Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области
от 9 марта 2011 г.
Заместитель руководителя - начальник отдела рекламы и государственного заказа Калужского УФАС России, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 24.02.2011 г. составленный в отношении должностного лица Калужского филиала ЗАО "Смоленская Сотовая Связь", и иные материалы дела N01-04а/2011, в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в нарушении пункта 4 части 2, пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии "_"
УСТАНОВИЛ:
В адрес Калужского УФАС России поступили заявления ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (вх. N 3756 от 23.09.2010 г.) и ОАО "ВымпелКом" (вх. N 3777 от 24.09.2010 г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ЗАО "Смоленская Сотовая Связь", выразившемся в недобросовестной конкуренции, связанной с распространением искаженных сведений о тарифных планах ОАО "Мобильные ТелеСистемы" и ОАО "ВымпелКом", которые наносят вред деловой репутации указанных хозяйствующих субъектов.
В результате проверки представленных сведений было установлено, что ЗАО "Смоленская Сотовая Связь" распространяло 7 августа 2010 г. в рамках празднования дня города Сухиничи Калужской области рекламные листовки, содержащие сравнительную таблицу тарифов TELE2 (ЗАО "Смоленская Сотовая Связь") и других операторов связи: Билайн (ОАО "ВымпелКом"), МТС (ОАО "Мобильные ТелеСистемы") и Мегафон (ОАО "Мегафон") на услуги сотовой связи следующего содержания:
"Спорим, у нас дешевле
Оператор |
TELE2 |
МТС |
Билайн |
Мегафон |
||||
Название тарифного плана |
Наши люди |
Нокаут |
Много звонков+ |
Длинные разговоры |
Сладкая жизнь |
Мир Билайн |
Общительн-ый РУ |
Мегадрайв РУ |
Абонентская плата |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Тарификация |
поминутно |
поминутно |
поминутно |
поминутно |
поминутно |
поминутно |
посекундно с 61-й сек. |
поминутно |
Плата за соединение, руб. с НДС |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,99 |
Исходящие внутри сети, руб. с НДС Стоимость звонка длительностью 1 мин |
0,05 |
0,45 |
0,45 |
1.50 |
0,95 |
0,90 |
0,59 |
1,08 |
Исходящие звонки на другие сети, руб. с НДС Стоимость звонка длительностью 1 мин |
0,95 |
0,45 |
1,45 |
1,50 |
0,95 |
1,95 |
0,59 |
1,08 |
Исходящие звонки на городские, руб. с НДС Стоимость звонка длительностью 1 мин |
0,95 |
0,45 |
1,45 |
1,50 |
0,95 |
1,95 |
2,99 |
1,98 |
Исходящие SMS внутри сети |
0,05 |
0,45 |
1,45 |
1,20 |
1,45 |
0,95 |
1,50 |
1,50 |
Остальные исходящие SMS |
0,95 |
0,45 |
1,45 |
1,20 |
1,45 |
2,95 |
1,50 |
1,50 |
*стоимость звонка приведена с учетом платы за соединение.
Центры обслуживания в Вашем регионе:
г.Калуга, ул. Кирова, д.46
г.Обнинск, ул. Калужская, д.16
Телефон в Калуге: (4842) 788-887, с телефонов TELE2- 611
Использована официальная информация о тарифных планах, размещенная на сайтах операторов Калужской области на 7 апреля 2010."
Указанная информация признается рекламой в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), согласно которому реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") определяет недобросовестную конкуренцию, как любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Пункт 1 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает, что не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с распространением ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Согласно решению комиссии Калужского УФАС России от 07.12.2010 г. по делу N04-75/2010 действия ЗАО "Смоленская Сотовая Связь" на товарном рынке услуг сотовой связи стандарта GSM, выразившиеся в распространении искаженных сведений о тарифных планах ОАО "Мобильные ТелеСистемы" и ОАО "ВымпелКом", признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции", так как направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами и наносят ущерб их деловой репутации.
Поскольку действия ЗАО "Смоленская Сотовая Связь" Комиссией Калужского УФАС России на основании пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" признаны недобросовестной конкуренцией, следовательно, распространенные указанным обществом рекламные листовки с названием "Спорим, у нас дешевле" в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" являются недобросовестной рекламой.
