Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 13 мая 2011 г.)
В соответствии со строкой 610 раздела V "Краткосрочные обязательства" бухгалтерского баланса ООО "ПСК" на 30.06.2009 г., подписанного руководителем и главным бухгалтером, займы и кредиты у Общества на указанную дату отсутствовали. При этом, согласно справке о выручке и прибыли (убытке) по реализации тепловой энергии, подписанной исполнительным директором ООО "ПСК", прибыль Общества составила:
- за 6 месяцев 2009 г. - 139 696 тыс.руб.
- за 9 месяцев 2009 г. - 29 299 тыс. руб.,
что свидетельствует о рентабельности деятельности общества в целом при осуществлении поставки и передачи горячей воды потребителям Общества по тарифу на тепловую энергию в горячей воде в размере 742,55 руб/Гкал, установленному и введенному в действие с 01.01.2009 г. Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 16.12.2008 г. N 297-т (ред. от 30.12.2008 г.). Доказательств наличия отдельного тарифа на тепловую энергию для потребителя ТСЖ "Новый дом" ООО "ПСК" не представлено.
31.07.2009 г. ТСЖ "Новый дом" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к ОАО "ТГК-9" филиал "Пермтеплосбыт" о признании действий по введению ограничения подачи тепловой энергии в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул.Вильямса, 12, незаконными и обязании Общества возобновить подачу горячего водоснабжения в указанный многоквартирный дом. Одновременно Товариществом заявлено об обеспечении иска в виде обязания ООО "ПСК" возобновить подачу горячего водоснабжения в многоквартирный дом по адресу: г. Пермь, ул. Вильямса, 12.
Каких либо документов, подтверждающих, что инициатором отключения тепловой энергии в горячей воде 07.07.2009 г. в жилом доме, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Вильямса, 12, явилось ОАО "ТГК-9" в материалы дела сторонами не представлено.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.11.2009 г. по делу N А50-20783/2009 в удовлетворении иска ТСЖ "Новый дом" к ОАО "ТГК-9" отказано.
05.08.2010 г. подача тепловой энергии на многоквартирный дом, в управлении ТСЖ "Новый дом", расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Вильямса, 12, возобновлена ООО "ПСК" на основании исполнительного листа Арбитражного суда Пермского края от 04.04.2009 г. по делу N 20783/2009 (акт Общества от 05.08.2009 N 49, письмо ТСЖ "Новый дом" исх. от 01.10.2009 г. N 132, вх. от 02.10.2009 г. N 11946-09).
Ограничение и прекращение подачи тепловой энергии с 07.07.2009 по 05.08.2009 г. на объект ТСЖ "Новый дом": многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Вильямса, 12, осуществлялись ООО "ПСК" на основании направленных в адрес заявителя предупреждений, подписанных директором филиала Пермтеплосбыт" М.В. Губасовым, действующего по доверенности ООО "ПСК" от 10.12.2008 г. N 109.
Статьей 14 ГК РФ предусмотрена самозащита гражданских прав. Однако способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены в том числе статьей 11 ГК РФ, которой установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции наложен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Из смысла п. 2 ст. 539 ГК РФ следует, что необходимым условием оказания услуги теплоснабжения является наличие у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к тепловым сетям.
Поскольку теплопринимающее оборудование ТСЖ "Новый Дом" подключено только к тепловым сетям ООО "ПСК", владеющего ими на праве собственности, услуги по поставке тепловой энергии, оказываемые Обществом не могут быть заменены ТСЖ "Новый дом" иными услугами, равно как не могут быть заменены услугами теплоснабжения других организаций (в соответствии с решениями Арбитражного суда Пермского края по делу А50-637/2009 г. и делу N А50-14975/2009, вступивших в законную силу).
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
При этом, под понятием естественной монополии понимается (в силу положений установленных статьей 3 Закона о естественных монополиях) - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу приведенной нормы (п. 5 ст. 5) Закона о защите конкуренции товарный рынок в части услуг по передаче тепловой энергии отнесен к состоянию естественной монополии. Таким образом, хозяйствующий субъект, действующий на этом рынке, обладает доминирующим положением в силу закона.
Как следует из материалов дела, ООО "ПСК" осуществляет деятельность в сфере передачи тепловой энергии на рынке услуг по передаче тепловой энергии г. Перми ТСЖ "Новый Дом", с использованием для этого необходимого энергооборудования и тепловых сетей, принадлежащих Обществу на праве собственности.
Таким образом, ООО "ПСК" является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии для ТСЖ "Новый Дом" в силу прямого указания Закона о защите конкуренции.
