Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 27 мая 2011 г.
резолютивная часть оглашена 17 мая 2011 года
изготовлено в полном объёме 27 мая 2011 года
г. Ижевск
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N СЮ 04-03/2011-43Р, возбуждённое в отношении ООО "НР" и ИП по факту распространения рекламы магазина "Брючки, брюки, брючищи" в телепрограмме "ТНТ-Новый Регион", транслируемой на территории г. Ижевска в январе 2011 г., с признаками нарушения законодательства о рекламе,
в присутствии:
представителя ООО "НР" - , действующей на основании доверенности N 14 от 25.04.2011 г.,
ИП, установила:
С 01 февраля 2011 г. по 01 марта 2011 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) в отношении ООО "НР" проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения указанным лицом законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы в телепрограмме "ТНТ-Новый Регион", транслируемой на территории города Ижевска, за период июль 2010 года - январь 2011 года.
В ходе данного мероприятия установлено, что в телепрограмме "ТНТ-Новый Регион", транслируемой на территории г. Ижевска в январе 2011 г., распространялась реклама магазина "Брючки, брюки, брючищи", имеющая следующий видеоряд: на синем фоне изображение текста "Карман запас не тянет Брючки, брюки, брючищи в новогодние праздники вторая пара брюк в подарок!!! Брючки, брюки, брючищи г. Ижевск всех поздравляем с Новым годом! Центральный дом Быта, 2-й этаж ТЦ "Леон", 3-й этаж ул. Молодежная, 56 ТЦ "Флагман" на 9 января, 215 Городок Строитель, 48 Магазин "Весна" на Пушкинской, 255", дополненный голосовым сопровождением: "Запас карман не тянет поэтому в новогодние праздники вторая пара брюк в подарок Брючки брюки брючищи с новым годом вас".
Указанная реклама была размещена на основании договора N 0841087-10 на оказание рекламно-информационных услуг от 28.12.2010 г., заключенного между ООО "НР" (Исполнитель) и ИП (Заказчик).
В соответствии с представленным видеоматериалом, рассматриваемая реклама выходила в следующее время: 03.01.2011 г. в 06:27:34 часов, 06:55:07 часов, 07:24:36 часов, 11:52:01 часов, 12:15:05 часов, 13:14:50 часов, 14:15:10 часов, 17:10:21 часов, 17:57:53 часов, 19:24:27 часов, 19:38:12 часов, 19:54:41 часов; 09.01.2011 г. в 09:14:08 часов, 09:43:36 часов; 13.01.2011 г. в 12:11:36 часов, 11.01.2011 г. в 06:20:59 часов, в 06:45:50 часов, в 07:23:43 часов, в 08:20:25 часов, в 09:15:54 часов, в 10:22:16 часов, в 11:22:54 часов, в 11:46:56 часов, в 12:13:04 часов, в 17:21:18 часов, в 20:24:11 часов, в 20:51:16 часов; 14.01.2011 г. в 08:43:45 часов, в 09:20:15 часов, в 10:54:27 часов, в 11:23:41 часов, в 12:11:20 часов, в 14:09:23 часов, в 15:49:39 часов, в 16:33:17 часов, в 17:22:29 часов, в 19:44:00 часов, в 20:09:51 часов.
04 апреля 2011 года Удмуртским УФАС России возбуждено дело N СЮ 04-03/2011-43Р в отношении ООО "НР" и ИП по факту распространения рекламы магазина "Брючки, брюки, брючищи" в телепрограмме "ТНТ-Новый Регион", транслируемой на территории г. Ижевска в январе 2011 г., с признаками нарушения ч. 7 ст. 5, ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Рассмотрение дела N СЮ 04-03/2011-43Р было назначено на 28 апреля 2011 года в 11 часов 30 минут.
