Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 8 апреля 2011 г.)
В соответствии с п. 1.4. Положения о служебной стоянке, пользоваться служебной стоянкой ФГУП "Пермские авиалинии" могут:
1.4.1. на безвозмездной основе:
1.4.1.1. работники ФГУП "Пермские авиалинии" в соответствии с п. 8.5. Коллективного договора ФГУП "ПАЛ" от 2008 года;
1.4.1.2. сотрудники органов, обеспечивающих функционирование пункта пропуска через границу в аэропорту Большое Савино;
1.4.1.3. лица с ограниченными возможностями;
1.4.1.4. иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
1.4.2 за плату иные, помимо указанных в п. 1.4.1. Положения о служебной стоянке, юридические и физические лица, в том числе иностранные лица и лица без гражданства, в соответствии с действующим прейскурантом ФГУП "ПАЛ" (возможно заключение договоров об оказании услуг по размещению автотранспортных средств на служебной стоянке).
Таким образом, согласно Положению о служебной стоянке, на безвозмездной основе предоставляется <_> мест для размещения автотранспортных средств, на платной основе - <_> мест.
Причем все <_> мест на служебной стоянке ФГУП "ПАЛ", предоставляемых на платной основе, согласно Схеме служебной стоянки, зарезервированы за организациями, заключившими договор об оказании услуг по размещению автотранспортных средств на служебной стоянке (<_>). Таким образом, Комиссией Пермского УФАС установлено, что воспользоваться услугами платной служебной стоянки ФГУП "Пермские авиалинии" для сторонних автовладельцев не представляется возможным, так как все места на служебной стоянке распределены между сотрудниками ФГУП "ПАЛ" и другими юридическими лицами.
Порядок пользования привокзальной площадью аэропорта Большое Савино определен Положением о порядке пользования привокзальной площадью и размещения автотранспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большой Савино г. Перми (далее - Положение о привокзальной площади), утвержденного И. о. генерального директора ФГУП "Пермские авиалинии" 14.01.2010 года.
Согласно п. 1.5. Положения о привокзальной площади, движение по привокзальной площади и размещение автотранспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савино осуществляется в соответствии со схемой движения и размещения автотранспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савино (приложение N 1), являющейся неотъемлемой часть вышеуказанного Положения.
Согласно схеме движения и размещения автотранспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савино (в редакции, утвержденной приказом N 85 от 17.03.2010 года), на привокзальной площади аэропорта Большое Савино расположено <_> места для размещения автотранспортных средств. Из письменных объяснений ФГУП "ПАЛ" (исх N 21/264 от 27.01.2011 года) следует, что согласно схеме расстановки автомобилей на привокзальной площади аэропорта Большое Савино количество парковочных мест составляет <_> мест (схема расстановки прилагается). А согласно акту о учете транспортных средств на привокзальной площади от 24.05.2010 года, составленного сотрудниками ФГУП "Пермские авиалинии", на привокзальной площади размечено <_> мест для размещения транспорта. Из фотоснимков, сделанных в ходе проведения проверки ФГУП "Пермские авиалинии" видно, что расположение автотранспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савина не соответствует предоставленной в ходе рассмотрения дела схеме расстановки автомобилей на привокзальной площади аэропорта Большое Савино, а более похожа на расположение автомобилей согласно схеме движения и размещения автотранспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савино (приложение N 1 к Положению о привокзальной площади). Таким образом, Комиссией Пермского УФАС России установлено, что количество парковочных мест на привокзальной площади аэропорта Большое Савино составляет <_>
Стоимость стоянки одного транспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта "Большое Савино" г. Пермь с 08.06.2010 г. составляет (прейскурант на оказание платной услуги по предоставлению 1 места для размещения автотранспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино г. Перми с 08.06.2010, утвержденного распоряжением N 64 Вр. и. о. генерального директора от 07.06.2010):
- от 0 минут до 15 минут - бесплатно;
- от 15 минут до 60 минут - 100 руб.;
- от 1 часа до 24 часов - 200 руб.;
- более 24 часов - 200 руб/сутки.
- оплата за неполные 60 минут производится как за полные 60 минут;
- оплата за неполные сутки производится как за полные сутки.
При въезде на привокзальную площадь потребителю (клиенту) предоставляется 15 минут для принятия решения о пользовании услугой.
Пребывание на привокзальной площади более 15 минут подлежит оплате.
