Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
(опубликовано 11 апреля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 04.04.2011.
В полном объеме решение изготовлено 08.04.2011.
Исходящий N 1157/02 от 08.04.2011
Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: <_> - руководитель Новгородского УФАС России (далее - Управление);
члены Комиссии: <_> - главный специалист-эксперт Управления, <_> - специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 19 по признакам нарушения Администрацией г. Чудово пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:
от ответчика:
<_> - заместитель Главы администрации г. Чудово без доверенности;
<_> действующий на основании доверенности от 19.01.2011 N <_>
от заявителя:
<_> - директор, действующая на основании устава;
<_> действующий на основании доверенности от 29.03.2011 N <_> установила:
08.02.2011 вх. N 622 в Новгородское УФАС России поступило заявление ООО "СБУ-ИНВЕСТ" о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией г. Чудово на рынке услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.
В газете "Родина" N 5 (8146) от 03.02.2011 под заголовком "На заметку "За чистоту в городе" была размещена информация Администрации г. Чудово (далее - Администрация) о том, что юридические лица и предприниматели обязаны своевременно заключать договора на вывоз бытовых отходов и мусора со специализированной обслуживающей организацией (ООО "СБУ-4"), физические лица - с индивидуальным предпринимателем <П_> тел. 89216907540).
ООО "СБУ-ИНВЕСТ" считает, что указанные действия Администрации создают препятствия осуществления деятельности ООО "СБУ-ИНВЕСТ" на рынке услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории г. Чудово, поскольку юридическим и физическим лицам органом местного самоуправления дается указание заключать договоры на сбор и вывоз бытовых отходов на территории г. Чудово только с ООО "СБУ-4" и индивидуальным предпринимателем <П_> ограничивая для приобретателей данных услуг выбор хозяйствующих субъектов, оказывающих такие услуги.
Данные действия Администрации могут привести к ограничению, устранению конкуренции и являются нарушением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно ответу Администрации от 28.03.2011 N 324 Заметка "За чистоту в городе", размещенная Администрацией в газете "Родина" от 03.02.2011 N 5 (8146), носила информационный (пояснительный), а не обязывающий характер, не ограничивая выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов. Условия доступа на товарный рынок Администрация не ограничивала. Перечень организаций, предоставляющих соответствующие услуги в г. Чудово, конкурирующих с другими организациями на общих условиях обращения услуг на рынке, данный в газете "Родина", является примерным.
По мнению Администрации в статье 15 Закона о защите конкуренции приведен исчерпывающий перечень запретов на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения органов местного самоуправления. Исходя из вышеуказанной нормы закона, размещение информационной статьи в газете "Родина" не является запретительным действием.
По результатам проведенного антимонопольного расследования Новгородским УФАС России 14.03.2011 было возбуждено дело N 19 по признакам нарушения Администрацией пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Изучив имеющиеся в деле материалы и документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия установила следующее.
Администрация является органом местного самоуправления и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам органов местного самоуправления относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Советом депутатов г. Чудово от 29.07.2010 N 261 утверждены Правила сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории г. Чудово.
По письменному запросу Новгородского УФАС России от 14.02.2011 N 403/02 Чудовской районной газетой "Родина" была представлено копия письма Администрации от 25.01.2011 N 64, на основании которого в газете была опубликована вышеуказанная информация.
Указанное письмо и опубликованная в газете информация подписаны заместителем главы Администрации <_>
ООО "СБУ-ИНВЕСТ" является лицензированной специализированной организацией по вывозу бытовых отходов от многоквартирных жилых домов, предприятий, организаций и учреждений на территории г. Чудово Новгородской области. ООО "СБУ-ИНВЕСТ" создано в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". ООО "СБУ-ИНВЕСТ" является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного общим собранием участников ООО "СБУ-ИНВЕСТ" (протоколом от 25.01.2010 N 4).
В материалах дела имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, N ОТ-22-000306 (53) от 18.06.2009, выданная ООО "СБУ-ИНВЕСТ" Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Следовательно, деятельность ООО "СБУ-ИНВЕСТ" по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами. Кроме того, между ООО "СБУ-ИНВЕСТ" и юридическими и физическими лицами заключены договоры на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.
При рассмотрении дела <_> письмом от 28.03.2011 N 137 представила список организаций, которые расторгли договора с ООО "СБУ-ИНВЕСТ" по вывозу отходов в г. Чудово после публикации вышеуказанного объявления в газете "Родина" N 5 (8146) от 03.02.2011.
