Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 19 мая 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "04" мая 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "19" мая 2011 г.
Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 289-11-а по признакам нарушения Администрацией Осиновского сельского поселения Пермского края (ул. Юбилейная, 4, с. Осиновик, Еловский район, Пермский край, 618181) ст. 15, ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон о защите конкуренции), установила:
14.02.2011 г. в Пермское УФАС России из Прокуратуры Еловского района Пермского края поступили материалы проверки администрации Осиновского сельского поселения Пермского края о нарушении антимонопольного законодательства.
09.07.2010 г. в районной газете "Искра Прикамья" опубликовано информационное сообщение администрации Осиновского сельского поселения Пермского края о проведении конкурса на право заключения договора аренды в отношении муниципального имущества, как движимого, так и недвижимого (котельные - 2 шт., здание пожарного депо, водопроводные сети, движимого имущества: трактора - "Т-150", "ДТ-75", автомобили - "Газ-Саз-3507", "Газ-Саз-3511-66", "Уаз-31514"), объединенного в один лот.
Так же в ходе проверки Прокуратурой Еловского района установлено, что информация (извещение, конкурсная документация) о проведении конкурса на официальном сайте в сети Интернет не размещалась.
Представитель администрации Осиновского сельского поселения Пермского края признал факт нарушения антимонопольного законодательства при проведении торгов и пояснил следующее.
19.08.2010 г. Администрация Осиновского поселения Пермского края провела конкурс в соответствии с Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ ФАС РФ N 67).
Муниципальное имущество выставлялось одним лотом как комплекс ЖКХ, обслуживающий территорию (п. 8 приложение N 2 к Приказу ФАС РФ N 67). Данный имущественный комплекс был сформирован и работал в таком виде с 2006 года и выполнял задачу качественного и бесперебойного обеспечения услугами ЖКХ населения и бюджетных учреждений Осиновского поселения, а именно тепло- и водоснабжения, содержания дорог и уличного освещения, водоотведения и разделение данного комплекса на части привело бы к тому, что не стало комплексного решения задач в области ЖКХ на территории Осинвского сельского поселения, что привело бы к ухудшению условий проживания населения на территории поселения.
Кроме того, нормами действующего законодательства не установлен запрет на объединение объектов и систем, обеспечивающих функционирование ЖКХ в единый лот, в целях проведения конкурса на право заключения договора аренды такого имущества.
Как пояснил представитель администрации, в период проведения конкурса не представлялось возможным произвести размещение извещения и конкурсную документацию на официальном сайте в сети интернет по следующим причинам.
Так, официальный сайт Еловского района в этот период был отключен из-за задолженности по оплате, а размещение на сайте Агентства по управлению имуществом Пермского края было отказано в связи с тем, что с сельскими поселениями Агентство не работает, что подтверждено перепиской администрации с Агентством. В связи с чем, информация о проведенном конкурсе размещалась только в районной газете "Искра Прикамья" согласно п. 30 раздела 4 Приказа ФАС РФ N 67.
Представитель заинтересованного лица - ООО "Энергия" поддержал позицию Администрации. Заинтересованное лицо - ИП Тюкалов Г.А. заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела N 289-11-а в его отсутствие, а также представил письменные пояснения к делу, в которых поддержал позицию Администрации.
Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Федеральным законом от 17.07.2009 г. N 173-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон N 173-ФЗ) внесены существенные изменения в положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), регулирующие особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Согласно указанному подпункту "в" пункта 2 статьи 1 Закона N 173-ФЗ статья 53 Закона о защите конкуренции дополнена частью 5.
Положения данной нормы предусматривают, что до 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции Закона N 173-ФЗ, размещается на официальном сайте субъекта Российской Федерации, официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенных соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
При этом извещения о проведении конкурсов или аукционов, вносимые в них изменения, извещения об отказе от проведения конкурсов или аукционов также опубликовываются в официальном печатном издании, определяемом на конкурсной основе высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Таким образом, с 20 ноября 2009 года (даты вступления в силу подпункта "в" пункта 2 статьи 1 Закона N 173-ФЗ) при проведении торгов, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции Закона N 173-ФЗ, обязательным будет являться размещение на официальном сайте субъекта Российской Федерации, официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет", определенных соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, информации о проведении данных торгов в отношении государственного и муниципального имущества, а также опубликование извещения о проведении торгов, вносимые в них изменения, извещения об отказе от проведения торгов в официальном печатном издании, определенном на конкурсной основе высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Несоблюдение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления после 20 ноября 2009 года вышеуказанного порядка размещения и опубликования информации о проведении торгов, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, содержит признаки нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции, и является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
В соответствии с ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещается осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, запрещается создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Кроме того, согласно ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления при проведении торгов запрещается ограничение доступа к участию в торгах.
