Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 3 июня 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "19" мая 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "03" июня 2011 г.
Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии <>
Члены Комиссии: <>
рассмотрев дело N 315-11-а по признакам нарушения Администрацией г. Соликамска (ул. 20-летия Победы, 92, г. Соликамск) частей 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке ритуальных услуг, создания преимущественных условий деятельности МКУП "Городское хозяйство" путем предоставления муниципальных преференций на данном товарном рынке, а также на рынке по содержанию кладбищ г. Соликамска, наделению МКУП "Городское хозяйство" функциями органа местного самоуправления по организации похоронного дела в г. Соликамске, ведению муниципальными кладбищами, размещению муниципального заказа на оказание услуг по содержанию кладбищ, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) поступило заявление ИП <> (вх. N3246-11 от 15.03.2011 г.) о проверке соответствия антимонопольному законодательству действий МКУП "Городское хозяйство" по факту ограничения конкуренции на рынке ритуальных услуг в границах г. Соликамска.
Также, итоги проведенной Пермским УФАС России внеплановой проверки нормативных правовых актов и действий органов местного самоуправления Пермского края в сфере ритуальных услуг и содержания мест захоронения на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства, в т.ч. Соликамского городского округа, по заданию ФАС России с апреля по июнь 2009 г. выявили наличие признаков нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Администрации Соликамского городского округа.
Как пояснила заявитель, на территории г. Соликамска существует три кладбища, одно из которых действующее. ИП <> и иные предприниматели оказывают гражданам ритуальные услуги только на недействующих кладбищах в части подзахоронений к уже существующим захоронениям. Действующее кладбище находится в полном ведении МКУП "Городское хозяйство", иным хозяйствующим субъектам запрещено оказывать услуги по погребению на действующем кладбище.
Ранее заявитель оказывала весь комплекс ритуальных услуг, включая копку могил, поскольку данный производственный процесс является более рентабельным. Однако, в последнее время сотрудники МКУП "Городское хозяйство" запретили заявителю осуществлять копку могил на недействующих кладбищах, отказывая также лицам, взявшим на себя обязанность по захоронению, в выдаче разрешений на подзахоронение, если договор на оказание всего комплекса ритуальных услуг (включая копку могил) заключен с ИП <>
Заявитель считает, что в данном случае нарушены основы конкуренции в границах Соликамского городского округа, что требует антимонопольного вмешательства.
В ходе заседания Комиссии Пермского УФАС России поступило заявление от ИП <> о привлечении к участию в деле N315-11-а в качестве заинтересованного лица, которая поддержала позицию ИП <>
Комиссия Пермского УФАС России в отсутствие возражений сторон удовлетворила ходатайство ИП <>
ИП Санникова И.Г. также сообщила, что МКУП "Городское хозяйство" заключен договор с ООО "Акрополис", которое осуществляет копку могил.
Заявитель и ИП Санникова И.Г. также пояснили, что изредка МКУП "Городское хозяйство" передает им заказы на оказание ритуальных услуг, в т.ч. на новом кладбище в д. Мишарино по причине отсутствия у него технической и штатной возможности.
Представитель Администрации г. Соликамска озвучил письменную позицию, а также пояснил, что МКУП "Городское хозяйство" является специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Также в структуру Администрации г. Соликамска входит Управление городского коммунального хозяйства, не являющееся самостоятельным юридическим лицом, и которое контролирует деятельность МКУП "Городское хозяйство".
Как специализированная служба по вопросам похоронного дела муниципальное предприятие согласовывает выдачу разрешений на захоронение, отвод земельного участка под захоронение.
В ведении МКУП "Ритуальные услуги" находятся городские кладбища. МКУП "Городское хозяйство" является заказчиком на оказание услуг по содержанию кладбищ, а Администрация г. Соликамска организатором размещения заказа.
Новое кладбище, которое Администрация передала в ведение муниципального предприятия, является недостроенным. На кладбище выделен сектор по захоронению невостребованных трупов. Следовательно, организовывать ритуальные услуги на новом кладбище обязано МКУП "Городское хозяйство", как специализированная служба по вопросам похоронного дела.
При этом, МКУП "Городское хозяйство" является главным распорядителем бюджетных средств на эти цели. Также предприятие наделено Администрацией г. Соликамска контрольными функциями по соблюдению санитарных и экологических норм иными хозяйствующими субъектами, оказывающими ритуальные услуги.
Администрация г. Соликамска считает, что МКУП "Городское хозяйство" находится в равных условиях с хозяйствующими субъектами на рынке ритуальных услуг.
Также представитель Администрации пояснил, что в 2008 г. из городского бюджета выделялись средства по захоронению невостребованных тел.
Представитель МКУП "Городское хозяйство" поддержало позицию Администрации г. Соликамска, озвучив письменные пояснения, а также пояснил, что предприятие организует на территории г. Соликамска ритуальные услуги и содержание кладбищ путем проведения процедур размещения заказов.
ИП <> было отказано оказывать ритуальные услуги (в т.ч. копать могилы) на закрытых и новом кладбище по причине несоблюдения чистоты и порядка, некачественной копки могил в зимнее время. Кроме того, допуск иных хозяйствующих субъектов на территорию нового кладбища для оказания ими услуг по погребению, по мнению представителя предприятия, допускает незаконные захоронения.