Выезд с привокзальной площади необходимо осуществить в течение 15 минут после оплаты времени размещения автотранспортного средства на привокзальной площади.
В случае если потребитель (клиент) не выехал с территории привокзальной площади в течение указанного времени, оплата услуг производится в соответствии с установленным тарифом.
При утрате карты въезда - выезда потребитель (клиент) оплачивает штраф в размере 2000 рублей.
В период с 26.03.2010 года по 08.06.2010 года стоимость стоянки одного транспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта "Большое Савино" составляла (прейскурант на оказание платной услуги по предоставлению 1 места для размещения автотранспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино г. Перми с 26.03.2010 г., утвержденного распоряжением N 20 И. о. генерального директора от 24.03.2010 г.):
- от 0 минут до 15 минут - бесплатно;
- от 15 минут до 60 минут - 50 руб.;
- от 1 часа до 24 часов - 100 руб.;
- более 24 часов - 100 руб./сутки.
В период с 04.02.2010 года по 26.03.2010 года стоимость стоянки одного транспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта "Большое Савино" составляла (прейскурант на оказание платной услуги по предоставлению 1 места для размещения автотранспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино г. Перми с 04.02.2010 г., утвержденного распоряжением N 7 И. о. генерального директора от 04.02.2010 г.):
- от 0 минут до 15 минут - бесплатно;
- от 15 минут до 30 минут - 50 руб.;
- от 30 минут до 60 минут - 100 руб.;
- от 60 минут до 90 минут - 150 руб.;
- от 90 минут до 24 часов - 200 руб.;
- более 24 часов - 100 руб./сутки.
В период с 14.01.2010 по 04.02.2010 года стоимость стоянки одного транспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта "Большое Савино" составляла (прейскурант на оказание платной услуги по предоставлению 1 места для размещения автотранспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино г. Перми с 14.01.2010 г., утвержденного распоряжением N 3 И. о. генерального директора от 14.01.2010 г.):
- от 0 минут до 15 минут - бесплатно;
- от 15 минут до 30 минут - 50 руб.;
- от 30 минут до 60 минут - 100 руб.;
- от 60 минут до 90 минут - 150 руб.;
- от 90 минут до 120 минут - 200 руб.;
- от 120 минут до 5 суток 200 руб./сутки
- от 5 суток до 10 суток - 150 руб./сутки;
- более 10 суток - 100 руб./сутки.
ФГУП "Пермские авиалинии" в обоснование повышения стоимости 1 машиноместа на привокзальной площади аэропорта Большое Савино с 08.06.2010 приводят следующие доводы.
Основным критерием, определяющим объем предоставленных пассажирам услуг по размещению автотранспорта на привокзальной площади, является пассажиропоток. По мнению ФГУП "ПАЛ", прогноз пассажиропотока аэропорта Большое Савино в 2010 году составит <_> человек. В мае 2010 года, на основании приказа N 188 были проведены наблюдения использования привокзальной площади личным автотранспортом пассажиров. Результаты исследования были оформлены актом о учете транспортных средств на привокзальной площади от 24.05.2010 года. Согласно данному акту, 17, 19 и 21 мая комиссия проводила учет транспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савино. Учет проводился 3 раза в день: с 5-00 ч. до 8-00 ч.; с 12-00 ч. До 13-30 ч.; с 17-00 ч. до 16-40 ч. Было установлено, что в среднем в сутки происходит <_> заездов. Исходя из этого ФГУП "Пермские авиалинии", произвели расчет за сутки:
Количество заездов Время стоянки Тариф Доходы
<_> заездов От 15 до 30 минут 50 руб. <_> руб.
<_> заездов более 30 минут 100 руб. <_> руб.
<_> заездов более 2 часов 200 руб. <_> руб.
Итого за сутки <_> заездов - - <_> руб.
Таким образом, ФГУП "Пермские авиалинии" планировало получить доход за 2010 год - <_>
Согласно данным, предоставленным ФГУП "Пермские авиалинии", структура затрат на услугу размещения транспорта на привокзальной площади аэропорта Большое Савино (Прогноз финансового результата от оказания услуги по размещению транспорта на привокзальной площади ФГУП "Пермские авиалинии" на 2010 год):
- доля расходов на площадь для размещения транспортных средств составляет 18 % (<_> тыс. руб.);
- контроль за движением и размещением транспорта составляет 52,03% (<_> тыс. руб.);
- электроосвещение, отопление для работы и термовентиляции оборудования составляет 3,18% (<_> тыс. руб.);
- содержание фискального регистратора, инкассация выручки составляет 2,84% (<_> тыс. руб.);
- приобретение, содержание АПС "Парктайм" составляет в общей структуре затрат 23,92% (<_> тыс. руб.).