Торги начинаются с момента принятия решения о проведении торгов и действуют до момента объявления победителя торгов.
Согласно п.2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано не менее чем за 30 дней до их проведения.
В соответствии с п. 29 Приказа ФАС России N 67 извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать рабочих дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Согласно п. 30 Приказа ФАС России N 67 извещение о проведении конкурса также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил размещения.
Согласно п. 43 Приказа ФАС РФ N 67 при проведении конкурса организатор конкурса, специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте торгов в срок, предусмотренный пунктом 29 настоящих Правил, одновременно с размещением извещения о проведении конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте торгов без взимания платы.
Информация о размещении извещения о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды на объекты муниципального имущества Осиновского сельского поселения Еловского района в сети Интернет, а также конкурсной документации Администрацией в материалы дела - не представлена.
Таким образом, данные действия Администрации привели к ограничению доступа к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов, в т.ч. осуществляющих предпринимательскую деятельность вне территории Осиновского сельского поселения.
Следовательно, Администрацией нарушены требования ч.2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ограничении доступа к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов, в т.ч. осуществляющих предпринимательскую деятельность вне территории Осиновского сельского поселения путем неразмещения информационного сообщения о проведении конкурса в сети Интернет, а также неразмещения конкурсной документации в сети Интернет.
2. Согласно конкурсной документации на проведение открытого конкурса на право заключения договора аренды на объекты муниципального имущества Осиновского сельского поселения Еловского района Пермского края открытый конкурс - процедура на право заключения договора аренды, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Согласно ч. 1, 2 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В п. 4 ст. 447 ГК РФ указывается, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Согласно п. 142 Приказа ФАС России N 67 победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора.
Согласно п. 86 Приказа ФАС России N 67 победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Таким образом, порядок определения победителя торгов - конкурса, аукциона различен, также различен порядок их проведения.
В данном случае организатором конкурса проведен открытый конкурс на право заключения договора аренды на объекты муниципального имущества Осиновского сельского поселения Еловского района Пермского края.
Вместе с тем, Администрацией нарушен порядок проведения конкурса, а также порядок выбор победителя торгов.
Процедура проведения администрацией конкурса соответствует процедуре аукциона.
Так, комиссией Пермского УФАС России в ходе рассмотрения дела N 289-11-а установлено, что при оценке конкурсных заявок нарушен порядок определения победителя торгов, конкурсная документация не содержит положений, предусмотренных Приказом ФАС России N 67.