Представитель также указал на следующие действия МКУП "Городское хозяйство" по организации ритуальных услуг: контроль за состоянием кладбищ, охрана, ведение журнала по отводу земельных участков, книг захоронений, ведение архива кладбищ, контроль за въездом на кладбища, в т.ч. хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги. Согласно установленного тарифа стоимость отвода земельного участка под захоронение составляет 400-420 руб. и поступают в доход предприятия.
Также представитель указал, что осуществлять деятельность по копке могил иные хозяйствующие субъекты могут лишь при наличии договоренностей с МКУП "Городское хозяйство".
Как специализированная служба по вопросам похоронного дела МКУП "Городское хозяйство" заключает договоры с ООО "Акрополис" на захоронение невостребованных трупов. Также ООО "Акрополис" осуществляет копку могил в связи с отсутствием у предприятия технических возможностей. МКУП "Городское хозяйство", как специализированная служба оформляет только документы и регулирует процедуру по транспортировке тела из морга и закапыванию в могилу. Иные ритуальные услуги Предприятие не оказывает.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131) к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
На федеральном уровне вопросы, связанные с погребением и похоронным делом, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 г. N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении).
Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации органами местного самоуправления похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб по вопросам похоронного дела (далее также - специализированная служба), которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.
Однако, из указанной нормы Федерального закона не следует, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничен созданием специализированных служб и другие хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.
Статьей 6 Закона о погребении закреплено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно п. 1 ст. 9 названного Федерального закона специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального бюджета, бюджета субъекта РФ. Кроме того, специализированная служба осуществляет погребение невостребованных, неопознанных умерших, либо в случае отказа родственников от обязательств по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет этих фондов и бюджетов (п. 3 ст. 9 Закона). Расходные обязательства органа местного самоуправления в данных случаях Законом о погребении не предусмотрены.
Согласно ч.1 ст. 7 Закона о погребении на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.4 ст. 18 Закона о погребении порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с полномочиями, закрепленными в Уставе, к полномочиям Соликамского городского округа относится формирование и содержание муниципального архива, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Соликамского городского округа могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, финансировать муниципальные учреждения, формировать и размещать муниципальный заказ.
Администрация г. Соликамска (далее также - Администрация) является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенного Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
К полномочиям Администрации относятся, в т.ч.: формирование и исполнение местного бюджета и контроль за исполнением данного бюджета; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если это предусмотрено федеральными законами; формирование и содержание муниципального архива; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; осуществление полномочий заказчика на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции, подготовка проектов муниципальных правовых актов главы г. Соликамска о создании муниципальных предприятий и учреждений, учреждение муниципальных предприятий и учреждений, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, находящегося в муниципальной собственности.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Соликамского городского округа обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (Соликамская городская Дума, Глава г. Соликамска, возглавляющий Администрацию).
Однако, в муниципальном образовании г. Соликамск отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий организацию похоронного дела, содержание и порядок деятельности муниципальных кладбищ, формирование и содержание архива кладбищ.
Также органом местного самоуправления не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, как это предусмотрено Законом о погребении.
Таким образом, имеет место бездействие органов местного самоуправления г. Соликамска, в частности Администрации, в организации похоронного дела, по содержанию и порядку деятельности муниципальных кладбищ, формированию и содержанию архива кладбищ, что может привести к нарушению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории г. Соликамска деятельность по оказанию ритуальных услуг, и, следовательно, к ограничению конкуренции на данном товарном рынке.
Распоряжением Главы г. Соликамска от 30.03.2010 г. N50-р утверждено "Положение об управлении городского коммунального хозяйства администрации города" (далее - Положение).
Согласно Положения Управление городского коммунального хозяйства администрации города (далее - Управление) будучи структурным подразделением Администрации, не является самостоятельным юридическим лицом.
Для достижения поставленных целей Управление, в т.ч. организует ритуальные услуги и содержание мест захоронения. В соответствии с возложенными задачами Управление осуществляет в т.ч. функцию управления организацией ритуальных услуг и содержание мест захоронения, регулирования цен (тарифов), согласовывает, готовит проекты муниципальных правовых актов Соликамского городского округа по вопросам, находящимися в ведении Управления.
Таким образом, функции по организации ритуальных услуг, содержанию муниципальных кладбищ, формированию и содержанию архива кладбищ, размещение муниципального заказа на оказание работ (услуг) по содержанию кладбищ обязана осуществлять Администрация.
2. Постановлением Главы г. Соликамска от 25.05.2007 г. N786 "О внесении изменений в постановление главы города Соликамска от 01.02.2007 N88 "О создании муниципальных унитарных казенных предприятий и реформировании работы МУ "УГКХ-Служба Заказчика" основным предметом и целью деятельности МКУП "Городское хозяйство" определено также содержание кладбищ и утвержден Устав МКУП "Городское хозяйство" (далее - Предприятие).
Согласно Устава Предприятия, зарегистрированного Постановлением Главы г. Соликамскаот 01.02.2007 г. N88, утвержденного начальником управления имущественных отношений и согласованного заместителем главы администрации по коммунальному хозяйству и транспорту Предприятие создано как коммерческая организация, учредителем которого является муниципальное образование г. Соликамск.
