Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 16 мая 2011 г.
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии В.И.Шевченко - руководитель Томского УФАС России;
члены Комиссии: Е.П. Фоминых - начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, Н.В. Базарова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, Е.В. Чуклина - специалист-эксперт отдела контроля рекламы недобросовестной конкуренции и адвокатирования,
рассмотрев дело N06-11/35-11, возбужденное в отношении МУ "Редакция газеты "Сельская правда" (далее также ЗМУП "Форум", рекламораспространитель), по признакам нарушения ст.16 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", допущенного при распространении рекламы услуг по ремонту электроплит с выездом на дом в газете "Сельская правда" N44(8864) от 16 апреля 2011 г. в присутствии законного представителя Зырянского муниципального унитарного предприятия "Форум" - директора Е., действующей на основании Устава, установила:
При осуществлении полномочий по контролю за соблюдением законодательства о рекламе в газете "Сельская правда" N44(8864) от 16 апреля 2011 г. обнаружены признаки нарушения Федерального закона "О рекламе", которые выразились в следующем.
На странице N3 названного выше издания размещена реклама услуг по ремонту электроплит следующего содержания: "Ремонт электроплит с выездом на дом тел..".
На странице N1 издания указано, что газета "Сельская правда" является общественно-политической газетой Зырянского района Томской области.
Согласно требованиям статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
В вышеуказанной рекламе отсутствует пометка "реклама" либо "на правах рекламы", указанные в статье 16 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", что свидетельствует о нарушении требований указанной статьи.
В письменном отзыве на определение о возбуждении дела в отношении МУ "Редакция газеты "Сельская правда" пояснило, что выпуском газеты "Сельская правда" занимается ЗМУП "Форум". Предприятие вправе по своему усмотрению публиковать материалы по любым вопросам, относящимся к тематике газеты. Газета "Сельская правда" Зырянского района выходит три раза в неделю (вторник, четверг, суббота), тираж - 3300 экземпляров в месяц. В розницу газета не продается. В соответствии с Уставом предприятия редакция газеты принимает от населения объявления и оказывает услуги по их размещению в газете. Клиенты пишут объявления самостоятельно, присылают по электронной почте или приносят лично. Редакция не несет ответственности за содержание объявлений, модулей, авторских материалов, о чем есть сноска на четвертой странице в правом нижнем углу. Рассматриваемое объявление не рекламирует товар, а носит справочно-информационный характер. В модулях отсутствует прямой призыв покупать конкретный товар в конкретном месте, отсутствует продвижение его на рынок - то есть как таковая реклама отсутствует. Копии документов на оплату отсутствуют, так как клиенту отбивается кассовый чек, а в конце дня снимается Z-отчет в целом по предприятию, на объявлении клиента ставится "оплачено".
На рассмотрении дела 16 мая 2011 г. представитель ЗМУП "Форум" подтвердил доводы, изложенные в отзыве на определение о возбуждении производства по делу. Отвечая на вопросы комиссии, Е. пояснила следующее. Редакция газеты считает, что не имеет право вмешиваться в деятельность клиентов, в том числе в содержание публикуемой рекламы. Рекламодатели утверждают макеты рекламы и производят оплату. Договоры на размещение рекламы, как правило, не заключаются. Для фиксации сведений о рекламодателях ведется специальный журнал. Сведениями о рекламодателе данного объявления не располагает, объявление оплачено.
Комиссия Томского УФАС России, заслушав пояснения представителя ЗМУП "Форум", изучив материалы дела, установила следующее.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в п.1 ст.3 определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что объявление "Ремонт электроплит с выездом на дом тел..", распространенное в газете "Сельская правда" N44(8864) от 16 апреля 2011 г., является рекламой, поскольку соответствует вышеуказанному определению понятия "реклама".
В соответствии с п.2 ст.3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассмотренное объявление направлено на продвижение на рынок услуг по установке пластиковых окон, т.е. является рекламой указанных услуг.
Согласно требованиям статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
В вышеуказанной рекламе отсутствует пометка "реклама" либо "на правах рекламы", указанные в статье 16 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", что свидетельствует о нарушении требований указанной статьи.
Комиссия пришла к выводу, что рекламораспространителем является Зырянское муниципальное унитарное предприятие "Форум", что подтверждается письменным отзывом ЗМУП "Форум" на определение о возбуждении дела N06-11/35-11, пояснениями законного представителя ЗМУП "Форум" Е.
Газета "Сельская правда" в соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации NПИ 12-0123 от 24 июля 2000 года, специализируется на экономической, политической, социальной и духовной тематике.
Установлено, что на 16 мая 2011 года нарушение ст.16 закона "О рекламе" не устранено. В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.4 ст.38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.7 ст.38 Закона "О рекламе", ответственность за нарушение ст.16 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Руководствуясь п.1 ч.2 ст.33 и ч.1 ст.36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Ремонт электроплит с выездом на дом тел..", распространенную в газете "Сельская правда" N44(8864) от 16 апреля 2011 г., нарушающую требования ст.16 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащей.
2. Выдать ЗМУП "Форум" предписание об устранении допущенных нарушении законодательства о рекламе в рекламе "Ремонт электроплит с выездом на дом тел..".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 31 мая 2011 года.
В соответствии со ст.37 Федерального закона "О рекламе" решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.
Председатель Комиссии В.И. Шевченко
Члены Комиссии Е.П. Фоминых
Н.В. Базарова
Е.В. Чуклина
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
16 мая 2011 г. г. Томск
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии В.И. Шевченко, руководитель управления,
члены Комиссии: Е.П. Фоминых, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; Базарова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, Е.В. Чуклина, специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования на основании Решения от 16 мая 2011 г. по делу N06-11/35-11 о признании ненадлежащей рекламы услуг по ремонту электроплит с выездом на дом в газете "Сельская правда" N44(8864) от 16 апреля 2011 г., (издатель ЗМУП "Форум"), поскольку указанная реклама нарушает требования ст.16 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", предписывает:
1. Зырянскому муниципальному унитарному предприятию "Форум" (Ул. Советская, 10, с. Зырянское, Томская обл., 636850, ИНН 7005006432, КПП 700501001, ОГРН 1067025010645) со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение рекламы "Ремонт электроплит с выездом на дом тел..", направленной на привлечение внимания к услугам по ремонту электроплит, с нарушением ст.16 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
2. Зырянскому муниципальному унитарному предприятию "Форум" (Ул. Советская, 10, с. Зырянское, Томская обл., 636850, ИНН 7005006432, КПП 700501001, ОГРН 1067025010645) представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в десятидневный срок с момента получения предписания.
В случае неисполнения в установленный срок предписания антимонопольного органа Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии В.И. Шевченко
Члены комиссии Е.П. Фоминых
Н.В. Базарова
Е.В. Чуклин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 16 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016