Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 11 апреля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "28" марта 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "11" апреля 2011 г.
Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев дело N 111-11-а по признакам нарушения Администрацией Лысьвенского городского поселения Пермского края (пр. Победы, д. 38, г. Лысьва, Пермский край, 618900) части 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон о защите конкуренции), установила:
Во исполнение поручения ФАС России от 24.12.2009 г. NАЦ/46520 Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Пермское УФАС России) 10.12.2010 г. направило в адрес Администрации Лысьвенского городского поселения Пермского края (далее - Администрация) запрос о предоставлении информации о способе управления многоквартирными домами и о том каким образом был осуществлен выбор управляющей организации за второе полугодие 2010 г., и о проведенных в данный период конкурсах по выбору управляющей организации.
Из анализа ответа Администрации (вх. N 0302-11 от 13.01.2011 г.) следовало, что в ноябре 2010 года Администрацией Лысьвенского городского поселения Пермского края проведен открытый аукцион по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, все помещения которых находятся в муниципальной собственности Лысьвенского городского поселения, по 2 лотам.
Из письменных и устных пояснений Администрации следует, что собственником многоквартирных домов, включенных в вышеуказанные лоты, является Администрация. Многоквартирный дом, расположенный по ул. Ленина, 4 имеет статус специального жилого дома для граждан пожилого возраста с постоянным их проживанием. Многоквартирный дом, расположенный по ул. Садовая, 15, межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Главы Администрации от 26.11.2007 г. N 43-рга, признан аварийным и подлежащий сносу (Акт обследования помещения от 14.01.2010 г. N 01 и Заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания от 14.01.2010 г. N 01).
По мнению представителя Администрации, так как вышеуказанные дома находятся в муниципальной собственности, Администрация на основании ст. 163 ЖК РФ вправе проводить аукцион по выбору управляющей организации. Открытый аукцион проведен Администрацией также в соответствии с "Порядком управления многоквартирными домами, все помещения которых находятся в муниципальной собственности Лысьвенского городского поселения", утвержденного Постановлением Администрации Лысьвенского городского поселения от 12.10.2010 г. N 97-га, и согласно требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Решение о проведении торгов в форме аукциона было принято для того, чтобы снизить размер платы за работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, учитывая статус дома по ул. Ленина, 4, где проживают ветераны труда и войны, не имеющие кроме пенсии других доходов, а в аварийном доме по ул. Садовая, 15 проживают наниматели с небольшими доходами, так как в форме конкурса принимается только заявленный в конкурсной документации размер платы.
При этом на заседании Комиссии Пермского УФАС России представитель Администрации признал факт нарушения Администрацией Лысьвенского городского поселения ст. 17 закона о защите конкуренции при заключении договоров управления многоквартирными домами, находящимися в муниципальной собственности, по результатам проведенного Администрацией аукциона по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
Представитель заинтересованного лица - ООО "Управляющая компания "Эксперт-Сервис" поддержал позицию представителя Администрации.
Заинтересованным лицом - ООО "Север" в адрес Пермского УФАС России направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в связи с временной нетрудоспособностью.
Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Постановлением Администрации Лысьвенского городского поселения от 12.10.2010 N 97-га "Об утверждении Порядка управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности Лысьвенского городского поселения" утвержден Порядок управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности Лысьвенского городского поселения.
Согласно п. 1.1. вышеуказанного постановления порядок управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности Лысьвенского городского поселения (далее - Порядок), разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом РФ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с целью упорядочения отношений по управлению многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности, обеспечения предоставления гражданам, проживающим в данном жилищном фонде, жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечения сохранности и надлежащего использования муниципального имущества.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление Правительства N 75) с 1 января 2007 г. органы местного самоуправления и органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга проводят в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Соответственно, обязанность проведения открытого конкурса, установленная Постановлением Правительства N 75, администрацией в утвержденном ей Порядке не установлена.
Согласно п. 4 ст. 161 ЖК РФ 4 орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с п. 2 ст. 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
Соответственно, выбор управляющей организации органом местного самоуправления осуществляется по результатам открытого конкурса, а не открытого аукциона.
Однако, Администрацией в нарушение норм ЖК РФ и Постановления Правительства РФ N 75 проведен открытый аукцион по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
2. Вывод ответчика о правомерности проведения аукциона является необоснованным по следующим основаниям.
