Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 18 мая 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 4 мая 2011 года.
В полном объёме решение изготовлено 18 мая 2011 года.
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о наруше-нии антимонопольного законодательства в составе,
рассмотрев дело N 04-01/05-2011 по признакам нарушения ООО "Крокус" (214022, г. Смоленск, ул. Вокзальная, д. 1) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Смоленское УФАС России) поступило заявление МУП "Смоленсктеплосеть", касающееся неправомерного взимания ООО "Крокус" с Заявителя платы за услуги по передаче электрической энергии на котельную N70, расположенную по адресу: г. Смоленск, ул. Вокзальная, д. 1.
Из заявления и представленных материалов следует, что Заявителем было получено письмо от Ответчика от 04.02.2011 N7 с требованием о погашении задолженности за потреблённую электрическую энергию в сумме 147770 рублей 78 копеек. Согласно счетам, предъявленным Ответчиком к оплате Заявителю за июнь-август 2010 г. стоимость услуг по передаче электрической энергии составляет 2 руб. 87 коп за 1 кВт/ч. При этом Заявитель указал, что тариф на услуги по передаче электрической энергии для Ответчика не устанавливался.
В своём заявлении МУП "Смоленсктеплосеть" просит Смоленское УФАС России принять меры по недопущению противоправных действий ООО "Крокус", связанных с требованием оплаты за потребленную электрическую энергию котельной N70, расположенной по вышеуказанному адресу.
На заседании Комиссии 04.05.2011 представители Заявителя поддержали требования, изложенные в заявлении, и сообщили следующее.
Требования по оплате за электрическую энергию от 04.02.2011, предъявленные ООО "Крокус" к оплате МУП "Смоленсктеплосеть" в размере 147770 рублей 78 копеек, сложились за период с января по июнь 2010 года.
В связи с тем, что у Ответчика не установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии, данные требования по оплате являются незаконными. Также, у Ответчика не заключен договор энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) с ОАО "Смоленскэнергос-быт".
Представитель Ответчика по существу рассматриваемого вопроса пояс-нил следующее.
Согласно договору электроснабжения от 01.01.2010 N25, заключенного между ООО "Крокус" и МУП "Смоленсктеплосеть", Общество через свою трансформаторную подстанцию осуществляло передачу электрической энергии для нужд котельной N70 МУП "Смоленсктеплосеть". Оплата производилась согласно показаниям прибора учёта, установленного в котельной Заявителя. В расчетах использовался тариф, который предъявляется к оплате ООО "Крокус" филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго".
В течение шести месяцев с момента заключения, вышеуказанного дого-вора, разногласий между сторонами по вопросу оплаты не возникало. Затем, МУП "Смоленсктеплосеть" продолжая отбор электрической энергией, прекратило производить оплату, в связи с чем, у МУП "Смоленсктеплосеть" образовалась вышеуказанная задолженность перед ООО "Крокус". По этой причине филиал ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" прекратил подачу электрической энергии ООО "Крокус".
Письмом от 04.02.2011 ООО N7 "Крокус" предложило МУП "Смоленсктеплосеть" оплатить долг, за потребленную электрическую энергию, в сумме 147770 рублей 78 копеек, однако Предприятие отказывается оплачивать данный долг. После 04.02.2011 ООО "Крокус" требования по оплате не предъявлялись.
В феврале 2011 года ООО "Крокус" полностью отключило кабельную линию, питающую указанную котельную (отключен рубильник на ТП), так как Заявитель уже не эксплуатировал котельную N70.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав Заявителя, доводы Ответчика, Комиссия Смоленского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон "О естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, в соответствии со статьёй 4 Федерального закона "О естественных монополиях" относятся к субъектам естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Смоленским УФАС установлено, что в эксплуатации ООО "Крокус" находится электросетевое хозяйство: ТП-194 с соответствующим электрическим оборудованием и электрические сети (подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 2010 года, подписанным между Ответчиком и Заявителем). Энергопринимающие устройства объекта Заявителя (котельная N70), находящиеся по адресу: 214022, г. Смоленск, ул. Вокзальная, д. 1, технологически присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросететвого хозяйства, находящегося в собственности Ответчика.
Учитывая, что объекты электросетевого хозяйства ООО "Крокус" для передачи электрической энергии расположены по адресу: г. Смоленск, ул. Вокзальная, д. 1, географическими границами указанного рынка будет являться зона прилегания электрических сетей ООО "Крокус" к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации филиала ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" (в точке технологического присоединения).
