Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 1 апреля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "18" марта 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "01" апреля 2011 г.
Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев дело N 110-11-а по признакам нарушения Администрацией Верещагинского городского поселения Пермского края (ул. Ленина, д. 26, г. Верещагино, Верещагинский район, Пермский край, 617120) части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон о защите конкуренции), установила:
Во исполнение поручения ФАС России от 24.12.2009 г. NАЦ/46520 Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Пермское УФАС России) 07.07.2010 г. и 10.12.2010 г. направило в адрес Администрации Верещагинского городского поселения Пермского края (далее - Администрация) запрос о предоставлении информации о способе управления многоквартирными домами и о том каким образом был осуществлен выбор управляющей организации за 2010 г., и о проведенных в данный период конкурсах по выбору управляющей организации.
Из анализа ответов Администрации (вх. N 8319-09 от 13.07.2010 г. (N 16409-10 от 13.12.2010 г.) вх. N 0503-11 от 18.01.2011 г.) следовало, что Администрация передала муниципальный жилой фонд в управление МУП "Служба Заказчика г. Верещагино" и МУП "Жилсервис" г. Верещагино Пермского края без проведения конкурсных процедур.
Постановлением Администрации муниципального образования "Верещагинское городское поселение" Верещагинского муниципального района Пермского края от 12.05.2010 г. N 250 и в соответствии с Решением Думы поселения от 28.04.2010 г. N 20/161 "О реорганизации муниципальных унитарных предприятий" МУП "Жилсервис" г. Верещагино Пермского края реорганизовано в форме присоединения к МУП "Служба Заказчика г. Верещагино" с переходом всех прав и обязанностей реорганизованного предприятия, в соответствии с передаточным актом.
Соответственно, как пояснила представитель администрации, на данный момент все дома, собственники которых не выбрали, не реализовали способ управления многоквартирными домами (всего 127 домов) включены Администрацией в предмет договора управления многоквартирными домами N 1 от 03.07.2006 г., заключенный с МУП "Служба Заказчика г. Верещагино".
При этом на заседании Комиссии Пермского УФАС России представитель Администрации признала факт нарушения Администрацией Верещагинского городского поселения ст. 15 закона о защите конкуренции при передаче муниципального жилого фонда в управление подведомственному муниципальному предприятию без проведения конкурсных процедур, и по данному факту пояснила следующее.
Конкурсные процедуры на управление многоквартирными домами Администрация проводила в апреле, мае 2009 г., а так же повторно в августе 2009 г.
Вместе с тем, на данные конкурсы заявки на участие в конкурсе либо не поступили, либо по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсах комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсах единственного подавшего заявку претендента по причине несоответствия заявки на участие в конкурсе, требованиям установленным п. 52 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление о порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации).
При этом нормы ЖК РФ - ч. 6 ст. 162 ЖК РФ допускают продление раннее заключенного договора, а также заключение договора по итогам несостоявшегося конкурса - ч. 8 ст. 161 ЖК РФ.
Представитель Администрации признала необходимость проведения конкурсных процедур по выбору способа управления многоквартирными домами, и пояснила, что в настоящее время в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ администрация осуществляет подготовку проведения конкурсных процедур по выбору управляющей организации.
Представитель заинтересованного лица поддержал позицию представителя Администрации.
Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно ст.18 Федерального Закона от 29.12.2004 г. N189-ФЗ "О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ проводит до 1 мая 2008 г. открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 г. не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Таким образом, из смысла данной статьи Закона следует:
- собственники помещений в многоквартирных домах обязаны до 01.01.2007 г. выбрать способ управления домом;
- с 01.01.2007 г. по 01.05.2008 г. у органов местного самоуправления появляется обязанность по проведению конкурсов для выбора управляющих организаций многоквартирным домом, если собственники жилых помещений не определили способ управления домом;
- выбор органом местного самоуправления управляющей организации жилыми домами без проведения конкурса с 01.01.2007 г. - незаконен.
Согласно п.1 ч.1 ст.165 ЖК РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.
