Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 22 апреля 2011 г.
Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю <_> рассмотрев материалы дела N 956-10-АДМ и протокол N 956-10-АДМ от 17 января 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Автовокзал" по ч.2.2 ст.19.5 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.
Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Автовокзал" (далее ПКГУП "Автовокзал")
юридический адрес и адрес фактического местонахождения: 614000, г.Пермь, ул.Механошина, 29.
ИНН: 5904100150
ОГРН 1025900892270
В присутствии представителя ПКГУП "Автовокзал" <_> (доверенность имеется в материалах дела). Также, в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения ПКГУП "Автовокзал" о месте и времени рассмотрения протокола. установил:
Решением Комиссии Пермского УФАС России от 13.07.2009 г. по делу N 220-09-А ПКГУП "Автовокзал", занимающее доминирующее положение на рынке предоставления услуг автовокзалов (автобусных станций), признано нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") в части экономически, технологически иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар.
Решением по делу N 220-09-А установлено следующее:
1). ПКГУП "Автовокзал" занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг автовокзалов (автобусных станций) в том числе на территории: г.Перми, г.Лысьвы, г.Кудымкара, г.Чернушки, г.Осы, г.Краснокамска, г.Березники, г.Соликамска, п.Звездный, г.Верещагино, с.Карагай, п.Суксун, с.Сива, с.Березовка, г.Кунгура, г.Добрянки, г.Барды, г.Нытвы, г.Очера, с.Уинское, с.Орда, п.Ильинский, п.Юсьва, п.Полазна Добрянского района, с.Усть-Качка и п.Юго-Камский Пермского района, п.Уральский и п.Ново-Ильинский Нытвенского района, п.Менделеево Карагайского района, п.Павловск Очерского района, п.Зюкайка Верещагинского района, с.Калинино Кунгурского района Пермского края.
Доминирующее положение дает ПКГУП "Автовокзал" возможность оказывать решающее влияние на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций).
2). ПКГУП "Автовокзал" устанавливает различный процент отчислений от выручки, полученной от реализации билетов для различных Перевозчиков. Указанный процент отчислений составлял в 2008 году от 8,2% до 17,11% и от 12,0% до 17,11% в 2009 году. Также ПКГУП "Автовокзал" устанавливает различный процент отчислений от поступивших денежных средств от реализации социальных проездных документов. Указанный процент установлен для разных перевозчиков: от 2% до 14,5%.
В соответствии с ведомостями по продаже билетов, ПКГУП "Автовокзал" установило следующие проценты отчислений от выручки, полученной от реализации билетов:
- в размере 14,5% (в том числе НДС) для ООО "Трансгруз", Частинского МУП АП;
- в размере 14,5% (плюс НДС), в итоге 17,11% для ООО "Транспортной компании "Актуал", ИП Щербинина Е.Н., ИП Костарева И.В.;
- в размере 14% (в том числе НДС) для ИП Шкляр Н.Г.;
- в размере 13% (плюс НДС), в итоге 15,34% для ИП Сасунова О.А.;
- в размере 8% (плюс НДС), в итоге 9,44% для Нытвенского АТП;
- в размере 7%, (плюс НДС), в итоге 8,26% для ИП Железова В.К.
ПКГУП "Автовокзал" не представило обоснование установления различного процента отчислений от суммы выручки от продажи билетов и реализации социальных проездных документов для различных Перевозчиков.
3). ПКГУП "Автовокзал" выдано предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке предоставления услуг автовокзалов (автобусных станций), а именно:
- прекратить нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услуги автовокзалов (автобусных станций) для разных Перевозчиков.
На основании решения по делу N220-09-А в отношении ПКГУП "Автовокзал" возбуждено дело N447-09-адм и составлен протокол N 447-09-АДМ от 17.09.2009 г. по делу об административном правонарушении по ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В отношении ПКУГП "Автовокзал" было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 390 013 (Двух миллионов трехсот девяноста тысяч тринадцати) рублей. Арбитражный суд снизил размер штрафа до 1 606 245 рублей. Данный штраф был оплачен ПКГУП "Автовокзал" в полном объеме.
Кроме того, в отношении ПКГУП "Автовокзал" было возбуждено дело N610-09-адм за неисполнение предписания по делу N 220-09-А от 13.07.2009 г. ПКГУП "Автовокзал" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ и ПКГУП "Автовокзал" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей. Данный штраф был оплачен ПКГУП "Автовокзал" в полном объеме.
В связи с привлечением ПКГУП "Автовокзал" к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания по делу N 220-09-А от 13.07.2009 г. и вынесения в отношении данного лица постановления о назначении административного наказания от 06.11.2009 г. N 610-09-адм Комиссия установила ПКГУП "Автовокзал" новый срок исполнения предписания 01 декабря 2010 года.
ПКГУП "Автовокзал", в доказательство исполнения предписания, представило (вх. N 15959-10 от 03.12.2010 г.) в Пермское УФАС России следующие копии документов и информацию:
1). Копию письма в Пермское УФАС России от 05.11.2009 г. с прилагаемой методикой расчета процента отчислений на содержание ПКГУП "Автовокзал" по договору с перевозчиками.