Итоговая себестоимость на оказание услуг по платной автостоянке на привокзальной площади аэропорта Большое Савино с применением АПС "Парктайм" составляет <_> тыс. руб. без НДС. Накладные расходы предприятия <_> тыс. руб., прибыль в размере 20% - <_>тыс. руб. Стоимость услуги автостоянке на привокзальной площади аэропорта Большое Савино с накладными расходами, с прибылью и с НДС составляет <_> тыс. руб.
За 2010 года объем выручки ФГУП "Пермские авиалинии" от размещения транспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савино составила <_> рублей.
Таким образом, по итогам 2010 года прибыль ФГУП "Пермские авиалинии" от услуги по размещению автотранспортных средств на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино составила 39% (<_>).
ООО "Партнер-Авиа" с 01.03.2010 года арендует земельный участок с целью организации стоянки для автомобильного транспорта у ИП Наймарк М.В., принадлежащий ей на праве собственности. До марта 2010 года вышеуказанный земельный участок арендовало ООО "Индекс-ПМ" для оказания услуг платной автостоянки (парковки).
Согласно договору аренды земельного участка, земельный участок расположен в Соколовском сельском поселении Пермского района Пермского края общей площадью 2000 кв.м. Срок аренды составляет 11 месяцев.
В соответствии с п. 2.4. Договора аренды земельного участка Арендодатель обязан за свой счет подготовить Объект к передаче Арендатору.
Согласно акту приемки-передачи участка земли (приложение N 2 к договору аренды земельного участка от 01.03.2010 года) земельный участок был передан 01.03.2010 года Обществу. Согласно акту приемки-передачи участка земли, на земельном участке осуществлена отсыпка щебнем согласно проекту, на земельном участке находится сторожевая будка, забор по всему периметру автостоянки согласно Проекту, а также электрические столбы с электропроводкой - 8 шт., пожарный щит и 2 автоматических шлагбаума. Арендная плата установлена в размере <_> тыс. руб. за месяц. На арендованном земельном участке выделено под автостоянку 87 машиномест.
Прейскурант цен на услуги автопарковки (распоряжение N 02) был утвержден общим собранием учредителей ООО "Партнер-Авиа" 02 июня 2010 года и введен в действие с 9 июня 2010 года.
Стоимость одного машиноместа на автопарковке ООО "Партнер-Авиа" составляет 30 руб. за первый час стоянки легкового автомобиля (50 руб. - грузового автомобиля), за последующий час стоянки 10 руб. (15 руб. - грузового автомобиля).
Автопарковка свыше 18 часов до 24 часов составляет 200 рублей (230 руб.), автопарковка свыше 30 суток по прейскуранту 100 рублей за 24 часа (150 руб.).
До 09.06.2010 года действовал прейскурант цен на услуги автопарковки (распоряжение N 01), утвержденный общим собранием учредителей ООО "Партнер-Авиа" (протокол N 3 от 28.02.2010 года).
Согласно вышеуказанному прейскуранту, стоимость одного машиноместа составляла 30 руб. за первый час стоянки легкового автомобиля (50 руб. - грузового автомобиля), за последующий час стоянки 10 руб. (15 руб. - грузового автомобиля). Автопарковка свыше 10 часов до 24 часов составляла 100 рублей (130 руб.).
В ходе рассмотрения антимонопольного дела, Комиссия Пермского УФАС России установила, что иную деятельность кроме оказания услуг автопарковки на прилегающем к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельном участке, ООО "Партнер-Авиа" не осуществляет.
Обосновывая повышение цены на услуги автопарковки с 09.06.2010 года, ООО "Партнер-Авиа" указывает на то, что при расчете цены на услуги автопарковки была учтена себестоимость одного парковочного места за сутки. В период с 01.03.2010 года по 09.06.2010 себестоимость одного машиноместа на парковке ООО "Партнер-Авиа" за сутки составляла <_> рублей, а с 09.06.2010 - <_> рублей. В себестоимость услуги автопарковки включаются следующие затраты:
- аренда земельного участка;
- заработная плата;
- отчисления в ПФ (14%, Нс на ПР (0,4%);
- налоги (ЕНВД);
- услуги банка;
- прочие расходы (в т. ч. на возмещение непредвиденных убытков, возникших при хранении транспортного средства);
- эл/энергия;
- текущий ремонт (по договорам подряда на обустройство автомобильной стоянки планируется произвести затраты на общую сумму 3 000 000 рублей);
- уборка территории.
