Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 7 апреля 2011 г.
Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, рассмотрев материалы дела N 208-11-адм, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя установила:
01.12.2010 г. решением Пермского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 582-10-а в действиях ИП установлено нарушение п. 10 ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во взимании с ООО "Жемчужина" дополнительной платы за эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляется передача электрической энергии ООО "Жемчужина" без утвержденного в установленном законом порядке тарифа на оказание услуги по передаче электрической энергии, то есть установлен факт злоупотребления доминирующим положением.
Таким образом, Пермское УФАС России выявило обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения.
24.03.2011 г. в отношении ИП составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно данному протоколу и решению комиссии Пермского УФАС России по делу N 582-10-а в соответствии с договором бессрочной аренды недвижимого имущества N 06-03-10 от 10.03.2006 г. ИП передано в бессрочное пользование, в том числе 1-этажное кирпичное здание, лит. А9, расположенное по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Энергетиков, 7.
29.12.2008 г. между собственником 1-этажного кирпичного нежилого здания (трансформаторная подстанция) лит. А9, расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Энергетиков, 7 и ИП был заключен договор аренды, в соответствии с которым указанная трансформаторная подстанция была передана в аренду ИП.
ООО "Строймаркет" является арендатором электросетевого оборудования, а именно ячейки N 31 главного распределительного устройства 6кВ первой очереди у ООО "Соликамская ТЭЦ" (Передаточный акт от 01.07.2007 г.), а также собственником 1-этажного нежилого здания трансформаторной (шлакоблочное лит. А), общая площадь 45.6 кв.м.
В соответствии с актом границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО "Строймаркет" и ООО "Соликамская ТЭЦ" установлены по кабельным наконечникам на контактах линейных разъединителей ячейки N 31 в сторону фидера "Строймаркет". ООО "Строймаркет" покупает электрическую энергию у ОАО "Пермэнергосбыт" по договору N 478 от 24.12.2008 г. Приложением N 3 к настоящему договору в список субабонентов ОАО "Пермэнергосбыт" включен также ИП.
В 2004 г. между ООО "Строймаркет" (Энергоснабжающая организация) и ИП (Абонент) был заключен договор на отпуск электрической энергии (N 478-2). В соответствии с условиями настоящего договора Энергоснабжающая организация обязана отпускать электроэнергию Абоненту в соответствии с планом электропотребления. Абонент в свое время обязуется оплачивать Энергоснабжающей организации отпущенную электроэнергию, а также эксплуатационные расходы в размере - 26 % от объема полученной электрической энергии. В последующем протоколом согласования разногласий к договору N 478-2 от 25.08.2004 г. сумма эксплуатационных расходов, подлежащих оплате дополнительно, была снижена до 20 %.
Трансформаторная подстанция ИП подключена к ТП-1 ООО "Строймаркет", запитанной от ячейки N 31 ООО "Соликамская ТЭЦ-11" (письмо ООО "Строймаркет" N 708 от 23.08.2010 г., общая схема электроснабжения производственной базы ЗАО "Соликамскстрой", однолинейная схема электроснабжения ТП-1).
В соответствии с актом N 6, составленным между ООО "Строймаркет" и ИП, границы разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности установлены на шинном разъединителе яч. N2 ТП-1 6кВ на питание силового трансформатора мощностью 630 кВА 6/0,4 кВ.
ООО "Жемчужина" (ранее - ООО "Торговые ряды - Центральный рынок") зарегистрировано в качестве юридического лица 04.04.2006 г. ООО "Жемчужина" является собственником 2-этажного кирпичного нежилого административного здания, расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Энергетиков, д. 9.
Между ООО "Жемчужина" (Абонент) и ИП (Энергоснабжающая организация) 01.05.2006 г. был заключен договор на отпуск электрической энергии. Согласно условиям данного договора ИП. взял на себя обязательство по отпуску электроэнергии ООО "Жемчужина" в соответствии с поданной заявкой и установленным ему планом электропотребления. В соответствии с пояснениями ООО "Жемчужина" и ИП передача электрической энергии ООО "Жемчужина" осуществлялась от трансформаторной подстанции ИП, подключенной к ТП-1 ООО "Строймаркет".
Расчет за электроэнергию производился по тарифу - 1,77 руб./ кВт-ч а также 36 % эксплуатационные расходы. 01.01.2007 г. сторонами подписано дополнительное соглашение о возмещении расходов по электрической энергии, согласно которому ООО "Жемчужина" обязуется возмещать ИП. понесенные расходы по оплате электроэнергии, уплаченной ООО "Строймаркет".
Согласно счетам-фактурам, выставляемых ОАО "Пермэнергосбыт" к оплате ООО "Строймаркет" по договору электроснабжения N 478 от 24.12.2008 г.; ООО "Строймаркет" к оплате ИП по договору на отпуск электрической энергии N 478-а; ИП к оплате ООО "Жемчужина" по договору на отпуск электрической энергии, было установлено следующее.
Продажа ОАО "Пермэнергосбыт" электрической энергии ООО "Строймаркет" в расчетном периоде (месяце) осуществляется Гарантирующим поставщиком по свободным (нерегулируемым) ценам, а также по тарифам, установленным Региональной энергетической комиссией Пермского края для потребителей, отнесенных к группе прочие потребители, подключенные на генераторном напряжении (тип потребителя: одноставочный, уровень напряжения ВН). В период с февраля 2009 г. по апрель 2009 г. оплата ООО "Строймаркет" полученной электрической энергии осуществлялась по тарифу: 1,87 руб./кВт, с мая 2009 г. по декабрь 2009 г. по тарифу 1,63 руб./кВт, что соответствует Постановлению РЭК Пермского края N90-э от 16.12.2008 г.
