Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
(опубликовано 18 марта 2011 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Адыгея по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Женетль Аслан Шаханович заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Управление);
Члены Комиссии:
Точиев Батыр Бесланович - начальник отдела Управления;
Жуков Азамат Гасанович - ведущий специалист - эксперт Управления;
Мамсиров Рустам Русланович - ведущий специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело NА-56/14-10 от 29.12.2010 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" (Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пос.Яблоновский, ул.Шоссейная, 75) пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) выразившееся в незаконном использовании олимпийской символики при продаже жилой площади путем распространения рекламы на телевизионном канале "Россия -1" следующего содержания: "СТРОЙКОМПЛЕКС п. Яблоновский 1 кв.м. от 21000 рублей (861) 274-77-33 п. Энеем 1-ком. квартира от 620000 рублей. С проектной документацией можно ознакомится на www.s-kompleks.ru ЖК "Олимпийский", также в указанной рекламе имеется звуковое сопровождение следующего содержания: "Доступность, качество, надежность. Квартиры и коттеджи от компании "Стройкомплекс" 1 кв.м. от 21000 рублей, долевое участие, готовое жилье",
в присутствии представителей ответчика - ООО "Стройкомплекс" по доверенности от 27.01.2011 г. - <_> и по доверенности от 25.11.2009 г. - <_>
Автономная некоммерческая организация "Оргкомитет "Сочи 2014" (далее - АНО "Оргкомитет "Сочи 2014") 21.01.2011 г. представило в Управление ходатайство, (вх.N125 от 21.01.2011) о рассмотрении дела NА-56/14-10 в отсутствии его представителя в связи с невозможностью явки. установила:
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о защите конкуренции и согласно пунктам 3.5 и 3.9 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007 г. N447 в Управление 22.12.2010 г. вх.N2557 от 22.12.2010 г. из Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило на рассмотрение заявление АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" от 10.12.2010 NОД-4673 на действия Общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" место нахождения Республика Адыгея, Тахтамукайский район, ПГТ Яблоновский, ул.Шоссейная, 75(подтверждено распечаткой официального Интернет-сайта www.s-kompleks.ru Общества) в котором сообщает следующее.
АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" выявлен факт использования олимпийской символики и зарегистрированного товарного знака в деятельности ООО "Стройкомплекс".
ООО "Стройкомплекс" используется наименование "Олимпийский" в названии одного из жилищных комплексов, находящихся по адресу: Краснодарский край, пос.Яблоновский, ул.Восточная, пр. "Олимпийский".
Правообладателем товарного знака в виде словесного обозначения "OLIMPIJKI" (транслитерация "Олимпийский") совмещенного с изображением пяти переплетающихся колец на основании международной регистрации с указанием Российской Федерации N1019494 является Международный олимпийский комитет (далее - МОК), в отношении товаров и услуг с 1 по 45 классы Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), в том числе 37 класса МКТУ - строительство. Представителем МОК на территории Российской Федерации по вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является АНО "Оргкомитет "Сочи 2014".
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", наименование "Олимпийский" образованные на его основе слова и словосочетания являются олимпийской символикой.
Ни МОК, ни АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" не выражали своего согласия на использование ООО "Стройкомплекс" олимпийской символики и зарегистрированных товарных знаков.
По мнению АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" использование наименования "Олимпийский" в деятельности ООО "Стройкомплекс" может создавать у потребителей ложное представление о причастности данного субъекта к Олимпийским играм и могут быть признаны недобросовестной конкуренцией.
В обоснование своих доводов АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" приложило к заявлению, компакт-диск с видеоматериалом рекламы ООО "Стройкомплекс" о продаже жилой площади в ЖК с названием "Олимпийский", справку по международной регистрации N1019494 от 10.12.2010 г. на основании которой правообладателем товарного знака на основании международной регистрации с указанием Российской Федерации является МОК, а также письмо МОК от 28.10.2008 о подтверждении права АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" действовать от имени и в интересах МОК.