Основным основанием повышения стоимости парковочного места Обществом являлась договоренность о повышении Арендодателем стоимости аренды. Согласно дополнительному соглашению N 1 от 30 ноября 2010 года к договору аренды земельного участка от 01.03.2010 года, начиная с 01.12.2010 года, арендная плата устанавливается в размере <_> рублей, а с 01.03.2011 года - <_> рублей.
Также ООО "Партнер-Авиа" заключило договоры подряда: договор подряда от 23.08.2010 года на обустройство автомобильной парковки ООО "Партнер-Авиа" на сумму <_> рублей; договор подряда N 25/11-10 от 25.11.2010 года с целью устройства забора вокруг автомобильной автопарковки на сумму <_> рублей. Доказательств исполнения настоящих договоров со стороны ООО "Партнер-Авиа" (платежных поручений) в материалы антимонопольного дела не представлены.
На общем собрании учредителей ООО "Партнер-Авиа" от 02.06.2010 года было решено зарезервировать постоянную денежную сумму на счету предприятия в размере <_> рублей как страховую сумму на случай незначительных повреждений транспортных средств на ответственной стоянке. При этом, как пояснил генеральный директор Общества на рассмотрении антимонопольного дела, из вышеуказанной страховой суммы не было выплачено ни одного возмещения.
Таким образом, по мнению ООО "Партнер-Авиа", все эти затраты увеличили себестоимость одного парковочного места на стоянке ООО "Партнер-Авиа".
ООО "Партнер-Авиа" были предоставлены два финансовых плана: финансовый план автопарковки ООО "Партнер-авиа" на 2010 года, утвержденный общим собранием учредителей от 28 февраля 2010 года (протокол N 2); финансовый план автопарковки ООО "Партнер-Авиа" на 2 полугодие 2010 года, утвержденный общим собранием учредителей от 02 июня 2010 года (протокол N 4). Согласно финансовому плану на 2010 год, ООО "Партнер-Авиа" планировало получить выручку за 2010 год от оказания услуг автопарковки в размере <_> рублей, а согласно финансовому плану на 2 полугодие 2010 года с учетом повышения стоимости одного машиноместа за сутки до 200 рублей, выручка за 2 полугодие должна была составить <_> рублей. Учитывая два этих финансовых плана, выручка за 2010 года, которая обеспечит покрытие всех расходов ООО "Партнер-Авиа" и прибыль в размере 16 %, должна была составить <_> рублей (<_>).
Согласно данным, полученным от ООО "Партнер-Авиа" выручка за 2010 года от оказания услуг автоястоянки на прилегающем к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельном участке составила <_> рублей, что на 65% превышает объем планируемой выручки.
Согласно отчету о прибылях и убытках за 1 квартал, предоставленной ООО "Партнер -Авиа" объем реализации услуг автостоянки составил <_> тыс. руб., за четыре месяца 2010 г. Все затраты, включенные в себестоимость парковки транспортных средств составляют <_> тыс. руб. Прочие расходы составили <_> тыс. руб. Прибыль полученная в результате деятельности по предоставлению услуг автопарковки составила <_> тыс. руб. Таким образом, рентабельность ООО "Партнер-Авиа" составляет 177,3%.
ЗАО "Гостиница "Полет" арендует земельный участок в Соколовском сельском поселении Пермского района Пермского края общей площадью 5722 кв.м. арендная плата установлена в размере 39053,61 руб. за год. На указанном земельном участке расположена платная стоянка площадью 50 кв.м. Арендная плата за площадь находящуюся под стоянкой равна <_> руб. в год.
На площади выделенной под автостоянку имеется 18 машиномест, из них:
- 6 мест для сотрудников организации;
- 8 мест для гостей и проживающих в отеле "Полет";
- 4 места под платную парковку.
