Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(опубликовано 13 апреля 2011 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/49 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, нарушающей требования статьи 16, части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя ООО "Редакция газеты "Приамурские ведомости", установила:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 09.03.2011 г. в газете "Приамурские ведомости" отслежены:
- рекламная статья "Имплантация зубов: актуальные вопросы и ответы_" и рекламный блок "Пиранья. Стоматология г. Хабаровск, ул. Павловича, 13. тел.: (4212) 41-05-22, 4125-34, сот. 61-20-08. Имплантация зубов безболезненная и надежная. Имплантация. Протезирование. Профилактика. Лечение", размещенные на странице 23 N 13-14 от 02.02.2011 г.; N 21-22 от 16.02.2011 г.; N 29-30 от 02.03.2011 г.;
- рекламная статья "Сауна с холодком_" и рекламный блок "КРИОСАУНА. Оздоровление и закаливание. Повышает иммунитет. Нормализует обмен веществ. Массаж. Лечение холодом. КИМ Ю ЧЕНА, 34.", размещенные на стр.23 N 29-30 от 02.03.2011 г.
Кроме того, в процессе подготовки дела к рассмотрению выявлена рекламная статья "Лечение в движении." и рекламный блок "Дальневосточный Центр кинезитерапии Бубновского. Здоровье спины и суставов. Без операций! Без лекарств! Лечение и профилактика: остеохондроза, сколиоза, грыжи межпозвоночных дисков, крупных суставов. Ул. Калинина, 25а, тел: 23-78-78, с 10:00 до 21:00", распространяемые на стр.23 N 32-33 от 10.03.2011 г.
В соответствии с отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. N 163, группа "медицинские услуги" (код 8) состоит, в том числе из таких услуг как: "лечение зубов" и "зубопротезирование". В соответствии с письмом Министерства здравоохранения Хабаровского края (вх. 5/704 от 04.02.2010 г.) КриоСауна - это физиотерапевтическая установка для оздоровительного воздействия холодом. Следовательно, рекламируемые услуги относятся к медицинским услугам и должны соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе таких услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, -не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В указанных рекламах обязательная предупредительная надпись отсутствует, что является нарушением требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе". Так же в ходе подготовки дела к рассмотрению установлено, что реклама ООО "Ваш доктор": "Криосауна. Оздоровление и закаливание. Повышает иммунитет. Нормализует обмен веществ. Массаж. Лечение холодом. КИМ Ю ЧЕНА, 34" направлена на привлечение внимания потребителей, в том числе и к услугам массажа. В силу п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. В п. 2 ст. 17 указанного Закона предусмотрено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по перечисленным в данном пункте восьми видам деятельности, в том числе и медицинской деятельности. Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности установлен в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности). В названный Перечень включены работы (услуги) по косметологии (терапевтической) и медицинскому массажу.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги). Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2007 N 323 утвержден порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении различных видов медицинской помощи (в том числе доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной, скорой и пр.) В п. 3 указанного Порядка предусмотрено, что указанные работы (услуги) при осуществлении медицинской помощи выполняются на основании лицензии, приложения к которой оформляются в соответствии с Перечнем, прилагаемых к настоящему Порядку.
В Приложении к указанному Порядку приведен Перечень, в котором к доврачебной медицинской помощи отнесен медицинский массаж (пункт 1 Перечня), а к амбулаторно-поликлинической помощи отнесена косметология терапевтическая (подпункт "в" п. 2 Перечня). Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что при оказании услуг, которые включены в указанные Перечни, следует получать лицензию. ООО "Ваш доктор" выдана лицензия на следующие виды деятельности: амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по: косметологии (терапевтической), терапии, физиотерапии. Следовательно, лицензиат - ООО "Ваш доктор" вправе заниматься медицинской деятельностью по строго указанному в лицензии перечню.
