Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 22 марта 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 22 марта 2011 г. В полном объеме решение изготовлено 30 марта 2011 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при участии представителей Правительства Хабаровского края, министерства имущественных отношений Хабаровского края, министерства строительства Хабаровского края - заместитель начальника отдела подготовки документов по распоряжению земельными участками управления архитектуры и проектных работ, ООО "Стройальянс", представители администрации г. Хабаровска - уведомлены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, рассмотрев дело N 8-01/438, возбужденное в отношении Правительства Хабаровского края (далее -правительство) по признакам нарушения статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в ходе осуществления проверки по жалобе членов гаражно-металлического кооператива N203-М (далее - ГМК N203-М, заявитель) по вопросу предоставления ООО "Стройальянс" (далее - общество) земельного участка, расположенного по ул. Юности - ул. Шкотова, установлено следующее. Распоряжением Правительства Хабаровского края от 30.08.2010 N514-рп ООО "Стройальянс" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 27:23:050401:34 площадью 13 880 кв.м. для строительства объекта "База хранения строительных материалов" по ул. Юности - ул. Шкотова в г. Хабаровске. Договор аренды N10741 с ООО "Стройальянс" заключен 03 сентября 2010 сроком на 3 года, по 30 августа 2013 г.
Представитель ГМК N203-М полагает, что обществу данный участок предоставлен незаконно, без проведения торгов. В публикации о приеме заявлений указано неверное местоположение земельного участка, что ввело в заблуждение потенциальных притязателей на земельный участок и является нарушением антимонопольного законодательства. В публикации надлежало указать координаты, описывающие местоположение земельного участка; указывает на имеющиеся ограничения на данном земельном участке (теплотрасса, водоводы, кабель), соответственно, капитальное строительство здесь не может быть осуществлено; указывает, что межевание земельного участка и кадастровые работы по заявлению ООО "Стройальянс" не проводились.
Представитель Правительства Хабаровского края считает, что распоряжение N514-рп не противоречит Закону о защите конкуренции, земельный участок предоставлен в соответствии с требованиями статьи 30 ЗК РФ посредством опубликования в средствах массовой информации сообщения о приеме заявлений на предоставление данного земельного участка в пользование под строительство объекта. Учитывая, что ЗК РФ не предусмотрены требования к содержанию публикации, указывать в такой публикации подробное описание характеристик земельного участка не является обязательным. Указанное в публикации и в межевом плане местонахождение земельного участка как расположенного на юго-запад от ориентира - нежилого здания по ул. Юности, 17Б, а не на юго-восток, как оказалось фактически, является кадастровой ошибкой кадастрового инженера, осуществлявшего межевание и составившего межевой план. При том, что согласно имеющегося в материалах дела кадастрового плана земельного участка N27:23:05 04 01:0004 от 2003 года, местоположение обозначено как по ул. Шкотова, а не ул. Юности. В подпункте 3 пункта 4 ст. 30 ЗК РФ отсутствуют требования к содержанию опубликованного извещения. Поэтому сообщение о приеме заявлений вообще могло не содержать подробного описания местоположения земельного участка.
Представитель ООО "Стройальянс" позицию Правительства Хабаровского края поддержал в полном объеме. Указал на то, что в 2009 году проводились публичные слушания о предполагаемом строительстве на данном земельном участке, межевой план составлен кадастровым инженером, описание местоположения внесено в договор аренды от 03.09.2010. Судом дана правовая оценка о несоответствии доводов ГМК N203-М о различном местонахождении земельных участков фактическим обстоятельствам дела. Направление от ориентира имеет дополнительный характер к основным характеристикам земельного участка и указывается примерно.
Представитель министерства имущественных отношений Хабаровского края пояснил, что кадастровые работы без межевания не могут быть произведены; порядок опубликования извещения определен пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ, при этом действующее законодательство не предусматривает определенных требований к содержанию публикации, публикация носит информационный характер и не влечет никаких юридических последствий для граждан. Представитель министерства строительства края позицию Правительства также поддержал. Заседание Комиссии откладывалось до 22.03.2011.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссией пришла к следующему выводу. Данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно принятому в соответствии со статьями 30 и 31 ЗК РФ Порядку организации работы по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденному Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N85-пр (далее - Постановление N85-пр) уполномоченными органами Правительства Хабаровского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Хабаровска, являются министерство строительства Хабаровского края (по выбору и формированию земельных участков; по подготовке распорядительных актов о предварительном согласовании места размещения объекта; по подготовке градостроительных требований для включения их в распорядительные акты о предоставлении земельных участков) и министерство имущественных отношений Хабаровского края (по вопросам подготовки распорядительных актов о предоставлении земельных участков).