В соответствии с ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязан выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
Согласно ч.1 ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
В соответствии с п. 2 ст. 163 управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
В данном случае Администрация в отношении 127 домов, находящихся у нее в собственности, конкурсы по выбору управляющей организацией не проводила, а передала муниципальный жилой фонд в управление своему подведомственному муниципальному предприятию МУП "Служба Заказчика г. Верещагино", включив вышеуказанные дома в предмет раннее заключенного договора на управление многоквартирными домами N 1 от 03.07.2006 г. в нарушении вышеуказанной нормы ЖК РФ.
Согласно "Правил проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 г. N75 "О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", конкурс проводится также в том случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В данном случае на собрании собственников помещений многоквартирных домов выбран способ управления в 65-ти домах из общего количества многоквартирных домов, способ управления которыми в 2010году не выбран (192 дома).
Таким образом, в 127 домах собрания собственников не проводились, новые договоры управления с собственниками не заключались.
Следовательно, согласно требований ЖК РФ и Постановления Правительства Администрация должна провести конкурс по выбору управляющей организации.
Тем не менее, Администрация передала дома в управление подведомственному муниципальному предприятию в нарушение норм ЖК РФ на основании ст. 163 ЖК РФ.
Доказательств о том, что собственники самостоятельно избрали МУП "Служба Заказчика г. Верещагино" в качестве управляющей организации в материалы дела не представлено.
Как установлено на заседании Комиссии Пермского УФАС России, дома переданы в управление подведомственному муниципальному предприятию, так как на основании п. 6.2 договора управления многоквартирными домами N 1 от 03.07.2006 г. по завершении срока действия договора, срок действия договора может быть пролонгирован на тот же период и на тех же условиях. Срок действия договора установлен с 01.07.2006 г. по 30.06.2007 г. и действует по настоящее время.
Однако, согласно п. 15 Постановления о порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса срок действия договоров управления многоквартирным домом, составляющий не менее чем 1 год и не более чем 3 года, а также условия продления срока действия указанных договоров на 3 месяца, если:
большинство собственников помещений на основании решения общего собрания о выборе способа непосредственного управления многоквартирным домом не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности;
товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив не зарегистрированы на основании решения общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом;
другая управляющая организация, выбранная на основании решения общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, созываемого не позднее чем через 1 год после заключения договоров управления многоквартирным домом, в течение 30 дней с даты подписания договоров управления многоквартирным домом или с иного установленного такими договорами срока не приступила к их выполнению;
другая управляющая организация, отобранная органом местного самоуправления для управления многоквартирным домом в соответствии с настоящими Правилами, не приступила к выполнению договора управления многоквартирным домом;
Следовательно, в 2008-2010г.г. Администрация на основании требований ЖК РФ и Постановления Правительства о порядке проведения конкурса должна была провести конкурс по выбору способа управления многоквартирными домами. Как пояснила представитель администрации, дома находятся в ветхом состоянии, в связи с чем, другие управляющие компании отказались от заключения договора.
Таким образом, Администрация в нарушение норм ЖК РФ и Постановления Правительства РФ не приняла меры по проведению нового конкурса по выбору управляющей организации многоквартирными домами, собственники помещений которых не выбрали способ управления и управляющую организацию, и определила МУП "Служба Заказчика г. Верещагино" в качестве управляющей организации данными многоквартирными, вошедшими в предмет договора N 1 от 03.07.2006 г., и домами, способ управления которыми в 2010 году не выбран (не реализован) без проведения конкурсных процедур.
2. Согласно п. 73 Постановления о порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации в случае если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех претендентов, организатор конкурса в течение 3 месяцев проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса.
В соответствии с п. 59 Постановления в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов.
Так как конкурсы по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, способ управления которыми не выбран, не реализован, администрацией объявлены, проведены в апреле, мае, в августе 2009 г.
Согласно протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, находящимися на территории Верещагинского городского поселения Пермского края конкурсы, проведенные администрацией в 2009 г. признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок, а также в связи с отсутствием претендентов на участие в конкурсе.