В Уставе не указана информация о том, что Предприятие создается в качестве специализированной службы по вопросам похоронного дела.
В качестве основных целей деятельности Предприятия указаны организация похоронного дела в соответствии с Порядком организации похоронного обслуживания в г. Соликамске и содержание городских кладбищ.
Также к полномочиям Предприятия определено проведение торгов (конкурсов), заключение соответствующего договора с победителем торгов.
Предметом деятельности Предприятия помимо прочего является выполнение мероприятий по организации похоронного дела, содержание существующих кладбищ, строительство и ввод в действие нового кладбища.
При этом Предприятие вправе участвовать в формировании муниципального заказа и проведения конкурсного отбора подрядных организаций, заключать договора, в т.ч. на исполнение муниципального заказа в сфере управления кладбищ. Предприятие также осуществляет приемку выполненных работ и оценку их качества, а также текущий контроль выполнения работ.
Таким образом, на МКУП "Городское хозяйство" были возложены функции органа местного самоуправления - Администрации г. Соликамска.
Итоги проведенной Пермским УФАС России внеплановой проверки нормативных правовых актов и действий органов местного самоуправления Пермского края в сфере ритуальных услуг и содержания мест захоронения на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства, в т.ч. Соликамского городского округа, по заданию ФАС России в 2009 г. выявили признаки нарушения ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Администрации Соликамского городского округа, в т.ч. по наделению МКУП "Городское хозяйство" полномочиями органа местного самоуправления в части организации ритуальных услуг и содержания кладбищ.
По результатам проверки Администрация была ознакомлена с Актом проверки с требованием устранения допущенных нарушений антимонопольного законодательства.
В итоге, в 2010 г. Администрацией были внесены изменения в Устав Предприятия, исключающие выполнение функций органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг, содержанию кладбищ, проведению торгов для муниципальных нужд.
Вместе с тем, ряд положений Устава был дополнен. Так, в п.2.3.3. "Предпринимательская деятельность" включено предложение: "организация похорон и предоставление связанных с ним услуг". В п. 3.4.1 "Предприятие вправе" включен абзац 6: "Заключать муниципальные контракты по результатам конкурсных процедур".
Приказом Предприятия от 28.09.2007 г. N21 утверждены "Правила организации погребения невостребованных и неопознанных тел".
Согласно п. 1.1 настоящих Правил МКУП "Городское хозяйство" осуществляет погребение невостребованных и неопознанных тел умерших. При этом в соответствии с п.2.6 Правил финансирование дополнительных расходов за услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню услуг по погребению, производятся за счет средств местного бюджета СГО на основании представленных документов, подтверждающих стоимость дополнительных расходов.
В соответствии со ст. 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
То есть, МКУП "Городское хозяйство" своим внутренним актом с согласия Администрации наделило себя функциями и полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела в части осуществления погребения невостребованных и неопознанных тел умерших, а также установила условие о дополнительном финансировании из средств местного бюджета данного вида услуг.
Ритуальные услуги, в том числе и услуги по погребению, являются товаром, поскольку обладают его основными свойствами: потребительской стоимостью и способностью обмениваться.
Исходя из определения Закона о защите конкуренции, товарный рынок ритуальных услуг определяется как сфера реализации услуг по погребению умерших.
Предоставляемые специализированной службой услуги также имеют свою стоимость, которая впоследствии возмещается из соответствующих фондов (бюджетов), и также являются ритуальными услугами.
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального бюджета, бюджета субъекта РФ.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление данных субсидий должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
То есть БК РФ предполагает, что субсидии предоставляются неопределенной категории хозяйствующих субъектов, оказывающих определенные услуги, и которых должно быть несколько.
Вместе с тем в материалы дела Администрацией не представлено нормативного правового акта, регулирующего порядок предоставления дополнительного финансирования хозяйствующим субъектам, включая субсидии за счет средств бюджета г. Соликамска на возмещение хозяйствующим субъектам дополнительных расходов за услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
18.08.2008 г. Администрацией с Предприятием был заключен договор N172/98-2008 об оказании услуг и возмещении части затрат на погребение невостребованных тел из бюджета Соликамского городского округа.
Вместе с тем Предприятием заключен договор от 09.01.2008 г. N15/03-2008 по погребению невостребованных тел умерших граждан с Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу на сумму 138 тыс.руб. Аналогичный договоры заключались в последующие годы по настоящее время.
Таким образом, Предприятию, не являющемуся специализированной службой по вопросам похоронного дела предоставлялись в 2008 г. преференции в виде возмещения дополнительных расходов за услуги по гарантированному перечню (погребение невостребованных тел).
Согласно письма МКУП "Городское хозяйство" от 12.04.2011 г. N360 в Администрацию, Предприятие заключило договор на оказание услуг по захоронению граждан с ИП <> от 09.03.2011 г. N88-2011. Также с ООО "Акрополис" заключен договор на захоронение невостребованных тел и послеоперационных останков.
