Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 12 мая 2011 г.
В соответствии с пунктом 50 Правил перевозок пассажиров и багажа продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.
Кассир Автовокзала отказалась продать билеты на рейсы ИП Костарева 18.03.2010 г. в 10-50 час. и 19.03.2010 г. в 14-40 час. местного времени.
В соответствии с пунктом 51 Правил перевозок пассажиров и багажа продажа билетов с касс Автовокзала заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.
18 марта 2010 года кассир Автовокзала не продал билет, а посадочный контролер, должностное лицо ПКГУП "Автовокзал", не позволил произвести посадку гражданки <_> на рейс в 10-50 час. по маршруту Пермь-Нытва, мотивируя отказ отсутствием у пассажира билета Автовокзала и не позволила приобрести билет у водителя автобуса. 19 марта 2010 года кассир Автовокзала также отказал в продаже билета на рейс "Пермь-Нытва" в 14-40 час. <_> мотивируя отказ отсутствием такого рейса.
Таким образом, ПКГУП "Автовокзал" нарушает Правила перевозки пассажиров и багажа.
Предметом заключенного в настоящее время между ИП Костаревым И.В. и ПКГУП "Автовокзал" договора N 167/04 от 22.05.2009 г. на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах, согласно п.п. 1.1.1 и 1.1.2, является регулирование взаимоотношений ПКГУП "Автовокзал" и Перевозчика в лице ИП Костарева И.В., связанных с перевозками пассажиров и провозом багажа автобусами в пригородном и междугородном сообщении в соответствии с нормами действующего законодательства и нормативными документами, а также определение прав и обязанностей сторон при организации и осуществлении пассажирских перевозок по согласованным расписаниям и установление ответственности сторон за несоблюдение договорных обязательств.
В соответствии с п.п. 2.1.3 п.2.1 указанного договора Автовокзал обязуется от своего имени и через принадлежащие ему кассы производить своевременную предварительную и текущую продажу билетов на все отправляемые рейсы, обслуживаемые транспортными средствами перевозчика в соответствии с тарифами, утвержденными в соответствии с нормативно-правовыми актами, учитывая и, по возможности, обеспечивая при этом максимальную наполняемость транспортных средств на обслуживаемых маршрутах.
Следовательно: отказывая в продаже билетов на вышеуказанные рейсы, ПКГУП "Автовокзал" нарушило условия п.п. 2.1.3 п.2.1 договора N 167/04 от 22.05.2009 г заключенного с ИП Костаревым И.В.
ПКГУП "Автовокзал" занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг автовокзалов (автобусных станций).
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Приказом Пермского УФАС России от 07.07.2006 г. N 345-п ПКГУП "Автовокзал" внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по виду деятельности: предоставление услуг автовокзалов (автобусных станций) (код по ОКВЭД 63.2 - Прочая вспомогательная транспортная деятельность 63.21.21 - Деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.) с долей более 60% в территориальных границах г. Перми, г. Лысьвы, г.Краснокамска, г.Березники, Верещагинского, Осинского, Соликамского, Карагайского, Суксунского, Сивинского, Березовского, Уинского, Кунгурского, Пермского, Бардымского, Нытвенского, Очерского, Чернушинского муниципальных районов Пермского края.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующее положение предоставляет ПКГУП "Автовокзал" возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций).
Действия ПКГУП "Автовокзал", совершенные 23.08.2007 г. и 27.05.2008 г. по незаконному расторжению договора 132/04 от 31.01.2006 г., и совершенные 18-19 марта 2010 года по необоснованному отказу в продаже билетов пассажирам на рейсы, осуществляемые ИП Костаревым И.В., создающие препятствия доступу на товарный рынок перевозки пассажиров и провоза багажа ИП Костареву И.В., свидетельствуют о совершении ПКГУП "Автовокзал", занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п.16.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отношении юридических лиц формы вины не выделяются. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ПКГУП "Автовокзал" имело возможность не создавать препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, однако ПКГУП "Автовокзал" не были приняты должные меры по соблюдению статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, вина в действиях ПКГУП "Автовокзал" установлена.
В действиях ПКГУП "Автовокзал" содержится состав административного правонарушения:
1) объект административного правонарушения - общественные отношения, в сфере предпринимательской деятельности;
2) объективная сторона административного правонарушения - нарушение п.9 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в части создания ПКГУП "Автовокзал" препятствий доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, что подтверждено решением N304-10-А в установленном порядке.
3) субъект административного правонарушения - ПКГУП "Автовокзал" (614000, г.Пермь, ул.Механошина, 29);
4) субъективная сторона административного правонарушения - вина ПКГУП "Автовокзал", выразившаяся в несоблюдении требований действующего законодательства РФ при наличии возможности их соблюдения.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Правонарушение, совершенное ПКГУП "Автовокзал" является грубым нарушением, поскольку посягает на установленный государством порядок в сфере соблюдения антимонопольного законодательства и развития конкуренции. Кроме того, указанным нарушением ПКГУП "Автовокзал" причинил существенные убытки ИП Костареву И.В.
Расчет суммы штрафа.
Согласно п.3ч.1 ст.3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается в размере, не превышающем для юридических лиц - одного миллиона рублей или может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Решение N304-10-А, которым установлено нарушение ПКГУП "Автовокзал" вынесено 18.11.2010, следовательно, необходимо учитывать выручку ПКГУП "Автовокзал" за 2009 год.
Согласно письму ПКГУП "Автовокзал" (вх.N1912-11 от 14.02.2011) выручка от реализации всех товаров работ, услуг в 2009 г. составила <_> рублей, выручка от реализации билетов в 2009 г. составила <_> рублей.
Таким образом, размер штрафа должен быть от <_> руб. (1%) до <_> руб. (15%), но не более <_> руб. (2% от общей выручки) и не менее 100 000 руб.
При этом, невозможно установить размер выручки, полученной ПКГУП "Автовокзал" от продажи билетов по направлению Пермь-Нытва за 2009 год, что является суммой выручкой от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение. Следовательно, должна быть применена сумма штрафа в размере 100 000 руб.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное ПКГУП "Автовокзал" правонарушение малозначительным, не установлено.
Отягчающих или смягчающих обстоятельств не установлено.
Обстоятельства, исключающие производство по данному делу, отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 14.31 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ, постановил:
1. Признать ПКГУП "Автовокзал" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред.21.04.2011).
2. Назначить ПКГУП "Автовокзал" административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Постановление объявлено 12 мая 2011 года.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в бюджет:
код штрафа: 161 1 16 02010 01 0000 140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми
р/с 40101810700000010003
ИНН 5902290360
КПП 590201001
БИК 045773001
ОКАТО 57401000000
В тридцатидневный срок ПКГУП "Автовокзал" обязано представить в Пермское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающего уплату штрафа.
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии со ст. 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования.
Заместитель руководителя управления.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016