Согласно Протоколов рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, находящимися на территории Верещагинского городского поселения конкурсы, где единственный участник не допущен к участию в конкурсе по причине несоответствия заявок на участие в конкурсе, требованиям, установленным пунктом 52 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75. Как пояснила представитель Администрации, Администрация в соответствии с частью 8 ст. 161 ЖК РФ многоквартирные дома, вошедшие в конкурсную массу (конкурсы, проведенные в мае-апреле и в августе 2009 г.), передала в управление МУП "Служба Заказчика г. Верещагино" по договору N 1 от 03.07.2006 г.
В соответствии с правилами проведения открытого конкурса (п.73, п. 59), орган местного самоуправления в случае, если конкурс признан несостоявшимся, обязан провести новый конкурс. Так как управление многоквартирными домами должно происходить непрерывно, орган местного самоуправления, руководствуясь п. 8 ст. 161 ЖК РФ, вправе предложить собственникам заключать договор с выбранной им управляющей организацией. Данный договор должен действовать до момента выбора управляющей организацией на конкурсной основе, и собственники не могут быть принуждены к заключению такого договора, поскольку это не предусмотрено законом.
Указанное требование администрацией не выполнено, договоры пролонгированы сроком на один год, вместо предусмотренных постановлением 3 месяцев, и без проведения конкурса по выбору управляющей организации.
Таким образом, Администрация в нарушение норм Постановления Правительства РФ не приняла меры по проведению повторного конкурса по выбору управляющей организации многоквартирными домами, которые были включены в конкурсную массу конкурсов, проведенных в апреле-мае, и в августе 2009 г., а определила МУП "Служба Заказчика г. Верещагино" в качестве управляющей организации данными многоквартирными домами.
Довод представителя Администрации о том, что ЖК РФ допускает заключение договора управления многоквартирными домами по итогам несостоявшихся конкурсов не правомерен, поскольку положения Постановления N 75, регламентирующие порядок проведения таких конкурсов, предусматривают его заключения до момента проведения конкурсных процедур, но не более, чем на три месяца.
Кроме того, согласно Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городских поселений относится, в т.ч. организация содержания муниципального жилищного фонда.
Пунктом 4 ст. 51 данного Федерального закона предусмотрено право органов местного самоуправления создавать муниципальные предприятия для решения вопросов местного значения.
Однако, создание муниципального предприятия для осуществления вопроса местного значения - организации содержания муниципального жилищного фонда, и ни один из действующих федеральных законов и иных подзаконных правовых актов РФ не предусматривает создание муниципального предприятия для осуществления данных полномочий органа местного самоуправления.
3. При этом комиссией также установлено, что на момент заключения договоров с МУП "Служба Заказчика г. Верещагино" в границах территории Верещагино городского поселения на рынке управления многоквартирными домами осуществляли деятельность еще несколько управляющих компаний.
Однако, договоры заключены именно с МУП "Служба Заказчика г. Верещагино", другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке управления многоквартирными домами, не имели возможность заключения договоров, ввиду бездействия администрации путем не проведения конкурсных процедур.
Согласно п.1 ч.1 ст.165 ЖК РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.
Таким образом, администрацией не были созданы равные условия осуществления деятельности всем хозяйствующим субъектам на соответствующем товарном рынке, а также не обеспечен равный доступ.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Пунктом 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции определено, что муниципальные преференции - это предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Следовательно, передача жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности, в управление одной управляющей организацией (МУП "Служба Заказчика г. Верещагино") без проведения конкурсных процедур, является муниципальной преференцией.
Глава 5 Закона о конкуренции определяет исчерпывающий перечень целей предоставления муниципальной преференции, а также порядок ее предоставления. При этом, по общему правилу, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
В соответствии с п.5 ст.4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект -это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Согласно действующего законодательства деятельность управляющей компании представляет собой вид предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами (ст. 2 ГК РФ).
