Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 15 марта 2011 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):<_>
рассмотрев дело N 07-18/2011-006, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Виктория" с помощью средств стабильного территориального размещения рекламы алкогольной продукции,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО "Виктория" (<_>) <_>
Представитель лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО "Фит-Некст" (<_>), на рассмотрении дела отсутствовал, надлежащее уведомление о месте и времени рассмотрения дела невозможно, в связи с отсутствием юридического лица по месту его государственной регистрации. установила:
При мониторинге наружной рекламы, размещенной на территории г. Иваново, Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в г. Иваново на ул. Садовая в доме N 30 находится магазин продукты, принадлежащий ООО "Виктория". Перед входом в магазин на стене размещен баннер, на котором среди продуктов питания и безалкогольных напитков изображены бутылки с алкогольной продукцией: вином и водкой "MEDOFF", а также содержится следующая информация: Ликеро-водочная продукция, соки, воды, бакалея, овощи, фрукты, гастрономия, хлебо-булочные изделия.
Данная реклама содержит признаки нарушения п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Ивановским УФАС России по факту распространения указанной рекламы 25 января 2011 года возбуждено дело N 07-18/2011-006 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
21 февраля 2011 г. Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе отложила дело, в связи с поступлением устного ходатайства от представителя ООО "Виктория" о привлечении рекламопроизводителя ООО "Фит-Некст" в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.
15 марта 2011 г. Комиссия продолжила свою работу после отложения.
Рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения представителя ООО "Виктория", Комиссия пришла к следующим выводам.
Между ООО "Виктория" и ООО "Фит-Некст" заключен договор на изготовление рекламного баннера, подтверждением заключения данного договора является квитанция к приходному кассовому ордеру N 415 от 18 мая 2010 года за изготовление баннера. Привлечь ООО "Фит-Некст" к участию в рассмотрении дела не представляется возможным, в связи с отсутствием данной организации, как по предыдущему адресу осуществления хозяйственной деятельности, так и по юридическому адресу.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Баннер, размещенный на внешней стене магазина "Продукты на Садовой", на котором на фоне продуктов питания и напитков, в том числе с алкогольной продукцией - водкой "MEDOFF", и содержащий следующую надпись: "Всегда в продаже: ликеро-водочная продукция; соки, воды; бакалея и т.д.", содержит информацию рекламного характера исходя из следующих присутствующих признаков рекламы:
- предназначен для неопределенного круга лиц;
- распространен с помощью средств стабильного территориального размещения (на внешней стене магазина "Продукты на Садовой", расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д. 30), в котором непосредственно осуществляется продажа алкогольной продукции;
- направлен на привлечение внимания к алкогольной продукции (водке "MEDOFF"), продуктам питания и их продавцу (магазину "Продукты на Садовой"), призван формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
Согласно пункту 16 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.98 N 37) информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Рекламный баннер, на котором изображены бутылки с алкогольной продукцией - водкой "MEDOFF", и надпись "ликеро-водочная продукция", вызывает у потребителя ассоциации с изображенной на ней алкогольной продукцией - водкой и служит информированию потенциальных покупателей о том, что алкогольную продукцию можно приобрести в магазине "Продукты на Садовой".
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.
За нарушение требований п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность несет рекламораспространитель.
Рекламораспространителем в данном случае является ООО "Виктория".
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Виктория" <_> факт нарушения законодательства о рекламе признала и пояснила следующее. Она является <_> ООО "Виктория" и оформлением фасада здания магазина занималась впервые по разовому поручению. Баннер был заказан, как ей казалось, в профессиональном рекламном агентстве, сотрудники которого хорошо знают законодательство о рекламе. Сотрудники ООО "Фит-Некст" уверили её в том, что баннер соответствует всем нормам действующего законодательства. В действиях <_> не было никакого умысла, нарушение произошло из-за незнания законодательства о рекламе и абсолютного доверия мнению профессиональных рекламопроизводителей.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что вина за распространение рассматриваемой рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе в данном случае лежит на должностном лице рекламораспространителя - ООО "Виктория" - <_>
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу алкогольной продукции, размещенную на внешней стене магазина "Продукты на Садовой", принадлежащего ООО "Виктория", и расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д. 30, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. ООО "Виктория" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 15 марта 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016