ООО "Стройальянс" подавалось заявление от 14.12.2009 о предоставлении земельного участка, расположенного по ул. Юности - ул. Шкотова в г. Хабаровске площадью 13 880 кв.м. для строительства базы хранения стройматериалов в аренду на 3 года (входящий номер министерства 18283 от 24.12.2009).
Как следует из статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию, осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов. Пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонирование территорий).
Из материалов дела следует, что земельный участок расположен в производственной зоне К-1 - зоне складирования и оптовой торговли по ул. Юности в Индустриальном районе в соответствии с градостроительной документацией о застройке и Правилами землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденными решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N211 (в редакции решения Хабаровской городской Думы от 23.09.2008 N667, от 27.10.2009 N119). Следовательно, предварительное согласование места размещения базы хранения строительных материалов не требуется. В соответствии с пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1. Проведение работ по формированию земельного участка:
- проведение работ по подготовке документов для государственного кадастрового учета и его осуществления;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к данным сетям;
1.1 принятие решения о проведении торгов или предоставления земельного участка без проведения торгов;
1.2. публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов;
2. Проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов осуществляется на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Передача земельного участка в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
3. Подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в случае предоставления земельного участка без проведения торгов.
На заседании комиссии по принятию решений о выставлении земельных участков на торги и принятию решений об изменении условий предоставления земельных участков министерства имущественных отношений края, как следует из протокола N100 от 29.12.2009, принято решение о предоставлении ООО "Стройальянс" земельного участка площадью 13 880 кв.м. по ул. Юности - ул. Шкотова в г. Хабаровске для строительства объекта "База хранения строительных материалов" в соответствии с пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ через опубликование сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду на 3 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, пункта 4 Постановления N85-пр министерством имущественных отношений края 30.12.2009 осуществлена публикация сообщения о предоставлении земельного участка в аренду, содержащая следующие сведения о земельном участке: участок находится примерно в 290 метрах по направлению на юго-запад от ориентира - нежилого здания, расположенного за пределами участка; адрес ориентира - ул. Юности, 17Б. г. Хабаровск, для строительства базы хранения строительных материалов; заявителям предлагается при личном обращении предъявлять копию публикации.
Предоставление земельного участка в аренду для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется посредством торгов, кроме случая, установленного подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, а именно: при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предполагаемых к передаче земельных участков, если имелась только одна заявка.
Согласно протоколу заседания комиссии N4 по принятию решений о выставлении земельных участков на торги и принятию решений об изменении условий предоставления земельных участков 05.02.2010 рассматривался вопрос о предоставлении ООО "Стройальянс" земельного участка по ул. Юности - ул. Шкотова в г. Хабаровске для строительства объекта "База хранения строительных материалов" по результатам поступивших заявлений в ответ на публикацию указанного сообщения.
По результатам опубликования было подано 29.01.2010 заявление N14 о предоставлении земельного участка, отклоненное министерством имущественных отношений края в связи с тем, что подано лицом, не имеющим государственной регистрации по указанному в доверенности на представление интересов адресу. Впоследствии заявлением от 23.03.2010 N 43 предыдущее заявление от 29.01.2010 было аннулировано. Таким образом, на момент принятого оспариваемого распоряжения имелась только заявка ООО "Стройальянс", в связи с чем проведение торгов не требовалось и доводы заявителя в данной части подлежат отклонению. Комиссией министерства имущественных отношений края принято решение предоставить ООО "Стройальянс" данный земельный участок в аренду.
