Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
от 12 мая 2011 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее комиссия):
Заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я. А., заместитель руководителя - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
члены Комиссии - Колупаева Е.В., специалист-эксперт; Казенина Ю. А., специалист 1-го разряда;
рассмотрев дело N 87/2011-Р возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "ЯРМАРКА или что Вам нужно_" рекламы медицинских услуг центра красоты "Галерея стиля". Указанная реклама содержит признаки нарушения части части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 года N38-ФЗ "О рекламе", в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе
- от ИП <_> (юридический адрес: <_>) представитель <_> по доверенности <_>;
- от ООО НОУ ЦПО "Эстетик" и ООО "Фёст" (юридический адрес: <_>) представитель <_> по доверенности <_>, установила:
В газете "ЯРМАРКА или что вам нужно" от 28 февраля 2011 г. N 2(1958) на стр. 120 опубликована рекламная информация центра красоты "Галерея стиля": "Косметология, визаж, парикмахерские услуги, маникюр, педикюр, наращивание ногтей, наращивание ресниц, массаж, мезотерапия_".
Данная информация является рекламой, т.к. соответствует критериям рекламы, указанных в статье 3 ФЗ "О рекламе".
Реклама направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к рекламодателю, его деятельности, а также к оказываемым услугам.
В соответствии с разделом 21 отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 N ИЗ, массаж относится к виду лечения с помощью простых физических воздействий на пациента. Услуги массажа согласно указанному классификатору отнесены к простым медицинским услугам (разделы 19 и 20), в числе которых классификатор приводит различные виды массажа при заболеваниях кожи, подкожно-жировой клетчатки, придатков кожи, костной системы, нижних дыхательных путей и легочной ткани, сердца и перикарда, крупных кровеносных сосудов, системы микроциркуляции, заболеваниях печени и желчевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта, половой системы, при заболеваниях желез внутренней секреции, центральной нервной системы и головного мозга, органов зрения и прочие. Из указанного Классификатора следует, что массаж, на привлечение внимания к которому направлена реклама, является простой медицинской услугой.
Таким образом, вышеуказанная реклама содержит рекламу медицинских услуг.
Ко дню заседания Комиссии представителем НОУ ЦПО "Эстетик" <_> было представлено письменное объяснение на определение о возбуждении производства по делу N87/2011-Р, в котором указано следующее.
Рассматриваемая реклама состоит из двух блоков, один из которых рекламирует деятельность центра красоты "Галерея стиля", зарегистрированного как ООО "Фёст" и второй блок реклама НОУ Центр профессионального образования "Эстетик". В соответствии с предоставленным договором о предоставлении рекламных услуг N822 от 13 декабря 2010 г. установлено, что заказчиком рекламных услуг является НОУ "Центр профессионального образования "Эстетик", в лице директора <_> действующей на основании Устава. При этом директором ООО "Фёст", в чьих интересах распространялась реклама, является также <_>
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. N17 и Общеросийским классификатором населению ОК 002-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N163, услуги по массажу не ограничиваются лишь медицинским массажем.
Согласно, положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 г. N30, лицензируется медицинская деятельность, а в частности услуги по медицинскому массажу.
ИП <> в представленных объяснениях пояснил, что публикация рекламной информации центра красоты "Галерея стиля" в газете "Ярмарка или что Вам нужно_" от 28 февраля 2011 г., в которой указана услуга "массаж", не является рекламой медицинского массажа. И в соответствии с действующем Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (утвержден постановлением Госстандарта России N163 от 28.06.1993 г.), относится к разделу "услуги бань и душевых, парикмахерские услуги, услуги предприятий по прокату, ритуальные и обрядовые услуги" и имеют код 0192013. Данный вид услуг по ОКУН относится к категории "Бытовые услуги" (код 010000) и не входит в категорию "Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги" (код 080000). В группе медицинских услуг массаж не упомянут и отнесен к бытовым услугам, соответственно, не нуждается в предупреждении и наличии противопоказаний и не подлежит лицензированию.
Комиссия отклонила указанные доводы на основании следующего.
Указанная рекламная информация не сопровождалась предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию услуг, при это в числе услуг указан массаж, каких-либо сведений о том, что массаж не является медицинским нет.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2009 г. NД05-4535, установлено, что в соответствии с Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной заместителем Министра здравоохранения и социального развития РФ В. И. Стародубовым 12.07.2004 г., к простым медицинским услугам отнесены следующие виды услуг, относящиеся к типу услуг "Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)" (код А21): А 21.01 кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи; А 21.01.001 общий массаж; А 21.01.002 массаж лица; А 21.01.003 массаж шеи; А 21.01.004 массаж рук; А 21.01.005 массаж волосистой части головы; А 21.01.006 пилинг-массаж; А 21.01.007 вакуумный массаж кожи; А 21.01.009 массаж ног.
В соответствии с Постановлением Росстата от 27.10.2006 г. N 61 и утвержденного им Порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об "Объеме платных услуг населению" платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.
Согласно пункту 49 раздела "Медицинские услуги" указанного Порядка медицинские услуги охватывают услуги, предоставляемые косметологическими подразделениями.
В силу пункта 50 того же раздела Порядка в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области косметологии), проведения массажей (включая гидромассаж), услуги обертывания грязями, мануальной терапии, предоставляемые парикмахерскими и салонами красоты.
Согласно "Общероссийскому классификатору услуг населению" ОК 002-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, бытовые и медицинские услуги населению также разделены.