Согласно Федерального закона от 14.11.2002 г. N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о муниципальных предприятиях) муниципальные предприятия - коммерческая организация.
В соответствии с вышеуказанными договорами управления многоквартирными домами предоставление услуг, оказываемых предприятием - МУП "Служба Заказчика г. Верещагино", осуществляется за установленную договорами управления многоквартирными домами плату.
Следовательно, МУП "Служба Заказчика г. Верещагино" является хозяйствующим субъектом в рамках Закона о защите конкуренции и конкурентом иных управляющих организаций.
Таким образом, бездействие Администрации Верещагинского городского поселения в виде не проведения конкурса по выбору управляющей организации многоквартирными домами, собственники которых не определились с формой управления, является нарушением ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в создании преимущественных условий деятельности МУП "Служба Заказчика г. Верещагино" (муниципальных преференций) путем передачи данному хозяйствующему субъекту в управление многоквартирных домов без конкурсных процедур, в 2008 г., в отсутствие решений собственников жилых помещений многоквартирных домов, что приводит к ограничению конкуренции на рынке услуг управления многоквартирными домами в границах Верещагинского городского поселения и препятствует осуществлению данного вида деятельности иным хозяйствующим субъектам на соответствующем товарном рынке.
Основания для прекращения рассмотрения дела N 110-11-а, предусмотренные ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссией Пермского УФАС России не установлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Верещагинского городского поселения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в создании преимущественных условий деятельности МУП "Служба Заказчика г. Верещагино" (муниципальных преференций) путем передачи данному хозяйствующему субъекту многоквартирных домов в управление без конкурсных процедур, в отсутствие решений собственников жилых помещений многоквартирных домов, а также в бездействии путем не проведения конкурса по выбору управляющей организации многоквартирными домами, собственники которых не определились с формой управления на 2010 год, и по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, находящимися в собственности муниципалитета, что приводит к ограничению конкуренции на рынке услуг управления многоквартирными домами в границах Верещагинского городского поселения и препятствует осуществлению данного вида деятельности иным хозяйствующим субъектам на соответствующем товарном рынке.
2. Выдать Администрации Верещагинского городского поселения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, направленное на принятие мер по обеспечению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами Верещагинского городского поселения, в т.ч. путем проведения открытого конкурса по выбору управляющих организаций на многоквартирные дома, собственники жилых помещений которых не выбрали способ управления многоквартирным домом, либо выбранный способ управления не был ими реализован, а также при заключении договоров управления многоквартирными домами.
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 110-11-а
18.03.2011 г. г. Пермь
Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от "18" марта 2011 г по делу N 110-11-а о нарушении Администрацией
Верещагинского городского поселения Пермского края (ул. Ленина, д. 26, г. Верещагино, Верещагинский район, Пермский край, 617120), ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации Верещагинского городского поселения Пермского края в срок до 15.05.2011 г. прекратить нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в создании преимущественных условий деятельности МУП "Служба Заказчика г. Верещагино" (муниципальных преференций) путем передачи данному хозяйствующему субъекту многоквартирных домов в управление без конкурсных процедур, в отсутствие решений собственников жилых помещений многоквартирных домов, а также в бездействии путем не проведения конкурса по выбору управляющей организации многоквартирными домами, собственники которых не определились с формой управления на 2010 год, и по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, находящимися в собственности муниципалитета, что приводит к ограничению конкуренции на рынке услуг управления многоквартирными домами в границах Верещагинского городского поселения и препятствует осуществлению данного вида деятельности иным хозяйствующим субъектам на рынке управления многоквартирными домами, а именно:
- в срок до 15.05.2011 г. принять меры, направленные на обеспечение конкуренции на рынке управления многоквартирными домами Верещагинского городского поселения, в т.ч. путем проведения открытого конкурса по выбору управляющих организаций на многоквартирные дома, собственники жилых помещений которых не выбрали способ управления многоквартирным домом, либо выбранный способ управления не был ими реализован, а также при заключении договоров управления многоквартирными домами.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 1 апреля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016