Как следует из статьи 11.1 ЗК РФ, земельный участок - часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В соответствии с абзацем 1 подпункта 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ формирование границ земельного участка включает в себя подготовку проекта его границ и установление их на местности. Границы земельного участка на местности определяются согласно статьи 17 Федерального закона "О землеустройстве" путем проведения работ по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Как следует из представленных заявителем кадастрового плана земельного участка от 10.10.2003, земельный участок, на котором располагаются некапитальные объекты - гаражи - в 2001 году имел кадастровый номер 27:23:050401:14, площадь 11418, 4 кв.м., в октябре 2003 года при той же площади земельного участка кадастровый номер земельного участка - 27:23:05 04 01:0004. При этом в графе "местоположение" отсутствует подробное описание местоположения земельного участка, имеется только указание на то, что земельный участок располагается по ул. Шкотова. В землеустроительном деле от 24.07.2003 местоположение земельного участка описывается также без указания на направление от ориентира - нежилого здания бн по ул. Юности. Как следует из межевого плана от 28.12.2009, спорный земельный участок площадью 13 880 кв.м. образован из двух земельных участков: с кадастровым номером 27:23:050401:4 площадью 11 418, 4 кв.м. и с кадастровым номером 27:23:050401:п1 площадью 2 461,6 кв.м. Поскольку образован новый земельный участок с кадастровым номером 27:23:050401:34, то земельный участок с номером 27:23:050401:4 снят с кадастрового учета.
Земельный участок площадью 13880 кв.м., кадастровый номер - 27:23:050401:34, как указано в публикации, кадастровом паспорте от 19.01.2010, договоре аренды N10741 от 03.09.2010, находится примерно в 290 м. по направлению на юго-запад от ориентира "нежилое здание" по ул. Юности, д.17Б, в г. Хабаровск, расположенного за пределами участка. Таким образом, только в межевом плане от 28.12.2009 года впервые появляется точное описание местоположения земельного участка в определенном направлении от конкретного ориентира.
Из представленной заявителем кадастровой выписки от 17.01.2011 о земельном участке в описание местоположения земельного участка внесены изменения, из которых следует, что участок находится примерно в 290 м. по направлению на юго-восток от ориентира "нежилое здание, расположенное за пределами участка, по ул. Юности, дом 17Б, г. Хабаровск. Из представленных заявителем схем и материалов министерства имущественных отношений становится очевидным факт расположения земельного участка от ориентира, расположенного по ул. Юности, д.17Б, в г. Хабаровске, не в сторону юго-запада, а в противоположную сторону - в 149 м. на юго-восток. Факт кадастровой ошибки, допущенной кадастровым инженером при проведении межевых работ в 2009 году, лицами, участвующими в деле, не отрицался.
В данном случае указанное обстоятельство не может рассматриваться в качестве нарушения антимонопольного законодательства и обоснования несоответствия оспариваемого распоряжения Правительства Хабаровского края законодательству, так как в публикации о приеме заявлений указано, что заинтересованное лицо должно лично обратиться в министерство имущественных отношений края с заявлением о предоставлении земельного участка, прилагая копию данной публикации, и, соответственно, получить всю необходимую информацию о земельном участке.
Довод заявителя о необходимости соблюдения пункта 4 статьи 11.2. ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки отклоняется по следующим основаниям: между заявителем и департаментом муниципальной собственности администрации города Хабаровска 06.07.1998 заключен договор аренды N25-ГД земельного участка с N27:23:050401:4, вошедшим в состав спорного земельного участка. Указанный договор заключен на срок более одного года и подлежал государственной регистрации, что не было осуществлено заявителем. В соответствии со статьей 651 ГК РФ договор аренды недвижимости, заключенный на срок более одного года, считается заключенным с момента государственной регистрации. Следовательно, договор N25-ГД считается не заключенным. Поскольку договор аренды является не заключенным, соответственно, мнение заявителя при образовании земельного участка N27:23:050401:34 не может учитываться.
Довод заявителя об обременениях спорного земельного участка (водоводы, теплотрасса, кабель) Комиссией отклоняется как не имеющий существенного значения для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на акты и действия (бездействие), в частности, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Принимая во внимание, что министерством имущественных отношений края соблюден порядок предоставления ООО "Стройальянс" земельного участка в пользование, а распоряжение Правительства края принято в рамках его компетенции, указанное распоряжение, а также действия при предоставлении земельного участка, не могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела N8-01438 в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016