Согласно Постановления Правительства N 75 "конкурс" - форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.
Согласно ч. 1, 2 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В п. 4 ст. 447 ГК РФ указывается, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
В данном случае законодателем установлена обязанность проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации.
Таким образом, порядок определения победителя торгов - конкурса, аукциона различен, также различен порядок их проведения.
Так, согласно Постановления Правительства N 75 в извещении о проведении конкурса указывается следующее:
1) основание проведения конкурса и нормативные правовые акты, на основании которых проводится конкурс;
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер телефона организатора конкурса и специализированной организации;
3) характеристика объекта конкурса, включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, виды благоустройства, серию и тип постройки, а также кадастровый номер (при его наличии) и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) наименование обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, выполняемых (оказываемых) по договору управления многоквартирным домом (далее - обязательные работы и услуги);
5) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества обязательных работ и услуг;
6) перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
7) адрес официального сайта, на котором размещена конкурсная документация, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой организатором конкурса за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;
8) место, порядок и срок подачи заявок на участие в конкурсе, установленный в соответствии с пунктом 52 настоящих Правил;
9) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, а также место, дата и время рассмотрения конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе;
10) место, дата и время проведения конкурса;
11) размер обеспечения заявки на участие в конкурсе.
П.п. 3-6 в информационной карте аукциона организатором не указаны. Администрацией в информационной карте указаны только сведения о предмете аукциона, а также порядок проведения аукциона, требования к участникам, а перечень работ и услуг указан только в аукционной документации.
Таким образом, информационное сообщение содержало не полные сведения об объекте аукциона, о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, о перечне коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией, что могло ограничить круг потенциальных участников торгов, и привести к ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами.
Кроме того, согласно п. 42 размер обеспечения исполнения обязательств устанавливается организатором конкурса и не может быть менее одной второй и более трех четвертей цены договора управления многоквартирным домом, подлежащей уплате собственниками помещений в течение месяца.
Согласно п. 43 Постановления Правительства N 75 размер обеспечения исполнения обязательств по уплате управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирном доме средств, причитающихся им в возмещение убытков и (или) в качестве неустойки (штрафа, пеней) вследствие неисполнения, просрочки исполнения или иного ненадлежащего исполнения обязательств по договорам управления многоквартирным домом, в возмещение вреда, причиненного общему имуществу, предоставляется в пользу собственников помещений в многоквартирном доме, а обеспечение исполнения обязательств по оплате управляющей организацией ресурсов ресурсоснабжающих организаций - в пользу соответствующих ресурсоснабжающих организаций. Лица, в пользу которых предоставляется обеспечение исполнения обязательств, вправе предъявлять требования по надлежащему исполнению обязательств за счет средств обеспечения. В случае реализации обеспечения исполнения обязательств управляющая организация обязана гарантировать его ежемесячное возобновление. Указанное требование подлежит отражению в договорах управления многоквартирным домом и в договорах ресурсоснабжения и приема (сброса) сточных вод в качестве существенного условия этих договоров.
Данное требование, предусмотренное п.п. 42, 43 Постановления N 75, Администрацией, как организатором открытого аукциона по отбору управляющих организаций, не выполнено.
Конкурсной комиссией не была осуществлена оценка заявок на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным п. 15 Постановления N 75 и требованиям, установленным конкурсной документации, предусмотренным п. 41 указанного Постановления, в т.ч. требованию в виде обеспечения заявки.
Таким образом, действия органа местного самоуправления могли привести к ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами.
Кроме того, согласно п. 68 Правил о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами N 75 конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, а также на соответствие претендентов требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил.
Согласно п.п. 77,78 Правил о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами N 75 участник конкурса называет перечень дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - отдельно для каждого объекта конкурса, входящего в лот), общая стоимость которых должна соответствовать представленному им предложению по стоимости дополнительных работ и услуг. При объединении в один лот нескольких объектов конкурса разница между стоимостью дополнительных работ и услуг в отношении каждого объекта конкурса, входящего в лот, не должна превышать 20 процентов.
В случае если общая стоимость определенных участником конкурса дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) равна стоимости его предложения или превышает ее, такой участник признается победителем конкурса.
