Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области
(опубликовано 24 февраля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 24 февраля 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 февраля 2011 года.
Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии: Солдатенковой И.В., заместителя руководителя управления,
Членов Комиссии: Кирьянова А.Н., заместителя руководителя управления,
Дубининой Г.М., главного государственного инспектора отдела естественных монополий и рекламы управления,
Гришуновой Е.Н., ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы управления,
Тульской Л.И., ведущего специалиста - эксперта отдела естественных монополий и рекламы управления,
рассмотрев дело N135-10/04A3 по признакам нарушения Администрацией Урицкого района (Орловская область, Урицкий район, п. Нарышкино, ул. Ленина, 104), Урицким районным Советом народных депутатов (Орловская область, Урицкий район, п.Нарышкино, ул.Ленина, 104), ООО "Родничок" (Орловская область, Урицкий район, п.Нарышкино, ул.Ленина, 107), ИП Сомовым С.Н. (Орловская область, Урицкий район, п.Нарышкино, ул.Ленина, 107) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее -Закон "О защите конкуренции")
УСТАНОВИЛА:
В ходе рассмотрения дела N135-10/04АЗ установлены следующие обстоятельства.
В 2009 году Орловским УФАС России на основании поручений ФАС России от 20.12.2008 NИА/33111, от 20.02.2009 NАК/4443 были проведены плановые документарные проверки актов и иных документов касающихся функционирования товарного рынка похоронных (ритуальных) услуг в географических границах муниципальных образований Орловской области.
По результатам проверок администрации Урицкого района Орловской области Управлением были выданы рекомендации (исх.N3731/04 от 25.12.2009 г.) об устранении имеющихся нарушений в организации похоронного дела на территории сельских поселений и приведении вопросов организации похоронного дела и содержания мест захоронения в соответствие с требованиями Закона "О защите конкуренции", статьи 25 Федерального Закона от 12.01.1996 N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", статьи 14 Федерального Закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другого действующего законодательства. О результатах рассмотрения рекомендаций необходимо было проинформировать Управление в срок до 01.04. 2010.
В целях контроля за выполнением рекомендаций, выданных органам местного самоуправления Урицкого района, на основании приказов Орловского УФАС России от 04.05.2010 NN202,203,204,205 с 04.05.2010 по 03.06.2010 были проведены внеплановые документарные проверки Администрации Урицкого района, Урицкого районного Совета народных депутатов, Архангельского сельского поселения Урицкого района, ООО "Родничок", ИП Сомова С.Н. по соблюдению требований антимонопольного законодательства при организации и оказании похоронных (ритуальных) услуг на территории Урицкого района Орловской области.
В ходе проведения проверок и рассмотрения возбужденного 08.09.2010 дела N135-10/04АЗ по признакам нарушения указанными лицами статьи 16 Закона "О защите конкуренции" было установлено следующее.
Главой администрации Урицкого района Л.В.Кретовым издано Постановление от 11.01.2005 N01 "Об устройстве кладбища в д.Лукъянчиково", которым "принято предложение директора ООО "Родничок" С.Д.Сомовой по выполнению ритуальных услуг на кладбище: отведение мест под захоронение".
29.03.2007 Урицкий районный Совет народных депутатов принял решение N64/8-ЗРС "Об утверждении расценок за оказание услуг по захоронению", которым определялось принять расценки по оказанию услуг гражданам по захоронению, выполняемых ООО "Родничок" на муниципальном кладбище в д.Лукъянчиково, направить принятое решение главе администрации Урицкого района для подписания и обнародования, контроль возложить на комиссию по организации работы Совета и вопросам местного самоуправления.
На основании упомянутого решения Урицкий районный Совет народных депутатов утвердил расценки по оказанию услуг гражданам по захоронению, выполняемых ООО "Родничок" на муниципальном кладбище в д.Лукъянчиково (решение от 31.03.2007 г. N6-ГР) в следующих размерах: отведение одного места под захоронение размером (2,5мх2м) - 250 руб., отведение одного места под захоронение размером (2,5мхЗм) - 300 руб., отведение одного места под захоронение размером (2,5мх4м) - 350 руб.