Комиссия, рассмотрев материалы, установила, что рекламодателем указанной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" находящееся по адресу: Тахтамукайский район, пос.Яблоновский, ул.Шоссейная, 75, а также наличие в его действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом руководителя Управления от 27.12.2010 за N135 возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела NА-56/14-10 по признакам нарушения ООО "Стройкомплекс" пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции выразившееся в незаконном использовании олимпийской символики при продаже жилой площади в пос.Яблоновский путем распространения рекламы на телевизионном канале "Россия -1" следующего содержания: "СТРОЙКОМПЛЕКС п. Яблоновский 1 кв.м. от 21000 рублей (861) 274-77-33 п. Энеем 1-ком. квартира от 620000 рублей. С проектной документацией можно ознакомится на www.s-kompleks.ru ЖК "Олимпийский", также в указанной рекламе имеется звуковое сопровождение следующего содержания: "Доступность, качество, надежность. Квартиры и коттеджи от компании "Стройкомплекс" 1 кв.м. от 21000 рублей, долевое участие, готовое жилье".
На рассмотрении дела представитель ООО "Стройкомплекс" Чепсин С.Т. сообщил, что общество несогласно с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства по следующим основаниям.
ООО "Стройкомплекс" при строительстве жилых домов на земельном участке расположенном по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а.Тахтамукай, ул.Олимпийская 1, (адресный знак присвоен Постановлением главы администрации "Тахтамукайское сельское поселение" N36 от 30.03.2010 г.) не использовался зарегистрированный товарный знак "Олимпийский".
ООО "Стройкомплекс" на рассмотрение дела были представлены копии договоров, заключенных с ООО "Рекламное бюро "Полюс" от 15.06.2010 б/н на изготовление рекламного материала и с ООО "Видео Интернешнл-Краснодар" NФ0097 от 27.05.2010 на размещение рекламного проекта ООО "Стройкомплекс" в Региональном эфире.
На основании договора заключенного между ООО "Видео Интернешнл-Краснодар" с ООО "Стройкомплекс" распространялась реклама, но не использовался зарегистрированный товарный знак "Олимпийский".
Также, при покупке домов и квартир покупателей не интересует название жилого комплекса и на практике не имеет никакого значения, кроме обозначения места расположения ЖК, а имеет значение цена, качество и сроки строительства, возможность рассрочки платежа, удобная планировка жилых и нежилых помещений, место расположения - от центра, школ, больниц, детского сада, парка культуры и отдыха, развлекательных учреждений, наличие доступного по цене гаража или автостоянки, торговых центров, транспортных узлов и т.д.
При рассмотрении дела N А-56/14-10 по существу Комиссией установлено следующее.
ООО "Стройкомплекс" в лице директора <_> как "Заказчик" и ООО "Рекламное бюро "Полюс" в лице медиаконсультанта <_> заключили договор б/н от 15.06.2010 г. Согласно пункту 2.1 Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по изготовлению рекламных материалов.
Также, ООО "Стройкомплекс" в лице директора <> как "Заказчик" и ООО "Видео Интернешнл-Краснодар", как "Компания" заключили Договор от 27.05.2010 NФ0097. Согласно п.2.1 данного договора Заказчик поручает, а Компания, действуя на основании договоров с соответствующими контрагентами, обязуется обеспечить оказание Заказчику в период с 27.05.2010 г. по 31.12.2010 г. услуг по проведению рекламной кампании Рекламного проекта ООО "Стройкомплекс" путем размещения рекламы в Региональном эфире Телеканалов/Радиоканалов в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с видеоматериалом, представленным АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" ООО "Стройкомплекс" разместило в региональном эфире на телеканале "Россия-1" рекламу следующего содержания: "СТРОЙКОМПЛЕКС п. Яблоновский 1 кв.м. от 21000 рублей (861) 274-77-33 п. Энеем 1-ком. квартира от 620000 рублей. С проектной документацией можно ознакомится на www.s-kompleks.ru ЖК "Олимпийский", также в указанной рекламе имеется звуковое сопровождение следующего содержания: "Доступность, качество, надежность. Квартиры и коттеджи от компании "Стройкомплекс" 1 кв.м. от 21000 рублей, долевое участие, готовое жилье".