Таким образом, ООО "Крокус" будет занимать доминирующие положение на локальном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах зоны прилегания электрических сетей.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон "Об электроэнергетике") антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось представителями сторон, что между Ответчиком и Заявителем заключен и действует договор на электроснабжение от 01.01.2010 N25. Приложением к данному договору является Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок.
Пунктом 1.1 вышеуказанного договора установлено, что потребитель (Ответчик) обязуется осуществлять передачу субабоненту (Заявитель) электрическую энергию и самостоятельно урегулировать с филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" и ОАО "Смоленскэнергосбыт" взаимоотношения по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств потребителя, а субабонент обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию на условиях, установленных настоящим договором.
Согласно пункту 2.6 данного договора стоимость электрической энергии, транспортируемой потребителем, складывается из следующих составляющих, предъявленных к оплате ОАО "Смоленскэнергосбыт":
- стоимости электрической энергии, поставляемой по регулируемым це-нам,
- стоимости электрической энергии, поставляемой по нерегулируемым ценам,
- стоимости отклонения ежемесячного договорного объёма потребления электрической энергии.
Смоленским УФАС России установлено, что Ответчик, не состоит в до-говорных отношениях по энергоснабжению с гарантирующим поставщиком - ОАО "Смоленскэнергосбыт". Оплату, за потребленную электрическую энергию, Ответчик производил напрямую сетевой организации - филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" по актам бездоговорного потребления электрической энергии (для юридических лиц), имеющимся в материалах дела (л.д. 12-32). Данное обстоятельство подтверждается также платежными поручениями (л.д. 35-41). Услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Ответчиком на нужды котельной N70, оплачивались Заявителем по тарифам, предъявляемым филиалом ОАО "МРСК Центра - "Смоленскэнерго" ООО "Крокус".
В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено и не оспарива-лось Заявителем, что МУП "Смоленсктеплосеть" располагало информацией о необходимости заключения договора с ОАО "Смоленскэнергосбыт", однако действия по его заключению не были предприняты Заявителем.
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О естественных монополиях" организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, отнесены к субъектам естественных монополий, цены на товары (работы, услуги) которых подлежат государственному ре-гулированию.
Статьёй 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлено, что тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, далее - Правила недискриминационного доступа) недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения данных Правил, предусмотренные для сетевых организаций. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Такие методические указания утверждены приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (зарег. в Минюсте России 20.10.2004 N 6076).
В соответствии с пунктом 3.1.3. Положения о Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности (далее - Департамент), утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 22.04.2011 N 234, установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в том числе и для Ответчика, отнесено к полномочиям Департамента.
Смоленским УФАС России 04.04.2011 был направлен запрос (исх. N999/04, л.д. 10) в адрес Департамента с просьбой сообщить устанавливалась ли для ООО "Крокус" плата за услуги по передаче электрической энергии.
В ответ на данный запрос Департамент сообщил (письмо от 07.04.2011 исх. N626/3, л.д. 11), что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО "Крокус" не устанавливались.
В соответствии со статьёй 424 Гражданского кодекса Российской Феде-рации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаях, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Учитывая вышеизложенное, Ответчик вправе оказывать на возмездной основе Заявителю услуги, связанные с передачей электрической энергии с ис-пользованием принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства, только после установления для него тарифа на услуги по передаче электрической энергии Департаментом энергетики.
При таких обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу о наличии факта нарушения ООО "Крокус" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия ООО "Крокус" нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкурен-ции", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путём применения к МУП "Смоленсктеплосеть" тарифа на услуги по передаче электрической энергии, не установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
2. Выдать ООО "Крокус" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Подписи членов комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 04-01/05-2011
"18" мая 2011 г. г. Смо-ленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о наруше-нии антимонопольного законодательства в составе,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 18 мая 2011 г. по делу N 04-01/05-2011 о нарушении ООО "Крокус" (214022, г. Смоленск, ул. Вокзальная, д.1, ОГРН 1066731100435) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ООО "Крокус" со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно:
не оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ООО "Крокус" объектов электросетевого хозяйства без установления Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности для ООО "Крокус" тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
О выполнении настоящего предписания сообщить Смоленскому УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив документальное подтверждение его исполнения.
Подписи членов комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 18 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016