В соответствии с пунктом 20 "Правил оказания услуг подвижной связи", утвержденных Постановлением Правительства РФ N328 от 25.05.2005 г. (далее - Правила оказания услуг подвижной связи) порядок, сроки и форма расчетов являются существенными условиями договора услуг подвижной связи.
Правила оказания услуг подвижной связи устанавливают:
- "тарифный план" - совокупность ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами подвижной связи (пункт 2);
- тарифы на услуги подвижной связи могут устанавливаться в виде тарифов (тарифных планов) на отдельные услуги подвижной связи или наборы услуг подвижной связи. Тарифным планом могут устанавливаться дифференцированные тарифы по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, а также по набору и объему оказываемых услуг подвижной связи (пункт 33);
- при формировании тарифных планов могут применяться следующие виды тарификации:
а) абонентская, при которой размер платежа абонента за определенный (расчетный) период является величиной постоянной, не зависящей об объема фактически полученных услуг подвижной связи;
б) повременная, при которой размер платежа абонента зависит от суммарной продолжительности инициированных абонентом соединений, предоставленных в течение расчетного периода;
в) за каждую оказанную услугу подвижной связи, при которой размер платежа определяется фактически оказанными услугами подвижной связи.
При формировании тарифных планов допускается сочетание нескольких видов тарификации (пункт 34);
- единица тарификации соединения по сети подвижной связи устанавливается оператором связи, но не может быть более 1 минуты (пункт 29);
- учет продолжительности соединения ведется в соответствии с принятой оператором связи единицей тарификации (пункт 30);
- плата за соединение по сети подвижной связи определяется исходя из его продолжительности, выраженной в количестве единиц тарификации соединения по сети подвижной связи (пункт 35).
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Основной сравнительной характеристикой тарифных планов "Наши люди", "Нокаут" оператора TELE2 с тарифными планами "Много звонков+", "Длинные разговоры" оператора МТС и "Сладкая жизнь", "Мир Билайн" оператора Билайн, содержащихся в рекламных листовках с названием "Спорим, у нас дешевле", является стоимость одной минуты разговора, которая в соответствии с представленными ОАО "Мобильные ТелеСистемы" и ОАО "ВымпелКом" сведениями соответствует стоимости первой минуты разговора по указанным тарифным планам. Между тем, исходя из содержания самой листовки, понять, о какой минуте разговора идет речь не представляется возможным. Кроме того, в указанной листовке не отражена иная существенная информация о тарифных планах, влияющая на стоимость переговоров, а именно: акции, существующие в пределах тарифного плана, стоимость всех минут разговоров.
Отсутствие в содержании рассматриваемой рекламы информации о действии указанных тарифов только в первую минуту разговора, об акциях, существующих в пределах тарифного плана, о стоимости всех минут разговоров, вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно реальной стоимости услуги связи и не позволяет правильно и адекватно воспринимать информацию, а также влияет на оценку и решение потребителей при выборе оператора связи, что нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с документами и информацией, представленными ОАО "Мобильные ТелеСистемы" и ОАО "ВымпелКом" в адрес Управления, следует, что стоимость звонка на другие сети в тарифном плане "Длинные разговоры" оператора МТС установлена для первой минуты разговора в размере 1,50 руб., для второй минуты составляет 1,25 руб., третьей минуты - 1,00 руб., с 4 по 10 минуты - 0,10 руб., в тарифном плане "Много звонков+" стоимость исходящих вызовов абонентам группы "Для двоих" составляет 0,03 руб. (абонентская плата, плата за подключение к группе не взимается), абонентам группы "Вместе лучше" - 0,07 руб. Стоимость исходящего звонка внутри сети оператора Билайн в тарифном плане "Мир Билайн" для первой минуты разговора составляет 0,90 руб., а со второй минуты разговора - 0,60 руб. за минуту эфирного времени, по тарифному плану "Сладкая жизнь" стоимость первой минуты разговора составляет 0,95 руб., со второй по пятую минуту разговора - о руб., т.е. 4 минуты эфирного времени предоставляются абоненту бесплатно.
В рассматриваемой рекламе не содержится информации о стоимости последующих минут разговора, а имеется общая информация о стоимости звонка длительностью в одну минуту, что не позволяет сделать вывод о реальной стоимости исходящих звонков и преимуществах тарифных планов других операторов сотовой связи.