Во исполнение пункта 5 определения о возбуждении дела ООО "НР" представило копию должностной инструкции от 03.03.2008 г, копию приказа N 126-к от 01.09.2010 г., а также письменные пояснения, согласно которым в январе 2011 г. в эфире телеканала "ТНТ-Новый Регион" на основании договора N 0841087-10 от 28.12.2010 г., заключенного между ООО "НР" (Исполнитель) и ИП (Заказчик), была размещена реклама магазина "Брючки, брюки, брючищи" с нарушением ст. 9 ФЗ "О рекламе". Согласно п. 2.8. должностной инструкции, заместитель директора по производству ООО "НР" осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в области контроля за соблюдением требований рекламного законодательства, выдачу рекламного материала в эфир. Согласно приказу N 126-К от 01.09.2010 г., заместитель директора по производству Востриков А.А. назначен ответственным лицом за соблюдение требований рекламного законодательства и выдачу рекламных материалов в эфир. Заместитель директора по производству должен был перед тем как выпустить рекламные материалы в эфир телеканала "ТНТ-Новый Регион", осуществить первичный контроль рекламы, затем передать на проверку и утверждение юрисконсульту, а после проведенных вышеуказанных действий и необходимых согласований передать программному редактору для включения в эфирную путевку. Данные действия со стороны заместителя директора по производству произведены не были. Следствием неисполнения своих должностных обязанностей Востриковым А.А. явилось распространение в эфире телеканала "ТНТ-Новый Регион" не соответствующего законодательству о рекламе рекламного ролика магазина "Брючки, брюки, брючищи". О допущенных нарушениях директор ООО "НР" не знал и был поставлен в известность только при получении выданного Удмуртским УФАС России акта проверки.
ИП представил следующие документы: копию свидетельства о внесении записи в ЕГРИП серии 18 N 002318264; копию договора N 0841087-10 на рекламно-информационное обслуживание от 28.12.2011 г.; копию акта сдачи-приемки выполненных работ от 17.01.2011 г.; копию заказа на размещение рекламы N 000000000905 от 28.12.2010 г.; копию платежного поручения N 413 от 30.12.2010 г.; копию счета N 1317 от 28.12.2010 г.; копию приказа о проведении акции от 02.01.2011 г.
26 апреля 2011 г. в Удмуртское УФАС России от ИП поступило ходатайство, о переносе даты рассмотрения дела N СЮ04-03/2011-43Р, в виду его отсутствия с 22 апреля по 07 мая 2011 г.
В связи с удовлетворением ходатайства ИП, о переносе рассмотрения дела, рассмотрение дела СЮ04-03/2011-43Р было отложено на 17 мая 2011 г. в 09 часов 30 минут.
На заседании Комиссии, состоявшемся 17 мая 2011 г., ИП пояснил, что в период с 03 по 16 января 2011 г. в магазинах "Брючки, брюки, брючищи", проходила акция под названием: "Вторые брюки в подарок". Согласно приказу от 02.01.2011 г., вторые брюки в подарок предоставлялись всем покупателям, купившим пару брюк в магазине "Брючки, брюки, брючищи". Однако оплатить необходимо было ту пару брюк, стоимость которой выше.
Представитель ООО "НР", на заседании Комиссии, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, представленных в материалы дела.
Исследовав материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
В телепрограмме "ТНТ-Новый Регион", транслируемой на территории г. Ижевска в январе 2011 г., распространялась реклама магазина "Брючки, брюки, брючищи", имеющая следующий видеоряд: на синем фоне изображение текста "Карман запас не тянет Брючки, брюки, брючищи в новогодние праздники вторая пара брюк в подарок!!! Брючки, брюки, брючищи г. Ижевск всех поздравляем с Новым годом! Центральный дом Быта, 2-й этаж ТЦ "Леон", 3-й этаж ул. Молодежная, 56 ТЦ "Флагман" на 9 января, 215 Городок Строитель, 48 Магазин "Весна" на Пушкинской, 255", дополненный голосовым сопровождением: "Запас карман не тянет поэтому в новогодние праздники вторая пара брюк в подарок Брючки брюки брючищи с новым годом вас".