Услуги массажа также относятся к прочим бытовым услугам, оказываемым в банях и душевых, по коду ОКУН 019201 "Массаж" только в том случае, если данный вид услуг предоставляют бани и душевые.
В соответствии с Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 г. N31 "Об утверждении Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" к требованиям профессии косметика, осуществляющего массаж лица, шеи и кожи головы требуется среднее медицинское образование.
В материалах дела имеется ответ руководителя Управления Росздравнадзора по Рязанской области (N1432ф от 28.04.2011) на обращение Рязанского УФАС России, из которого следует, что в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 20.08.2001 N337 "О мерах по дальнейшему развитию спортивной медицины и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры" утверждено Положение об организации работы медицинской сестры по массажу (приложение N16 к указанному приказу). В соответствии с указанным Положением выделяются следующие массажи: массаж воротниковой зоны; массаж верхней конечности; массаж верхней конечности, надплечья и области лопатки; массаж плечевого сустава; массаж локтевого сустава; массаж лучезапястного сустава; массаж кисти и предплечья; массаж спины; массаж пояснично-крестцовой области; сегментарный массаж пояснично-крестцовой области; массаж спины и поясничной области; массаж нижней конечности; массаж тазобедренного сустава и ягодичной области, массаж стопы и голени и др.
В ходе рассмотрения дела N87/2011-Р установлен факт осуществления предпринимательской деятельности по оказанию платных медицинских услуг без специального разрешения (лицензии) на право осуществления медицинской деятельности. В частности, согласно представленному ООО "Фёст" прейскуранту в салоне неопределенному кругу лиц предлагаются услуги общего массажа, массажа спины, массажа шейно-воротниковой зоны, массажа рук, массаж ног, массажа головы.
Согласно, Положению о лицензирование медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N30 медицинский массаж относится к медицинской деятельности. Согласно статье 17 ФЗ "О лицензирование отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 N128-ФЗ медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности на осуществление которых требуется лицензия.
Факт осуществления простых медицинских услуг (общий массажа, массаж спины, массаж шейно-воротниковой зоны, массаж рук, массаж ног, массаж головы.) без соответствующей лицензии подтверждается прейскурантом цен на услуги салона и объяснениями представителя ООО "Фёст".
Комиссия Рязанского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.
Рассматриваемая публикация подпадает под определение понятия рекламы, указанное в пункте 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", согласно которому реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, с учетом анализа вышеперечисленных норм права и указанных фактических обстоятельств, объектом рассматриваемой рекламы является центр красоты "Галерея стиля" и оказываемые им услуги, одна из которых "массаж", относящийся к медицинским услугам, следовательно, данная реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и необходимостью получения консультаций у специалистов.
Поскольку распространенная обществом реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугами, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации о противопоказаниях и необходимости получения консультации специалистов приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым видом услуг, а также может привести к неблагоприятным последствиям для лиц, которым противопоказаны данные виды услуг.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемой рекламе привлекается внимание, в том числе, и к услуге именно медицинского массажа, на право осуществлять которую требуется наличие лицензии.
ООО "Фёст" не обладает необходимой лицензией, при этом в его интересах рекламируется медицинская услуга, подлежащую лицензированию, что свидетельствует о нарушении требования пункт 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе", согласно которому не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Комиссия Рязанского УФАС России пришла к выводу, что указанная реклама нарушает пункт 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ, является ненадлежащей.
В соответствии с договором о предоставлении рекламных услуг N822 от 13 декабря 2010 г. установлено, что рекламораспространителем указанной выше рекламы является ИП <_> (<_>); рекламодателем - НОУ "Центр профессионального образования "Эстетик" (<_>).
Согласно частям 6 и 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу центра красоты "Галерея стиля", распространяемую в газете "Ярмарка или что Вам нужно_" от 28.02.2011 г. N2(1958) на стр. 120, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе";
2. Выдать <_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе;
3. Выдать НОУ "Центр профессионального образования "Эстетик" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе;
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения дел об административных правонарушениях по статье 14.3 КоАП РФ в отношении виновных лиц.
Решение изготовлено в полном объеме "17" мая 2011 г. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, непредставление в срок или представление антимонопольному органу недостоверных сведений влечет за собой административную ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"17" мая 2011 года
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
члены Комиссии: Колупаева, Е.В., специалист-эксперт, Казенина Ю. А., специалист первого разряда, на основании своего решения от 17 мая 2011 года по делу N 87/2011-Р о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг центра красоты "Галерея стиля", размещенная в газете "ЯРМАРКА или что Вам нужно_", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44,45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. НОУ "Центру профессионального образования "Эстетик" в течение 3 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно, распространение рекламы центра красоты ""Галерея стиля", противоречащей требованиям пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
2. НОУ "Центру профессионального образования "Эстетик" представить в Рязанское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 1 июня 2011 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Рязанское УФАС России вправе в соответствии с п.2.4 ст. 19.5 КоАП РФ наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"17" мая 2011 года
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
члены Комиссии: Колупаева, Е.В., специалист-эксперт, Казенина Ю. А., специалист первого разряда, на основании своего решения от 17 мая 2011 года по делу N 87/2011-Р о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг центра красоты "Галерея стиля", размещенная в газете "ЯРМАРКА или что Вам нужно_", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44,45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП <_> в течение 3 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно, распространение рекламы центра красоты ""Галерея стиля", противоречащей требованиям пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
2. ИП <_> представить в Рязанское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 1 июня 2011 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Рязанское УФАС России вправе в соответствии с п.2.4 ст. 19.5 КоАП РФ наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 12 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016