Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 18 мая 2011 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):<_>
рассмотрев дело N 07-18/2011-015, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг, оказываемых ОАО "Промсвязьбанк" (<_>),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ОАО "Промсвязьбанк" (<_>), <_>, установила:
В марте 2011 г. при мониторинге наружной рекламы Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в городе Иваново с помощью средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций 3х6 кв.м.) распространяется реклама финансовых услуг, оказываемых ОАО "Промсвязьбанк". Ивановским УФАС России зафиксирован факт распространения рекламы ОАО "Промсвязьбанк" на перекрестке ул. Лежневской и ул. Велижской, что подтверждается фотографиями рекламы, находящимися в материалах дела N 07-18/2011-015.
В рассматриваемом случае рекламодателем используется в рекламе такой визуальный прием, как неодинаковый размер шрифта размещаемой информации, которая касается одной банковской услуги - предоставление кредита.
Так, в рекламе крупным шрифтом, видным с дальнего расстояния, сообщается следующая информация: "Промсвязьбанк. Мы с Вами реализуем планы. Кредит от 12,9%".
В нижней части рекламной площади мелким шрифтом темно серого цвета на сером фоне отражены условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. Также в рекламе мелким шрифтом перпендикулярно основному тексту отражено наименование юридического лица, оказывающего финансовую услугу. Формальное присутствие в рекламе рассматриваемых сведений не позволяет потребителю их воспринимать, следовательно, не может расцениваться как их наличие.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которых не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы; реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество); реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий; если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии с данными, представленными ОАО "Промсвязьбанк" на запрос антимонопольного органа аналогичная реклама распространяется на территории Брянской, Владимирской, Волгоградской, Иркутской, Московской, Ярославской и других областей.
В соответствии с пунктом 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. N 508 в случае если до возбуждения дела будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам ФАС, выявивший такое нарушение территориальный орган ФАС ходатайствует перед ФАС о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
В связи с изложенным, 24.03.2011 г. Ивановское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
Ивановским УФАС России согласно предоставленным ФАС России полномочиям по данному факту 18 апреля 2011 г. возбуждено дело N 07-18/2011-015 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ОАО "Промсвязьбанк", Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация о финансовой услуге - кредите от 12,9 % подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовой услуге) и продвижение его на рынке, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций 3х6 кв.м).
Объектом рекламирования в данном случае является финансовая услуга, оказываемая ОАО "Промсвязьбанк", а именно - услуга по предоставлению кредита от 12,9 %.
В рассматриваемой рекламе выделено наиболее привлекательное для потребителя условие: минимальная процентная ставка по кредиту - 12,9 %, выполненное темно синим цветом на белом фоне. Иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения по оформлению кредита в Банке, напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом (темно серый цвет на сером фоне), который не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и, тем более, уяснить указанные условия не представляется возможным.
Комиссия Ивановского УФАС России считает, что вся существенная информация, отраженная в рекламе, которая распространяется с помощью рекламных конструкций 3х6 кв.м., необходимая для принятия осознанного решения должна восприниматься потребителями с одинакового расстояния, т.е. потребители должны иметь возможность прочитать всю информацию в рекламе как максимально приблизившись к рекламной конструкции, так и на расстоянии от неё. Также следует уточнить, что исходя из принципов разумности и очевидности максимальное приближение к рекламной конструкции не является основным способом доведения до потребителей указанной в рекламе информации, так как в большинстве случаев в рекламе, выполненной данным способом, присутствует информация, которая уясняется потребителями с дальнего расстояния от конструкции и в то же самое время часть информации, выполненной мелким шрифтом хотя и присутствует, однако, остается завуалированной для потребителей.
Необходимо отметить, что текст рекламы находится не на уровне глаз человека, а на определенной высоте - рекламная конструкция имеет центральную стойку высотой свыше трех метров, что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом.
Кроме того, рассматриваемая реклама расположена вдоль оживленной трассы, вследствие чего водителям транспортных средств, их пассажирам, а также пешеходам, идущим по тротуару на противоположной стороне дороги доступна лишь информация, выполненная крупным шрифтом, при этом информация, выполненная мелким шрифтом остается скрытой для них. У данной категории потребителей отсутствует прямой доступ к рекламному плакату, что свидетельствует о восприятии рекламной информации со значительного расстояния.