2). Копию письма в Пермское УФАС России от 04.12.2009 г. с прилагаемым проектом договора на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах, где проценты отчислений излагаются исходя из методики.
3). Приказ об утверждении Методики определения размера отчислений и Расчета размера отчислений от 11.12.2009 г. N 273.
4). Методика определения размера отчислений с выручки, полученной от реализации билетов на перевозку пассажиров на пригородных и междугородных автобусных маршрутах.
5). Справочная информация по процентам отчислений перевозчиков, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки по договору с ПКГУП "Автовокзал" по состоянию на 01.12.2010 г.
6). Список перевозчиков, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки по договору с ПКГУП "Автовокзал", которым предложено дополнительное соглашение к Договору на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах на ведение персонифицированного учета фактического числа перевезенных пассажиров с социальными проездными документами, а также порядке оплаты услуг Автовокзала по реализации билетов гражданам, пользующихся СПД.
7). Копии почтовых квитанций об отправке перевозчикам дополнительных соглашений.
Согласно представленной Методике расчета процента отчислений на содержание ПКГУП "Автовокзал" по договору с перевозчиками, для потребителей услуг предприятия "Автовокзал" предоставляется гибкая скидка ежемесячно в зависимости от объема выручки по билетам.
Указанная скидка предоставляется транспортным организациям с объемом выручки по билетам более 1 млн. рублей в месяц по следующей схеме:
1. Единый процент отчислений 14.5% от выручки по билетам в случае объема до 1 млн. рублей в месяц.
2. Процент отчислений 12.5% от выручки по билетам в случае объема от 1 млн. рублей до 3-х млн. рублей в месяц.
3. Процент отчислений 10.5% от выручки по билетам в случае объема свыше 3-х млн. рублей в месяц.
Согласно представленной информации ПКГУП "Автовокзал", сумма выручки по билетам за 2010 г. составит 931 077,7 тыс. рублей (плановые показатели), в том числе:
1) по перевозчикам, имеющим ежемесячный объем выручки по билетам до 1 млн. рублей - 478 284,7 тыс. рублей, это составит 51,37% общего объема выручки;
2) по перевозчикам, имеющим ежемесячный объем выручки по билетам от 1 до 3 млн. рублей - 314 898,7 тыс. рублей, это составит 33,82% общего объема выручки;
3) по перевозчикам, имеющим ежемесячный объем выручки по билетам более 3 млн. рублей - 137 894,3 тыс. рублей, что составит 14,81% общего объема выручки.
Следовательно, с более 50% выручки, получаемой от продажи билетов, ПКГУП "Автовокзал" получит отчисления по ставке 14,5%.
Расчет процента отчислений по вышеуказанной методике приведет к ущемлению интересов перевозчиков. Перевозчики, имеющие наименьший размер дохода, вынуждены в пользу ПКГУП "Автовокзал" делать наибольший процент отчисления за услуги Автовокзала.
Кроме того, перечень услуг, оказываемый ПКГУП "Автовокзал" всем перевозчикам одинаков, следовательно, за одни и те же услуги перевозчики должны платить равный процент отчислений.
В 2009 году по информации полученной от ПКГУП "Автовокзал", указанная методика применялась в отношении следующих перевозчиков:
1) ООО "Пермские автобусные линии", установлен процент отчислений в размере 9,32% без НДС;
2) ИП Сасунов О.А., установлен процент отчислений в размере 9,32% без НДС;
3) ООО "Автоальянс" г.Краснокамск, установлен процент отчислений вразмере 8,05% без НДС;
4) ООО "Трансгруз" г.Краснокамск, установлен процент отчислений в размере 12,29% без НДС;
5) ИП Мейтес В.И., установлен процент отчислений в размере 7,63% без НДС;
6) ООО "Ваш попутчик и К", установлен процент отчислений в размере 8,48% без НДС;
7) ИП Никитин Ю.Н., установлен процент отчислений в размере 8,48% без НДС;
8) ИП Никитина А.А., установлен процент отчислений в размере 8,48% без НДС;
9) ИП Железов В.К., установлен процент отчислений в размере 7,00% без НДС.
10) МУП "Нытвенское АТП", протоколом разногласий к договору на организацию и осуществление пассажирских перевозок N 43/04 от 23.11.2009 г. (на 2010 год), установлен процент отчислений в размере 12,6%, если выручка превысит 1 млн. рублей, и 10,7% если выручка превысит 3 млн. рублей.
11) Дополнительным соглашением от 31.12.2008 г. к Договору на организацию и осуществление пассажирских перевозок N 40/04 от 24.10.2008 г. (на 2009 год), протоколом разногласий от 18.12.2009 г. к Договору на организацию и осуществление пассажирских перевозок N 35/04 от 20.11.2009 г. (на 2010 год) между ООО "МС-Транс" и ПКГУП "Автовокзал" установлен процент отчислений с выручки за проданные Автовокзалом билеты в размере 12,0%, в том числе НДС.