Стоимость одного машиноместа составляет 100 руб. в сутки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
В соответствии со статьей 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
ФГУП "Пермские авиалинии", ООО "Партнер-Авиа" и ЗАО "Гостиница "Полет" действуют на одном товарном рынке. Все вышеперечисленные хозяйствующие субъекты оказывают платные услуги автостоянки (парковки) на привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельных участков. Иных хозяйствующих субъектов, способных оказывать услуги автостоянки (парковки) в указанных географических границах, нет.
Потребителями услуг по временному размещению автотранспорта на парковках (стоянках), расположенных на прилегающих к аэропорту Большое Савино территориях, являются в основном лица, пользующиеся услугами аэровокзала (авиапассажиры). При этом востребованной услугой является не только кратковременная стоянка (менее 1 часа), в случае если авиапассажиры прибыли к аэропорту Большое Савино на транспортных средствах провожающих либо встречающих лиц, но и длительная стоянка (более 1 часа), в случае если авиапассажиры прибыли к аэропорту на личном транспорте.
Исходя из фактических обстоятельств, повышение тарифов ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" произошло относительно единообразно и синхронно (повышение произошло 8 июня и 9 июня 2010 года, решение о повышении цены были приняты 02 июня 2010 года и 07 июня 2010 года, цена за одно парковочное место за сутки стала 200 рублей).
Цены на услуги автостоянки (парковки) не подлежат государственному регулированию и складываются в условиях рынка, в том числе в ходе конкуренции между его участниками.
Хозяйствующие субъекты ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" не входят в одну группу лиц, их синхронное единообразное ценовое поведение возможно только при соответствующем одинаковом действии на них объективных причин, влияющих на ценообразование.
ФГУП "Пермские авиалинии" в качестве такой причины указывает увеличение роста пассажиропотока с февраля 2010 года. Так по отношению к январю 2010 года, процент роста пассажиропотока в марте составил 25%, в апреле - 35%.
Исходя из письменных пояснений ООО "Партнер-Авиа", работа аэропорта Большое Савино имеет сезонный характер (низкий сезон с октября по март, высокий сезон с апреля по сентябрь). Сезонность изменения пассажиропотока также подтверждается информацией, полученной от ФГУП "Пермские авиалинии" в ходе проведения проверки. Так исходя из данных за 2009 год о количестве авиапассажиров, обслуженных в аэропорту Большое Савино, рост пассажиропотока наблюдается с марта 2009 года (увеличение по отношению к январю 2009 года на 8%) по август 2009 года (увеличение по отношению к январю 2009 года на 122%). Самое низкое количество авиапассажиров приходится на январь и февраль. Таким образом, увеличение роста пассажиропотока в марте 2010 года было прогнозируемым и ФГУП "Пермские авиалинии" не могли не знать об этом, так как является организацией, обслуживающей авиапассажиров. Таким образом, утверждая прейскурант на оказание платной услуги по предоставлению 1 места для размещения автотранспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино с 26.03.2010 г., ФГУП "Пермские авиалинии" могло учесть увеличение роста пассажиропотока. Более того увеличение роста пассажиропотока приводит к увеличению прибыли организаций, оказывающих услуги автостоянки (парковки) на привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади земельных участков.
Отсутствие общерыночной необходимости для повышения цен именно в первой декаде июня 2010 года, действующей для всех участников рынка, подтверждается наличием на нем субъектов, которые не изменили цену на услугу автопарковки (стоянки). Так, ЗАО "Гостиница "Полет" оставило цены на прежнем уровне.
При этом у потребителей услуг по временному размещению автотранспорта на парковках (стоянках), расположенных на прилегающих к аэропорту Большое Савино территориях, нет других альтернативных автостоянок (парковок), кроме предлагаемых парковок ФГУП "Пермские авиалинии" на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино и ООО "Партнер-Авиа".
Так бесплатная стоянка, расположенная слева при подъезде к аэропорту Большое Савино вдоль подъездной дороги к привокзальной площади, является не охраняемой. В соответствии с п. 1 ст. 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную другой стороной (поклажедателем), и возвратить ее в надлежащем виде. То есть если обустроено место для стоянки, но за порчу или утрату автомобилей никто не отвечает, говорить об услугах хранения нельзя.
Также, оставляя свое транспортное средство на бесплатной неохраняемой стоянке на достаточно длительное время (более 1 часа), потребитель не может быть уверен в сохранности своего транспортного средства. Также бесплатная парковка расположена на значительном расстоянии от привокзальной площади. Таким образом, она не может быть признана альтернативной в случае долговременной стоянки автотранспортного средства.
