Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 17 марта 2011 г.
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе,
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России от 01.10.2010 N 198) функций по рассмотрению обращений на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившее в адрес Смоленского УФАС России обращение ЗАО "Медицинские системы" (вх. N143/03 от 14.03.2011) на действия аукционной комиссии государственного заказчика - ФГУ "Смоленская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением Минздравсоцразвития России" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку смесей белковых композитных сухих (извещение N0363100008211000004), установила:
В обращении ЗАО "Медицинские системы" (далее - заявитель), озвученном в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере размеще-ния заказов членом Комиссии указано на нарушение аукционной комиссией государственного заказчика законодательства в сфере размещении заказов.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме (N 0363100001011000004) и документация об аукционе 16.02.2011 размещены на офи-циальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.
ЗАО "Медицинские системы" подало заявку на участие в данном открытом аук-ционе.
По результатам рассмотрения первых частей заявок участников размещения заказа аукционной комиссией было принято решение об отказе ЗАО "Медицинские системы" в допуске к участию в открытом аукционе, на основании п.2 ч.4 ст.41.9 Закона о размещении заказов, а именно: не соответствие предложения участника размещения заказа техническому заданию - п.18 документации об аукционе.
Заявитель считает, что аукционная комиссия, приняв данное решение в отноше-нии Общества, нарушила п.1 ч.1 ст. 12 Закона о размещении заказов, согласно которому отказ в допуске к участию в торгах по иным состояниям, кроме указанных в ч.1 данной статьи случаев, не допускается.
По мнению ЗАО "Медицинские системы", смесь белковая композитная сухая "Реалакт-40", указанная в качестве предложения в заявке Общества, является эквива-лентом смеси белковой композитной сухой "Дисо" "Нутринор", требуемой государст-венным заказчиком.
В подтверждение своих доводов, заявитель в своем обращении указывает, что смесь "Реалакт-40" также используется для лечебно- профилактического питания. Об-ласть применения: восполнение недостаточности основных нутриентов и коррекции состава рациона питания различных категорий пациентов в качестве добавки в пищу. Смесь "Реалакт-40" относится к смесям белковым композитным сухим, соответствует требованиям нормативных документов - Р ГОСТу 51074-2003 и СанПиНу 2.3.2 1078-01 и является продуктом второго поколения за счет включения в его состав витаминно-минерального премикса, что значительно повышает его биологическую ценность, как продукта питания. Белок, входящий в состав данного продукта обладает максимальной биологической ценностью и высокой термоустойчивостью (выдерживает кипячение до 100 С), что позволяет использовать данную смесь в качестве компонента приготовления готовых блюд пищеблоками больниц и санатори-ев.
На основании изложенного ЗАО "Медицинские системы" просит рассмотреть обращение по существу и в случае выявления нарушений выдать аукционной комиссии государственному заказчику предписание об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов.
Представитель государственного заказчика в ходе заседания Комиссии Смолен-ского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов по сути обращения по-яснил следующее.
16.02.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения ин-формации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru были размещены: извещение о проведении открытого аукциона и аукционная документация.
До 16 часов 24 февраля 2011 года поступило 2 заявки от участников размещения заказа под номерами N 1 и N 2.
25 февраля 2011 года аукционной комиссией ФГУ "Смоленская ПБСТИН Мин-здравсоцразвития России" были рассмотрены первые части поступивших заявок. По результатам их рассмотрения аукционной комиссией было принято решение: допустить к участию в аукционе участника размещения заказа под N1 и отказать в допуске к участию в открытом аукционе участника размещения заказа под N2 на основании п. 2 ч. 4 ст.41.9 Закона о размещении заказов, а именно - не соответствие данной заявки п. 18 Технического задания документации об аукционе.
25 февраля 2011 года на указанном официальном сайте был размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе, в котором было отмечено, что в связи с отклонением одного из участников размещения заказа, аукцион признан несостоявшимся.
Кроме того, Представитель государственного заказчика указал, что государст-венный заказчик в установленные законом сроки заключил государственный контракт с участником размещения заказа под N 1.
По факту отклонения ЗАО "Медицинские системы" (участник размещения за-каза под N2) в допуске к участию в открытом аукционе представитель ответчика пояснил следующее.
