Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 12 мая 2011 г. N 7318-11/8
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: _
рассмотрев дело N 7318-11/8 по признакам нарушения части 3 статьи 21, части 3 статьи 22, а также пункта 3 части 5 статьи 5, части 7 статьи 24, статьи 16 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ (далее Закон о рекламе) по факту распространения ООО "PR-группа Формат" на территории Самарской области, а именно в журнале "Университет для гурманов" специализированный журнал для гурманов и посетителей ресторанов N5 март 2011 года.
в присутствии представителей:
заявителя - отсутствует, возбуждено по собственной инициативе;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "PR-группа Формат" (443000, г. Самара, ул. _, 70, литера 2, оф. 232) представитель генеральный директор _ решение N1 от 21.05.2010 г.);
заинтересованное лицо - ---
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
В журнале "Университет для гурманов" специализированный журнал для гурманов и посетителей ресторанов N5 март 2011 года на стр. 11 распространялась реклама алкогольной продукции следующего содержания: "Только теплые воспоминания_ 332-10-10, 271-79-79 www.staraya-pristan.ru СТАРАЯ ПРИСТАНЬ Ульяновский спуск, берег Волги", с изображением девушки с наполненным бокалом вина в руке и открытой бутылкой вина на столе, без предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Часть 3 статьи 21 Закона о рекламе гласит, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
На стр. 32 также распространялась реклама алкогольной продукции, а именно водки "Русский графин" без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, что является признаком нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
На стр. 37 распространялась реклама алкогольной продукции, а именно таких наименований как "Российское шампанское премиум" (Алания, Владикавказ), "Назлы" - сухое белое вино (Азербайджан), "Баян Ширей" - полусладкое белое вино (Азербайджан), "Мадраса" - красное сухое вино (Азербайджан), "Гюзель" - красное полусладкое вино (Азербайджан), "Керасус" - ежевичное вино (Армения) без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, что является признаком нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
На стр. 43 распространялась реклама пива "Бочкарев" с использованием образов мужчины и женщины, находящихся в бане, с наполненными кружками пива "Бочкарев" в руках без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также в которой присутствует демонстрация процесса потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Таким образом, в данном рекламном образце были обнаружены признаки части 3 статьи 22, а также пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Кроме того, во всех распространенных в указанном печатном издании рекламных образцах отсутствует пометка "реклама" или "на правах рекламы".
Согласно статье 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы" Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
На стр. 47 распространялась реклама Салона красоты "Ювента" следующего содержания: "ЮВЕНТА САЛОН КРАСОТЫ ул. Ново-Садовая, 14Л, т. 240-90-10 8-909-370-10-20 Консультация диетолога, Подбор специальных программ, направленных на уменьшение объемов тела Коррекция фигуры Все виды массажа Спа-капсула", в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом.