В соответствии с представленным видеоматериалом рассматриваемая реклама выходила в следующее время: 03.01.2011 г. в 06:27:34 часов, 06:55:07 часов, 07:24:36 часов, 11:52:01 часов, 12:15:05 часов, 13:14:50 часов, 14:15:10 часов, 17:10:21 часов, 17:57:53 часов, 19:24:27 часов, 19:38:12 часов, 19:54:41 часов; 09.01.2011 г. в 09:14:08 часов, 09:43:36 часов; 13.01.2011 г. в 12:11:36 часов, 11.01.2011 г. в 06:20:59 часов, в 06:45:50 часов, в 07:23:43 часов, в 08:20:25 часов, в 09:15:54 часов, в 10:22:16 часов, в 11:22:54 часов, в 11:46:56 часов, в 12:13:04 часов, в 17:21:18 часов, в 20:24:11 часов, в 20:51:16 часов; 14.01.2011 г. в 08:43:45 часов, в 09:20:15 часов, в 10:54:27 часов, в 11:23:41 часов, в 12:11:20 часов, в 14:09:23 часов, в 15:49:39 часов, в 16:33:17 часов, в 17:22:29 часов, в 19:44:00 часов, в 20:09:51 часов.
Согласно п. 1) ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемое сообщение, распространяемое в телепрограммах "ТНТ-Новый Регион", транслируемых на территории г. Ижевска в январе 2011 г., адресовано неопределенному кругу лиц - потенциальным зрителям телеканала, направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования - магазину "Брючки, брюки, брючищи", а также к новогодней акции о предоставлении вторых брюк в подарок, формирует и поддерживает интерес к данным объектам, следовательно, является рекламой магазина "Брючки, брюки, брючищи", а также новогодней акции, проводимой указанным магазином по предоставлению вторых брюк в подарок.
Данная реклама распространялась в телепрограмме "ТНТ-Новый Регион", транслируемой на территории г. Ижевска, на основании договора N 0841087-10 на рекламно-информационное обслуживание от 28.12.2010 г., заключенного между ООО "НР" (Исполнитель) и ИП (Заказчик). Согласно данного договора, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг рекламно-информационного обслуживания Заказчика на телеканале "ТНТ-Новый Регион".
На основании указанного договора, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП, как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы "Запас карман не тянет поэтому в новогодние праздники вторая пара брюк в подарок Брючки брюки брючищи с новым годом вас" для последующего распространения в телепрограмме "ТНТ-Новый Регион", транслируемой на территории г. Ижевска.
Рекламораспространителем данной рекламы является ООО "НР", как лицо непосредственно осуществившее распространение рассматриваемой рекламы в телепрограмме "ТНТ-Новый Регион", транслируемой на территории г. Ижевска.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемое рекламное сообщение содержит следующий видеоряд: на синем фоне изображение текста "Карман запас не тянет Брючки, брюки, брючищи в новогодние праздники вторая пара брюк в подарок!!! Брючки, брюки, брючищи г. Ижевск всех поздравляем с Новым годом! Центральный дом Быта, 2-й этаж ТЦ "Леон", 3-й этаж ул. Молодежная, 56 ТЦ "Флагман" на 9 января, 215 Городок Строитель, 48 Магазин "Весна" на Пушкинской, 255", дополненный голосовым сопровождением: "Запас карман не тянет поэтому в новогодние праздники вторая пара брюк в подарок Брючки брюки брючищи с новым годом вас".
Согласно приказа ИП от 02.01.2011 г., в период с 3-16 января 2011 г. в магазинах "Брючки, брюки, брючищи" проводилась рекламная акция "Вторые брюки в подарок", во время которой при покупке одной пары брюк, вторые покупателю предоставляют в подарок. При этом оплачивается пара брюк, имеющая большую стоимость.
Информация о том, что при приобретении в магазине "Брючки, брюки, брючищи" одной пары брюк, вторые покупателю предоставляют в подарок, и оплачивается та пара брюк, которая имеет большую стоимость, а также информация о периоде проведения данной акции (с 3 по 16 января 2011 г.), является существенной, и ее отсутствие искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рассматриваемой рекламы, поскольку при обращении в магазин "Брючки, брюки, брючищи" после 16.01.2011 г. покупатель не получит вторые брюки в подарок, а также при просмотре рекламы, потребителю не доводиться информация о том, что при покупке брюк в магазине "Брючки, брюки, брючищи", им будет оплачена пара брюк большей стоимости.
