Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 17 мая 2011 г.
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе,
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России от 01.10.2010 N 198) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномо-ченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котиро-вочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа-ние услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки това-ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (да-лее - Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "Управление специальных работ" (вх. N 2083/03 от 11.05.2011) на действия аукционной комиссии, состоящей из представителей государственного заказчика - ОГУЗ "Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер" и упол-номоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ по ремонту и гидравлическому испытанию системы отопления зданий ОГУЗ "Смоленский областной психоневрологический клини-ческий диспансер" (извещение N 0163200000311001284), установила:
В жалобе ООО "Управление специальных работ" (далее - заявитель), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов представителем заявителя, указано на нарушение аукционной комиссией, состоя-щей из представителей государственного заказчика и уполномоченного органа, законода-тельства в сфере размещения заказов.
26.04.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информа-ции о размещении заказов http://zakupki.gov.ru были размещены: извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и аукционная документация.
Обществом была подана заявка на участие в указанном аукционе в электронной форме.
В п. 4 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме ус-тановлено, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна со-держать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании (Прило-жение к настоящей Информационной карте) и товарный знак (при его наличии) предла-гаемого к поставке товара.
ООО "Управление специальных работ" в первой части своей заявки указало: "Мы согласны выполнить работы в соответствии с требованиями документации об открытом аукционе в электронной форме, технического задания и на условиях проекта гражданско-правового договора".
В соответствии с п. 1.1 проекта гражданско-правового договора предметом договора по данному аукциону является выполнение работ по ремонту и гидравлическому испыта-нию системы отопления зданий ОГУЗ "Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер" в объемах согласно техническому заданию и сметы на выполне-ние работ.". При этом в п. 1.2 данного договора определено, что "работы выполняются из материалов подрядчика".
Техническое задание, приложенное к Информационной карте, содержит Дефектный акт по указанному предмету, состоящий из наименования работ, единиц измерения и их количества.
Согласно ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аук-ционе в электронной форме должна содержать сведения о товарах, работах, услугах, соот-ветственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением поставляе-мого товара выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия по-требностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значе-ния таких показателей и показатели, значения которых не могут меняться.
В техническом задании документации об аукционе в электронной форме информа-ция, указанная в выперечисленных нормах Закона о размещении заказов, отсутствует.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о Защите конкуренции) под товаром понимается объект гра-жданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Вве-дение объектов гражданских прав в оборот в органах государственной власти, органах ме-стного самоуправления, бюджетных учреждениях, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями регламентируются Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете).
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о бухгалтерском учете, объекты гражданских прав (това-ры) являются объектами бухгалтерского учета.
В соответствии со ст. 8 Закона о бухгалтерском учете объекты учета оформляются и принимаются к учету на основании первичных документов. Для товара первичным доку-ментом является, например, товарно-транспортная накладная. В свою очередь, принятие к учету операций по выполнению работ происходит на основании акта выполненных работ, включающего в себя используемые при выполнении работ материалы, при этом объектом учета являются работы (с учетом применяемых для выполнения работы материалов).
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации разделяет понятие товар и материалы.
Под материалами понимают различные вещественные элементы производства, ис-пользуемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком по-требляются в каждом цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость выпол-ненных работ.
Товар - это отдельный объект учета, имеющий собственную стоимость.
Как следует из содержания документации об аукционе в электронной форме, "то-вар" при выполнении работ использоваться не будет.
В связи с чем, ООО "Управление специальных работ" в первой части своей заявки выразило свое согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документаци-ей об аукционе в электронной форме. Кроме того в первой части своей заявки Общество указало, что работы будут выполнены в соответствии с действующими нормами и техни-ческими условиями, СНиПами и ГОСТами, с соблюдением технологии производства работ, с осуществлением контроля качества, с соблюдением требований пожарной безопасности, охраны труда и санитарно-гигиенического режима в помещениях, вывоз мусора с объекта.
На основании изложенного, ООО "Управление специальных работ" просит рас-смотреть жалобу по существу, отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аук-ционе в электронной форме от 06.05.2011, допустить Общество к участию в открытом аук-ционе.