Согласно п. 2 ст. 546 ГК РФ, прекращение или ограничение передачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Таким образом, действующим законодательством энергоснабжающей организации право вводить ограничение режима потребления энергоресурсов предоставлено, однако при этом предусмотрена обязанность соблюдать определенную процедуру.
В соответствии с частью 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктами 3,4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1, установлена следующая процедура ограничения и прекращения горячего водоснабжения:
При неоплате организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя, за сутки до введения ограничения.
Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно - энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации - потребителю день и час прекращения подачи топливно - энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
При этом, в соответствии с п. 6 Порядка N 1 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Таким образом, ограничение режима потребления топливно-энергетических ресурсов, в данном случае тепловой энергии в горячей воде, в отношении потребителей, не имеющих задолженности по оплате коммунальных услуг, законодательством не допускается.
Задолженность потребленной ТСЖ "Новый дом" тепловой энергии, явившаяся основанием для прекращения подачи последней, образовалась вследствие спорных отношений между ТСЖ "Новый дом", ООО "ПСК" и ОАО "ТГК-9" по определению надлежащей энергоснабжающей организации по отношению к Товариществу, что не оспаривается сторонами.
Вместе с тем, граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд, в интересах которых создано Товарищество, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке при задолженности по оплате за потребленную энергию. Более того, приостановление или ограничение подачи тепловой энергии не должно нарушать права и законные интересы других потребителей, проживающих в многоквартирном доме, которые своевременно оплачивают потребленную тепловую энергию (82% жителей).
В силу п. 3 ст. 541 ГК РФ и п. 2 ст. 548 ГК РФ гражданин вправе потребовать водоснабжение в необходимом ему количестве. В силу требований ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), установлен состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которым понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение. В составе данных услуг обозначено круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Пунктом 9 Правил N 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены, в частности, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно п. 10 Правил N 307 перерывы при предоставлении коммунальных услуг допускаются только при проведении ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном данными Правилами порядке.
Перечень оснований для приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг установлен пунктами 79-86 вышеуказанных Правил N 307.
Доказательств наличия вышеуказанных оснований для введения ограничения тепловой энергии сторонами не представлено.
Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить к нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме (п. 86 Правил N 307).
Право приостанавливать или ограничивать представление коммунальных услуг гражданам предоставлено только исполнителю коммунальных услуг (управляющей компании) через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг, под которой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающих 6 ежемесячных размеров оплаты, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг при отсутствии соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем и(или) при невыполнении условий такого соглашения.
Действия ООО "ПСК" по отключению тепловой энергии в горячей воде 07.07.2010 г. ТСЖ "Новый дом" повлекли приостановление подачи горячей воды не только лицам, имеющим задолженность по оплате коммунальных услуг, но и иным гражданам (82%), проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Вильямса, 12, под управлением Товарищества. Вместе с тем, в силу требований пункта 85 Правил N 307, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Аналогичной позиции придерживается и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который считает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность отключения от тепловой энергии всего дома, в случае если исполнитель коммунальных услуг имеет задолженность перед теплоснабжающей организацией (определение ВАС РФ от 25 апреля 2008 года N 5200/08).
Статьей 14 ГК РФ предусмотрена самозащита гражданских прав. Однако способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены в том числе статьей 11 ГК РФ, которой установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Мотивируя свои действия задолженностью ТСЖ "Новый дом", Общество доказательств своевременного принятия необходимых мер по ее взысканию, защиты своих экономических интересов в судебном порядке до 07.07.2009 г. (даты отключения горячего водоснабжения), и невозможности выполнения обязанностей по поставке тепловой энергии в горячей воде Товариществу в период с 07.07.2009 г. по 05.08.2009 г. не представило.
ООО "ПСК" имело реальную возможность решить вопрос о взыскании суммы задолженности в судебном порядке, однако, применило такой способ самозащиты своих прав, который привел к нарушению прав граждан-потребителей, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, а также ТСЖ "Новый дом", так как в результате несоблюдения Обществом процедуры ограничения (прекращения), установленной Порядком N 1, была исключена возможность для Товарищества обеспечить подачу своим абонентам, своевременно оплачивающим коммунальные услуги (тепловую энергию в горячей воде) в необходимых для них объемах.
В силу разъяснений Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 в п. 4, а также системного толкования ст. 10 ГК РФ и ст. 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действия (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Исходя из вышеизложенного:
1. По своему статусу ТСЖ "Новый дом" является организацией, созданной в интересах собственников помещений многоквартирного дома, следовательно, интересы ТСЖ "Новый дом" не отделимы от интересов граждан, проживающих в многоквартирном доме под его управлением.