ООО "Строймаркет" в 2009 г. в адрес ИП выставлялись счета-фактуры, в соответствии с которыми суммы, подлежащие оплате индивидуальным предпринимателем исчислялись согласно тарифу - 2,16 руб./кВт-ч с обязанностью оплаты также накладных расходов, представлявших собой непостоянную величину.
ИП в 2009 г. выставлялись счета ООО "Жемчужина", согласно которым стоимость 1 кВт-ч. составляла 3,10 руб.
Также установлено и подтверждается ИП, что тарифы на оказание услуг по передаче электрической энергии для ИП не были утверждены в установленном законом порядке.
Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции наложен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе
лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с ч. 5 указанной статьи, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ от 17.08.1995 г.) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона N 147-ФЗ от 17.08.1995 г. к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электрэнергетике" (далее - ФЗ Об электроэнергетике) под услугами по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей.
Под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (ст. 3 ФЗ Об электроэнергетике).
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом N 147-ФЗ, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (п. 3 ст. 8 Федерального закона N 147-ФЗ от 17.08.1995 г.).
В силу положений абз. 3 п. 4 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и(или) от указанных устройств или объектов.
Пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 также запрещает собственнику объектов электросетевого хозяйства препятствовать перетоку электрической энергии для присоединенных потребителей.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредовано присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций. Из смысла указанных норм следует, что владелец электросетевого хозяйства, предназначенного для передачи электрической энергии, обязан в случае отсутствия утвержденного тарифа оказывать услуги по ее передачи без взимания платы с потребителя. Возможность взимания при перетоке электрической энергии платы на содержание объектов электросетевого хозяйства действующим законодательством не предусмотрена.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 41-ФЗ) тарифы на электрическую энергию, а также на услуги по ее передаче подлежат государственному регулированию, посредством установления экономически обоснованных цен (тарифов) и (или) их предельных уровне. В статье 6 ФЗ N 41-ФЗ указано, что регулирование осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую энергию на территории РФ, правилами государственного регулирования и применения тарифов и иными нормативными актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
Согласно пункта 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. N 20-э/2, расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям определяется в том числе и исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности устройства преобразования электрической энергии, т.е. затраты организации на трансформацию электрической энергии учитываются при расчете тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
Также, в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109, вышеназванными Методическими указаниями, расходы, связанные с эксплуатацией имущества, участвующего в передаче электрической энергии, являются составляющими тарифа на услуги по передаче электрической энергии и должны быть утверждены в установленном порядке.
Таким образом, имущество, переданное ИП по договору аренды с собственником трансформаторной подстанции, представляет собой имущество, предназначенное для передачи электрической энергии.
Следовательно, ИП, являясь владельцем электросетевого хозяйства, взимая плату за его содержание, за понесенные расходы на трансформацию электрической энергии с более высокого напряжения на более низкий, оказывает услуги по передаче электрической энергии ООО "Жемчужина".
Данную услугу ИП оказывает в условиях естественной монополии, и в силу п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. признаются лицами, занимающими доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии.
Таким образом, ИП, оказывая услуги по передаче электрической энергии в отсутствие утвержденного тарифа, взимая при этом с ООО "Жемчужина" плату на содержание и ремонт оборудования, транспортировку и компенсацию потерь электроэнергии, нарушило установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования в отношении электрической энергии, нарушило п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861. Совершив указанные действия ИП допустил ущемление интересов ООО "Жемчужина".
Таким образом, в действиях ИП -лица, занимающего доминирующего положение на рынке передачи электрической энергии в границах г. Соликамск в период с ноября 2008 г. по ноябрь 2009 г. установлено нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
У ИП имелась возможность соблюсти требования законодательства Российской Федерации об основах ценообразования в отношении электрической энергии, однако ИП не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований. Доказательств отсутствия возможности соблюсти требования законодательства Российской Федерации об основах ценообразования в отношении электрической энергии не представлено.
Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, являются имущественные отношения, возникшие в процессе осуществления ИП. предпринимательской деятельности на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах г. Соликамск в период с ноября 2008 г. по ноябрь 2009 г.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
Субъектом правонарушения является индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной, выразившейся в непринятии мер по недопущению выявленного нарушения.
В силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
У ИП имелась возможность для соблюдения требований, предусмотренных ст. 14.31 КоАП РФ, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств отсутствия возможности соблюсти требования законодательства Российской Федерации об основах ценообразования в отношении электрической энергии не представлено.
Следовательно, вина в форме умысла в совершении административного правонарушения установлена.
ИП факт нарушения не признал.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
Оснований для признания действий ИП малозначительными в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ не установлено.
Характер административного правонарушения, совершенного ИП, степень общественной опасности охраняемым государством интересам в области конкуренции не позволяют сделать вывод о его малозначительности, поскольку существует объективная угроза основам рыночных экономических отношений, развитию конкурентной среды (нарушены интересы ООО "Жемчужина").
учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 14.31, 23.48 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ, постановила:
1. Признать индивидуального предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить индивидуальному предпринимателю административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в бюджет:
код штрафа: 161 1 16 02010 01 0000 140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Пермь
ИНН 5902290360 КПП 590201001
ОКАТО 57401000000
БИК 045773001
Сч.N 40101810700000010003
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.
В соответствии со ст. 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016