Наружная реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями (относительно быстрое и четкое восприятие предлагаемой информации, а также её понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания для получения описанного эффекта), так как предназначена для различного круга потребителей (пешеходы, идущие по тротуару, находящемуся рядом с рекламной конструкцией; пешеходы, идущие по тротуару на противоположной стороне дороги; а также водители транспортных средств и их пассажиры, которые ограничены во времени считывания рекламной информации).
Из смысла текста, доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что любой гражданин сможет оформить кредит в "Промсвязьбанке" с процентной ставкой от 12,9 %, независимо от вида валюты, суммы и срока кредита. Однако, чтобы оформить кредит с процентной ставкой от 12,9 % необходимо:
1) физическому лицу относиться к категории "Топ-менеджер" и иметь минимальный доход до вычета налогов - 70 000 рублей в месяц;
2) взять в кредит сумму не менее 150 000 рублей и не более 1 500 000 рублей с процентной ставкой от 12,9 до 18,9 % на срок от 1 до 60 месяцев (процентная ставка в пределах диапазона определяется Банком по каждой кредитной заявке с учетом кредитоспособности Заемщика). Полная стоимость кредита при сроке 12 месяцев и ставке 12,9 % составит 20,1 %;
3) Заплатить Комиссию за резервирование денежных средств для выдачи кредита - 2,5 % от суммы кредита, минимум 2 500 рублей.
Указанные условия обозначены в рекламе мелким шрифтом темно серого цвета на сером фоне.
Вышеуказанные условия являются существенными для потребителя, так как их отсутствие либо формальное присутствие (выполнение мелким шрифтом) искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Согласно представленным ОАО "Промсвязьбанк" условиям кредитования по программе "Особые отношения" местом работы Заемщика должна быть только Компания, отвечающая критериям Банка (прошедшая отбор в целях аккредитации компании-работодателя заемщика по программе розничного кредитования). Данное существенное условие отсутствует в рассматриваемой рекламе.
Комиссия Ивановского УФАС России считает, что использование рекламодателем такого визуального приема в рекламе, как неодинаковый размер шрифта размещенной информации, когда размер букв и цифр крупного шрифта во много раз превышает размер букв и цифр мелкого шрифта - вводит в заблуждение потребителя относительно рекламируемого товара. В данном случае и та, и другая информация касается рекламы кредита от 12,9 %. Так как информация подается не одинаково, поэтому искажается действительный смысл информации, размещенной крупным шрифтом, так как в этой информации отсутствуют уточнения, указанные мелким шрифтом. То обстоятельство, что в Законе о рекламе не прописан размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя.
Использованный Банком в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.
Однако, Банк осознано разместил рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по кредиту, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.
Указанный факт, полностью подтверждается данными, представленными ОАО "Промсвязьбанк", в которых содержится размер шрифта текста рассматриваемой рекламы. Так, высота букв текста "промсвязьбанк" составляет 212 мм; "кредит от" - 212 мм; "12,9 %" - 293 мм; "ОАО Промсвязьбанк" - высота заглавных букв 55 мм, строчных - 38 мм; высота заглавных букв, которыми выполнена информация, напечатанная мелким шрифтом - 78 мм, прописных - 55 мм.
Комиссией Ивановского УФАС России произведены расчеты восприятия информации, выполненной различным шрифтом, в соответствии с формулой, представленной Федеральным государственным учреждением "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика Федорова С.Н.
Так, воспринимаемый размер объекта определяется углом зрения, под которым его рассматривает человек. Считается, что при остроте зрения 1,0 человек воспринимает детали объекта с угловым размером 1, а сам объект (букву/знак) - размером 5. Для расстояния 5 м, с которого обычно проверяют остроту зрения, это соответствует размеру буквы 7,27 мм. Очевидно, что для расстояния 5 м размеры знаков, допустимых для чтения большинством людей, должны составлять 20-30 мм. Для других расстояний необходимый размер объекта рассчитывается по простой формуле:
Для остроты зрения 1,0: А(х) = 7,27 мм *L2/5, где L2 - новое расстояние, А(х) - новый размер объекта.