Следовательно, считая себя специализированной службой по вопросам похоронного дела, Предприятие с ведения Администрации передает свои обязанности по предоставлению ритуальных услуг по гарантированному перечню иным хозяйствующим субъектам, получая при этом соответствующее возмещение.
3. Приказом Предприятия от 30.09.2008 г. N65 утверждены "Правила оказания ритуальных услуг" и "Правила содержания и эксплуатации муниципальных кладбищ".
Согласно "Правил оказания ритуальных услуг" администратор кладбища является официальным сотрудником МКУП "Городское хозяйство", который обеспечивает: прием заявления на захоронение, отвод земельного участка под захоронение, прием заказов на услуги, оказываемые Предприятием.
Для отвода земельного участка под захоронение необходимо у администратора кладбища заполнить заявление и получить необходимые согласования у руководителя предприятия.
Согласно "Правил содержания и эксплуатации муниципальных кладбищ" земельные участки муниципальных кладбищ переданы в безвозмездное срочное пользование Предприятию. Захоронение производится только при наличии квитанции за отвод участка под захоронение, справки, согласованной администрацией Предприятия. Каждое захоронение регистрируется работником кладбища в книге регистрации захоронений. Лица, осуществляющие замену памятников должны согласовать свои действия с администратором кладбища.
16.04.2010 г. директором МКУП "Городское хозяйство" на основании Приказа от 16.04.2010 г. N22 утверждены новые "Правила оказания ритуальных услуг" и Правила содержания и эксплуатации муниципальных кладбищ.
Однако, вышеуказанные положения Правил не претерпели существенных изменений.
Как было указано в ч.1 настоящего решения Комиссии Пермского УФАС России организация ритуальных услуг, содержание кладбищ является полномочием органа местного самоуправления, а не хозяйствующего субъекта.
В данном случае Администрацией были переданы полномочия и функции органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию кладбищ хозяйствующему субъекту - МКУП "Городское хозяйство", в т.ч. по изданию коммерческой организацией актов, обязательных для исполнения неопределенным кругом лиц (в т.ч. иными хозяйствующими субъектами - конкурентами МКУП "Городское хозяйство"), регламентирующих Правила оказания ритуальных услуг и содержания кладбищ, что является недопустимым в соответствии с ч.3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
4. Постановлением Главы г. Соликамска от 25.01.2007 г. N73 "О мерах по реализации требований федерального законодательства в сфере размещения муниципального заказа" постановлено уполномочить главных распорядителей бюджетных средств, прямых получателей бюджетных средств выступать муниципальными заказчиками при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд за счет средств бюджета Соликамского городского округа.
Согласно представленных выписок из ведомственной структуры расходов бюджета МКУП "Городское хозяйство" предусмотрено выделение бюджетных средств на выполнение функций организации похоронного дела, содержание мест захоронений.
В связи с этим, МКУП "Городское хозяйство" заключает муниципальные контракты по итогам запроса котировок, как заказчик, на вывоз мусора с территории городских кладбищ, по очистке дорог на территории кладбищ, по аккарицидной обработке кладбищ, по содержанию территорий кладбищ и пр.
Вместе с тем, муниципальное предприятие не может в силу закона являться муниципальным заказчиком по следующим основаниям, указанным в письме Министерства финансов РФ от 09.09.2008 г. N09-07-05/921.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Следовательно, государственные унитарные предприятия не являются бюджетополучателями.
Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию должно осуществляться в соответствии с пунктом 5 статьи 79 БК РФ на условиях соответствующего увеличения уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов. Следовательно, государственные (муниципальные) унитарные предприятия не наделены правом заключения государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, в нарушение требований БК РФ, Закона о размещении заказа, ч.3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, Администрация наделила МКУП "Городское хозяйство" функциями органа местного самоуправления в части выступления муниципальным заказчиком и заключения муниципальных контрактов на содержание городских кладбищ.
В соответствии со ст. 6 БК РФ распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Таким образом, довод Администрации, что Предприятие является распорядителем бюджетных средств противоречит федеральному закону.
5. Имущество МКУП "Городское хозяйство" закреплено на праве оперативного управления (договор от 11.05.2007 г. N218). Это: основные средства, здания, сооружения и машины, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и пр.
Кроме того, Предприятию в безвозмездное срочное пользование переданы земельные участки кладбищ для проведения работ по благоустройству и содержанию мест погребения:
- Центрального кладбища (закрытое): Постановления Главы г. Соликамска от 19.06.2008 г. N940 о заключении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком с МКУП "Городское хозяйство", от 28.05.2009 г. N815, от 19.05.2010 г. N674 и от 07.04.2011 г. N419-па о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, расположенного в южной части города, по шоссе Соликамскому МКУП "Городское хозяйство", договор от 01.06.2010 г. N37Б/81-2010 со сроком действия до 20.04.2011 г.; договор от 13.05.2011 г. N52б/128-2011 со сроком действия до 07.03.2012 г.;
- Боровское кладбище (закрытое): Постановление Главы г. Соликамска от 19.06.2008 г. N941 о заключении договора безвозмездного пользования земельным участком с МКУП "Городское хозяйство", Постановление Главы г. Соликамска от 28.05.2009 г. N813, от 19.05.2010 г. N673, от 14.04.2011 г. N455-па о предоставлении в безвозмездное срочное пользование МКУП "Городское хозяйство" земельного участка, расположенного в северной части города", договор от 01.06.2010 г. N40б/78-2010 сроком действия до 19.04.2011 г., договор от 13.05.2011 г. N48б/124-2011 со сроком действия до 14.03.2012 г.;
- в районе п. Мишарино (действующее): Постановление Главы г. Соликамска от 24.05.2010 г. N719 о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, расположенного в районе поселка Мишарино МКУП "Городское хозяйство", договор от 01.06.2010 г со сроком действия до 24.05.2011 г.