Следовательно, информация о стоимости исходящих звонков на другие сети по тарифным планам "Длинные разговоры", "Много звонков+" оператора МТС и внутри сети оператора Билайн по тарифным планам "Мир Билайн" и "Сладкая жизнь", содержащаяся в рекламной листовке с названием "Спорим, у нас дешевле", является недостоверной, что нарушает пункт 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, установлено событие административного правонарушения, выразившегося в нарушении пункта 4 части 2, пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований частей 2, 3 и 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Исходя из договора N3 подряда на изготовление полиграфической продукции от 21.12.2009 г., заключенного между ЗАО "Смоленская Сотовая Связь" Калужский филиал (далее - "Заказчик") и ООО "Тверской печатный Двор" (далее - Подрядчик), Подрядчик обязуется на основании письменных Заказов Заказчика, выполнять работы по разработке, изготовлению и доставке полиграфической продукции, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать выполненные работы в порядке и сроки, установленные указанным договором.
В соответствии с вышеуказанным договором N3 подряда на изготовление полиграфической продукции от 21.12.2009 г., заказом N4 к указанному договору от 21.03.2010 г., счетом на оплату N291 от 28.04.2010 г., платежным поручением N5544 от 19.05.2010 г., товарной накладной N308 от 28.04.2010 г., счет-фактурой N308 от 28.04.2010 г., листом согласования заказа N4, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ЗАО "Смоленская Сотовая Связь".
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из листа согласования заказа N4 к договору N3 от 21.12.2009 г. на изготовление полиграфической продукции ООО "Тверской Печатный Двор", следует, что лицом, согласовавшим макет рекламы "Спорим, у нас дешевле", является должностное лицо Калужского филиала ЗАО "Смоленская Сотовая Связь" "_".
В соответствии с приказом N34-2009 от 01.04.2009 г. "_" принята на должность _ Калужского филиала ЗАО "Смоленская Сотовая Связь" с 02.04.2009 г.
Согласно приложению 1 к Трудовому договору N27 от 02.04.2009 г., заключенному между Калужским филиалом Закрытого акционерного общества "Смоленская Сотовая Связь" и "_", в должностные обязанности работника входят: осуществление повседневного руководства Коммерческим отделом, организация эффективного построения дилерской сети компании и контроль ее деятельности, разработка и внедрение новых идей по продвижению продукции.
Таким образом, по факту события административного правонарушения устанавливается субъект административного правонарушения - должностное лицо Калужского филиала ЗАО "Смоленская Сотовая Связь" "_".
По факту распространения 7 августа 2010 г. в рамках празднования дня города Сухиничи Калужской области рекламных листовок, содержащих сравнительную таблицу тарифов TELE2 (ЗАО "Смоленская Сотовая Связь") и других операторов связи: Билайн (ОАО "ВымпелКом"), МТС (ОАО "Мобильные ТелеСистемы") и Мегафон (ОАО "Мегафон") на услуги сотовой связи, временем совершения административного правонарушения является 7 августа 2010 года, т.е. время распространения рекламных листовок в рамках празднования дня города Сухиничи Калужской области, а местом совершения административного правонарушения - территория города Сухиничи Калужской области, т.е. место распространения рекламных листовок.
Таким образом, должностным лицом Калужского филиала ЗАО "Смоленская Сотовая Связь" "_" совершено административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований пункта 4 части 2, пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Должностное лицо Калужского филиала ЗАО "Смоленская Сотовая Связь" "_" не предвидела наступления вредных последствий своих действий, хотя должна и могла предвидеть, поэтому формой вины является неосторожность.
С учетом характера административного правонарушения и обстоятельств дела, оснований для прекращения производства по делу по малозначительности не усматривается.
Учитывая личность "_", форму вины, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, считаю необходимым наложить на "_" административный штраф в наименьшем размере в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Привлечь "_" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере: 4000 (Четыре тысячи) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Код бюджетной классификации 161 116 26000 01 0000 140
Получатель УФК по Калужской области (Калужское УФАС России)
ИНН 4026003620 КПП 402701001
ОКАТО 29401000000
Расчетный счет: 40101810500000010001
в ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области г. Калуга
БИК 042908001
Административный штраф за нарушение законодательства о рекламе по делу N01-04а/2011.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, "_" надлежит направить в адрес Калужского УФАС России.
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Настоящее постановление может быть обжаловано в течении 10 суток со дня вручения или получения его копии в порядке, установленном статьями 30.1- 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 9 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016