Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 28 апреля 2011 г. N 7318-11/8
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 7318-11/8 по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, по факту распространения в журнале "Университет для гурманов" специализированный журнал для гурманов и посетителей ресторанов N5 март 2011 года на стр. 47 рекламы следующего содержания: "ЮВЕНТА САЛОН КРАСОТЫ ул. Ново-Садовая, 14Л, т. 240-90-10 8-909-370-10-20 Консультация диетолога, Подбор специальных программ, направленных на уменьшение объемов тела Коррекция фигуры Все виды массажа Спа-капсула" без предупреждения о необходимости консультации специалиста, содержащая признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ.
в присутствии представителей:
заявителя - дело возбуждено по собственной инициативе;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ЗАО "Салон красоты "Ювента" (443000, г. Самара, ул.., 14А) представитель по доверенности б/н от 15.04.2011 г. _;
заинтересованное лицо - ---
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
В журнале "Университет для гурманов" специализированный журнал для гурманов и посетителей ресторанов N5 март 2011 года на стр. 47 распространялась реклама Салона красоты "Ювента" следующего содержания: "ЮВЕНТА САЛОН КРАСОТЫ ул. Ново-Садовая, 14Л, т. 240-90-10 8-909-370-10-20 Консультация диетолога, Подбор специальных программ, направленных на уменьшение объемов тела Коррекция фигуры Все виды массажа Спа-капсула", в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом.
В соответствии с приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N30 от 22.01.2007 г. диетология, медицинский массаж относится к работам (услугам) при осуществлении медицинской деятельности.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Таким образом, в рекламе содержатся признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
ЗАО "Салон красоты "Ювента" является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:
Реклама размещалась по договору о размещении рекламного материала от 16.03.2011 г., заключенному между ЗАО "Салон красоты "Ювента" (Заказчик) и ООО "PR-группа Формат" (Исполнитель), согласно которому Исполнитель составляет и подготавливает рекламную информацию о заказчике, дизайн и размещает рекламные материалы Заказчика и издаваемом Исполнителем рекламно-информационном журнале "Университет для гурмана";
В рекламе указано наименование салона, его адрес, номера телефонов 240-90-10, 8-909-370-10-20, по которым отвечают сотрудники "Салона красоты "Ювента".
В соответствии с приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N30 от 22.01.2007 г. диетология, медицинский массаж относятся к работам (услугам) при осуществлении медицинской деятельности.
ЗАО "Салон красоты "Ювента" осуществляет свою деятельность на основании Лицензии на осуществление медицинской деятельности NЛО-63-01-000957 от 20.09.2010 г., выданной Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области. Согласно приложению N1 к указанной лицензии ЗАО "Салон красоты "Ювента" имеет право осуществлять доврачебную медицинскую помощь по медицинскому массажу, однако, вид работ, услуг "диетология" у данной организации отсутствует.
Частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее по тексту - ФЗ "О рекламе") установлено, что реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г., не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Из письменных пояснений ЗАО "Салон красоты "Ювента" (исх. б/н б/д/ вх. от 20.04.2011 г.) следует, что директор ООО "PR-группа Формат" Матвеева М.В. гарантировала качественный и профессиональный подход, ответственность за составление рекламной информации о Заказчике, дизайн и размещение рекламных материалов.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 и пунктом 7 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Однако, согласно п. 2.4 договора о размещении рекламного материала от 16.03.2011 г. рекламный продукт (оригинал-макет рекламного объявления), разработанный, составленный и изготовленный ООО "PR-группа Формат" и опубликованный на страницах журнала, является собственностью Исполнителя.
В п. 2.7 данного договора указано, что ООО "PR-группа Формат" несет материальную ответственность перед ЗАО "Салон красоты "Ювента" за ошибки, допущенные по вине Исполнителя, в опубликованной им рекламной информации и материале. При обнаружении таких ошибок Заказчик вправе потребовать от Исполнителя возмещения материального ущерба, который он понес вследствие искажения рекламной информации.
Таким образом, ООО "PR-группа Формат" в данном случае является и рекламораспространителем, и рекламопроизводителем. Следовательно, вина ЗАО "Салон красоты "Ювента" в данном случае отсутствует.
Согласно части 8 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований указанных в частью 7 статьи 24 и пунктом 7 статьи 7 настоящего Федерального закона в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ЗАО "Салон красоты "Ювента" распространенную журнале "Университет для гурманов" специализированный журнал для гурманов и посетителей ресторанов N5 март 2011 года на стр. 47 следующего содержания: "ЮВЕНТА САЛОН КРАСОТЫ ул. Ново-Садовая, 14Л, т. 240-90-10 8-909-370-10-20 Консультация диетолога, Подбор специальных программ, направленных на уменьшение объемов тела Коррекция фигуры Все виды массажа Спа-капсула" без предупреждения о необходимости консультации специалиста, поскольку содержит нарушения пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "Салон красоты "Ювента" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 28 апреля 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 28 апреля 2011 г. N 7318-11/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016