2. Оплата ТСЖ "Новый дом" поставленной ООО "ПСК" тепловой энергии в горячей воде на многоквартирный дом по адресу: г. Пермь, ул. Вильямса, 12, свидетельствует, что на указанную услугу имелся спрос.
3. ОАО "ТГК-9" не является надлежащей энергоснабжающей организацией для ТСЖ "Новый дом".
4. ООО "ПСК", действующее в 2009 году в соответствии с тарифом на тепловую энергию в горячей воде в размере 742,55 руб/Гкал, установленным Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 16.12.2008 г. N 297-т (ред. от 30.12.2008 г.), совмещает функции теплосетевой и теплоснабжающей организации
5. Деятельность ООО "ПСК" при осуществлении поставки тепловой энергии в горячей воде, включающей её передачу, потребителям Общества по тарифу на тепловую энергию в горячей воде в размере 742,55 руб/Гкал, установленному Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 16.12.2008 г. N 297-т (ред. от 30.12.2008 г.), в период отключения (с 07.07.2009 г. по 05.08.2009 г.) являлась рентабельной.
6. Ограничение и прекращение подачи тепловой энергии в горячей воде ООО "ПСК" с 07.07.2009 г. по 05.08.2009 г в многоквартирные жилые дома, находящиеся под управлением ТСЖ "Новый дом" является экономически или технологически не обоснованным.
Ограничение подачи тепловой энергии в горячей воде ООО "ПСК" на многоквартирный дом, находящийся в управлении ТСЖ "Новый Дом", расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Вильямса, 12, произведено без учета особенностей, установленных п. 3,4, 6 Порядка N 1, п. 85 Правил N 307.
Применяя такую меру воздействия, как прекращение подачи тепловой энергии, ООО "ПСК" было обязано исключить нарушение прав граждан - добросовестных плательщиков, являющихся потребителями коммунальных услуг.
Таким образом, отключив многоквартирный дом в управлении ТСЖ "Новый дом", расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Вльямса, 12, от тепловой энергии, в котором проживают добросовестные плательщики, ООО "ПСК" допустило необоснованное ограничение и прекращение производства товара, работы, услуги (передача тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения), на который имеется спрос, так как необходимость прекращения не была обусловлена экономически или технологически, и не предусмотрена нормативными правовыми актами.
7. Действия общества создали препятствия для исполнения ТСЖ "Новый Дом" своих обязанностей в период с 07.07.2009 г. по 05.08.2009 г. перед добросовестными гражданами по предоставлению им коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения, а также нарушили права и законные интересы самих граждан - добросовестных плательщиков, нуждающихся в предоставлении такой услуги.
8. У Общества имелась возможность для соблюдения вышеперечисленных правил и норм, так как оно было извещено о том, что ТСЖ "Новый дом" представляет интересы жителей многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Вильямса, 12, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (соблюдение порядка прекращения или ограничения тепловой энергии во взаимосвязи с Правилами N 307, своевременная защита своих гражданских прав и взыскание задолженности за оказанные услуги в 2008- 2009 годах в судебном порядке).
ООО "ПСК" - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии г. Перми, нарушив Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных им) топливно-энергетических ресурсов, совершило действия, которые квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением на указанном рынке в границах балансовой принадлежности своих тепловых сетей с тепловыми сетями ТСЖ "Новый Дом".
Таким образом, необоснованно ограничив и прекратив подачу тепловой энергии в горячей воде в многоквартирный дом, находящийся в управлении ТСЖ "Новый дом", в период с 07.07.2009 г. по 05.08.2009 г. в границах балансовой принадлежности своих тепловых сетей с тепловыми сетями Товарищества, и занимая доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в г. Перми, ООО "ПСК" нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Возобновление подачи тепловой энергии в горячей воде на многоквартирный дом ТСЖ "Новый дом" осуществлено ООО "ПСК" 05.08.2009 г. (акт от 05.08.2009 N 49).
Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Согласно ч. 4 ст.3.5 КоАП РФ, размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, являются отношения, возникшие в процессе осуществления ООО "ПСК" предпринимательской деятельности на рынке услуг по передаче тепловой энергии г. Перми в границах балансовой принадлежности своих тепловых сетей с тепловыми сетями ТСЖ "Новый Дом" в период с 07.07.2009 г. по 05.08.2009 г.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении ООО "Пермская сетевая компания" - хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии г. Перми, незаконных действий, выразившихся в необоснованном прекращении подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в период с 07.07.2009 г. по 05.08.2009 г. в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Вильямса, 12 и находящийся в управлении ТСЖ "Новый дом", признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
Субъектом правонарушения является ООО "ПСК", занимающее доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии г. Перми.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной, выразившейся в непринятии мер по недопущению выявленного нарушения.