В случае если указанная общая стоимость меньше стоимости его предложения, участник конкурса обязан увеличить предложение по стоимости дополнительных работ и услуг и определить перечень дополнительных работ и услуг таким образом, чтобы их общая стоимость была равна или превышала представленное им предложение. При выполнении указанных требований участник конкурса признается победителем конкурса.
Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.
В данном случае Администрация конкурс не проводила, т.е. организатором не были выявлены наилучшие предложения заключения договора управления многоквартирными домами среди претендентов на участие в конкурсе, и соответственно оценка на соответсвие участников и претендентов на соответствие требованиям п. 15 Правил и сопоставление заявок на участие в конкурсе не была осуществлена, что в конечном итоге привело к нарушению порядка определения победителя конкурса, определенного п.п. 77,78 Правил о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами N 75.
Комиссией Пермского УФАС России установлено, что согласно протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе победителем аукциона по лоту N 1 признано ООО "Управляющая компания "Эксперт-Сервис", по лоту 2 ООО "Север" на основании ч. 11 ст. 35 Закона о размещении заказа, предложившие наиболее высокую цену контракта (на основании главы 3 Закона о размещении заказов), а не участник, предложивший наилучшие условия заключения муниципального контракта.
Необходимо отметить, что закон о размещении заказов не применим к правоотношениям по управлению жилым фондом.
В случае проведения администрацией открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами среди претендентов на заключение договора управления многоквартирными домами, принявших участие в запросе аукционе, конкурсной комиссией мог быть выявлен в качестве победителя иной участник, предложивший наилучшие условия.
Таким образом, действия Администрации могли привести к ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов (далее - закон о защите конкуренции).
Следовательно, решение Администрации о проведении аукциона противоречит нормам ЖК РФ, Постановлению Правительства о проведении открытого конкурса на заключение договора управления многоквартирными домами, N 75, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
При этом обязанность проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами законодателем установлена внезависимости от статуса лиц, проживающих в данном муниципальном жилом фонде (ветеранов, пенсионеров), а так же внезависимости от признания его аварийным, ветхим.
Таким образом, Администрация при заключении договора на управление многоквартирными домами N 4/10 от 03.12.2010 г. и 5/10 от 03.12.2010 г. руководствовалось положениями главы 3 Закона о размещении, вместо предусмотренных норм ЖК РФ и Постановления Правительства РФ о порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, что привело к нарушению порядка определения победителя торгов, и что может привести к ограничению конкуренции.
Основания для прекращения рассмотрения дела N 111-11-а, предусмотренные ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссией Пермского УФАС России не установлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Лысьвенского городского поселения Пермского края статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в заключении договоров управления многоквартирными домами, в нарушении требований ЖК РФ, Постановления Правительства о проведении открытого конкурса на заключение договора управления многоквартирными домами N 75, что повлекло, в т.ч. нарушение порядка определения победителя торгов, и что могло привести к ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами.
2. Выдать Администрации Лысьвенского городского поселения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, направленное на принятие мер по обеспечению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами Лысьвенского городского поселения, в т.ч. путем приведения в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" Постановления Администрации Лысьвенского городского поселения от 12.10.2010 N 97-га "Об утверждении Порядка управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности Лысьвенского городского поселения"
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 111-11-а
28.03.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 28.03.2011 г. по делу N 111-11-а о нарушении Администрацией Лысьвенского городского поселения Пермского края (пр. Победы, д. 38, г. Лысьва, Пермский край, 618900) ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон о защите конкуренции), предписывает:
Администрации Лысьвенского городского поселения Пермского края в срок до 15.06.2011 г. прекратить нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении договоров управления многоквартирными домами, в нарушении требований ЖК РФ, Постановления Правительства о проведении открытого конкурса на заключение договора управления многоквартирными домами N 75, что повлекло, в т.ч. нарушение порядка определения победителя торгов, и что могло привести к ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами, а именно:
в срок до 15.06.2011 г. принять меры, направленные на обеспечение конкуренции, в том числе по обеспечению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами Лысьвенского городского поселения, в т.ч. путем приведения в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" Постановления Администрации Лысьвенского городского поселения от 12.10.2010 N 97-га "Об утверждении Порядка управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности Лысьвенского городского поселения"
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
<_>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 11 апреля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016