Служебная стоянка ФГУП "Пермские авиалинии" также не может рассматриваться в качестве альтернативы стоянке ФГУП "Пермские авиалинии", расположенной на привокзальной площади аэропорта Большое Савино, и парковке ООО "Партнер-Авиа", так как все места на данной парковке заняты сотрудниками ФГУП "ПАЛ" и других юридических лиц, заключивших договоры об оказании услуг по размещению автотранспортных средств на служебной стоянке.
Стоянка ЗАО "Гостиница "Полет" в случае долговременной стоянки не может составлять конкуренцию автостоянкам (парковкам) ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа", так как на этой стоянке предоставляется всего 4 места под платную парковку.
Из сравнительного анализа общих показателей деятельности субъектов, следует, что их единообразное ценовое поведение осуществлялось при различных условиях хозяйствования.
Так ФГУП "Пермские авиалинии", устанавливая цену за автостоянку (парковку) на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино в размере 200 рублей за сутки, руководствовалось затратами, понесенными на данную услугу. Самую большую долю в структуре затрат занимают расходы на контроль за движением и размещением транспорта инспекторами (52,03 %) и на приобретение и содержание АПС "Парктайм" (23,92%), а так же проведенным наблюдением использования привокзальной площади личным автотранспортом пассажиров.
Результаты проведенного ФГУП "Пермские авиалинии" наблюдения использования привокзальной площади личным автотранспортом пассажиров, не отражают действительности, так как учет транспортных средств проводился комиссией всего 3 дня и 3 раза в день и не установлено сколько из заездов на привокзальную площадь осуществлялось платно, хотя установленная АПС "Парктайм" позволяет отслеживать количество заезжающих транспортных средств и устанавливать сколько времени они находились на привокзальной площади аэропорта Большое Савино. Такая информация предоставлялась ФГУП "Пермские авиалинии" в ходе проверки за период с января по март 2010 года. За март 2010 года услугами автопарковки воспользовались:
Количество заездов за месяц Время стоянки Количество заездов в среднем в сутки
<_> До 15 минут <_>
<_> До 1 часа <_>
<_> До 2 часов <_>
<_> Более 2 часов <_>
Также при расчете предполагаемых доходов за сутки и соответственно дохода за год ФГУП "Пермские авиалинии" исходили из иных тарифов за автостоянку, чем те, которые были установлены с 08.06.2010. Тарифа в размере 50 рублей прейскурант на оказание платной услуги по предоставлению 1 места для размещения автотранспортного средства на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино с 08.06.2010 г. не предусмотрено, а тариф 200 рублей действует после 1 часа стоянки. Так, если рассчитать примерный суточный доход ФГУП "Пермские авиалинии" исходя из среднесуточных показателей заездов за март и тарифов, установленных с 08.06.2010 года:
Количество заездов Время стоянки Тариф Доходы
<_> заездов От 15 до 1 часа 100 руб. <_> руб.
<_> заездов более 1 часа 200 руб. <_> руб.
Итого за сутки <_> заездов - - <_> руб.
Таким образом, учитывая тот факт, что пассажиропоток в мае повысился, ФГУП "Пермские авиалинии" при расчете дохода за сутки занизило ожидаемый доход.
ООО "Партнер-Авиа", увеличивая цену на услуги автопарковки, руководствовалось затратами, которые Общество понесет в будущем (арендная плата увеличилась с декабря 2010 года, договоры подряда были заключены в августе и ноябре 2010 года, была зарезервирована постоянная денежная сумма на счету предприятия в размере <_> тыс. рублей). При этом ООО "Партнер-Авиа" указывает на то, что о повышении арендной платы было известно до июня 2010 года, при этом иных доказательств, кроме протокола N 4 общего собрания учредителей от 02.06.2010 года, например письменного извещения от Арендодателя, не представило. Таким образом, Комиссия Пермского УФАС считает, что объективных доказательств об осведомленности Общества о повышении арендной платы до июня 2010 года нет.
Основываясь на доказательствах, имеющихся в материалах дела (части 2 "Права и обязанности сторон" договора аренды земельного участка от 01.03.2010 года, акта приемки-передачи участка земли от 01.03.2010 г., фотоснимков, сделанных в ходе проведения проверки в отношении ООО "Партнер-Авиа"), Комиссией был сделан вывод о фиктивности договоров подряда от 23.08.2010 и договора подряда N 25/11-10.