В представленном представителем ООО "Стройкомплекс" на рассмотрение дела видеоматериале, название ЖК "Олимпийский" не используется. Также представитель пояснил, что данный видеоматериал мог быть распространен риэлторами ООО "Стройкомплекс" находящимися по адресу г.Краснодар, ул.Суворова, 60/1, а также что предоставленный АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" видеоматериал не соответствует видеоматериалу изготовленному на основании договора от 15.02.2011 г., заключенного ООО "Стройкомплекс" и ООО "Рекламное бюро "Полюс" и видеоматериалу размещенному на телевизионном канале согласно договору от 27.05.2010 NФ0097, заключенного между ООО "Стройкомплекс" и ООО "Видео Интернешнл-Краснодар".
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия вынесла определение об отложении рассмотрения дела NА-56/14-10 и назначении рассмотрения дела на 28.02.2011 г. в 11ч.00 мин.
Комиссией для получения дополнительных доказательств был направлен запрос в ООО "Видео Интернешнл-Краснодар" о предоставлении копии рекламного проекта размещенного в Региональном эфире Телеканалов в период с 27.05.2010 г. по 31.12.2010 г согласно договору NФ0097 от 27.05.2010, а также представлении информации о заключении договоров с другими хозяйствующими субъектами на размещение рекламного проекта рекламы услуг по продаже жилой площади ООО "Стройкомплекс" в ЖК с названием "Олимпийский". Также был направлен запрос и в ООО "Рекламное бюро "Полюс" о предоставлении копии рекламного материала изготовленного согласно договору б/н от 15.06.2010 г. заключенному с ООО "Стройкомплекс", а также заключались ли договоры с другими хозяйствующими субъектами на изготовление рекламного материала услуг ООО "Стройкомплекс" по строительству и продаже жилой площади в ЖК с названием "Олимпийский".
В соответствии с запросами Комиссии ООО "Рекламное бюро "Полюс" от 21.02.2011 г. исх.N26 и ООО "Видео Интернешнл-Краснодар" от 15.02.2011 г. исх. N015 предоставили информацию, из которой следует, что заказчиком рекламного проекта на изготовление и размещение рекламы с использованием названия ЖК "Олимпийский" является ООО "Стройкомплекс". Договоров с другими хозяйствующими субъектами на изготовление и размещение рекламных материалов, проектов рекламы услуг по продаже жилой площади ООО "Стройкомплекс" в ЖК с названием "Олимпийский" не заключалось, также просмотрев копии рекламных материалов Комиссия установила, что имеется два рекламных ролика изготовленных для ООО "Стройкомплекс", в одном из которых отсутствует название ЖК "Олимпийский", а другой идентичен видеоматериалу предоставленному АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" и в нем при продаже жилой площади используется название олимпийской символики, а именно ЖК "Олимпийский".
28.02.2011 г. рассмотрение дела было продолжено в присутствии представителя ООО "Стройкомплекс" по доверенности от 25.11.2009 г. <_>
Представитель АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" на рассмотрение дела не явился, надлежаще был уведомлен (в соответствии с почтовым уведомлением 21.02.2011 г. определение АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" получено). Ходатайств о рассмотрении дела от АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" без участия их представителя в Управление не поступало.
Представитель ООО "Стройкомплекс" факт нарушения антимонопольного законодательства не признал, поясняя, что название ЖК было дано в связи с названием улицы Олимпийская.
Для предоставления ООО "Стройкомплекс" информации о доходе полученном от реализации квартир и домов в ЖК "Олимпийский" в период действия договора NФ0097 от 27.05.2010 с 27.05.2010 по 31.12.2010 Комиссией был объявлен перерыв до 04.03.2011 г.
04.03.2011 Комиссия в присутствии представителя ООО "Стройкомплекс" Емтыль Р.К. продолжив рассмотрение и изучив материалы дела, пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) особенности размещения (распространения) рекламы в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно справке от 28.10.2008 МОК, в соответствии с Олимпийской Хартией и Контрактом с городом-организатором на проведение XXII Зимних Олимпийских игр от 07.07.2007 года, заключенным в г.Гватемала, подтверждает право АНО Оргкомитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи действовать от имени и в интересах Международного олимпийского комитета в России при обеспечении защиты, включая способы защиты предусмотренные Найробским договором, принадлежащих МОК исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе олимпийскую символику, в ходе организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон от 01.12.2007 N310-ФЗ) использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с МОК или уполномоченными ими организациями которой и является АНО "Оргкомитет "Сочи 2014".