Согласно п.п. 10 п. 40 Конкурсная документация, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать:
1) в соответствии с пунктами 51 - 53 настоящих Правил требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению;
2) форму, сроки и порядок оплаты по договору;
3) порядок пересмотра цены договора (цены лота) в сторону увеличения, а также указание на то, что цена заключенного договора не может быть пересмотрена сторонами в сторону уменьшения;
4) порядок передачи прав на имущество, созданное участником конкурса в рамках исполнения договора, заключенного по результатам конкурса, и предназначенное для поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием имущества, права на которое передаются по договору, в случае если создание и передача такого имущества предусмотрены договором;
5) порядок, место, дату начала, дату и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. При этом датой начала срока подачи заявок на участие в конкурсе является день, следующий за днем размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе устанавливается в соответствии с пунктом 62 настоящих Правил;
6) требования к участникам конкурса, установленные пунктом 18 настоящих Правил;
7) порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки. При этом срок отзыва заявок на участие в конкурсе устанавливается в соответствии с пунктом 58 настоящих Правил;
8) формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления заявителям разъяснений положений конкурсной документации в соответствии с пунктами 47 - 49 настоящих Правил;
9) место, порядок, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;
10) критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с пунктом 77 настоящих Правил;
11) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленный в соответствии с пунктами 82 - 86 настоящих Правил;
12) требование о внесении задатка, размер задатка, срок и порядок внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка в случае установления организатором конкурса требования о необходимости внесения задатка. При этом, в случае если организатором конкурса установлено требование о внесении задатка, а заявителем подана заявка на участие в конкурсе в соответствии с требованиями конкурсной документации, соглашение о задатке между организатором конкурса и заявителем считается совершенным в письменной форме. Установление требования об обязательном заключении договора задатка между организатором конкурса и заявителем не допускается;
13) размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок его предоставления в случае если организатором конкурса установлено требование об обеспечении исполнения договора. Размер обеспечения исполнения договора устанавливается организатором конкурса. При этом требование об обеспечении исполнения договора при проведении конкурса в отношении имущества, предусмотренного Законом, не устанавливается;
14) срок с даты подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект договора;
15) дату, время, график проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору. Осмотр обеспечивает организатор конкурса или специализированная организация без взимания платы. Проведение такого осмотра осуществляется не реже, чем через каждые пять рабочих дней с даты размещения извещения о проведении конкурса на официальном сайте торгов, но не позднее, чем за два рабочих дня до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;
16) указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в пункте 98 настоящих Правил, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается;
17) указание на то, что условия конкурса, порядок и условия заключения договора с участником конкурса являются условиями публичной оферты, а подача заявки на участие в конкурсе является акцептом такой оферты.
Согласно п. 77 Приказа ФАС России для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть:
1) сроки реконструкции (этапы реконструкции) объекта договора, если такая реконструкция предусмотрена в конкурсной документации, в том числе период с даты подписания договора до даты ввода объекта договора в эксплуатацию с характеристиками, соответствующими установленным договором технико-экономическим показателям;
2) технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора;
3) объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
4) период с даты подписания договора до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору, будет осуществляться в объеме, установленном договором;
5) цены на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
6) качественная характеристика архитектурного, функционально- технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения реконструкции объекта договора и квалификация участника конкурса. Указанный критерий может быть использован только в случае если условием договора предусмотрено обязательство участника конкурса по подготовке проектной документации на реконструкцию объекта договора либо обязательство участника конкурса по созданию в рамках исполнения договора имущества, предназначенного для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, поставка, выполнение, оказание которых происходит с использованием имущества, права на которое передаются по договору.
К конкурсной документации должен быть приложен проект договора (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект договора в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Вышеуказанные положения, указанные в п.40,41,77 Конкурсная документация не содержит.
Таким образом, требования, предусмотренные п.п. 10 п. 40, 41, организатором конкурса - Администрацией Осиновского поселения Еловского района Пермского края при составлении конкурсной документации не соблюдены.
Кроме того, согласно представленного протокола N 3 от 19.08.2010 г. оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной комиссией выбран победитель - ООО "Энергия" - на основании только одного критерия - по цене договора.
Соответственно, конкурсной комиссией не была осуществлена оценка заявок на участие в конкурсе на соответствие критериям, установленным п. 77 Приказа ФАС РФ N 67, т.е. требованиям, установленным конкурсной документации, предусмотренным п.п. 10 п. 41 указанного Постановления.
В случае соблюдения администрацией требований, установленных п.п. 10 п. 40, 41 и п. 77 указанного Приказа среди претендентов на заключение договора аренды муниципального имущества, принявших участие в конкурсе, конкурсной комиссией мог быть выявлен в качестве победителя иной участник, предложивший наилучшие условия.