Учитывая тот факт, что из резервного фонда ООО "Партнер-Авиа" на покрытие незначительных повреждений транспортных средств на ответственной стоянке не было произведено ни одной выплаты. Таким образом, данные затраты не могут быть приняты в качестве статьи расходов, увеличивающих себестоимость одного парковочного места.
При составлении финансового плана на 2010 года ООО "Партнер-Авиа" занизило ожидаемый доход, о чем свидетельствует, что объем реальной выручки за 2010 года на 65% превышает объем планируемой выручки, которая должна была обеспечить покрытие всех расходов ООО "Партнер-Авиа" и прибыль в размере 16%.
Таким образом, действия хозяйствующих субъектов ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" по единовременному увеличению цены услуги на одинаковую величину были совершены относительно синхронно и единообразно при отсутствии на то объективных причин, что говорит об известности каждому из хозяйствующих субъектов о предстоящих действиях.
Об известности каждому из хозяйствующих субъектов о предстоящих действиях, может свидетельствовать также тот факт, что ФГУП "Пермские авиалинии" перед планируемым повышением цен проводило наблюдение использования привокзальной площади личным транспортом, а в силу близкого географического расположения парковки ООО "Партнер-Авиа", Общество не могло не знать о проводимых мероприятиях ФГУП "ПАЛ".
Совершение субъектами повышения цен в условиях известности о предстоящих действиях соответствуют интересам каждого из них.
Каждый из субъектов повышая цены, не рискует возможной потерей потребителей, поскольку, исходя из достигнутой предсказуемости действий конкурентов, осознает, что они также повысят цены. Синхронное ценовое поведение позволяет участникам рынка в одностороннем порядке воздействовать на общее условие обращения товара - его цену.
В результате хозяйствующие субъекты могут устанавливать цены на том уровне, который соответствует интересам каждого из них, минимизируя издержки, связанные с ведением конкурентной борьбы друг с другом.
Совершение субъектами взаимовыгодных заранее известных действий по повышению цен при отсутствии на то объективных причин свидетельствует о том, что данные действия не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке и вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов.
Таким образом, действия хозяйствующих ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" отвечают критериям, установленным частью 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции для признания данных действий согласованными, и являются ограничивающими конкуренцию.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся:
- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке,
- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,
- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;
Как следует из материалов дела, в рассматриваемый период (первая декада июля) произошел рост цены на услугу автостоянки (парковки), расположенных на привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельных участков, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения услуги на товарном рынке. Следовательно, цена установленная участниками рынка превышает цену, которая сложилась бы на рынке в условиях конкуренции между субъектами.
С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что действия ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Партнер-Авиа" по установлению и поддержанию цены на услуги автостоянки (парковки) на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельных участков являются нарушением п.1 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьей 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
В ходе рассмотрения административного дела ФГУП "Пермские авиалинии" представило письменные объяснения, в которых указывает, что ФГУП "Пермские авиалинии" не имеет на привокзальной площади автостоянки (парковки), не принимает на хранение автотранспортные средства, а оказывает услуги по размещению транспортных средств с целью недопущения их в пятидесятиметровую зону аэропорта, въезд транспорта на которую запрещен. А так же указывает на то, что в течение года ФГУП "ПАЛ" регулировало тарифы исходя из спроса на услугу по временному размещению транспортных средств, статистики по времени нахождения транспорта на площади, складывающийся фактической себестоимости предоставления услуг и необходимости обеспечения положительной рентабельности деятельности по данной услуге.
Довод ФГУП "Пермские авиалинии" о том, что ФГУП "ПАЛ" не оказывает услуг автостоянки (парковки) отклоняется по следующим основаниям. Продуктовые границы товарного рынка в ходе рассмотрения антимонопольного дела были определены как оказание услуг автостоянок или парковок. Так как ФГУП "Пермские авиалинии" оказывает услуги по размещению транспортных средств на привокзальной площади аэропорта Большое Савино, взимает за данные услуги плату, а также въезд и выезд на территорию осуществляется в автоматическом режиме на основании пластиковой карты въезда-выезда на привокзальную площадь, то соответственно ФГУП "ПАЛ" оказывает услуги автостоянки (парковки).