Заместитель Главы администрации <_> предположил, что основанием для расторжения договоров на вывоз мусора с ООО "СБУ-ИНВЕСТ" явилось увеличение тарифов на услуги, предоставляемые ООО "СБУ-ИНВЕСТ" по сбору и транспортировке бытовых отходов, а не публикация объявления в газете "Родина" N 5 (8146) от 03.02.2011.
<_> пояснила, что в 2011 году тариф ООО "СБУ-ИНВЕСТ" на услуги по вывозу бытовых отходов для бюджетных организаций составляет 226 рублей. В эту же сумму входит и размещение отходов. В материалах дела имеется копия приказа генерального директора ООО "СБУ-4" от 01.01.2011, в соответствии с которым тарифы ООО "СБУ-4" на услуги по сбору, транспортировке и размещению отходов на санкционированной свалке на 2011 год составляют 278 рублей, то есть выше, чем у ООО "СБУ-ИНВЕСТ".
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В материалах дела имеется письмо ООО "СБУ-ИНВЕСТ" от 28.03.2011 N 137, в котором представлен список юридических лиц, которые расторгли в 2011 году договора с ООО "СБУ-ИНВЕСТ" по вывозу отходов. Все юридические лица заявили о расторжении договоров именно после публикации в газете "Родина" N 5 (8146) от 03.02.2011 под заголовком "На заметку "За чистоту в городе" информации Администрации.
Такие отказы юридических лиц от услуг, оказываемых ООО "СБУ-ИНВЕСТ", могут привести к устранению данного хозяйствующего субъекта с рынка услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора из-за отсутствия приобретателей данных услуг, что может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке в г. Чудово.
Указанные действия Администрации создают или могут создавать препятствия осуществления деятельности ООО "СБУ-ИНВЕСТ" на рынке услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории г. Чудово, поскольку данный орган местного самоуправления обязал юридические лица заключать договоры на сбор и вывоз бытовых отходов на территории г. Чудова только с ООО "СБУ-4", а физические лица - только с индивидуальным предпринимателем <П_> ограничивая для приобретателей услуг выбор хозяйствующих субъектов, оказывающих такие услуги.
Таким образом, утверждение Администрации о том, что публикация объявления в газете "Родина" N 5 (8146) от 03.02.2011 под заголовком "На заметку "За чистоту в городе" не нарушает действующее законодательство, я в в не подтверждается материалами дела.
Указанные действия Администрации приводят или могут привести к устранению хозяйствующего субъекта с рынка, к сокращению количества хозяйствующих субъектов на рынке, а также к устранению конкуренции между ООО "СБУ-4" и <П_> к отказу хозяйствующих субъектов, как продавцов, так и от потребителей услуг, самостоятельных действий на рынке. Все указанное соответствует признакам ограничения конкуренции, содержащимся в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности пунктом 5 указанной статьи запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Исходя из части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции законодателем определен перечень запретов на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения органов местного самоуправления, исходя из которых антимонопольный орган может признать нарушение антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" орган, совершивший ограничивающие конкуренцию действия, обязан указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу осуществить указанные действия. В своих письменных и устных объяснения Администрация не смогла сослаться на какую-либо норму федерального закона, разрешающую ему совершать действия, запрещенные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, опубликовав объявление в газете "Родина" N 5 (8146) от 03.02.2011 Администрация установила для приобретателей услуг по сбору и вывозу отходов и мусора ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги, что привело или могло привести к ограничению, устранению конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к вводу, что действия Администрации нарушают пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях Администрации г. Чудово нарушение пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в г. Чудово.
2. Выдать Администрации г. Чудово обязательное предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно опубликовать в газете "Родина" официальное сообщение (объявление) о том, что информация, опубликованная в газете "Родина" N 5 (8146) от 03.02.2011 под заголовком "На заметку "За чистоту в городе" не соответствует требованиям действующего законодательства, и юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица могут заключать договоры на вывоз бытовых отходов и мусора по своему выбору с любой организацией, осуществляющей данный вид деятельности.
Газетная площадь публикации сообщения (объявления) должна быть не менее газетной площади сообщения, опубликованного под заголовком "На заметку "За чистоту в городе" в газете "Родина" N 5 (8146) от 03.02.2011.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (опубликовано 11 апреля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016