Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 4 мая 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 04 мая 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля органов власти;
государственный инспектор отдела контроля органов власти;
с участием:
начальника отдела по предпринимательству, развитию потребительского рынка, защите прав потребителей администрации Центрального района Волгограда, доверенность N20-Д от 15.04.2011 г.;
главного специалиста административно-правового отдела администрации Центрального района Волгограда, доверенность N18-Д от 15.04.2011 г.
в отсутствии:
представителя прокуратуры Центрального района города, извещенного надлежащим образом: почтовое уведомление о вручении 40000535408317 от 11 апреля 2011;
С, индивидуального предпринимателя, извещенного надлежащим образом: почтовое уведомление о вручении N40000535408331 от 26 апреля 2011 года;
П, индивидуального предпринимателя, извещенного надлежащим образом: почтовое уведомление о вручении N40000535408300 от 11 апреля 2011 года;
рассмотрев дело N10-01-15-03/291 по признакам нарушения Администрацией Центрального района города Волгограда (400131, г.Волгоград, пр-кт. им. В.И.Ленина, д.15) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело N 10-01-15-03/291 возбуждено Приказом УФАС по Волгоградской области от 15.07.2010 N221 в результате обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства при рассмотрении материалов, поступивших из Прокуратуры Центрального района г.Волгограда (п.1 ч.2 ст.39 Закона о защите конкуренции), на действия Администрации Центрального района, издавшей Постановление от 25.01.2010 N82-п "О предоставлении земельного участка на праве краткосрочной аренды ИП П. для размещения мобильного объекта" (далее по тексту - Постановление N82-п) и Постановление от 21.12.2009 N1355-п "О предоставлении земельного участка на праве краткосрочной аренды ИП С. для размещения мобильного объекта" (далее по тексту - Постановление N1355-п).
Согласно указанным актам Администрации Центрального района ИП П. и ИП С. выделены земельные участки площадью по 45,0 кв.м. каждый для размещения мобильных объектов. Решений о предоставлении иным хозяйствующим субъектам земельных участков площадью свыше 30-40 кв.м. для размещения киосков не принималось.
Определением от 25 августа 2010 года комиссия Управления ФАС по Волгоградской области приостановила рассмотрение дела N10-01-15-03/291 до вступления в законную силу решения суда по гражданскому делу по иску прокурора Центрального района г.Волгограда в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Центрального района и ИП С.; а также по гражданскому делу по иску прокурора Центрального района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Центрального района и ИП П. о признании незаконными Постановления N1355-п и Постановления N82-п.
Решением Центрального районного суда г.Волгоград от 16 июня 2010 года по делу N2-3411/10 в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района о признании Постановления N82-п незаконным отказано. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 сентября 2010 года решение Центрального районного суда г.Волгограда от 16 июня 2010 оставлено без изменения, а кассационное представление прокурора Центрального района без удовлетворения.
Решением Центрального районного суда г.Волгограда от 21 сентября 2010 года по делу N2-6053/10 в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района о признании Постановления N1355-п незаконным отказано. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 декабря 2010 года решение Центрального районного суда г.Волгограда от 21 сентября 2010 года оставлено без изменения а кассационное представление прокурора Центрального района без удовлетворения.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно п.1.3. Положения об Администрации Центрального района Волгограда (Одобрено Постановлением администрации Волгограда от 13 марта 2006 г. N 564, в редакции, действовавшей на спорный период) Администрация Центрального района Волгограда является территориальным структурным подразделением (территориальным органом) администрации Волгограда и осуществляет исполнительно-распорядительные функции на территории района в пределах переданных ей администрацией Волгограда полномочий, предусмотренных настоящим Положением.
В соответствии с п.3.10 Положения в полномочия Администрации Центрального района в области использования земли и других природных ресурсов входит, в том числе предоставление в установленном органом городского самоуправления порядке земельных участков во временное пользование для целей не связанных с возведением капитальных участков и сооружений.
Таким образом, Администрация Центрального района является органом, осуществляющим функции органа местного самоуправления - Администрации г.Волгограда, в части предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством.
Постановлением Администрации Центрального района г.Волгограда от 25.01.2010 N82-п индивидуальному предпринимателю П. на праве краткосрочной аренды (01.01.2010 по 30.12.2010) предоставлен земельный участок площадью 45,0 кв.м. на пересечении проспекта им В.И.Ленина и ул.Комсомольской в бульварной зоне, для размещения мобильного объекта N4/275 в целях осуществления розничной торговли цветами.
Указанное Постановление вынесено на основании заявления ИП П. от 12.01.2010, результатов заседания межведомственной комиссии от 15.01.2010 в соответствии с решениями Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N29/589 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда", от 04.07.2007 N47/1131 "Об утверждении схем размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда", пунктом 2.5 Положения об Администрации Центрального района, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгограда от 02.03.1998 N269.
Постановлением Администрации Центрального района г.Волгограда от 21.12.2009 N1355-п индивидуальному предпринимателю С. на праве краткосрочной аренды (01.01.2010 по 30.12.2010) предоставлен земельный участок площадью 45,0 кв.м. на пересечении проспекта им В.И.Ленина и ул.Комсомольской, для размещения мобильного объекта N4/274 в целях осуществления розничной торговли цветами.
Указанное Постановление вынесено на основании заявления ИП С. от 12.01.2010, результатов заседания межведомственной комиссии от 25.11.2009 в соответствии с решениями Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N29/589 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда", от 04.07.2007 N47/1131 "Об утверждении схем размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда", пунктом 2.5 Положения об Администрации Центрального района, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгограда от 02.03.1998 N269.
