Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
N 29 (опубликовано 27 мая 2011 г.)
Изготовлено в полном объеме: 27 мая 2011 г. г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <>
Членов Комиссии - <>
- <>
- <>
- <>
рассмотрев дело N 29 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом "Апсны" (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 92), индивидуальным предпринимателем <> индивидуальным предпринимателем <> индивидуальным предпринимателем <> индивидуальным предпринимателем <> индивидуальным предпринимателем <> индивидуальным предпринимателем <> индивидуальным предпринимателем <> части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся заключении соглашения между хозяйствующими субъектами, действующими на одном товарном рынке, которые приводят к разделу товарного рынка перевозки пассажиров в междугородном сообщении на территории КЧР, установила:
В рассмотрении дела участвовал представитель ЗАО "Апсны" <> Индивидуальные предприниматели: <><><><><><><> надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, но не явились, законного представителя не направили. Комиссия пришла к выводу, что отсутствие этих ответчиков не является препятствием к рассмотрению дела, в деле имеются материалы, которые позволяют рассмотреть его в полном объеме.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
С целью изучения ситуации на рынке пассажирских перевозок на междугородных маршрутах внутри КЧР и между субъектами РФ, по инициативе УФАС по КЧР был сделан запрос в Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства КЧР (далее - Министерство): перечень перевозчиков, осуществляющих эти перевозки, перечень маршрутов с указанием обслуживающего этот маршрут перевозчика, перечень перевозчиков и их адреса, порядок получения маршрутной документации (путевок, билетов и т.д.), перечень договоров с перевозчиками, а также информация о компенсации расходов перевозчиков в связи с предоставлением пассажирам льгот.
При анализе представленных материалов установлено, что созданной Правительством КЧР Республиканской комиссией по регулированию рынка пассажирских автотранспортных услуг (далее - Комиссия) проведен открытый конкурс по отбору перевозчиков для обслуживания регулярных пассажирских перевозок на автобусных маршрутах пригородного и междугородного сообщения.
Одним из перевозчиков выбрано ЗАО "Апсны", и закрепленные за ним 38 маршрутов оно обслуживает как своим транспортом (33), так и с привлечением индивидуальных предпринимателей - владельцев автобусов (5 маршрутов): <> (Черкесск-Тепличный), <> (Черкесск-Тепличный), <> (Черкесск-Карачаевск ч/з Хумару), <>(Черкесск-Карачаевск ч/з Хумару), <> (Черкесск-Красногорская), <> (Черкесск-Солнечный), <>(Черкесск-Родниковский), с которыми заключены договоры аренды транспортного средства с экипажем. Договоры имеют стандартную форму, отличаются только указанием маршрута для каждого контрагента и вносимой суммой арендной платы.
Согласно договора аренды индивидуальный предприниматель- владелец автобуса является арендодателем, в договоре указан предоставленный ему для работы определенный маршрут, при этом в отличие от норм действующего гражданского законодательства арендную плату вносит не арендатор, а арендодатель, в договоре определен ее размер. Пункт 3.1. договоров предусматривает следующие условия: "Арендодатель" работает на пригородном маршруте __________ "Арендатора" согласно путевого листа и вносит арендную плату за смену наличными денежными средствами в сумме____. "Арендодатель" работает на междугородном маршруте "Арендатора" согласно путевого листа и вносит арендную плату за смену наличными денежными средствами или ведомостями Ф 36 в размере стоимости билетов 4-х прямых пассажиров ( в зависимости от выполненного маршрута). В случае если "Арендатор" берет путевой лист в резерв, к концу смены платит 60 руб. При изменении тарифов на проезд пассажиров и провоз багажа в автобусах пригородных и междугородных маршрутов, тариф изменяется прямо пропорционально проценту изменения тарифа на проезд пассажиров.". Согласно пояснений представителя ЗАО "Апсны" арендная плата по договору - это плата за право пользования маршрутом ЗАО "Апсны". Арендная плата в зависимости от маршрута составляет от 168 рублей до 336 рублей за смену.
В соответствии с договором арендатор обязан обеспечить место парковки и полную сохранность транспортного средства, обеспечить экипаж транспортного средства перед выездом на линию необходимой документацией. ЗАО "Апсны" обязуется производить ежедневные, ежеквартальные осенне-зимние, весенне-летние и внеочередные инструктажи по ТБ и БД на ремонте и на линии.
Из этого следует, что ЗАО "АПСНЫ" передает своим конкурентам часть своих маршрутов и определяет им условия работы.
В соответствии с приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 г. N 178, утвердившим Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, инициаторами открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации могут выступать перевозчики - юридические и физические лица, имеющие соответствующие лицензии. Для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает: схему маршрута, расписание движения автобусов на маршруте, размер платы за проезд и провоз багажа и график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха. Из этого следует, что расходы по открытию маршрутов несет инициатор открытия этого маршрута.
Еще в 2008 году при рассмотрении дела N 40 о нарушении Министерством промышленности и энергетики КЧР было установлено (решение от 25.11.2008 г., предписание N 32 от 25.11.2008 г., л.д. 68-72), что каждый предприниматель - владелец автобуса писал заявление в конкурсную комиссию, и в этом заявлении он указывал, что его интересы в конкурсе будет представлять хозсубъект, например, ЗАО "Апсны". В результате - победил в конкурсе не участник, а посредник, который после проведения конкурса разделил вместе с индивидуальными предпринимателями - владельцами автобусов рынок регулярных пассажирских автоперевозок.