Доводы ФГУП "Пермские авиалинии" о том, что в течение года ФГУП "ПАЛ" регулировало тарифы исходя из спроса на услугу по временному размещению транспортных средств, статистики по времени нахождения транспорта на площади, складывающийся фактической себестоимости предоставления услуг и необходимости обеспечения положительной рентабельности деятельности по данной услуге, отклоняются по следующим основаниям: во-первых, данный довод был исследован в ходе рассмотрения антимонопольного дела N 858-10-а, а во-вторых, как следует из письменных объяснений ФГУП "ПАЛ", представленных в ходе рассмотрения административного дела, начиная с сентября 2010 года происходило уменьшение пассажиропотока, т.е. уменьшение спроса на услугу автостоянки (парковки) на привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельных участков, но изменение тарифов на данную услугу со стороны ФГУП "Пермские авиалинии" не последовало.
Другие доводы ФГУП "Пермские авиалинии" исследовались и получили соответствующую оценку в ходе рассмотрения антимонопольного дела.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п.16.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отношении юридических лиц формы вины не выделяются. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ФГУП "Пермские авиалинии" имелась возможность соблюсти требования, установленные ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако Предприятием не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предъявляемых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Федеральным законом от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Так же следует отметить, что доля ФГУП "Пермские авиалинии" по оказанию услуг автостоянки (парковки) на привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино территорий превышает долю других субъектов, оказывающих услуги на данном рынке.
Таким образом, вина в действиях ФГУП "Пермские авиалинии" установлена.
В действиях ФГУП "Пермские авиалинии" содержится состав административного правонарушения:
1) объект административного правонарушения - имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
2) объективная сторона административного правонарушения - согласованные действия ФГУП "Пермские авиалинии" и ООО "Парнетр-Авиа" по установлению цен (тарифов) на услуги автостоянки (парковки) на территории привокзальной площади аэропорта Большое Савино и прилегающих к привокзальной площади аэропорта Большое Савино земельных участков начиная с июня 2010 года по март 2011 года;
3) субъект административного правонарушения - ФГУП "Пермские авиалинии" (614515, Россия, Пермский край, Пермский район, п. Сокол, Аэропорт "Большое Савино", 12);
4) субъективная сторона административного правонарушения - вина ФГУП "Пермские авиалинии", выразившаяся в несоблюдении требований действующего законодательства РФ при наличии возможности их соблюдения.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Правонарушение, совершенное ФГУП "Пермские авиалинии" является грубым нарушением антимонопольного законодательства, которое привело к ограничению конкуренции и установлению цен, которые превышают цены, сложившиеся на рынке в условиях конкуренции и ущемляет интересы неопределенного круга лиц.
Согласно информации, представленной ФГУП "Пермские авиалинии" в ходе рассмотрения антимонопольного дела (исх.N21/264 от 27.01.2011 г.):
- сумма выручки от размещения транспортных средств на привокзальной площади аэропорта "Большое Савино" за 2010 год ФГУП "Пермские авиалинии" составила <_> руб.
В соответствии со ст. 249 НК РФ, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП размер штрафа, должен быть:
1) не меньше, чем 1% суммы выручки ФГУП "Пермские авиалинии" от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение (1% = 67831,79 руб.).
2) не больше, чем 15% суммы выручки ФГУП "Пермские авиалинии" от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено правонарушение (15% = 1 017 476,82 руб.).
3) но при этом штраф не может быть меньше, чем 100 000 рублей.
I. Расчет размера штрафа:
- 1/15 максимального штрафа = 67831,79 рубля.
- коэффициент тяжести = 5 К срок = 1
67831,79 х 5 х 1 = 339 158,95 рублей.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное ФГУП "Пермские авиалинии" правонарушение малозначительным, не установлено.
Обстоятельства, исключающие производство по данному делу, отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьями 3.5, 14.32 и 29.9 КоАП РФ, постановила:
1. Признать ФГУП "Пермские авиалинии" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ).
2. Назначить ФГУП "Пермские авиалинии" административное наказание в виде административного штрафа в размере 339 158,95 (Триста тридцать девять тысяч сто пятьдесят восемь рублей 95 копеек)
Постановление объявлено 08 апреля 2011 года.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в бюджет:
код штрафа: 161 1 16 02010 01 0000 140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми
р/с 40101810700000010003
ИНН 5902290360
КПП 590201001
БИК 045773001
ОКАТО 57401000000
В тридцатидневный срок ФГУП "Пермские авиалинии" обязано представить в Пермское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающего уплату штрафа.
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии со ст. 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 8 апреля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016