Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 28 февраля 2011 г.
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <>
члены Комиссии: <>
рассмотрев дело N 30-6р по признакам нарушения Муниципальным автономным учреждением "Редакция Таловской районной газеты "Заря" (р.п. Таловая, ул. Советская, 109, ИНН 3629001639) (далее - МАУ "Редакция Таловской районной газеты "Заря"), требований статьи 16, части 1 статьи 28 и части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", Индивидуальным предпринимателем <> (далее - ИП <>) требований части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", Индивидуальным предпринимателем <> (далее - ИП <>) требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе",
в отсутствии заявителя <>
в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: <> МАУ "Редакция Таловской районной газеты "Заря" <> ИП <> ИП <> установила:
В Воронежское УФАС России поступило заявление (вх. N 01-10/07 от 20.01.2011) от гражданки <> в отношении редакции Таловской районной общественно-политической газеты "Заря" (адрес редакции: р.п. Таловая, ул. Советская, 109, телефон: 8 (47353) 2-16-81) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: по мнению заявителя, в Таловской районной общественно-политической газете "Заря" N 123 (11035) от 14.10.2010 на странице 6 размещена информация с признаками нарушения статьи 16 ФЗ "О рекламе", на странице 7 размещена информация с признаками нарушения части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", на странице 8 размещена информация с признаками нарушения части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В Таловской районной общественно-политической газете "Заря" N 123 (11035) от 14.10.2010 (далее - газета "Заря") размещена следующая информация:
1. на 7 полосе "/./ Ваш стоматолог" Протезирование: металлокерамика, безметалловое протезирование на базе Tescera, полное и частичное съемное протезирование по старой методике, съемные протезы на ламинатном базисе, съемные протезы на мягком ламинате, протезирование на радикулярных штифтах, напыление TiN, напыление цирконием Е-Колено, ул. 9 Января, д. 52. тел. 8 (47353) 5-16-44/./";
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (медицинские услуги по протезированию), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (далее - реклама N1).
В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 10 апреля 2001 года N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги", медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Согласно письму Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Воронежской области от 19.02.2010 исх. N И36-344/10, протезирование зубов входит в вид медицинских работ и услуг "Стоматология ортопедическая".
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемой рекламе отсутствуют предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию таких медицинских услуг как протезирование, необходимости получения консультации специалистов, что не допускается частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Тем самым реклама N1 распространяется с нарушением части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
2. на 8 полосе "/./Пластиковые окна. Жалюзи. От производителя. Низкие цены, кредит. Таловая, ул. Советская, 130/1. тел. 2-45-14././".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", указанная информация является рекламой (далее - реклама N2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", одним из объектов рекламирования в рассматриваемой рекламе является кредит.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") установлено понятие финансовой услуги, согласно которому, финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Рассматриваемая реклама N2 распространяется с нарушением части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", выраженным в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредит) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы
Из контекста рассматриваемой рекламы финансовых услуг (кредитования), а так же пояснений в ходе рассмотрения дела ИП <> Комиссией установлено отсутствие информации о наименовании организации, фактически оказывающей услуги кредитования. При этом в содержании рассматриваемой рекламы указаны адрес торговой точки и телефоны ИП <> Сам ИП <> при этом финансовые услуги не оказывает, не имеет выданного на осуществление данного вида деятельности специального разрешения (лицензии).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама N2 распространяется с нарушением части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", выраженным в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредитования) наименования конкретной финансовой организации, фактически оказывающей услуги кредитования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуги кредитования непосредственно ИП <> что не допускается.
3. на 6 полосе: "/./ЗАО "БелМТЗцентр"/./, /./Все для кровли и фасада/./, /./Торговый дом "Строитель ИП <>/./, /./"Строй Сервис"/./, /./Пластиковые окна/./, /./Ремонт мягкой мебели/./, /./ Пластиковые окна от производителя, г. Воронеж/./, /./ИП <>/./, /./ИП <>/./, /./ ИП <>/./, /./ИП <> г. Бутурлиновка/./, /./ИП <> р.п. Таловая/./";
на 7 полосе "/./"Ваш стоматолог"/./, /./Впервые!!! Ярмарка/./, /./"Оптика"/./,/./Обслуживание свадеб. "Фольксваген"/./";
на 8 полосе "/./Пластиковые окна/./, /./ИП <>/./, /./ИП <>/./, /./Орфей/./, /./Похоронное бюро Ритуал/./, /./ИП <>/./, /./Бутурлиновская инкубаторская станция/./, /./Состоится продажа обуви/./".