Порядок размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда от 29.03.2006 N29/589 разработан для установления единых процедурных норм подготовки исходной разрешительной документации для указанных целей, проведения единой политики в области регулирования использования городских земель, обеспечения населения товарами и услугами, реализуемыми через мелкорозничную сеть. Порядок не распространяется на размещение павильонов.
Согласно п.1.1 Положения к объектам мелкорозничной торговли и услуг отнесены мобильные объекты: киоски туалетные кабины (биотуалеты). Мобильный объект - сооружение комплексной поставки (контейнерного или сборно-разборного типа), конструкции которого обеспечивают возможность перемещения, собираются в конструктивную систему на месте эксплуатации или устанавливаются в полной готовности (п.1.1.1). Киоск - контейнерный мобильный объект мелкорозничной торговли и услуг, не связанный прочно с землей фундаментом, перемещение которого возможно без несоразмерного ущерба его назначению. Киоск оснащен оборудованием, не имеет торгового зала и помещения для хранения товаров (п.1.1.2).
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов в Волгограде регулируется Положением, утвержденным Постановлением Администрации г.Волгограда от 11.06.2004 года N790. Данное Положение определяет порядок приобретения прав гражданами и юридическими лицами на земельные участки для строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Действие Положения не распространяется на предоставление земельных участков, связанное с садоводством, огородничеством, дачным строительством, а также на предоставление земельных участков для размещения (установки) некапитальных (временных и мобильных) объектов.
При этом пунктом 2 Постановления Администрации Волгограда от 19.11.2003 N1254 "Об аренде земельных участков, предоставляемых администрациями районов Волгограда" установлено, что предоставление земельных участков для размещения павильонов должно осуществляться в общем порядке предоставления земельных участков для строительства, установленном Администрацией Волгограда.
Кроме того, порядок размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда, также не распространяется на размещение павильонов.
Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Таким образом, Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов в Волгограде, на объекты, переданные ИП П. и ИП С. не распространяется.
Кроме того, статья 2 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" к стационарным торговым объектам относит торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанное с фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Пунктом 1 статьи 10 указанного закона предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Таким образом, поскольку спорные объекты являются мобильными (нестационарными), не являются объектами капитального строительства и не относятся к стационарным торговым объектам, Администрация Центрального района Волгограда правомерно предоставила ИП П. и ИП С. земельные участки для размещения вышеуказанных мобильных объектов, на основании Постановления N82-п в соответствии с Порядком, утвержденном Решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N29/589.
Кроме того в силу п.3.10 Решения Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N29/589 ИП П. и ИП С., как занимающие земельные участки с 2007 года, имеют преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. При этом спорные объекты под N4/274 и N4/275, площадью 45 кв.м., были внесены в схему размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда, утвержденную Решением Волгоградской городской Думы от 04.07.2007 N47/1131.
Кроме того, в прежней редакции п.2.5.Решения Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N29/589 отсутствовало указание о предельных размерах площадей мобильных объектов.
Согласно п.2.2 Решения Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 N15/443, внесшего действующие в настоящее время дополнение дополнения в п.2.5. Решения Волгоградской городской Думы от 29.03.06 N29/589, Администрации Волгограда предписывалось до 31 декабря 2010 года провести с арендаторами земельных участков работу по приведению объектов мелкорозничной торговли и услуг и их размещению в соответствие с требованиями Порядка размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 29.03.06 N29/589 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда" (в редакции на 20.12.207), с учетом изменений, внесенных настоящим решением.
Прокурор Центрального района Волгограда обратился в Центральный районный суд Волгограда с исками к Администрации Центрального района г.Волгограда и индивидуальным предпринимателям П. и С. о признании незаконными Постановления Администрации Центрального района Волгограда от 21.12.2009 N1355-п "О предоставлении земельного участка на праве краткосрочной аренды индивидуальному предпринимателю С. для размещения мобильного объекта" и Постановления Администрация Центрального района Волгограда от 25.01.2010 N82-п "О предоставлении земельного участка на праве краткосрочной аренды индивидуальному предпринимателю П. для размещения мобильного объекта.
Решениями Центрального районного суда г.Волгограда от 21 сентября 2010 года и 16 июня 2011 года соответственно в удовлетворении исковых требований Прокурора Центрального района г.Волгограда в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Центрального района по Постановлениям N1355-п и N82-п отказано. Кассационной инстанцией Волгоградского областного суда указанные решения оставлены в силе.
В указанных решениях суда содержатся выводы об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. Судом установлено, что предоставление земельных участков сверх установленного лимита на основании Постановления N82-п и Постановления N1355-п Администрация Центрального района конкретным хозяйствующим субъектам (ИП С. и ИП П.) не ограничивает права иных хозяйствующих субъектов на получение земельных участков в аренду, поскольку договора, заключенные на основании вышеуказанных Постановлений являются договорами на новый срок, так как первоначальные договора действовал с 2007 года и не являются муниципальной преференцией.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N10-01-15-03/291 в связи с вступившими в законную силу Решениями Центрального районного суда Волгограда от 21 сентября 2010 года и от 16 июня 2010 года по искам Прокурора Центрального района Волгограда в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Центрального района Волгограда, ИП С. и ИП П. о признании незаконными Постановлений Администрации Центрального района Волгограда N82-п от 25.01.2010 и N1355-п от 21.12.2009 и понуждении освободить земельные участки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 4 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016