Таким образом, действия органа местного самоуправления могли привести к ограничению конкуренции при передаче объектов муниципального имущества Осиновского сельского поселения Еловского района Пермского края в аренду хозяйствующим субъектам.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Следовательно, администрация нарушила п.п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
3. Согласно части 1 раздела 3 Информационной карты Конкурсной документации на проведение открытого конкурса на право заключения договора аренды на объекты муниципального имущества Осиновского сельского поселения Еловского района Пермского края в предмет открытого конкурса на право заключения договора аренды на объекты муниципального имущества Осиновского сельского поселения Еловского района Пермского края включено следующее имущество: здание котельной, расположенной в с. Осиновик, ул. Молодежная, 6 с. Осиновик, год ввода 1992 г., стоимостью 68 800,00 руб.; здание котельной, расположенной в с. Калиновка, школьный переулок, 3, год ввода 1991, стоимостью 111 200,00 руб.; здание пожарного депо, расположенное в с. Осиновик, ул. Юбилейная, 13, год ввода 1980, стоимостью 316 900, 00 руб., водопроводные сети, скважины 2 шт., расположенные в с. Осиновик, год ввода 1978, стоимостью 70 092 руб.; водопроводные сети, скважины 2 шт., расположенные в с. Калиновка, год ввода 1988, стоимостью 74 916 руб.; водопроводные сети, скважина 1 шт., расположенные в с. Срредняя, год ввода 1996, стоимостью 567 065 руб.; водопроводные сети, скважина 2 шт., расположенные в с. Кижи, год ввода 1995, стоимостью 14 888 руб.; трактор - "Т-150", год ввода 1993, стоимостью 119 200 руб.; трактор "ДТ-75", год ввода 1989, стоимостью 70550 руб. автомобиль - "Газ-Саз-3511-66", год ввода 1992, стоимостью 49 380 руб. автомобиль "Газ-Саз-3507", год ввода 1992, стоимостью 49 380 руб., автомобиль "Уаз-31514", год ввода 1998, стоимостью 36 600 руб. Данное имущество объединено организатором конкурса в один лот.
Вывод Администрации, что имущество выставлялось одним лотом как комплекс ЖКХ, обслуживающий территорию согласно п. 8 Приложения N 2 к Приказу ФАС России N 67 является необоснованным по следующим основаниям.
Так, согласно п. 38 Приказа ФАС России N 67 при разработке конкурсной документации запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения.
Согласно Приложения к информационной карте N 1 организатором конкурса определено целевое назначение имущества, включенного в предмет конкурса:
1). предоставление услуг по теплоснабжению. (здание котельной в с. Осиновик, ул. Молодежная, 6; здание котельной в с. Калиновка, Школьный переулок, 3)
2). снабжение населения водой. (Водопроводные сети, скважины 2 шт. - Осиновик, водопроводные сети, скважины 2 шт. - Калиновка, Водопроводные сети, скважины 1 шт. - Средняя, Водопроводные сети, скважины 1 шт. - Кижи).
3). содержание дорог поселения (Трактора - "Т-150", "ДТ-75").
4). оказание транспортных услуг населению (Автомобили "Газ-Саз-3507", "Газ-Саз-3511-66", "Уаз-31514").
5). деревообработка (здание пождепо, с. Осиновик, ул. Юбилейная, 13).
При этом здание котельной, пождепо, водопроводные сети относится к недвижимому имуществу; трактор, автомобили - движимое имущество.
Целевое использование данного имущества различно, как и указано организатором конкурса в приложении N 1 конкурсной документации.
Согласно "ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг" теплоэнергия, отпущенная районными котельными относится к разделу Е подразделу пар и горячая вода (теплоэнергия), код (4030000); водоснабжение, водопроводные сети относится к разделу F Продукция и услуги строительства, к подразделу Проектная документация и техникоэкономическое обоснование продукции группе инженерные сети (код 453), а также к подразделу деятельности в обрабатывающей промышленности, осуществляемая по частным заказам за вознаграждение или на договорной основе, к группе - сбор, очистка и распределение воды, осуществляемые по частным заказам за вознаграждение или на договорной основе (код 945); строительство, содержание и ремонт шоссейных и железных дорог, портов, аэродромов и т.п. классифицированы в группе" строительство завершенных зданий сооружений или их частей" код (452); оказание транспортных услуг населению относится к подразделу услуги сухопутного транспорта (код 601000); деревообрабатывающая промышленность относится к группе строительство зданий и сооружений для предприятий лесной промышленности, деревообрабатывающих, целлюлозно - бумажных, стекольных, фарфоро - фаянсовых, полиграфических предприятий и предприятий промышленности строительных материалов (4523).
