2011-001 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ООО ИКБ "Совкомбанк", Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация о финансовой услуге - банковском вкладе "Неприкосновенный запас" подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовой услуге) и продвижение его на рынке, распространяется с помощью рекламных перетяжек, а также с помощью телевидения.
Объектом рекламирования в данном случае является финансовая услуга, оказываемая ООО ИКБ "Совкомбанк", а именно - услуга по заключению срочного банковского вклада "Неприкосновенный запас".
Данная реклама в первом случае распространяется с помощью рекламной перетяжки, в которой выделено наиболее привлекательное для потребителя условие: максимальная процентная ставка по вкладу - 12 %, выполненная темно красным цветом на белом фоне. Иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения по размещению вклада, напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом (синий цвет на темно голубом фоне), который не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и, тем более, уяснить указанные условия не представляется возможным.
Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она направлена на импульсивное восприятие информации потребителями (относительно быстрое и четкое восприятие предлагаемой информации, а также её понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания для получения описанного эффекта). Однако, в данном случае необходимо принять во внимание следующие факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: текст рекламы находится на определенной высоте от уровня земли (свыше трех метров); рекламная перетяжка размещена над проезжей частью автомобильной дороги.
Из смысла текста, доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что при открытии вклада "Неприкосновенный запас", предоставляемого ООО ИКБ "Совкомбанк" каждый сможет получить доход в размере 12 % независимо от вида валюты, суммы и срока вклада. Однако, чтобы получить указанный в рекламе процент по вкладу "Неприкосновенный запас" необходимо внести не менее 15 000 рублей на срок 1096 дней, о чем в рекламе сообщается мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно расценивается как их отсутствие.
Таким образом, использование рекламодателем такого визуального приема в рекламе, как неодинаковый размер шрифта размещенной информации, когда размер букв и цифр крупного шрифта во много раз превышает размер букв и цифр мелкого шрифта - вводит в заблуждение потребителя относительно рекламируемого товара. В данном случае и та и другая информация касается рекламы банковского вклада "Неприкосновенный запас". Данная информация подается не одинаково, поэтому искажается действительный смысл информации, размещенной крупным шрифтом, так как в этой информации отсутствуют уточнения, указанные мелким шрифтом. То обстоятельство, что в Законе о рекламе не прописан размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя.
Использованный банком в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.
Однако банк осознано разместил рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по вкладу, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.
Данный факт, полностью подтверждается данными, представленными обособленным подразделением ООО "АПР-Сити/ТВД" в г. Иваново, с которым у ООО ИКБ "Совкомбанк" заключен договор оказания услуг N 13821 от 01.12.2010 г.
Согласно представленным данным установлен размер шрифта, которым выполнен текст рассматриваемой рекламы. Так, высота букв текста "совкомбанк" составляет 11 см (110 мм); "вклад" - 6 см (60 мм); "неприкосновенный запас" - 8 см (80 мм); "годовых" - 4,5 см (45 мм); "12 %" - 50 см (500 мм); высота заглавных букв, которыми выполнена информация, напечатанная мелким шрифтом, составляет 3,6 см (36 мм), прописных - 2,6 см (26 мм).
Комиссией Ивановского УФАС России произведены расчеты восприятия информации, выполненной различным шрифтом, в соответствии с формулой, представленной Федеральным государственным учреждением "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика Федорова С.Н.
Так, воспринимаемый размер объекта определяется углом зрения, под которым его рассматривает человек. Считается, что при остроте зрения 1,0 человек воспринимает детали объекта с угловым размером 1, а сам объект (букву/знак) - размером 5. Для расстояния 5 м, с которого обычно проверяют остроту зрения, это соответствует размеру буквы 7,27 мм. Очевидно, что для расстояния 5 м размеры знаков, допустимых для чтения большинством людей, должны составлять 20-30 мм. Для других расстояний необходимый размер объекта рассчитывается по простой формуле:
Для остроты зрения 1,0: А(х) = 7,27 мм *L2/5, где L2 - новое расстояние, А(х) - новый размер объекта.