Частью 3 статьи 7 Закона от 01.12.2007 N310-ФЗ установлено, что использование олимпийской символики с нарушением требований части 2 настоящей статьи признается незаконным.
ООО "Стройкомплекс" осуществляла использование олимпийской символики в названии ЖК "Олимпийский" при рекламе и продаже жилой площади без заключения договора на его использование с АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" и МОК.
Пунктом 1 части 1 статьи 8 Закона от 01.12.2007 N310-ФЗ установлено, что продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовалась олимпийская символика признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе - продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
В соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) являются в том числе товарные знаки и знаки обслуживания.
Реклама ООО "Стройкомплекс" направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к жилым площадям, реализуемым ООО "Стройкомплекс".
Следовательно, признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", в действиях ответчика присутствуют.
Представитель ООО "Стройкомплекс" пояснил, что в данное время ООО "Стройкомплекс" прекратило распространение рекламы ЖК с названием "Олимпийский", однако доказательств прекращения размещения рекламного материала в региональном эфире на рассмотрение Комиссии не предоставил.
Таким образом, действия ООО "Стройкомплекс", выразившиеся в незаконном использовании олимпийской символики при продаже жилых площадей в пос.Яблоновский путем распространения рекламы, на телеканале "Россия 1" следующего содержания: "СТРОЙКОМПЛЕКС п. Яблоновский 1 кв.м. от 21000 рублей (861) 274-77-33 п. Энеем 1-ком. квартира от 620000 рублей. С проектной документацией можно ознакомится на www.s-kompleks.ru ЖК "Олимпийский", также в указанной рекламе имеется звуковое сопровождение следующего содержания: "Доступность, качество, надежность. Квартиры и коттеджи от компании "Стройкомплекс" 1 кв.м. от 21000 рублей, долевое участие, готовое жилье", являются недобросовестной конкуренцией и нарушают пункт 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать действия ООО "Стройкомплекс", выразившиеся в незаконном использовании олимпийской символики при продаже жилых площадей в ЖК с названием "Олимпийский" путем распространения рекламы, на телеканале "Россия 1" следующего содержания: "СТРОЙКОМПЛЕКС п. Яблоновский 1 кв.м. от 21000 рублей (861) 274-77-33 п. Энеем 1-ком. квартира от 620000 рублей. С проектной документацией можно ознакомится на www.s-kompleks.ru ЖК "Олимпийский", с звуковым сопровождением следующего содержания: "Доступность, качество, надежность. Квартиры и коттеджи от компании "Стройкомплекс" 1 кв.м. от 21000 рублей, долевое участие, готовое жилье", недобросовестной конкуренцией и нарушением требований пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ООО "Стройкомплекс" предписание о прекращении нарушения.
3. Передать материалы Руководителю Адыгейского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении требований части 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N А-56/14-10
18 марта 2011 г. г.Майкоп
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - Женетль А.Ш., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Адыгея (далее - Управления).
Члены Комиссии:
Точиев Батыр Бесланович - начальник отдела Управления;
Жуков Азамат Гасанович - ведущий специалист - эксперт Управления;
Мамсиров Рустам Русланович - ведущий специалист - Управления.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего Решения от 04 марта 2011 г. по делу NА-56/14-10 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" (Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п.Яблоновский, ул. Шоссейная, 75) пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" в срок до 19.04.2011 прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в недобросовестной конкуренции, путем незаконного использования названия "Олимпийский" при распространении рекламы, на телеканале "Россия 1" следующего содержания: "СТРОЙКОМПЛЕКС п. Яблоновский 1 кв.м. от 21000 рублей (861) 274-77-33 п. Энеем 1-ком. квартира от 620000 рублей. С проектной документацией можно ознакомится на www.s-kompleks.ru ЖК "Олимпийский".
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" представить в Адыгейское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 в срок до 20.04.2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (опубликовано 18 марта 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016