Таким образом, отсутствие в рекламе магазина "Брючки, брюки, брючищи" сведений о том, что оплачивается та пара брюк, которая имеет большую стоимость, а также информации о периоде проведения акции (с 3 по 16 января 2011 г.), является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, ИП, определив объект рекламирования и содержание рекламы магазина "Брючки, брюки, брючищи" с отсутствием части существенной информации о периоде проведения акции по предоставлению вторых брюк в подарок, а также условия, что оплачивается та пара брюк, которая имеет большую стоимость, для последующего размещения в телепрограмме "ТНТ-Новый Регион", транслируемой на территории г. Ижевска, нарушил требования ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Стимулирующими мероприятиями, в смысле настоящей статьи, являются лотереи, конкурсы и игры. В соответствии с Федеральным законом "О лотереях" от 17 октября 2003 года N 138-ФЗ, лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Стимулирующая лотерея представляет собой лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (на остальные виды лотереи настоящая статья не распространяется). Конкурс представляет собой состязание для получения награды, назначенной премии, денежной выгоды или суммы. В соответствии с положениями главы 57 ГК РФ награда обещается за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса будет признан его победителем. Игра - это любой способ определения победителя из лиц, принимающих участие в мероприятии, по установленным правилами.
Объединяет эти предприятия признак стимулирования. Это означает, что в правилах и условиях проведения таких кампаний присутствует причина, побуждающая человека принять участие. Как правило, это возможность заполучить какое-нибудь материальное благо, поощрение.
Таким образом, в статье 9 Федерального закона "О рекламе" в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяют стимулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которой является приобретение определённого товара.
Согласно приказа ИП от 02.01.2011 г., в период с 3 по 16 января 2011 г. в магазинах "Брючки, брюки, брючищи" проводилась рекламная акция "Вторые брюки в подарок", во время которой при покупке одной пары брюк, вторые покупателю предоставляют в подарок. При этом оплачивается пара брюк большей стоимостью.
В связи с тем, что в магазинах "Брючки, брюки, брючищи" подарки предоставляются всем покупателям, совершившим покупку в данных магазинах, то указанное мероприятие не подпадает под понятие стимулирующее, в связи с чем, требования ст. 9 ФЗ "О рекламе" не нарушаются.
В соответствии с абзацем а) пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пп.3.53.1. п.3.53. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 28.12.2007 г. N 453, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Следовательно, в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела N СЮ04-03/2011-43Р в действиях ИП и ООО "НР" нарушения ст. 9 ФЗ "О рекламе", то производство по делу по ст. 9 ФЗ "О рекламе", подлежит прекращению.
Принимая во внимание то обстоятельство, что до рассмотрения дела доказательства устранения нарушения законодательства РФ о рекламе со стороны ИП представлены не были, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ИП предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, в соответствии с пп. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пп. 36-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, п. 3.53, п. 3.55, пп. 3.55.1-3.55.6, п.3.56, пп.3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 28.12.2007 г. N 453, Комиссия решила:
1. Признать рекламу магазина "Брючки, брюки, брючищи", распространяемую в телепрограммах "ТНТ-Новый Регион", транслируемых на территории г. Ижевска в январе 2011 г., имеющей следующий видеоряд:: на синем фоне изображение текста "Карман запас не тянет Брючки, брюки, брючищи в новогодние праздники вторая пара брюк в подарок!!! Брючки, брюки, брючищи г. Ижевск всех поздравляем с Новым годом! Центральный дом Быта, 2-й этаж ТЦ "Леон", 3-й этаж ул. Молодежная, 56 ТЦ "Флагман" на 9 января, 215 Городок Строитель, 48 Магазин "Весна" на Пушкинской, 255", дополненный голосовым сопровождением: "Запас карман не тянет поэтому в новогодние праздники вторая пара брюк в подарок Брючки брюки брючищи с новым годом вас",
ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать ИП рекламодателем, нарушившим ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать ИП предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ИП производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Производство по делу в отношении ООО "НР" прекратить, в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличие фактов нарушения статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
5. Производство по делу в отношении ИП прекратить, в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличие фактов нарушения статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Решение и предписание могут быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 27 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016