Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 17 марта 2011 г.
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 7 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в размещении рекламы сигарет "Донской табак" о проведении стимулирующей акции - розыгрыше призов,
в отсутствии лиц (уведомлены надлежащим образом), в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ЗАО "Аргументы и факты" <_> и ОАО "Донской табак" <_> установила:
В еженедельнике "Аргументы и факты" в выпуске N 35 (1556) от 1-7 сентября 2010 г. на стр. 8 размещена реклама сигарет "Донской табак", в которой указывалось о проведении розыгрыша призов. В данной рекламе имелась пометка: "_Условия и сроки будут указаны в газетах: "Антенна-Телесемь", "АиФ", "Комсомольская правда", "Крестьянин", а также на сайте www.dontabak.ru".
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие.
Согласно ст. 9 ФЗ N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
- сроки проведения такого мероприятия;
- источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
ФАС России наделил Брянское УФАС полномочиями по возбуждению и рассмотрению данного дела в отношении ЗАО "Аргументы и факты" и ОАО "Донской табак".
Согласно статье 33 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе. Ненадлежащей признается реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации в силу ст. 2 Федерального закона "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Брянским УФАС установлено, что в рассматриваемой рекламной информации не указаны сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
По мнению ЗАО "Аргументы и факты" и ОАО "Донской табак", изложенному в письменных объяснениях от 03.03.2011 г. и 10.03.2011 г. соответственно, пометку "_Условия и сроки будут указаны в газетах: "Антенна-Телесемь", "АиФ", "Комсомольская правда", "Крестьянин", а также на сайте www.dontabak.ru" можно рассматривать как соответствующую статье 9 ФЗ N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе". Розыгрыш призов состоялся 27.09.2010 г.
Однако Закон содержит норму о безусловном указании в рекламе стимулирующего мероприятия сроков проведения такого мероприятия и ссылки на источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Пометку "_Условия и сроки будут указаны в газетах: "Антенна-Телесемь", "АиФ", "Комсомольская правда", "Крестьянин", а также на сайте www.dontabak.ru" нельзя рассматривать как источник информации, т.к. потребитель должен получить всю необходимую информацию в настоящее время (соответствующее времени распространения рекламы), а не в будущем.
Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям ст. 9 ФЗ N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе".
В соответствии со ст. 3 указанного закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования. Рекламодателем данной рекламы является ОАО "Донской табак" <_>
В соответствии со ст. 3 указанного закона рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Рекламораспространителем данной рекламы является ЗАО "Аргументы и факты" <_>
В соответствии с ч. 6-7 ст. 38 указанного закона ответственность за данное нарушение несет как рекламодатель, так и рекламораспростанитель.
Руководствуясь п. 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу сигарет "Донской табак" о проведении розыгрыша призов, размещенную в еженедельнике "Аргументы и факты" в выпуске N 35 (1556) от 1-7 сентября 2010 г. на стр. 8, поскольку она не соответствует требованиям ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
2. ЗАО "Аргументы и факты" и ОАО "Донской табак" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренное ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЗАО "Аргументы и факты" <_> и ОАО "Донской табак" <_>
Решение изготовлено в полном объеме "17" марта 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 17 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016