Вместе с тем согласно ч.1 ст. 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена.
Таким образом, земли общественных кладбищ не могут относится к землям коммерческого пользования. Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.
Предприятие оказывает только те ритуальные услуги, перечень которых утвержден Постановлением Главы г. Соликамска, т.е. от 25.05.2008 г. N430 "Об установлении тарифов на ритуальные услуги, оказываемые МКУП "Городское хозяйство". Прием за услуги оплаты осуществляет администратор кладбища.
Ежегодно Постановлениями Администрации утверждаются тарифы на ритуальные услуги, оказываемые МКУП "Городское хозяйство". В 2010 г. тариф за отвод участков под захоронение составлял 400 руб. Постановлением Администрации от 20.01.2011 г. N72-па утвержден тариф для Предприятия по отводу участка для одного захоронения - в размере 420 рублей, а также тарифы за копку могил от 1800 рублей до 3830 рублей.
Однако, в соответствии ч.1 ст. 7 Закона о погребении на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, нормативные правовые акты Администрации об утверждении тарифов Предприятию по отводу земельного участка, не соответствуют требованиям Закона о погребении, а также предоставляют Предприятию муниципальную преференцию в виде незаконного взимания платы по отводу земельного участка для захоронения.
Также образом, Администрацией нарушены требования Закона о погребении путем передачи в ведение хозяйствующему субъекту муниципальных кладбищ, что приводит к нарушению ч.ч.1, 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
6. Согласно представленной в материалы настоящего дела справки, Предприятием отведено в 2010 г. 1139 участков, выкопано 435 могил и захоронено 71 невостребованных тела. Общая сумма данных ритуальных услуг составила 2018 тыс. рублей.
Документы, штатное расписание Предприятия также свидетельствует о том, что МКУП "Городское хозяйство" в области ритуальных услуг самостоятельно не осуществляет функции специализированной службы по вопросам похоронного дела в полном объеме.
Предприятием заключены договоры с ИП Гекле О.В. и ООО "Акрополис" на оказание услуг по захоронению граждан и захоронение невостребованных тел и послеоперационных останков.
Согласно представленной Администрацией информации в г. Соликамске на данном рынке осуществляют деятельность ООО "Служба эвакуации", ООО "Бытсервис", ООО "ПМК-11", МКУП "Городское хозяйство", ИП <> ООО "Акрополис".
Вместе с тем, согласно "Анализа рынка похоронных (ритуальных услуг), в том числе услуг по погребению (захоронение, кремация) в разрезе муниципальных районов и городских округов Пермского края за 2008 г.", проведенного Пермским УФАС России в 2009 г. оценка состояния конкурентной среды на территории города Соликамска следующая.
- количество мест захоронений (из них: кладбищ) - 3
- количество хозяйствующих субъектов действующих на рынке, с указанием организационно-правовой формы: МКУП - 1: МКУП "Городское хозяйство"
- количество хозяйствующих субъектов, у которых места захоронения находятся в хозяйственном ведении или оперативном управлении - 1: МКУП "Городское хозяйство" который имеет в оперативном управлении 3 места захоронения (кладбища).
Товарный рынок - монополизированный.
Минимально необходимый для захоронения в землю перечень услуг включает:
1. Оформление документов, необходимых для погребения;
2. Приобретение и доставка предметов, необходимых для совершения ритуала: гроба, ритуального белья и одежды;
3. Подготовка тела к прощанию и захоронению (бальзамирование, облачение, положение во гроб);
4. Транспортировка гроба с телом к месту захоронения (включая ручную переноску), в том числе транспортировка гроба по территории кладбища (проезд катафального транспорта);
5. Рытье могилы;
6. Опускание гроба, засыпка могилы;
7. Изготовление и установка временного памятного знака на могиле.
Являясь хозяйствующим субъектом, в ведение которого переданы муниципальные кладбища, имея функции администратора кладбища, который производит платный отвод земельных участков под захоронения, иные согласования, МКУП "Городское хозяйство" создает дискриминационные условия деятельности другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ритуальных услуг г. Соликамска.
В ходе рассмотрения настоящего дела представители Администрации и Предприятия четко обозначили свою позицию о недопуске иных хозяйствующих субъектов, кроме МКУП "Городское хозяйство" и его контрагентов (ИП <> ООО "Акрополис") на территорию действующего кладбища в д. Мишарино для осуществления ритуальных (похоронных) услуг, включая копку могил.
Также представители Администрации и Предприятия подтвердили факты запрета администрацией кладбищ, т.е. МКУП "Городское хозяйство" осуществлять иными хозяйствующими субъектами копку могил на городских общественных кладбищах г. Соликамска.