В то же время, ИП Лукьянову В.В., ИП Костареву И.В., ИП Щербинину Е.Н., МУП "Бардымское АТП", перевозчикам, имеющим низкий доход от основной хозяйственной деятельности, процент отчислений на 2009-2010 годы установлен в размере 14,5% плюс НДС.
ПКГУП "Автовокзал" не представило информацию о фактическом проценте отчислений перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по договору, установленном ПКГУП "Автовокзал", за 2009 год и 11 месяцев 2010 года.
ПКУГП "Автовокзал" заявлено ходатайство (вх. N4367-11 от 05.04.2011 года) о приобщении к материалам дела постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N17АП-7052/2010 от 03.08.2010 г. на решение Арбитражного суда Пермского края NА50-2238/2010.
Данное постановление суда было приобщено к материалам дела N956-10-адм. При вынесении настоящего постановления было учтено следующее.
Выводы сделанные судом не указывают на исполнение ПКУГП "Автовокзал" предписания по делу N220-09-А. Судом лишь подтверждается установление одинаковых процентов (14,5%) в качестве оплаты услуг для определенной категории перевозчиков, а именно имеющим ежемесячный объем выручки по билетам до 1 млн. рублей.
Кроме того, в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило письмо (вх. N 4468-11 от 06.04.2011 г.) Контрольно-счетной палаты по Пермскому краю (далее - КСП ПК) согласно которому, в соответствии с планом работы КСП ПК проведена проверка целевой направленности, эффективности использования и законности распоряжения имуществом ПКГУП "Автовокзал", в ходе которой выявлено установление различных размеров отчислений для перевозчиков с выручки, полученной от реализации билетов на перевозку пассажиров. По мнению КСП ПК изменение размера отчислений в зависимости от объема выручки перевозчиков не основано на экономических и технологических особенностях предоставления услуг.
Таким образом, на основании представленных документов и материалов, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что ПКГУП "Автовокзал" не исполнило предписание по делу N 220-09-А о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, вынесенное Пермским УФАС России 13 июля 2009 года.
В соответствии со ст.36 Федерального закона "О защите конкуренции" коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона "О защите конкуренции" за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.51 Федерального закона "О защите конкуренции" под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч.2.2 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п.16.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отношении юридических лиц формы вины не выделяются. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ПКГУП "Автовокзал" имело возможность исполнить в установленный срок предписание антимонопольного органа, однако ПКГУП "Автовокзал" не были приняты должные меры по устранению нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услуги автовокзалов (автобусных станций) для разных Перевозчиков.
Доказательств объективных причин невозможности исполнения в срок предписания Пермского УФАС России по делу N 220-09-А от 13.07.2009 г. ПКГУП "Автовокзал" не представлено.
Таким образом, вина в действиях ПКГУП "Автовокзал" установлена.
В действиях ПКГУП "Автовокзал" содержится состав административного правонарушения:
1) объект административного правонарушения - общественные отношения, связанные с порядком управления;
2) объективная сторона административного правонарушения - невыполнение ПКГУП "Автовокзал" в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции;
3) субъект административного правонарушения - ПКГУП "Автовокзал" (614000, г.Пермь, ул.Механошина, 29);
4) субъективная сторона административного правонарушения - вина ПКГУП "Автовокзал", выразившаяся в несоблюдении требований действующего законодательства РФ при наличии возможности их соблюдения.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Правонарушение, совершенное ПКГУП "Автовокзал" является грубым нарушением, поскольку посягает на установленный государством порядок в сфере соблюдения антимонопольного законодательства и развития конкуренции, а также препятствует осуществлению антимонопольным органом возложенных на него функций.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное ОАО "Метафракс" правонарушение малозначительным, не установлено.
Вместе с тем, отягчающим обстоятельством является тот факт, что ПКГУП "Автовокзал" уже привлекалось по ч.2.2 ст.19.5 КоАП РФ за не исполнение предписания Пермского УФАС России по делу N 220-09-А от 13.07.2009 г. ПКГУП "Автовокзал" был установлен новый срок для исполнения указанного предписания, однако ПКГУП "Автовокзал" повторно не исполняет предписание, выданное антимонопольным органом.
Обстоятельства, исключающие производство по данному делу, отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 4.1, 4.2, частью 2.2 статьи 19.5 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ, постановил:
1. Признать ПКГУП "Автовокзал" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред.21.04.2011).
2. Назначить ПКГУП "Автовокзал" административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (Триста тысяч рублей)
Постановление объявлено 22 апреля 2011 года.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в бюджет:
код штрафа: 161 1 16 02010 01 0000 140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми
р/с 40101810700000010003
ИНН 5902290360
КПП 590201001
БИК 045773001
ОКАТО 57401000000
В тридцатидневный срок ПКГУП "Автовокзал" обязано представить в Пермское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающего уплату штрафа.
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии со ст. 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016