ООО "Родничок" во исполнение указанных актов в период 2007-2008г.г. осуществляло функции по выделению земельных участков под захоронение, оформление и выдачу документов на земельный участок под захоронение, регистрацию захоронений на территории общественного кладбища, территориально расположенного в д.Лукьянчиково муниципального образования Архангельского с/п Урицкого района.
За выделение земельных участков под захоронение Обществом взималась плата, в том числе в периоды: 2007 год - 23 физическим лицам выделены земельные участки за плату, в том числе: 5х250руб.= 1250 руб. 14х350руб.=4900 руб. Зх450руб.=1350 руб. 1х400руб.=400 руб. На общую сумму 7900 руб.;
2008 г. - 45 физическим лицам выделены земельные участки за плату, в том числе: 1х300руб.= 300 руб. 6х350руб.=2100 руб. 9х400руб.=3600 руб. 29х450руб.=13050 руб.
На общую сумму 19050 руб.
Данные сведения подтверждены квитанциями, согласно которым взималась плата в 2007году за "отведение места под захоронение: квитанции N4 от 30.01.2007, N8 от03.02.2007, N14 от 28.02.2007 Без N от 21.03.2007, N23 от 09.04.2007, N27 от 12.04.2007, N32 от 09.05.2007, N42 от 06.06.2007, N49 от 30.07.2007, N51 от 06.08.2007, N60 от 13.08.2007, N63 от 19.08.2007, N64 от 19.08.2007, N71 от 31.08.2007, N74 от 03.09.2007, N82 от 07.10.2007, N98 от 24.10.2007, N87 от 10.10.2007, N85 от 09.10.2007, N109 от 01.11.2007, N115 от 26.11.2007, N121 от 10.12.2007, N129 от 25.12.2007.
Данные сведения подтверждены квитанциями, согласно которым взималась плата в 2008 году за "отведение места под захоронение", "оплата за землю под захоронение": квитанции N6 от 06.01.2008, N9 от 16.01.2008, N44 от 18.02.2008, N58 от 17.01.2008, N67 от 15.02.2008, N66 без даты, товарный чек без N от 11.03.2008, товарный чек без N от 13.03.2008, квитанции N73 от 17.03.2008, Nбез N от 14.03.2008, N92 от 21.03.2008, N103 от 24.03.2008, N126 от 04.04.2008, N155 от 18.04.2008, N179 от 02.05.2008, N184 от 08.05.2008, N220 от 16.05.2008, товарный чек от 29.05.2008 без N, товарный чек от 29.05.2008 без N, товарный чек от 03.06.2008 без N, квитанции N262 от 11.06.2008, N263 от 12.06.2008, N286 от 30.06.2008, N296 от 08.07.2008, товарный чек без N от 18.07.2008, квитанции N315 от 19.07.2008, товарные чеки без N от 19.07.2008, от 04.08.2008, от 06.08.2008, от 17.08.2008, квитанции N353 от 21.08.2008, товарный чек без N от 24.08.2008, квитанции N372 от 15.09.2008, N379 от 2008, N384 от 14.09.2008, N413 от 29.09.2008, N426 от 06.10.2008, N447 от 24.10.2008, товарный чек без N от 23.10.2008, квитанции N453 от 01.11.2008, N463 от 10.11.2008, N469 от 14.11.2008, N435 от 01.12.2008, N503 от 2008, товарный чек без N от 27.12.2008.