В соответствии с приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N30 от 22.01.2007 г. диетология, медицинский массаж относится к работам (услугам) при осуществлении медицинской деятельности.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Таким образом, в рекламных образцах, распространенных ООО "PR-группа Формат", содержатся признаки нарушения части 3 статьи 21, части 3 статьи 22, пункта 3 части 5 статьи 5, статьи 16, части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
ООО "PR-группа Формат" является рекламораспространителем и рекламопроизводителем указанной рекламы, то есть лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а также лицом, осуществившим полностью приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:
Реклама базы отдыха "Верхний бор" на стр. 43 была изготовлена по договору б/н от 04.03.2011 г. о размещении рекламного материала, заключенному между ООО "Верхний Бор" (Заказчик) и ООО "PR-группа Формат" (Исполнитель), согласно которому Исполнитель подготавливает рекламную информацию о заказчике, дизайн и размещает рекламные материалы Заказчика и издаваемом Исполнителем рекламно-информационном журнале "Университет для гурмана". В соответствии с соглашением о договорной стоимости и порядке оплаты, график выхода рекламы - 1 раз в номере N5 2011 г.;
Реклама ресторана "Старая пристань" на стр. 11 была изготовлена по договору N0001 от 12.08.2010 г. о размещении рекламного материала, заключенному между ООО "Журавель-Сервис" (Заказчик) и ООО "PR-группа формат" (Исполнитель), согласно которому Исполнитель подготавливает и размещает рекламные материалы Заказчика;
Реклама салона красоты "Ювента" на стр. 47 размещалась по договору о размещении рекламного материала от 16.03.2011 г., заключенному между ЗАО "Салон красоты "Ювента" (Заказчик) и ООО "PR-группа Формат" (Исполнитель), согласно которому Исполнитель составляет и подготавливает рекламную информацию о заказчике, дизайн и размещает рекламные материалы Заказчика и издаваемом Исполнителем рекламно-информационном журнале "Университет для гурмана";
Реклама ресторана "Чито Грито" на стр. 37 размещалась по договору N0016 о размещении рекламного материала от 10.02.2011 г., заключенному между ООО "СамараУчСнаб" (Заказчик) и ООО "PR-группа Формат" (Исполнитель), согласно которому Исполнитель подготавливает и размещает рекламные материалы Заказчика в издаваемом Исполнителем рекламно-информационном журнале "Университет для гурмана";
В выходных данных журнала "Университет для гурмана" указано наименование учредителя ООО "PR-группа Формат".
Из письменных пояснений генерального директора ООО "PR-группа Формат" (исх. б/н от 25.04.2011 г./вх. от 26.04.2011 г.) следует, что "на стр. 11 журнала рекламный модуль является рекламой ресторана "Старая пристань", а не рекламой алкогольной продукции_ В рекламном модуле отсутствует название, вид и бренд какой бы то ни было алкогольной продукции, бутылка на фото закрыта, этикетка не видна_".
В результате рассмотрения дела Комиссией Самарского УФАС России признаки нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе не подтвердились, поскольку в рекламном образце отсутствует реклама алкоголя, в данном образце привлекается внимание к ресторану "Старая пристань".
Вместе с тем, процесс потребления алкогольной продукции (вина), в данном случае - это не только непосредственное поднесение бокала ко рту и принятие напитка, но и определенная цепь логически следующих действий, направленных на фактическое употребление вина, заключающаяся, в разлитии его по специальным бокалам, характерное держание бокала в руке.
Из указанной рекламы следует, что был изображен именно процесс потребления вина, поскольку распитие вина подразумевает, что используются бокалы определенной формы - с узким горлом. Кроме того, бокал должен быть изготовлен из стекла или тонкого прозрачного хрусталя, что и изображено в рекламе. Кроме того, в рекламном образце девушка держит бокал вина в руке и перед ней расположена тарелка с десертом, таким образом можно сделать вывод о том, что употребляется именно десертное вино, поскольку именно этот вид вина рекомендуется к десерту (информация с сайтов www..
В соответствии с пунктом 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 37 от 25.12.1998 г., информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Согласно пункта 3 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе", "в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Таким образом, в данной рекламе содержится нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе".
По факту размещения рекламы алкогольной продукции на стр. 32 ООО "PR-группа Формат" поясняет следующее "на данной иллюстрации присутствует графин с надписью "Русский графин"_ Поскольку надпись очень мала, к сожалению, мы не поняли, что бренд алкогольной продукции_".
Часть 3 статьи 21 Закона о рекламе гласит, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Таким образом, в данной рекламе содержится нарушение части 3 статьи 21 Закона "О рекламе".
Также из пояснений ООО "PR-группа Формат" следует, что "на стр. 37 журнала_ размещен редакционный материал о проведении гурман-шоу "Кавказ по-самарски", которое проходило в ресторане "Чито Грито". Перечисление алкогольных напитков является частью меню дегустации, проходившей в ресторан_ На данной странице отсутствует реклама алкогольной продукции_".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, перечисление наименований алкогольной продукции полностью отвечает всем юридическим признакам рекламы, она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к товарам и услугам.