Таким образом, L2 = А(х)/7,27 мм*5, если А(х): 110 мм; 60 мм; 80 мм; 45 мм; 500 мм; 36 мм; 26 мм, то
L2 (1) = 110/7,27*5 = 76 м
L2 (2) = 60 /7,27*5 = 41 м
L2 (3) = 80/7,27*5 = 55 м
L2 (4) = 45/7,27*5 = 31 м
L2 (5) = 500/7,27*5 = 344 м
L2 (6) = 36/7,27*5 = 25 м
L2 (7) = 26/7,27*5 = 18 м
Из вышеуказанного можно сделать единственный вывод, что потребители с расстояния 41 метра будут проинформированы о рекламируемой услуге (Совкомбанк-вклад-неприкосновенный запас-12 %), при этом с данного расстояния они никогда не увидят ту часть существенной информации, которая отражена в рекламе мелким шрифтом, так как максимальное расстояние ее восприятия составляет 18 метров. Таким образом, произведенными расчетами фактически подтверждены различные условия восприятия основного текста (воспринимается с расстояния 344-31 метров) и текстовой информации высотой 26 мм (воспринимается с расстояния до 18 метров), что полностью подтверждает доводы антимонопольного органа об использовании в рекламе визуального приема, связанного с неодинаковой подачей информации, которая может ввести в заблуждение потребителей относительно условий оказания услуг связи.
Также необходимо отметить, что все вышеизложенное относится к хорошо освещенным черным надписям на белом фоне. Изменение цвета надписи или фона снижает контраст.
В рассматриваемом случае, рекламная перетяжка расположена над проезжей частью автомобильной дороги, текст рекламы находится не на уровне глаз человека, а на определенной высоте - свыше трех метров от земли, и текстовая информация, отраженная в рекламе мелким шрифтом, выполнена синим цветом на темно голубом фоне, что значительно снижает уровень ее восприятия.
Из вышеуказанного можно сделать вывод, что совокупность обстоятельств, связанных со способом размещения рекламы (рекламная перетяжка), местом расположения (над проезжей частью), высотой размещения (не на уровне глаз потребителя), характером (наружная реклама), и соотношением размера шрифта, использованного при описании привлекательных для потребителя условий и иных существенных условий, не позволяла потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность условий, изложенных в рекламе.
Во втором случае реклама была размещена на телевидении (на телеканале "Россия") и представляла собой рекламный ролик, в котором также было выделено наиболее привлекательное для потребителя вышеуказанное условие. Иные условия вклада "Неприкосновенный запас" появляются лишь на протяжении 3 секунд, вследствие чего прочитать и уяснить их потребителям не представляется возможным в силу их выполнения мелким шрифтом и демонстрирования с высокой скоростью.
Таким образом, в рекламном ролике отражены только привлекательные для потенциального потребителя рекламы условия. Фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, присутствовали, однако форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями, вся необходимая информация демонстрируется в течение трех секунд.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно Протоколу N 16 Экспертного совета ФАС по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг, размер и способ доведения до потребителей сведений должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком, обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на сумму дохода, воспринимается потребителями указанным образом.
В связи с вышеизложенным рассматриваемая реклама в обоих случаях нарушает требования п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, а также ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО ИКБ "Совкомбанк".
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 данного закона.
Представитель ООО ИКБ "Совкомбанк" <_> факт нарушения законодательства РФ о рекламе признала и пояснила, что на рекламной перетяжке шрифт, которым выполнена большая часть существенных условий вклада соразмерно меньше шрифта, которым выполнено название вклада и условие о процентной ставке вклада. Подтвердила, что продолжительность рекламного ролика составляла 15 секунд, из которых только на протяжении 3 секунд появляются существенные условия вклада, уяснить которые для потребителя действительно представляется затруднительным. <_> добавила, что распространение рассматриваемой рекламы завершено 31.12.2010 года.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу финансовой услуги - банковского вклада "Неприкосновенный запас" со ставкой 12 %, оказываемой ООО ИКБ "Совкомбанк", ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. ООО ИКБ "Совкомбанк" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения данной рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении ООО ИКБ "Совкомбанк".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 14 февраля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016