Довод Администрации и Предприятия о некачественном рытье могил иными хозяйствующими субъектами отклоняется Комиссией Пермского УФАС России как не соответствующий действующему законодательству.
Заявителем в материалы дела представлено письмо в МКУП "Городское хозяйство" от 22.03.2011 г. с просьбой заключить договор по оказанию услуг по копке могил на кладбищах г. Соликамска.
В ответ был получен отказ от 29.03.2011 г N323, мотивированный отсутствием нужды в данных услугах.
Также заявителем 24.03.2011 г. было направлено обращение в Администрацию о возможности оказания населению услуг по копке могил, а также о незаконных действиях Предприятия по запрету копки могил.
13.05.2011 г. из Администрации поступил ответ (исх. N026-02/14-а-929), что для рассмотрения вопроса о возможности оказания услуг населению по копке могил на муниципальных кладбищах г. Соликамска необходимо обратиться в МКУП "Городское хозяйство".
Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что для оказания услуги по копке могилы хозяйствующему субъекту не требуется обращаться к другому хозяйствующему субъекту (в данном случае МКУП "Городское хозяйство"), являющемуся (не являющемуся) специализированной службой по вопросам похоронного дела, для получения соответствующего разрешения, иначе это будет противоречить принципам равенства и самостоятельности осуществления предпринимательской деятельности.
Из пояснений ИП <> следует, что они заинтересованы в выполнении всего комплекса услуг по захоронению, включая копку могилы, поскольку это делает услугу по погребению более рентабельной и позволит сократить расходы на оплату услуг МКУП "Городское хозяйство" по копке могил.
Поскольку, финансово-хозяйственная деятельность МКУП "Городское хозяйство" подотчетна ее учредителю в силу Федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 20), Администрация г. Соликамска не может не знать, что муниципальное предприятие навязывет иным конкурирующим организациям и индивидуальным предпринимателям услуги по копке могил.
Поскольку Администрация г. Соликамска заинтересована в получении Предприятием большей прибыли, в результате совместных действий и бездействия Администрации Предприятие исключило доступ на городские кладбища для копки могил иных участников рынка ритуальных услуг.
Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.09.2008 г. N12027/07 в своем Постановлении указал следующее: "Законом о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона). Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена.
_ обоснован вывод антимонопольного органа о наличии в действиях администрации города нарушения статьи 7 Закона о конкуренции, выразившегося в передаче в ведение предприятия общественных кладбищ и наделении его функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ, что создает преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг".
В соответствии со статьей 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Ограничение этого права в силу статьи 55 Конституции РФ допустимо только федеральными законами и в только той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 49 Гражданского Кодекса РФ коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Предпринимательской деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В данном случае Администрацией г. Соликамска нарушен принцип свободы предпринимательской деятельности, имеет место установления условия об оказании ритуальных услуг хозяйствующими субъектами после согласования своей деятельности с коммерческой организацией, действующей на рынке ритуальных услуг.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего федерального закона.
Статья 20 этого же Закона устанавливает правило о предоставлении муниципальной преференции с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
При этом под муниципальной преференцией понимается предоставление органами местного самоуправления преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности путем передачи имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (статья 4 названного Закона).
Статьей 19 Закона о защите конкуренции устанавливается перечень случаев допустимости предоставления муниципальной преференции, что не исключает признания муниципальной преференцией иных действий органов местного самоуправления, если они обладают признаками, указанными в п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не допускается недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в т.ч. со стороны органов местного самоуправления.
Таким образом, в действиях и бездействии Администрации г. Соликамска содержатся нарушения ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в незаконном предоставлении муниципальных преференций МКУП "Городское хозяйство" путем фактического наделения его статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, наделения исключительным правом по копке могил, незаконного установления тарифов для МКУП "Городское хозяйство" по отводу земельного участка под захоронение.
Частью 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
При этом, данная норма является императивной (безусловной), и не требует доказывания недопущения, ограничения, устранения конкуренции на определенном товарном рынке.
Как было указано выше, действиями и бездействием Администрация г. Соликамска наделила хозяйствующего субъекта МКУП "Городское хозяйство" функциями органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержания кладбищ г. Соликамска.
Комиссией Пермского УФАС России на основании представленных документов, а также пояснений представителя Предприятия установлено, что данный хозяйствующий субъект осуществляет полномочия по оформлению и ведению муниципального архива, касающегося захоронений на общественных кладбищах г. Соликамска с выдачей официальных справок о захоронениях.
Согласно п. 22 ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, к вопросам местного значения городского округа относится формирование и содержание муниципального архива.
Книги регистрации захоронений являются документом строгой отчетности, заполнение и хранение которых обязан обеспечить орган местного самоуправления с последующей передачей на хранение в городской архив.
Таким образом, иные лица не имеют полномочий по использованию общих учетных данных и выдачи по ним справки о захоронениях.
В книге регистрации захоронений указываются: N регистра, ф.и.о. умершего, возраст умершего, дата смерти, дата захоронения, N свидетельства о смерти из ЗАГСа, наименование ЗАГСа, которым выдано свидетельство, N участка, ф.и.о ответственного за похороны.