Директор ООО "Родничок" Сомова С.Д. пояснила, что взимание платы за выделение земельных участков под захоронение осуществлялось согласно постановлению Главы администрации Урицкого района от 11.01.2005 г. N01 "Об устройстве кладбища в д.Лукъянчиково", решений Урицкого районного Совета народных депутатов 29.03.2007 г. N64/8-ЗРС "Об утверждении расценок за оказание услуг по захоронению", от 31.03.2007 г. N6-ГР."Об утверждении расценок за оказание услуг по захоронению". Завышенные по сравнению с названными Постановлением и Решениями расценки взимались Обществом в том случае, если отводилось место под захоронение размером больше, чем определено указанными нормативными актами и по просьбе граждан, которым оказывалась услуга. И что все средства, полученные от выделения мест под захоронение, использованы на благоустройство кладбища.
Согласно договору по обслуживанию и содержанию территории мест захоронения (социальный заказ) от 31.12.2004 б/N, заключенному с Администрацией Урицкого района, Общество выполняло также работы по обслуживанию и содержанию кладбища, расположенного по адресу: Орловская область, Урицкий район, д.Лукъянчиково. Договором была предусмотрена стоимость оплаты оказываемых услуг в размере 50000 рублей за календарный год, согласно договору заказчик в лице обязан осуществляет платежи ежемесячно в соответствии с поквартальной разбивкой.
Исходя из представленной в Орловское УФАС ИП Сомовым С.Н. информации, предприниматель осуществлял функции по выделению земельных участков под захоронения, оформление и выдачу документов на земельный участок под захоронения, регистрацию захоронений на территории общественного кладбища, территориально расположенного в д.Лукьянчиково муниципального образования Архангельского с/п Урицкого района с января 2009 года.
За выделение земельных участков под захоронение предпринимателем взималась плата.
ИП Сомов С.Н. с 01.01.2009 по 30.04.2010 на территории муниципального общественного кладбища, территориально расположенного в д.Лукьянчиково Урицкого района осуществлял функции по выделению земельных участков под захоронение, оформление и выдачу документов на земельный участок под захоронение, регистрацию захоронений
За выделение земельных участков под захоронение Предпринимателем взималась плата, в том числе в периоды: 2009 г. - 41 физическому лицу выделены земельные участки за плату, в том числе: 1х350руб.=350 руб., 40х450руб.=18000 руб.
На общую сумму 18350 руб.
январь-апрель 2010 года. - 9 физическим лицам выделены земельные участки за плату, в том числе: 9х450руб=4050 руб.
На общую сумму 4050 руб.
Данные сведения подтверждены квитанциями, согласно которым взималось плата в 2008году за "отведение места под захоронение", "оплата за землю под захоронение", "выделение места под захоронение" по цене 450 руб. согласно квитанциям N16 от 19.01.2009, N18 от 19.01.2009, N30 от 29.01.2009, N 37 от 10.02.2009, N39 от 10.02.2009, N44 от 16.02.2009, N60 от 2009, N112 от 06.03.2009, N127 от 14.04.2009, N169 от 18.05.2009, N180 от 25.05.2009, N190 от 03.06.2009, N194 от 05.06.2009, N198 от 08.06.2009, N200 от 09.06.2009, N211 от 15.06.2009, N225 от 22.06.2009, N538 от 03.09.2009, N544 от 04.08.2009, N560 от 07.08.2009, N562 от 18.08.2009, N573 от 25.08.2009, N591 от 12.09.2009, N602 от 24.09.2009, N617 от 09.10.2009, N647 от 06.11.2009, товарные чеки без N от 21.08.2009, от 04.03.2009, от 29.03.2009, от 27.06.2009, от 02.07.2009, от 02.07.2009, от 21.08.2009, от 03.09.2009, от 28.09.2009, от 28.09.2009, от 29.10.2009., от 29.10.2009, от 27.10.2009, от 01.11.2009,
по цене 350 руб.- товарный чек без N от 27.10.2009.
Данные сведения подтверждены квитанциями, согласно которым взималось плата в январе- апреле 2010 г. за "отведение места под захоронение", "выделение места под захоронение" по цене 450 рублей согласно товарным чекам без N от 25.01.2010, от 12.03.2010, от 21.03.2010, от 04.04.2010, от 03.04.2010, от 05.04.2010, от 06.04.2010, от 21.04.2010, от27.04.2010.