В силу ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ООО "ПСК" имелась возможность для соблюдения требований пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 6 Порядка N 1, так как оно было извещено о том, что ТСЖ "Новый дом" представляет интересы жителей многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Вильямса, 12, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (соблюдение порядка прекращения или ограничения тепловой энергии во взаимосвязи с Правилами N 307, своевременная защита своих гражданских прав и своевременное взыскание задолженности за оказанные услуги в 2008-2009 годах в судебном порядке), хотя при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей могло и должно было не допустить нарушения законодательства.
Следовательно, есть все основания говорить о виновности ООО "ПСК" в совершении рассматриваемого административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно отчету о прибылях и убытках ООО "ПСК" за 12 месяцев 2009 г., подписанного руководителем и главным бухгалтером, совокупный размер суммы выручки Общества от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2009 год составил 4 627 702 000 рублей без НДС (стр.010). Чистая прибыль Общества за 2009 год составила 51 688 000 рублей (стр.190). Выручка от реализации тепловой энергии в целом по ООО "ПСК" за 2009 г. составила 4 570 021 000 руб. (стр. 013, код ОКВЭД 40.30.3).
В соответствии с информацией, предоставленной ООО "ПСК" (исх. от 04.05.2011 г. N 072-815, вх. от 10.05.2011 г. N 6570-11), выручка за 2009 год от реализации тепловой энергии по абоненту ТСЖ "Новый Дом" составила 1 993 000 рублей (без НДС).
В соответствии со статьей 14.31 КоАП размер штрафа, должен быть:
1) не меньше, чем 1% суммы выручки ООО "ПСК" от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение (1%*1 993 000 = 19 930,00 руб.).
2) не больше, чем 15% суммы выручки ООО "ПСК" от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено правонарушение (15% *1 993 000 = 298 950,00 руб.).
3) не больше 2% (1/50) совокупного размера суммы выручки ООО "ПСК" от реализации всех товаров (работ, услуг) (2% * 4 627 702 000 = 91 400 420,00 руб.).
4) не менее ста тысяч рублей.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
При вынесении постановления учтено финансово-экономическое положение ООО "ПСК" на момент отключения тепловой энергии в многоквартирном доме, находящемся в управлении ТСЖ "Новый Дом", а именно:
- отсутствие положительного финансового результата за 2010 г. (убыток в размере 858 782 000 руб. - стр. 190 бухгалтерского баланса ООО "ПСК" за 2010 г.), наличие картотеки N 2 на расчетных счетах (справки ОАО "МЕТКОМБАНК" от 23.03.2011 г. N 5001-12/438, Западно-Уральского Банка Сбербанка России от 23.03.2011 г. N 13-08/0694;
- меры, принятые Отделом судебных приставов по Свердловскому району г. Перми по наложению ареста на денежные средства Общества, находящиеся в банке, запрету на имущество, подлежащее государственной регистрации, регистрационных действий в отношении транспортных средств (постановления от 31.01.2011 г., 08.12.2010 г., 25.02.2011 г.);
В то же время учтено несвоевременное принятие ООО "ПСК" мер по урегулированию возникших разногласий с ТСЖ "Новый Дом" в судебном порядке в связи с образовавшейся задолженностью Товарищества за использованную тепловую энергию в горячей воде.
Кроме того, правонарушение, совершенное ООО "ПСК", является грубым нарушением, поскольку посягает на установленный государством порядок в сфере антимонопольного законодательства и ущемляет интересы других лиц, представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и нанесло значительный ущерб общественным интересам, и, конкретно, добросовестным гражданам.
Отключив в межотопительный период 2009 года от горячего водоснабжения многоквартирный дом, находящийся в управлении ТСЖ "Новый Дом", с нарушением установленного порядка, Общество тем самым превысило допустимые пределы защиты своих интересов, в связи с чем указанное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить Обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки,
предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы за нарушение антимонопольного законодательства подлежат зачислению в федеральный бюджет.
Реквизиты для перечисления штрафа:
код штрафа: 161 1 16 02010 01 0000 140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление
Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Пермь
ИНН 5902290360 КПП 590201001
ОКАТО 57401000000
БИК 045773001
Сч. N 40101810700000010003
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 13 мая 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016