Доступ к пользованию архивными документами может быть ограничен на основании федерального закона, или в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.
Как правило, справка о произведенном захоронении необходима для получения гражданами и юридическими лицами соответствующих разрешений, к примеру, гражданам и юридическим лицам в качестве обязательного документа для получения льгот и установки и изготовления надгробного памятника военнослужащим и приравненным к ним лиц согласно Закона о погребении и соответствующих подзаконных правовых актов.
На территории г. Соликамска хозяйствующие субъекты, осуществляя ритуальные услуги, изготавливают и устанавливают надгробные памятники военнослужащим и приравненным к ним лиц, беря на себя обязанность по увековечиванию их памяти. Получение (неполучение) справки о захоронении от конкурента может при определенных обстоятельствах, ограничить конкуренцию на рынке ритуальных услуг, а также создать дополнительные административные барьеры при осуществлении данного вида деятельности.
Таким образом, в действиях и бездействии Администрации г. Соликамска содержится нарушение ч.3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в передаче муниципальных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта МКУП "Городское хозяйство", являющегося конкурирующей организацией на рынке ритуальных услуг в границах г. Соликамска, а также наделение его функциями и правами органа местного самоуправления по изданию актов, обязательных для исполнения неопределенным кругом лиц, по отводу (выделению) земельных участков для захоронения, контролю за соблюдением порядка захоронений на кладбищах г. Соликамска; регистрации захоронений; ведения книг учета захоронений; осуществлению контроля за состоянием могил на кладбищах; осуществлению контроля за работой кладбищ, установкой (заменой) надмогильных сооружений, въезду на территорию кладбищ, по заключению муниципальных контрактов по содержанию кладбищ, что приводит к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг в границах г. Соликамска.
7. Согласно положениям статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункты 4, 7, 8 и 17).
Негативные последствия для конкурентной среды в данном случае установлены Комиссией Пермского УФАС России в связи с открытым перечнем обстоятельств, указанных в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции ввиду определенных возможностей ПКУП "Городское хозяйство" в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на рынке ритуальных услуг, которые получены в результате действий и бездействия Администрации г. Соликамска, издания Администрацией г. Соликамска не соответствующих действующему законодательству нормативных правовых актов.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в соответствии с Уставом МКУП "Городское хозяйство" осуществляет также функции по организации и ремонту дорог, инженерных сооружений и пр.
В связи с невозможностью рассмотрения в рамках данного дела иных возможных правонарушений со стороны Администрации г. Соликамска, необходимо информировать об этом органы прокуратуры Пермского края в целях проведения прокурорской проверки.
Основания для прекращения рассмотрения дела N 178-10-а, предусмотренные ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссией Пермского УФАС России не установлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать факты нарушения Администрацией г. Соликамска ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся:
- в невыполнении возложенных действующим законодательством РФ на орган местного самоуправления обязательств по организации ритуальных услуг, по порядку деятельности кладбищ, по содержанию кладбищ, а также по формированию и содержанию архива кладбищ в соответствии с действующим законодательством;
- в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в т.ч. ИП <> по предоставлению населению всего комплекса ритуальных услуг, включая копку могил;
- в предоставлении МКУП "Городское хозяйство", осуществляющим ритуальные услуги в границах г. Соликамска, необоснованных муниципальных преференций в виде обеспечения ему более выгодных условий деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичные услуги на территории г. Соликамска путем наделения его статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, наделения исключительным правом по копке могил, незаконного установления тарифов для МКУП "Городское хозяйство" по отводу земельного участка под захоронение;
- в передаче муниципальных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта МКУП "Городское хозяйство" и наделении его функциями и правами органа местного самоуправления по изданию актов, обязательных для исполнения неопределенным кругом лиц, по отводу (выделению) земельных участков для захоронения, контролю за соблюдением порядка захоронений на кладбищах г. Соликамска; регистрации захоронений; ведения книг учета захоронений; осуществлению контроля за состоянием могил на кладбищах; осуществлению контроля за работой кладбищ; установкой (заменой) надмогильных сооружений; въезду на территорию кладбищ; по заключению муниципальных контрактов по содержанию кладбищ; по архивации учетных данных по захоронениям, что приводит к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг в границах г. Соликамска.