Представитель ИП Сомова С.Н. пояснила, что все средства, полученные от выделения мест под захоронение, использованы на благоустройство кладбища. С мая 2010 плата за выделение мест под захоронение не взимается
ИП Сомовым С.Н. с Администрацией Урицкого района заключены "Договоры по обслуживанию и содержанию территории мест захоронения" от 24.12.2008 г. б/N на 2009 год и от 29.12.2009 г. б/N, предметом которого является выполнение Предпринимателем работ по обслуживанию и содержанию кладбища, расположенного по адресу: Орловская область, Урицкий район, д. Лукъянчиково со стоимостью услуг 100 000 рублей.
Условиями указанных договоров предусмотрена стоимость услуг в размере 100 000 рублей за календарный год, заказчик осуществляет платежи ежемесячно в соответствии с поквартальной разбивкой бюджета.
Предпринимателю финансовым управлением Администрации Урицкого района Орловской области во исполнение указанных договоров перечислены денежные средства на "возмещение затрат на оказание ритуальных услуг и благоустройство кладбища согласно решениям Урицкого районного Совета народных депутатов от 23.12.2008 N83-ГР и от 15.12.2009 N135-ГР" в размере:
- в 2009 - 68500 рублей по платежным поручениям: от 04.02.2009 N246, от 06.03.2009 N526, от 31.03.2009 N539, от 03.04.2009 N890, от 10.04.2009 N263, от 05.06.2009 N27, от 19.08.2009 N762, от 05.10.2009 N109, от 23.11.2009 N714.
- в 2010 - 100000 рублей по платежным поручениям: от 16.03.2010 N629, от 13.04.2010 N112, от 22.04.2010 N552, от 11.08.2010 N252, от 23.08.2010 N884, от 12.11.2010 N122, от 26.11.2010 N906, от 15.12.2010 N445, от 23.12.2010 N282.
В соответствии с актами приема выполненных работ, составленных ИП Сомовым С.Н. и Администрацией Урицкого района, предпринимателем выполнены работы по благоустройству кладбища в 2009 и по расчистке кладбища от снега в 2010, в том числе:
- в 2009 на сумму 87300 рублей - акты приема выполненных работ от 30.03.2009 от 04.06.2009, от 20.08.2009, от 20.11.2009,
- в 2010 на сумму 104500 рублей - акты приема выполненных работ от 14.03.2010, 20.04.2010, 20.08.2010, 10.12.2010.
Согласно квартальных расчетов фактических затрат ИП Сомова С.Н. фактические затраты составили:
- в 2009 - в размере 873000 рублей, в том числе 68500 рублей- финансирование из средств бюджета Администрации Урицкого района и 18800 рублей - доходы, полученные предпринимателем от взимания платы за выделение земельных участков под захоронение с лиц, взявших на себя обязанности по захоронению умерших родственников,
- в 2010 - в размере 104500 рублей, в том числе 100000 рублей- финансирование из средств бюджета Администрации Урицкого района и 4050 рублей - доходы, полученные предпринимателем от взимания платы за выделение земельных участков под захоронение с лиц, взявших на себя обязанности по захоронению умерших родственников.
Представитель ИП Сомова С.Н. - Сомова С.Д. - директор ООО "Родничок" пояснила, что в представленных в материалы дела квартальных расчетах фактических затрат на благоустройство кладбища в графе "Доходы" указаны доходы, полученные предпринимателем от взимания платы за выделение земельных участков под захоронение с лиц, взявших на себя обязанности по захоронению умерших родственников.