Вместе с тем, как следует из распространяемой рекламы, ООО "Ваш доктор" предлагаются услуги по другим видам медицинской деятельности, не заявленным в лицензии - услуги массажа. Таким образом, сопоставление рекламы медицинских услуг, предлагаемых ООО "Ваш доктор", с перечнем разрешенных на основании лицензии видов деятельности, позволяет заключить, что общество оказывает дополнительные медицинские услуги массажа при отсутствии на них специального разрешения. В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Кроме того, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации N 0I4299 от 25.12.1995 г. газета "Приамурские ведомости" не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера. В соответствии со статьей 16 Закона о рекламе, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Однако в нарушение требований статьи 16 ФЗ "О рекламе" в газете распространены следующие рекламные материалы, не имеющие указания на их рекламный характер:
1. "ООО "Лаборатория информационных технологий" (стр.1 N13-14; стр.1 N 21-22; стр. 2 N 29-30)
2. "Мозаика. Туристические услуги" (стр. 10 N13-14; стр.31 N 21-22; стр. 31 N 29-31)
3. "PEGAS" (стр. 10 N13-14; стр.31 N 21-22; стр. 31 N 29-31)
4. "Радуга путешествий" (стр. 10 N13-14; стр.31 N 21-22; стр. 31 N 29-31)
5. "Сервисный центр по ремонту аппаратуры "Спектр-ТВ" (стр. 12 N13-14; стр.12 N 21-22)
6. "Вывоз и утилизация твердых бытовых отходов" (стр. 12 N13-14; стр.12 N 21-22)
7. "8 февраля 18.30 муз. Театр 21-11-96" (стр. 13 N13-14)
8. "Стоматологический центр "Детал Стиль" (стр. 14 N13-14; стр.14 N 21-22)
9. "15 февраля в 11.00 и 15.00 ДК Профсоюзов 28-05-07.Новогодние приключения Маши и Медведя" (стр. 22 NN13-14)
10. "Активированный водородный (магниевый) стержень" (стр. 23 N13-14)
11. "Афиша. Тумбы и щиты у нас недорого" (стр. 26 NN13-14)
12. "Служба 516 (стр.1 N 21-22 )
13. Юридическая Правовая Компания" (стр.11 N 21-22)
14. "Аптека низких цен!" (стр.13 N 21-22)
15. "Далькомбанк. Весенняя арифметика. Кредит" (стр.15 N 21-22)
16. "Новое ледовое шоу Ильи Авербуха" (стр.22 N 21-22)
17. "Компания "Логос-ДВ" (стр.1 N 29-30)
18. "Второй хлеб из Канады" (стр.10 N 29-30)
19. "Сауна с холодком. Оздоровительный центр "Кристалл" (стр.23 N 29-30)
20. "Имплантация зубов: актуальные вопросы и ответы" (стр. 23 N 13-14.; N 21-22.; N 29-30)
21. "30 марта 18.30 Театр драмы и комедии. Петр Дранга" (стр. 29 N 29-30)
22. "Копринус" (стр. 23 N 29-30)
В процессе рассмотрения дела представитель признала выявленное нарушение, пояснив, что по мнению редакции, рекламные блоки воспринимаются как реклама в силу их оформления и содержания. Считает, что указанные статьи, размещенные в газете, рекламой не являются. Данные доводы отклонены комиссией по следующим основаниям. В силу статьи 16 ФЗ "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или "на правах рекламы". Поскольку статьи отвечают признакам рекламы, закрепленным в п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе", они являются рекламой и должны соответствовать требованиям, предъявляемым ФЗ "О рекламе". Согласно части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований пункта 7 статьи 7, статьи 16, части 7 статьи 24 настоящего Федерального закона. Рекламораспространителем, осуществившим распространение указанных реклам, является ООО "Редакция газеты "Приамурские ведомости". Данный факт подтверждается Уставом общества с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Приамурские ведомости"; Свидетельством о регистрации средства массовой информации N 0I4299 от 25 декабря 1995 года.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащими рекламные материалы, предлагающие медицинские услуги, распространяемые ООО "Редакция газеты "Приамурские ведомости":
