Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 30 мая 2011 г.
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<_> - руководитель Брянского УФАС России,
члены Комиссии:
<_> - зам.начальника отдела естественных монополий и рекламы,
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
рассмотрев дело N 31 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в рекламе биологически активной добавки бальзама "Промёд" с указанием на лечебные свойства и положительное влияние на течение болезни,
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО "ТоргАльянсКом". установила:
В газете "Экспресс реклама" N6 (538) от 20.02.2011 г. на стр. 23 размещена реклама биологически активной добавки "Промёд". В данной рекламе сообщается о продукте созданном на основе меда, прополиса, кедрового, репейникового и облепихового масла, который обладает лечебными свойствами (улучшает микроциркуляцию крови, помогает при сердечно-сосудистых заболеваниях, снимает головную боль, стабилизирует давление, размягчает стенки сосудов и т.д.). также, что препарат "Промёд" корректирует в организме работу всех без исключения органов и систем, обмен веществ, опорно-двигательный аппарат, при аритмии, ишемии, нормализует повышенное артериальное давление, стабилизирует гемоглобин в крови, помогает при болезнях печени, почек, поджелудочной железы и т. д. Приводятся болезни для профилактики которых используется данное средство, а также письма благодарных пользователей (физических лиц) в лечении болезней которых помог бальзам "Промёд". При этом указывается на наличие конкретных случаев улучшения состояния, излечения пациентов, применяющих данное средство, обладает лечебным эффектом и положительным влиянием на течение различных заболеваний.
Рекламируемый бальзам "Промед" не прошел процедуру государственной регистрации лекарственного средства и таковым не является. Бальзам "Промёд" согласно санитарно-эпидемиологическому заключению N 77. 01. 12. 915. П. 27246. 08. 5 от 11.08.05 г. является средством парфюмерно - косметического назначения.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон) в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Таким образом, в указанной рекламе приводится информация, создающая впечатление о том, что бальзам "Промёд" обладает лечебными свойствами при различных заболеваниях. Следовательно, данная реклама нарушает требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 1 ст. 25 ФЗ "О рекламе" реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами (пункт 1).
В указанной рекламе представленная биологически активная добавка бальзам "Промёд" создает впечатление о том, что она является лекарственным средством и обладает лечебными средствами.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. На основании изложенного данная информация является рекламой и к ней должны быть применены требования закона о рекламе.
В нарушении указанных требований в рекламе приводится информация о том, что Композиция медовая "Бальзам "Промед" обладает лечебными свойствами, содержатся ссылки на конкретные случаи излечения людей и улучшения их состояния, содержатся выражения благодарности физических лиц, а также создается впечатление о преимуществах данного препарата.
Указанный рекламируемый товар, распространяется дистанционным способом. В соответствии со статьей 8 Закона, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
В нарушение данного требования закона, в рекламе бальзама "Промёд" отсутствуют сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
В соответствии с п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора и признается дистанционным способом продажи товара.
В соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 31.08.2004 г. N0100/1130-04-32 и МВД России от 17.08.2004 г. N1/53333 "О взаимодействии при осуществлении надзора (контроля) за производством и оборотом БАД" продажа биологически активных добавок дистанционным способом не допускается.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Следовательно, данная реклама, содержащая информацию о возможности приобретения БАД бальзам "Промёд" дистанционным способом, является недостоверной, в связи с чем может быть признана ненадлежащей на основании п.3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"
Согласно ч. 6 ст. 38 ответственность за нарушение п.3 ч.3 ст.5, п. 6 ч. 5 ст. 5, п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 25, ст.8 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Согласно, договору N444 от 14.02.2011 г. на размещение рекламы рекламодателем является ООО "ТоргАльянсКом" (юр. адрес: 107045, г. Москва, пер. Даев, д.16 корп.7).
На основании изложенного, Комиссией установлено:
1. Данная информация является рекламной.
2. Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации в силу ст. 2 Федерального закона "О рекламе", является ненадлежащей.
3. Данная реклама нарушает требования п.3 ч.3 ст.5, п. 6 ч. 5 ст. 5, п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 25, ст.8 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
4. Рекламодателем данной рекламы и лицом несущим ответственность за размещение ненадлежащей рекламы является ООО "ТоргАльянсКом".
До рассмотрения дела Общество не представило доводов и объяснений по поводу размещения ненадлежащей рекламы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете "Экспресс реклама" N6 (538) от 20.02.2011 г. на стр. 23, поскольку в ней нарушены требования п.3 ч.3 ст.5, п. 6 ч. 5 ст. 5, п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 25, ст.8 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе обществу с ограниченной ответственностью "ТоргАльянсКом".
3. Материалы дела о нарушении п.3 ч.3 ст.5, п. 6 ч. 5 ст. 5, п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 25, ст.8 закона "О рекламе" переданы на рассмотрение уполномоченному должностному лицу, для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 КоАП РФ в отношении юридического и должностного лица (директора) Общества.
Решение изготовлено в полном объеме "30" мая 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии<_>
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"30" мая 2011 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<_> - руководитель Брянского УФАС России,
члены Комиссии:
<_> - зам.начальника отдела естественных монополий и рекламы,
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
на основании своего решения от "30" мая 2011 г. по делу N 31 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в периодических печатных изданиях распространяемых на территории Брянской области, биологически активной добавке к пище - Бальзам "Промёд", с указанием на лечебные свойства и положительное влияние течение болезни в указанной рекламе;
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "ТоргАльянсКом" прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: размещать рекламную информацию о биологически активной добавке к пище - Бальзам "Промёд", с указанием на лечебные свойства и положительное влияние течение болезни и привести её в соответствии с требованиями п.3 ч.3 ст.5, п. 6 ч. 5 ст. 5, п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 25, ст.8 ФЗ от 13.03.2007 г. N38-ФЗ "О рекламе";
2. ООО "ТоргАльянсКом" представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "20" июня 2011 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Брянское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф в соответствии с действующим законодательством.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 30 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016