Информация указанная в пункте 3, размещенная на 6, 7 и 8 полосах газеты "Заря", является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижению на рынке.
Требования к рекламе в периодических печатных изданиях установлены статьей 16 ФЗ "О рекламе", в соответствии с которой размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
В рассматриваемой рекламе отсутствует пометка "реклама" или "на правах рекламы".
В соответствии со Свидетельством о регистрации средства массовой информации от 06 декабря 2001 года ПИ N 6-0437, выданного Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, газета "ЗАРЯ" не является изданием, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера.
Тем самым, рассматриваемая реклама (указанная в пункте 3, размещенная на 6, 7 и 8 полосах) распространяется с нарушением требований статьи 16 ФЗ "О рекламе", выраженным в размещении текстов рекламы в газете, не специализирующейся на сообщениях и материалах рекламного характера, без сопровождения пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы", что не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального Закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитсль - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии со Свидетельством о регистрации средства массовой информации от 06 декабря 2001 года ПИ N 6-0437, выданного Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, форма периодического распространения СМИ "ЗАРЯ" - газета, территория распространения - Российская Федерация, учредителем (соучредителем) также является Муниципальное учреждение "Редакция Таловской райнонной газеты "Заря" (397450, Воронежская обл., Таловая, ул. Советская, д.109)
Таким образом, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы (N1, N2, указанной в пункте 3, размещенной на 6, 7 и 8 полосах) является МАУ "Редакция Таловской районной газеты "Заря".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как следует из договора от 15 сентября 2010, заключенного между МАУ "Редакция Таловской районной газеты "Заря" (исполнитель) и ИП <> (заказчик), рекламодателем рекламы N1 является ИП <>
Исходя из объяснений главного редактора МАУ "Редакция Таловской районной газеты "Заря" <> договор на размещения в газете "Заря" с ИП <> заключался в устной форме. В месте с тем, факт оказания услуги по размещению информации, в том числе рекламного характера, в газете "Заря" подтвержден оплатой в размере 900 рублей (девятьсот).
Таким образом, рекламодателем рекламы N2 является ИП <>
В ходе рассмотрения дела 28 февраля 2010 года представитель МАУ "Редакция Таловской районной газеты "Заря" признал факты нарушения части 1 статьи 28, части 7 статьи 24 и статьи 16 законодательства Российской Федерации о рекламе.
ИП <> признал наличие факта нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе, однако немотивированно не согласен с возложением на него ответственности за указанное правонарушение. При этом в ходе рассмотрения дела, Комиссией никаких оснований, доводов, доказательств, свидетельствующих в пользу виновности в указанном нарушении рекламораспространителя МАУ "Редакция Таловской районной газеты "Заря" или третьего лица не установлено.
ИП <> признал факт нарушения части 7 статьи 24 законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 1 статьи 28, частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе статьей 16, частью 1 статьи 28 и частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи МАУ "Редакция Таловской районной газеты "Заря", ИП <> ИП <> предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "/./"Ваш стоматолог" Протезирование: металлокерамика, безметалловое протезирование на базе Tescera, полное и частичное съемное протезирование по старой методике, съемные протезы на ламинатном базисе, съемные протезы на мягком ламинате, протезирование на радикулярных штифтах, напыление TiN, напыление цирконием Е-Колено, ул. 9 Января, д. 52. тел. 8 (47353) 5-16-44/./", распространяемую в Таловской районной общественно-политической газете "Заря" N 123 (11035) от 14.10.2010 на 7 полосе, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе.
2. Признать ненадлежащей рекламу: "/./Пластиковые окна. Жалюзи. От производителя. Низкие цены, кредит. Таловая, ул. Советская, 130/1. тел. 2-45-14././", распространяемую в Таловской районной общественно-политической газете "Заря" N 123 (11035) от 14.10.2010 на 8 полосе, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
3. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на 6, 7 и 8 полосах (указанную в пункте 3) в газете "Заря" N 123 (11035) от 14.10.2010, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 ФЗ "О рекламе".
4. Выдать рекламораспространителю МАУ "Редакция Таловской районной газеты "Заря" предписание о прекращении нарушения статьи 16 ФЗ "О рекламе".
5. Выдать рекламораспространителю МАУ "Редакция Таловской районной газеты "Заря" предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
6. Выдать рекламораспространителю МАУ "Редакция Таловской районной газеты "Заря" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
7. Выдать рекламодателю рекламы N1 ИП <> предписание о прекращении нарушений части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
8. Выдать рекламодателю рекламы N2 ИП <> предписание о прекращении нарушений части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Решение изготовлено в полном объеме "01" марта 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 28 февраля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016