- рекламную статью "Имплантация зубов: актуальные вопросы и ответы_" и рекламный блок "Пиранья. Стоматология г. Хабаровск, ул. Павловича, 13. тел.: (4212) 41-05-22, 4125-34, сот. 61-20-08. Имплантация зубов безболезненная и надежная. Имплантация. Протезирование. Профилактика. Лечение", размещенные на странице 23 N 13-14 от 02.02.2011 г.; N 21-22 от 16.02.2011 г.; N 29-30 от 02.03.2011 г.;
- рекламную статью "Сауна с холодком_", размещенную на стр.23 N 29-30 от 02.03.2011 г;
- рекламную статью "Лечение в движении." и рекламный блок "Дальневосточный Центр кинезитерапии Бубновского. Здоровье спины и суставов. Без операций! Без лекарств1. Лечение и профилактика: остеохондроза, сколиоза, грыжи межпозвоночных дисков, крупных суставов. Ул. Калинина, 25а, тел: 23-78-78, с 10:00 до 21:00", размещенные на стр.23 N 32-33 от 10.03.2011 г., поскольку в них нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе";
- рекламный блок "КРИОСАУНА. Оздоровление и закаливание. Повышает иммунитет. Нормализует обмен веществ. Массаж. Лечение холодом. КИМ Ю ЧЕНА, 34.", размещенный на стр.23 N 29-30 от 02.03.2011 г, поскольку в нем нарушены требования пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", а также рекламные материалы без указания на их рекламный характер, распространяемые в N 13-14 от 02.02.2011 г.; N 21-22 от 16.02.2011 г.; N 29-30 от 02.03.2011 г.; N 32-33 от 10.03.2011 г., поскольку они нарушают требования статьи 16 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Редакция газеты "Приамурские ведомости" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 14 апреля 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Предписание
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 13 апреля 2011 года по делу 4-05/49 о признании ненадлежащими рекламных материалов, предлагающих медицинские услуги, распространяемых ООО "Редакция газеты "Приамурские ведомости":
- рекламной статьи "Имплантация зубов: актуальные вопросы и ответы_" и рекламного блока "Пиранья. Стоматология г. Хабаровск, ул. Павловича, 13. тел.: (4212) 41-05-22, 4125-34, сот. 61-20-08. Имплантация зубов безболезненная и надежная. Имплантация. Протезирование. Профилактика. Лечение", размещенных на странице 23 N 13-14 от 02.02.2011 г.; N 21-22 от 16.02.2011 г.; N 29-30 от 02.03.2011 г.;
- рекламной статьи "Сауна с холодком_", размещенной на стр.23 N 29-30 от 02.03.2011 г.
- рекламной статьи "Лечение в движении." и рекламного блока "Дальневосточный Центр кинезитерапии Бубновского. Здоровье спины и суставов. Без операций! Без лекарств1. Лечение и профилактика: остеохондроза, сколиоза, грыжи межпозвоночных дисков, крупных суставов. Ул. Калинина, 25а, тел: 23-78-78, с 10:00 до 21:00", размещенных на стр.23 N 32-33 от 10.03.2011 г., поскольку в них нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе";
- рекламного блока "КРИОСАУНА. Оздоровление и закаливание. Повышает иммунитет. Нормализует обмен веществ. Массаж. Лечение холодом. КИМ Ю ЧЕНА, 34.", размещенного на стр.23 N 29-30 от 02.03.2011 г, поскольку в нем нарушены требования пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", а также рекламных материалов без указания на их рекламный характер, распространенных в N 13-14 от 02.02.2011 г.; N 21-22 от 16.02.2011 г.; N 29-30 от 02.03.2011 г.; N 32-33 от 10.03.2011 года, поскольку они нарушают требования статьи 16 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Редакция газеты "Приамурские ведомости" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение в газете "Приамурские Ведомости" рекламы медицинских услуг:
- без соблюдения требований к сопровождению рекламы предупредительной надписью о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов;
- по специальности "массаж" без наличия соответствующей лицензии, а также распространение рекламных материалов без указания на их рекламный характер
2. ООО "Редакция газеты "Приамурские ведомости" представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25 апреля 2011 года.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (опубликовано 13 апреля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016