Согласно техническому заданию документации об аукционе предметом торгов является: поставка смеси белковой композитной сухой "Дисо" "Нутринор" или экви-валент. Область применения - для приготовления пищеблоками больниц и санаториев, предприятиями общественного питания в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания.
ЗАО "Медицинские системы" в своей заявке предложило: смесь белковую ком-позитную сухую "Реалакт-40", производитель ЗАО Компания "Нутритек" Россия. Об-ласть применения - для приготовления пищеблоками больниц и санаториев, предпри-ятиями общественного питания в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания.
При проверке государственным заказчиком сведений, указанных в заявке под N2 установлено, что в реестре продукции, прошедшей государственную регистрацию отсутствуют сведения о регистрации продукта с таким названием и областью применения.
Следовательно, участником размещения заказа под N2 был предложен продукт, не прошедший государственную регистрацию.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 2 января 2000 года N29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N29-ФЗ) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном данным законом. В соответствии с п.2 данной статьи установлен запрет на оборот на территории РФ пищевых продуктов, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации.
В связи с чем, аукционная комиссия государственного заказчика решила отказать участнику размещения заказа под N2 (ЗАО "Медицинская система") в допуске к участию в открытом аукционе.
На основании изложенного представитель государственного заказчика просит признать обращение ЗАО "Медицинские системы" необоснованным.
В ходе рассмотрения обращения ЗАО "Медицинские системы" на действия аук-ционной комиссии государственного заказчика - ФГУ "Смоленская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением Мин-здравсоцразвития России" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку смесей белковых композитных сухих (извещение N0363100008211000004), и проведенной в соответствии с ч.5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения открытого аукциона в электронной форме, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и аукци-онная документация размещены 16.02.2011 на официальном сайте Российской Фе-дерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 25.02.2011 по окончании срока подачи заявок на 16 час. 00 мин. было подано 2 заявки от участников, с порядковыми номерами: N 1 и N 2.
К участию в аукционе в электронной форме был допущен участник размещения заказа под N1.
В соответствии с указанным протоколом участнику размещения заказа под N2 было отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на ос-новании п. 2 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, а именно вследствие несоответствия заявки Техническому заданию - п.18 документации об аукционе.
Предметом открытого аукциона является поставка смесей белковых композит-ных сухих, а именно смеси белковой композитной сухой "Дисо" Нутринор" (или эквивалент). Область применения: для использования пищеблоками больниц и санаториев, предприятиями общественного питания в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания. Код ОКП: 91 9760 Лечебно-профилактическое питание. Продукт должен выдерживать необходимый режим термообработки в процессе приготовления блюд. Качество, характеристики товара, область применения и его безопасность должны соответствовать требованиям нормативных документов и настоящему техническому заданию, подтверждаться прилагаемыми к заявке на участие в аукционе сертификатом соответствия обязательной сертификации, этикеткой с упаковки продукции. Диетиче-ские (лечебно-профилактические) свойства продукта должны быть подтверждены общепризнанными научными данными о продукте, которые прилагаются к заявке.
ЗАО "Медицинские системы" в своей заявке предлагает к поставке смесь белко-вую композитную сухую "Реалакт-40", с областью применения: для приготовления пищеблоками больниц и санаториев, предприятиями общественного питания в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания.
Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения за-казов установлено, что в реестре продукции, прошедшей государственную регистрацию смесь "Реалакт-40", с указанной в заявке ЗАО "Медицинские системы" областью применения, отсутствует.
В обороте, согласно ч.1 ст.3 Закона N29-ФЗ, могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном данным законом.
Кроме того, в соответствии с письмом Учреждения Российской академии меди-цинских наук НИИИ питания РАМН от 10.03.2011 N72-01-23/128 "В питании пациентов ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения) смеси белковые композитные сухие (далее - СБКС) используются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 N330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ Российской Федерации" (с изменениями на 26.04.2006). В питании лиц, проживающих в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, смеси белковые композитные сухие применяются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15.02.2002 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" N12 (с изменениями на 04.06.2007).
В соответствии с действующим законодательством продукты диетического питания, в том числе и смеси белковые композитные сухие, должны быть внесены в Государственный реестр с выдачей свидетельства о государственной регистрации.