При этом, во исполнение договоров по обслуживанию и содержанию территории мест захоронения фактические затраты, исходя из квартальных расчетов фактических затрат ИП Сомова С.Н., сложились из затрат на расчистку территории кладбища от снега, вырубку кустарника, вырубку и обрезку деревьев, распиловку старых деревьев и их вывоз с территории кладбища, очистку и вывоз мусора, грейдирование дорог на территории кладбища, привоз песка, уборку брошенных захоронений, подвоз земли к провалившимся могилам, выкашивание травы на территории кладбища, обволовку территории кладбища, посадку кустарника сирени, привоз кирпичных отходов для засыпки выбоин к подъезду кладбища.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу ст. 7,18, 25 Федерального Закона от 12.01.1996 N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, передача полномочий по организации похоронных услуг и общественных кладбищ в ведение какого- либо хозяйствующего субъекта действующим законодательством не предусмотрена и действия главы администрации Урицкого района Орловской области были квалифицированы Комиссией Орловского УФАС России при рассмотрении дела N074-10/04АЗ как нарушение части 3 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", т.к. создавали преимущественные условия для указанных хозяйствующих субъектов (ООО "Родничок", ИП Сомов) на рынке оказания похоронных (ритуальных) услуг, могли и/или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке похоронных (ритуальных) услуг путем создания неравных условий деятельности хозяйствующих субъектов.
Кроме того, Комиссией Управления были рассмотрены дела N133-10/04АЗ и N134-10/04АЗ о нарушении статьи 10 Закона "О защите конкуренции", а именно нарушение порядка ценообразования при взимании ИП Сомовым С.Н.и ООО "Родничок" платы за выделение земельных участков под захоронение с лиц, взявших на себя обязанности по захоронению умерших родственников, рассмотрены Комиссией Орловского УФАС России отдельными производствами.
Согласно статьи 16 Закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными, осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Комиссия в перечисленных выше соглашениях и согласованных действиях ООО "Родничок", ИП Сомова С.Н., Администрации Урицкого района Орловской области, Урицкого районного Совета народных депутатов не усматривает наличие доказательства наступления (возможности наступления) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции вследствие указанных соглашений и согласованных действий, т.е. отвечающих признакам нарушения антимонопольного законодательства и считает необходимым прекратить рассмотрение дела N135-10/04АЗ в связи с отсутствием нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции" в рассматриваемых комиссией действиях Администрации Урицкого района Орловской области, Урицкого районного Совета народных депутатов, ООО "Родничок", ИП Сомова С.Н.
При этом Комиссия отмечает, что в действиях органов местного самоуправления по предоставлению ИП Сомову С.Н. муниципальных преференций в форме субсидий: в 2009 - 68500 рублей, в 2010 - 100000 рублей, не отвечающим целям, поименованным в части 1 статьи 19 Закона "О защите конкуренции" без получения письменного согласия антимонопольного органа на совершение указанного действия, содержатся признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Под государственными или муниципальными преференциями в силу пункта 20 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" понимается предоставление отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо путем предоставления имущественных льгот.
В пункте 7 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" установлен запрет на принятие ограничивающих конкуренцию актов и действия (бездействие) органов местного самоуправления по предоставлению государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, предусмотренного главой 5 Закона "О защите конкуренции", согласно которому преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в части 1 статьи 19 Закона "О защите конкуренции", с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (за исключением случаев, перечисленных в части 3 статьи 19) с соблюдением процедуры, регламентированной статьей 20 Закона "О защите конкуренции".
На основании указанного Комиссия считает возможным выделить в отдельное производство дело по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" Урицким районным Советом народных депутатов.
Управление действовало в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона "О защите конкуренции", и с целью выполнения функций, возложенных на антимонопольные органы статьей 22 указанного закона.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 47.1, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Прекратить рассмотрение дела N135-10/04АЗ в связи с отсутствием нарушения статьи 16 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых комиссией действиях Администрации Урицкого района Орловской области, Урицкого районного Совета народных депутатов, ООО "Родничок", ИП Сомова С.Н.
2. Выделить в отдельное производство дело по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (опубликовано 24 февраля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016