Таким образом, L2 = А(х)/7,27 мм*5, если А(х): 212 мм; 293 мм; 55 мм; 38 мм; 78 мм, то
L2 (1) = 212/7,27*5 = 146 м
L2 (2) = 293 /7,27*5 = 202 м
L2 (3) = 55/7,27*5 = 38 м
L2 (4) = 38/7,27*5 = 26 м
L2 (5) = 78/7,27*5 = 54 м
Из вышеуказанного можно сделать единственный вывод, что потребители с расстояния 146 метра будут проинформированы о рекламируемой услуге (Промсвязьбанк. Кредит от 12,9 %), при этом с данного расстояния они никогда не увидят ту часть существенной информации, которая отражена в рекламе мелким шрифтом, так как максимальное расстояние ее восприятия составляет 38 метров. Таким образом, произведенными расчетами фактически подтверждены различные условия восприятия основного текста (воспринимается с расстояния 202-146 метров) и текстовой информации высотой 55 мм (воспринимается с расстояния до 38 метров), что полностью подтверждает доводы антимонопольного органа об использовании в рекламе визуального приема, связанного с неодинаковой подачей информации, которая может ввести в заблуждение потребителей относительно условий оказания финансовой услуги.
Также необходимо отметить, что все вышеизложенное относится к хорошо освещенным черным надписям на белом фоне. Изменение цвета надписи или фона снижает контраст.
В рассматриваемом случае, рекламная конструкция расположена вдоль оживленной трассы, текст рекламы находится не на уровне глаз человека, а на определенной высоте - свыше трех метров от земли, и текстовая информация, отраженная в рекламе мелким шрифтом, выполнена темно серым цветом на сером фоне, что значительно снижает уровень ее восприятия.
Касаемо уровня восприятия рекламной информации, отраженной в рекламе мелким шрифтом необходимо добавить, что ширина букв и цифр мелкого шрифта в 9 раз меньше чем ширина букв и цифр, выполненных крупным шрифтом.
Таким образом, антимонопольный орган отмечает, что указанные факты значительно снижают уровень восприятия информации, указанной мелким шрифтом по сравнению с информацией, указанной крупным шрифтом. В силу чего, метраж с которого доступна информация, выполненная мелким шрифтом, будет составлять значительно менее рассчитанных 38 метров.
Из вышеуказанного можно сделать вывод, что совокупность обстоятельств, связанных со способом размещения рекламы (рекламная конструкция), местом расположения (вдоль оживленной трассы), высотой размещения (не на уровне глаз потребителя), характером (наружная реклама), и соотношением размера (высоты и ширины) шрифта, использованного при описании привлекательных для потребителя условий и иных существенных условий, не позволяет потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность условий, изложенных в рекламе.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что привлекательная для потребителя информация является читаемой и доступной, а информация, размещение которой обязательно в силу закона, выполнена буквами мелкого размера в цветовой гамме, снижающей факт её восприятия, антимонопольный орган приходит к выводу, что в размещаемой посредством использования рекламной конструкции (3х6 кв.м) рекламе информация, предусмотренная ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, отсутствует.
В связи с вышеизложенным рассматриваемая реклама нарушает требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). В рассматриваемой рекламе наименование Банка выполнено мелким шрифтом и расположено перпендикулярно основному тексту, в силу чего не воспринимается потребителями указанной рекламы.
Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 данного закона.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО "Промсвязьбанк".
Представитель ОАО "Промсвязьбанк" факт нарушения законодательства РФ о рекламе не признал и пояснил, что позиция Банка полностью отражена в письменных объяснениях, представленных в Ивановское УФАС России 10.05.2011 г. Дополнительно сообщил, что вся информация, отраженная в рекламе является читаемой и уясняемой потребителями, а в Законе о рекламе требования к размеру шрифта не установлены.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу финансовой услуги - кредита от 12,9 % по программе "Особые отношения", оказываемой ОАО "Промсвязьбанк", ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ОАО "Промсвязьбанк" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении ОАО "Промсвязьбанк".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
18 мая 2011 г. г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:<_>
на основании своего решения от 18 мая 2011 г. по делу N 07-18/2011-015 по факту распространения рекламы финансовой услуги - кредита от 12,9 %, оказываемой ОАО "Промсвязьбанк" (<_>), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ОАО "Промсвязьбанк" (<_>), устранить выявленные нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", для чего прекратить распространение ненадлежащей рекламы финансовой услуги - кредита от 12,9 % по программе "Особые отношения", оказываемой ОАО "Промсвязьбанк", во всех регионах распространения рассматриваемой рекламы, в срок до 27 июня 2011 года.
2. ОАО "Промсвязьбанк" (<_>), в срок до 30 июня 2011 года представить в Ивановское УФАС России доказательства, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 18 мая 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016