Следовательно, услуги теплоснабжения, водоснабжения, содержание дорог, деревообработка и оказание транспортных услуг относятся к разным видам деятельности не взаимосвязанным между собой технологически и функционально.
Так, трактор - "самоходная машина, предназначенная для обеспечения сцепных (тяговых) возможностей и (или) используемая в качестве источника энергии для привода оборудования, используемого на строительных площадках для выполнения строительных работ, а также для технического обслуживания машин и оборудования, находящихся на строительных площадках." ("ГОСТ Р ИСО 3471-99. Машины землеройные. Устройства защиты при опрокидывании. Технические требования и лабораторные испытания" (принят Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.1999 N 458-ст.).
Согласно "Методических рекомендаций по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ)"
(утв. НИИАТ Минтранса РФ 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте РФ 20.10.2004, ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004, НПСО "ОТЭК" 20.10.2004) легковой автомобиль - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Подразделяются на виды в зависимости от типа кузова и рабочего объема двигателя."
Согласно Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.
Согласно Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" "водопроводная сеть" - система трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения.
Соответственно, администрация в состав одного лота включила муниципальное имущество, по целям которое технологически и функционально не связанно, предназначенное для теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, содержанию дорог, для оказания транспортных услуг населению, деревообработка, законодательное требование к которым различно.
Кроме того, согласно "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (утв. письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) содержание автомобильной дороги - выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 18 закона N 131-фз финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Процедура передачи органом местного самоуправления как муниципальным заказчиком своих отдельных функций и полномочий регламентирована Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Связи с чем, орган местного самоуправления не вправе передавать данную функцию, обеспечиваемую за счет средств местного бюджет, хозяйствующим субъектам путем передачи муниципального имущества, в т.ч. по конкурсу, без соответствующих процедур.
При этом следует отметить, что согласно Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Согласно ст. 14 131-ФЗ к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Соответственно, орган местного самоуправления также не вправе передавать данную функцию хозяйствующим субъектам, в т.ч. по результатам конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества.
Таким образом, Администрация своими действиями ограничивает допуск участников к участию в торгах путем в предмет конкурса муниципального имущества - как движимого, так и недвижимого различного функционального назначения, объединенного организатором конкурса в один лот.
В случае разделения данного имущества в предмете конкурса на лоты -взависимости от целевого назначения - заявку на участие в конкурсе могли подать большее количество хозяйствующих субъектов, имеющих намерение заключить договор аренды, например, только в отношении здания пождепо.
Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Таким образом, Администрацией нарушены требования ч. 2, 3 ст. 17 Закона о Защите конкуренции.
Более того, Комиссией Пермского УФАС России установлено, что ООО "Энергия" тарифы на теплоэнергию, водоснабжение, водоотведение РЭК на 2011 год не утверждены.
В связи с отсутствием в действиях Администрации Осиновского поселения Пермского края состава правонарушения, предусмотренного ст. 15 Закона о защите конкуренции, дело в отношении Администрации Осиновского поселения по признакам нарушения ст. 15 Закона о Защите конкуренции производством прекратить.
Основания для прекращения рассмотрения дела N 289-11-а по признакам нарушения ст. 17 Закона о Защите конкуренции, предусмотренные ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссией Пермского УФАС России не установлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Осиновского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края ч. 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в ограничении доступа к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов, в т.ч. осуществляющих предпринимательскую деятельность вне территории Осиновского сельского поселения путем неразмещения информационного сообщения о проведении конкурса в сети Интернет, а также неразмещения конкурсной документации в сети Интернет; ограничение допуск участников к участию в торгах путем включения в предмет конкурса муниципального имущества - как движимого, так и недвижимого различного функционального назначения, объединенного организатором конкурса в один лот; нарушения порядка определения победителя торгов путем установления в конкурсной документации единственного критерия определения победителя конкурса - цены, что могло привести к ограничению конкуренции при передаче муниципального имущества в аренду хозяйствующим субъектам.
2. Признать факт нарушения Администрацией Осиновского сельского поселения ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в незаконном включении в состав лота продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом конкурса, что может привести к ограничению конкуренции.
3. Рассмотреть вопрос обращения в суд с иском о нарушении антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 19 мая 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016