Смесь белковая композитная сухая "Дисо" "Нутринор" полностью отвечает вы-шеуказанным требованиям, так как прошла экспертизу в НИИ питания РАМН, двухгодичные клинические испытания в Клинике лечебного питания РАМН, где использовались в качестве компонента приготовления готовых блюд стандартных диет, предусмотренных Приказом Минздрава РФ N330 и Постановлением Минтруда РФ N12. Смесь белковая композитная сухая "Дисо" "Нутринор" имеет свидетельство о государственной регистрации.
Смесь сухая специализированная белковая композитная "Реалакт-40" (без аромата, или с ароматом ванили, или персика, или банана, или клубники, или грейпфрута, или кофе-карамели, или лесных ягод) зарегистрирована как продукт питания, имеющий иную область применения. Он может использоваться только как самостоятельный пищевой продукт для дополнительного питания здоровых и больных людей для восполнения недостаточности основных нутриентов и коррекции состава рациона питания больных различных категорий. Использование его в качестве компонента приготовления блюд диетического питания невозможно, так как его характеристики и свойства не соответствуют требованиям для смесей белковых композитных сухих вышеупомянутых Приказа N330 и постановления N12. Также данный продукт не прошел клинических испытаний по установленной форме, результаты которых должны быть оценены экспертами для выдачи соответствующих рекомендаций по области применения".
Также в письме сообщалось, что "Смесь белковая композитная сухая "Дисо" "Нутринор" и Смесь сухая специализированная белковая композитная "Реалакт-40" (без аромата, или с ароматом ванили, или персика, или банана, или клубники, или грейпфрута, или кофе-карамели, или лесных ягод) эквивалентными и/или взаимозаме-няемыми не являются.
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к выводу, что доводы заявителя о том, что смесь белковая композитная сухая "Реалакт-40" является эквивалентом смеси белковой композитной сухой "Дисо" "Нутринор" несостоятельны.
Следовательно, аукционная комиссия государственного заказчика правомерно отказала ЗАО "Медицинские системы" в допуске к участию в открытом аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок участников размещения заказа от 25.02.2011.
Анализ аукционной документации выявил следующее.
В разделе 1 документации об аукционе указано, что любой участник размещения заказа независимо от наличия у него аккредитации на электронной площадке вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. Данное требование нарушает положения ч.3 ст.41.7 Закона о размещении заказов, согласно которой любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
Кроме того, в соответствии с п.10 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов доку-ментация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать порядок при-менения официального курса иностранной валюты к рублю российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного государственного или муниципального контракта.
Однако в аукционной документации (извещение N0363100008211000004) в на-рушение указанной правовой нормы данные сведения отсутствуют.
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установила, что заявка под номером N1 соответствует требованиям действующего за-конодательства в сфере размещения заказов и документации об аукционе, в связи с чем, данный участник размещения заказа правомерно допущен аукционной комиссией к участию в открытом аукционе в электронной форме.
В ч.12.4 ст.12 проекта государственного контракта указано, что "все изменения и дополнения к настоящему контракту оформляются в письменном виде путем подписания Сторонами дополнительных соглашений к Контракту.". Вместе с тем ч.5 ст.9 Закона о размещении заказов определено, что изменение условий контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч.6-6.6 и 8.1 ст.9 данного закона.
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказа решила предписание государственному заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на выбор победителя аукциона в электронной форме, а также государственный контракт уже заключен и в силу вступили договорные отношения.
Таким образом, изучив все материалы по обращению, выслушав представителя ответчика, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, решила:
1. Признать обращение ЗАО "Медицинские системы" на действия аукционной комиссии государственного заказчика - ФГУ "Смоленская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением Минздравсоцразвития России" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку смесей белковых композитных сухих (извещение N0363100008211000004), необоснованным.
2. Признать в действиях государственного заказчика нарушение требований ч.5 ст.9, п.10 ч.3 ст.41.6, ч.3 ст.41.7 Закона о размещении заказов.
3. Предписание государственному заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты аукциона, а также государственный контракт уже заключен и в силу вступили договорные отношения.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Подписи членов комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 17 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016