Следовательно, в данной рекламе также содержится нарушение части 3 статьи 21 Закона "О рекламе".
По факту размещения рекламы Базы отдыха "Верхний бор" на стр. 43 в письменных пояснениях указано: "на данной странице размещается реклама базы отдыха "Верхний бор", на которой присутствуют несколько иллюстраций. На одной из них, относящейся к рекламе русской бани, в кадр попали кружки с надписью "Бочкарев". К сожалению, мы не усмотрели в этом факте признаки нарушения закона о рекламе_".
Из указанной рекламы следует, что был изображен именно процесс потребления пива, поскольку распитие вина подразумевает, что используется посуда определенной формы - бокалы, стаканы, пол-литровые кружки, как в данном случае, сосуд для питья должен быть сужен кверху. Кроме того, бокал должен быть изготовлен из стекла, что и изображено в рекламе (информация с сайта www://navigator.co.il).
В соответствии с пунктом 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 37 от 25.12.1998 г., информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Таким образом, в данной рекламе содержатся нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 и части 3 статьи 22 Закона "О рекламе".
По поводу наличия признаков нарушения статьи 16 Закона о рекламе ООО "PR-группа Формат" поясняет "данный журнал является рекламно-информационным (гастрономическим) изданием, т.е. реклама более 40%, о чем указано в Свидетельстве о регистрации средства массовой информации_".
Данный довод Общества подтверждается копией Свидетельства о регистрации СМИ ПИ N ТУ63-00254 от 20.09.2010 г., представленным в материалы дела.
Однако, на обложке журнала "Университет для гурмана" и в выходных данных отсутствует информация о специализации средства массовой информации в качестве "рекламно-информационного" издания.
Таким образом, в рекламе, распространенной в журнале "Университет для гурмана" N5 содержатся нарушения статьи 16 Закона о рекламе.
Что касается нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе Общество указывает "на стр. 47 размещен рекламный модуль салона красоты "Ювента". К нашему величайшему сожалению, мы не заметили нарушения закона о рекламе, т.к. в данной рекламе отсутствовала информация о лекарственных препаратах и слово "медицинский"_".
В соответствии с приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N30 от 22.01.2007 г. диетология, медицинский массаж относятся к работам (услугам) при осуществлении медицинской деятельности.
ЗАО "Салон красоты "Ювента" осуществляет свою деятельность на основании Лицензии на осуществление медицинской деятельности NЛО-63-01-000957 от 20.09.2010 г., выданной Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области. Согласно приложению N1 к указанной лицензии ЗАО "Салон красоты "Ювента" имеет право осуществлять доврачебную медицинскую помощь по медицинскому массажу, однако, вид работ, услуг "диетология" у данной организации отсутствует.
Частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее по тексту - ФЗ "О рекламе") установлено, что реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г., не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных части 3 статьи 21, части 3 статьи 22, а также пункта 3 части 5 статьи 5, части 7 статьи 7, части 7 статьи 24, статье 16 настоящего Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований указанных в части 3 статьи 21, части 3 статьи 22, а также пункта 3 части 5 статьи 5, части 7 статьи 7, части 7 статьи 24, статье 16 настоящего Федерального закона в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
На рассмотрение дела Комиссией Самарского УФАС России ООО "PR-группа Формат" был представлен экземпляр журнала "Университет для гурмана" N6 апрель 2011, в котором все нарушения законодательства РФ о рекламе устранены.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО "PR-группа Формат", распространенную на территории г.о. Самара, а именно в журнале "Университет для гурманов" специализированный журнал для гурманов и посетителей ресторанов N5 март 2011 года на стр. 11, 32, 37, 43, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21, части 3 статьи 22, а также пункта 3 части 5 статьи 5, части 7 статьи 7, части 7 статьи 24, статьи 16 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание ООО "PR-группа Формат" не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России - заместителю начальника отдела контроля рекламного законодательства Артамоновой О.Н. для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 12 мая 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 мая 2011 г. N 7318-11/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016