Согласно действующим нормативным правовым актам КЧР участниками процесса перевозки пассажиров могут быть владельцы автобусов (собственники и арендаторы), которые прошли соответствующий конкурсный отбор. Из содержания договоров не ясно, участвовали ли <><><><><><><> в конкурсном отборе перевозчиков в 2007 и 2008 годах. Если они являются победителями на выставленных маршрутах, то договоры на перевозку должны заключаться только с собственником маршрутной сети, которым является Карачаево-Черкесская Республика в лице уполномоченного органа - Министерства. Если победителем на данных маршрутах является ЗАО "Апсны", то на эти маршруты как минимум в момент проведения самого конкурса должны быть выставлены транспортные средства самого победителя - ЗАО "Апсны". При рассмотрении настоящего дела установлено, что ЗАО "Апсны" предоставляет предпринимателям возможность работать на конкурсных маршрутах как собственник маршрутной сети, а он этим собственником не является. Доказательством этого является также тот факт, что не арендатор платит арендодателю, а арендодатель платит арендатору "арендную плату".
Положением о проведении открытого конкурса на осуществление перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам междугородного и пригородного межрайонного сообщения в КЧР для участников конкурса были установлены оценочные показатели, которые оцениваются в баллах и оценивают как само транспортное средство, так и лицо, управляющее этим транспортным средством или организующее перевозки, в их числе:
- техническое состояние транспортного средства: срок эксплуатации автотранспортного средства, внешний вид автотранспортного средства (отсутствие ржавчины, вмятин, трещин на стеклах и зеркалах заднего обзора), состояние гос. регистрационных знаков и дублирующего регистрационного знака;
- показатели стабильности работы перевозчика: количество лет, в течение которых участник конкурса занимается организацией транспортных услуг по перевозке пассажиров, состояние соблюдения лицензионных требований и условий правил перевозки пассажиров, т.е. наличие нарушений.
Из этого следует, что и транспортное средство, и характеристики конкретного водителя имели значение при отборе победителя.
В данном случае ясно, что и автобусы, и индивидуальные предприниматели <><><><><><><> которые не являются работниками ЗАО "Апсны", т.к. с ними не заключен трудовой договор, не были осмотрены, а если и были осмотрены комиссией, то не прошли отбор как победители, а ЗАО "Апсны" были поставлены на обслуживание маршрутов вместо тех, которые были им предъявлены для оценки конкурсной комиссией. Может быть, они и лучше тех, что были заявлены ЗАО "Апсны", однако, ЗАО "Апсны" распоряжается маршрутами как их собственник. И в то же время ЗАО "Апсны" и индивидуальные предприниматели <><><><><><><>на регулируемых маршрутах перевозки пассажиров являются конкурентами, которым запрещено совершать согласованные действия на товарных рынках.
В результате фактические конкуренты: ОАО "Апсны", <><><><><><><>- перевозчики, действующие на одном товарном рынке, разделили между собой маршруты и графики перевозки пассажиров, т.е. произвели раздел товарного рынка перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным автобусным маршрутам по составу перевозчиков (продавцов), что является нарушение норм статьи 11, при этом один из конкурентов (ОАО "Апсны") "приобрел" функции работодателя для таких же перевозчиков, которые в силу закона имеют равные с ним права.
Пунктом 3 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Закрытое акционерное общество "Апсны" (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 92), индивидуального предпринимателя <> индивидуального предпринимателя <> индивидуального предпринимателя <> индивидуального предпринимателя <> индивидуального предпринимателя <> индивидуального предпринимателя <> индивидуального предпринимателя <> - нарушившими пункт 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Закрытому акционерному обществу "Апсны" (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 92,- предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:
- прекратить координацию экономической деятельности в сфере транспортных пассажирских перевозок при проведении конкурсного отбора и осуществлении перевозочной деятельности;
- исключить из договоров положения, регулирование которых должно производиться государственным заказчиком, а не хозяйствующими субъектами - участниками перевозочной деятельности.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 18
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
27 мая 2011 г. г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии - <>
членов Комиссии <>
- <>
- <>
<>-
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 27.05.2011 года по делу N 29 о нарушении Закрытым акционерным обществом "Апсны" (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 92), индивидуальным предпринимателем <> индивидуальным предпринимателем <> индивидуальным предпринимателем <> индивидуальным предпринимателем <> индивидуальным предпринимателем <> индивидуальным предпринимателем <> индивидуальным предпринимателем <> - пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Закрытому акционерному обществу "Апсны" (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 92), индивидуальному предпринимателю <> индивидуальному предпринимателю <> индивидуальному предпринимателю <> индивидуальному предпринимателю <> индивидуальному предпринимателю <> индивидуальному предпринимателю <> индивидуальному предпринимателю <>- прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в разделе товарного рынка автомобильных перевозок пассажиров Карачаево-Черкесской Республики.
В этих целях Закрытое акционерное общество "Апсны" (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 92), индивидуальный предприниматель <> индивидуальный <> индивидуальный предприниматель <> индивидуальный предприниматель <> индивидуальный предприниматель <> индивидуальный предприниматель <> индивидуальный предприниматель <>- обязаны:
1. Прекратить координацию экономической деятельности в сфере транспортных пассажирских перевозок при проведении конкурсного отбора и осуществлении перевозочной деятельности;
2. Исключить из договоров положения, регулирование которых должно производиться государственным заказчиком, либо самим владельцем транспортного средства, а не хозяйствующими субъектами - участниками перевозочной деятельности.
Срок исполнения - по пункту 1 - постоянно, по пункту 2 - до 27 июня 2011 года.
Об исполнении настоящего предписания по пункту 2 проинформировать в срок не позднее 30 июня 2011 года, по пункту 1 - не позднее 15 дней после подведения итогов конкурса.
Председатель Комиссии <>
Члены комиссии: <>
<>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия N 29 (опубликовано 27 мая 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016