Представитель уполномоченного органа в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов по сути жалобы пояснила сле-дующее.
26.04.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информа-ции о размещении заказов http://zakupki.gov.ru были размещены: извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и аукционная документация.
На открытый аукцион в электронной форме было подано две заявки. На основании рассмотрения первых частей заявок, аукционная комиссия, состоящая из представителей государственного заказчика и уполномоченного органа, приняла решение об отказе в до-пуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа под порядковым номером 1 (ООО "Управление специальных работ"), так как данная заявка не соответствует требованиям документации об аукционе в электронной форме, преду-смотренных п. 4 Информационной карты (не представлены конкретные показатели, соот-ветствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме - в техническом задании (дефектный акт)).
Пунктом 4 Информационной карты документации об открытом аукционе в элек-тронной форме установлены требования к содержанию и составу первой части заявки, а именно: согласие участника размещения заказа на выполнение работ, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании (Прило-жении к настоящей Информационной карте) и товарный знак (при его наличии) предла-гаемого для использования товара.
Данные требования были установлены во исполнение норм п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми при размещении заказа на выполнение ра-бот, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в откры-том аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
- согласие, предусмотренное п. 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное п. 2 данной части, указание на то-варный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и кон-кретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установ-ленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник раз-мещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным то-вару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при усло-вии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в за-явке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
- согласие, предусмотренное п. 2 указанной части, а также конкретные показатели ис-пользуемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об от-крытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обо-значение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсут-ствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Так как при выполнении работ по ремонту и гидравлическому испытанию системы отопления зданий ОГУЗ "Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер" используется товар (строки 18-22, 24, 26, 28, 45 технического задания: напри-мер, кран шаровой диметром 15 мм, кран шаровой диаметром 20 мм и т.д.), первая часть заявки участника размещения заказа должна содержать не только согласие на выполнение работ, но и конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в доку-ментации об открытом аукционе в электронной форме и товарный знак (при его наличии) предлагаемого использования товара.
Представители государственного заказчика полностью согласились с доводами, изло-женными уполномоченным органом.
На основании изложенного представители ответчиков считают жалобу ООО "Управление специальных работ" необоснованной и просят Комиссию отказать в ее удовлетворении.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Управление специальных работ" на действия аукционной комиссии, состоящей из представителей государственного заказчика - ОГУЗ "Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер" и уполномочен-ного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при про-ведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ по ремонту и гидравлическому испытанию систе-мы отопления зданий ОГУЗ "Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер" (извещение N 0163200000311001284), и проведенной в соответствии с ч.5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведе-ния открытого аукциона в электронной форме, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и аукционная документация размещены 26.04.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в элек-тронной форме от 06.05.2011 на открытый аукцион в электронной форме было подано две заявки.
На основании рассмотрения первых частей заявок участников размещения заказа и заключения заказчика (исх. N194 от 05.05.2011), аукционной комиссией было принято решение о допуске участника размещения заказа с порядковым номером 2 к участию в от-крытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с указанным протоколом участнику размещения заказа с порядковым номером 1 (ООО "Управление специальных работ") было отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме в связи с тем, что заявка не соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, предусмотрен-ными:
- пп. 9.4.1. п. 9 Инструкции участникам размещения заказа - несоответствие заявки на участие в аукционе;
- п. 4 Информационной карты - участник размещения заказа не представил конкрет-ные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в техническом задании (дефектный акт).
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов ус-тановила, что в п. 4 Информационной карты открытого аукциона в электронной форме в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов правомерно указано, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна со-держать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании (Прило-жение к настоящей Информационной карте) и товарный знак (при его наличии) предла-гаемого для использования товара.
В п. 3 Информационной карты указано, что предметом контракта является "Выпол-нение работ по ремонту и гидравлическому испытанию системы отопления зданий ОГУЗ "Смоленской областной психоневрологический клинический диспансер" в объемах со-гласно техническому заданию (Приложение к Информационной карте).
Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аук-ционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным час-тями 1-3.2, 4.1-6 ст. 34 данного закона.
В ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов определено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасно-сти, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, ока-зываемых услуг потребностям заказчика.
Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что при выполнении работ по предмету контракта (в соответствии с техниче-ским заданием - дефектным актом) будут использоваться товары, указанные в позициях технического задания со следующими показателями:
- п. 18 - кран шаровой диаметром 15 мм - 1 шт.;
- п. 19 - кран шаровой диаметром 20 мм - 6 шт.;
- п. 20 - кран шаровой диаметром 25 мм - 7 шт.;
- п. 21 - кран шаровой с накидной гайкой диаметром 20 мм - 32 шт.;
- п. 22 - кран шаровой с накидной гайкой диаметром 32 мм - 2 шт.;
- п. 24 - кран шаровой диаметром 40 мм - 2 шт.;
- п. 26 - радиатор чугунный - 24 секции;
- п. 28 - вентиль прямой ручной регулировки с малым сопротивлением диаметром 20 мм - 7 шт.;
- п. 45 - задвижка стальная 30с41нж диаметром 50 мм - 1 шт.
Учитывая изложенное, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к выводу о том, что участник размещения заказа должен был указать в первой части своей заявки, во исполнение требований пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 За-кона о размещении заказов, помимо согласия на выполнение работ на условиях, преду-смотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, и конкретные показатели товара, который будет им использоваться при выполнении данных видов работ.
Участник размещения заказа с порядковым номером 1 (ООО "Управление специ-альных работ") в первой части заявки выразил лишь согласие на участие в открытом аук-ционе в электронной форме, а также сведения о качестве выполнения работ (соответствии с п. 17 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме). Кон-кретные показатели товаров, используемых при выполнении работ в соответствии с техни-ческим заданием, в первой части заявки Общества представлены не были. Следовательно, данная заявка не соответствует требованиям документации об аукционе и требованиям за-конодательства в сфере размещения заказов.
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к выводу о том, что аукционная комиссия, состоящая из представителей государ-ственного заказчика и уполномоченного органа, правомерно отказала ООО "Управление специальных работ" в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок участников размещения заказа от 06.05.2011.
Ссылка заявителя о том, что действующее законодательство Российской Федерации (Закон о бухгалтерском учете (расшифровка понятий: "товар", "материалы"), Закон о За-щите конкуренции (расшифровка понятия "товар") разделяет понятия "товар" и "материа-лы", признана Комиссией несостоятельной, так как не подтверждена конкретными норма-тивными актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Рос-сийской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о размещении заказов, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связан-ные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему закону.
В соответствии с Законом о защите конкуренции, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" товар - это соот-ветственно:
- объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу) предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
- любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации;
- продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
При этом разделений понятий "товар" и "материал" в данных законах отсутствует.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о бухгалтерском учете объектами бухгалтерского учета яв-ляются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществ-ляемые организациями в процессе их деятельности.
К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов прини-маются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве про-дукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг) (в соответствии с ч. 2 раздела 1 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания)).
При этом в ч. 1 раздела 1 указано, что данные Методические указания распространя-ются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
В связи с тем, что Закон о размещении заказов в соответствии с ч. 1 ст. 1 данного за-кона регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, вы-полнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюд-жетных учреждений, следовательно, указанные Методические рекомендации при разме-щении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государствен-ных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, не подлежат применению.
Заявка участника размещения заказа с порядковым номером 2 соответствует требо-ваниям документации об открытом аукционе в электронной форме и требованиям законо-дательства в сфере размещения заказов, следовательно, аукционная комиссия правомерно допустила данного участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в элек-тронной форме.
Таким образом, изучив все материалы по жалобе, выслушав представителей заяви-теля и представителей ответчиков, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, решила:
Признать жалобу ООО "Управление специальных работ" на действия аукционной комиссии, состоящей из представителей государственного заказчика - ОГУЗ "Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер" и уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении от-крытого аукциона в электронной форме на право заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ по ремонту и гидравлическому испытанию системы отопления зданий ОГУЗ "Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер" (из-вещение N 0163200000311001284), необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Подписи членов комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 17 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016