2. Выдать Администрации г. Соликамска предписание о прекращении нарушения ч.ч.1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции",
а именно:
- в срок до 05.07.2011 г. отозвать письмо от 13.05.2011 г., исх. N026-02/14-а-929, направленное ИП <> подготовить и направить ответ на письмо ИП <> от 24.03.2011 г. в соответствии с действующим законодательством и с учетом решения Пермского УФАС России по настоящему делу, а также обеспечить возможность всем хозяйствующим субъектам, действующим на рынке ритуальных (похоронных) услуг в г. Соликамске осуществлять весь комплекс ритуальных услуг, включая копку могил на всех кладбищах г. Соликамска;
- в срок до 05.07.2011 г. внести изменения в Постановление Администрации г. Соликамска от 20.01.2011 г. N72-па "Об утверждении тарифов на ритуальные услуги, оказываемые МКУП "Городское хозяйство", исключив п. 1.1 "отвод участка для одного захоронения - в размере 420 рублей";
- в срок до 05.07.2011 г. изъять из ведения МКУП "Городское хозяйство" муниципальные общественные кладбища и отменить действующие Постановления Главы г. Соликамска о передаче МКУП "Городское хозяйство" в безвозмездное срочное пользование земельных участков кладбищ г. Соликамска (Центральное кладбище, Боровское кладбище, кладбище в районе д. Мишарино) для проведения работ по благоустройству и содержанию мест погребения;
- в срок до 01.07.2011 г. осуществить в соответствии с имеющимися полномочиями и в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом Соликамского городского округа организацию ритуальных услуг (включая создание специализированной службы по вопросам похоронного дела), определить порядок деятельности кладбищ, их содержание, а также привести в соответствие с действующим законодательством деятельность по формированию и содержанию архива кладбищ;
- в срок до 01.07.2011 г. в соответствии с имеющимися полномочиями, с учетом решения Пермского УФАС России по настоящему делу исключить возможность для МКУП "Городское хозяйство" осуществлять функции и полномочия органа местного самоуправления по изданию актов, обязательных для исполнения неопределенным кругом лиц, регулирующие организацию ритуальных услуг, деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела, содержанию кладбищ; по отводу (выделению) земельных участков для захоронения, контролю за соблюдением порядка захоронений на кладбищах г. Соликамска; регистрации захоронений; ведения книг учета захоронений; осуществлению контроля за состоянием могил на кладбищах; осуществлению контроля за работой кладбищ; установкой (заменой) надмогильных сооружений; въезду на территорию кладбищ; по заключению муниципальных контрактов по содержанию кладбищ; по архивации учетных данных по захоронениям.
3. Направить настоящее решение и предписание в Прокуратуру Пермского края для принятия мер прокурорского реагирования.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 315-11-а
19.05.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии <>
Члены Комиссии: <>
рассмотрев дело N 315-11-а по признакам нарушения Администрацией г. Соликамска (ул. 20-летия Победы, 92, г. Соликамск) частей 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке ритуальных услуг, создания преимущественных условий деятельности МКУП "Городское хозяйство" путем предоставления муниципальных преференций на данном товарном рынке, а также на рынке по содержанию кладбищ г. Соликамска, наделению МКУП "Городское хозяйство" функциями органа местного самоуправления по организации похоронного дела в г. Соликамске, ведению муниципальными кладбищами, размещению муниципального заказа на оказание услуг по содержанию кладбищ, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 19 мая 2011 г. по делу N 315-11-а о нарушении Администрацией г. Соликамска (ул. 20-летия Победы, д. 106, г. Соликамск, 618540) частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации г. Соликамска:
В срок до 01.07.2011 г. прекратить нарушение ч.ч.1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в:
- в невыполнении возложенных действующим законодательством РФ на орган местного самоуправления обязательств по организации ритуальных услуг, по порядку деятельности кладбищ, по содержанию кладбищ, а также по формированию и содержанию архива кладбищ в соответствии с действующим законодательством;
- в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в т.ч. ИП <> по предоставлению населению всего комплекса ритуальных услуг, включая копку могил;
- в предоставлении МКУП "Городское хозяйство", осуществляющим ритуальные услуги в границах г. Соликамска, необоснованных муниципальных преференций в виде обеспечения ему более выгодных условий деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичные услуги на территории г. Соликамска путем наделения его статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, наделения исключительным правом по копке могил, незаконного установления тарифов для МКУП "Городское хозяйство" по отводу земельного участка под захоронение;
- в передаче муниципальных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта МКУП "Городское хозяйство" и наделении его функциями и правами органа местного самоуправления по изданию актов, обязательных для исполнения неопределенным кругом лиц, по отводу (выделению) земельных участков для захоронения, контролю за соблюдением порядка захоронений на кладбищах г. Соликамска; регистрации захоронений; ведения книг учета захоронений; осуществлению контроля за состоянием могил на кладбищах; осуществлению контроля за работой кладбищ; установкой (заменой) надмогильных сооружений; въезду на территорию кладбищ; по заключению муниципальных контрактов по содержанию кладбищ; по архивации учетных данных по захоронениям, что приводит к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг в границах г. Соликамска,
а именно:
- в срок до 05.07.2011 г. отозвать письмо от 13.05.2011 г., исх. N026-02/14-а-929, направленное ИП <> подготовить и направить ответ на письмо ИП <> от 24.03.2011 г. в соответствии с действующим законодательством и с учетом решения Пермского УФАС России по настоящему делу, а также обеспечить возможность всем хозяйствующим субъектам, действующим на рынке ритуальных (похоронных) услуг в г. Соликамске осуществлять весь комплекс ритуальных услуг, включая копку могил на всех кладбищах г. Соликамска;
- в срок до 05.07.2011 г. внести изменения в Постановление Администрации г. Соликамска от 20.01.2011 г. N72-па "Об утверждении тарифов на ритуальные услуги, оказываемые МКУП "Городское хозяйство", исключив п. 1.1 "отвод участка для одного захоронения - в размере 420 рублей";
- в срок до 05.07.2011 г. изъять из ведения МКУП "Городское хозяйство" муниципальные общественные кладбища и отменить действующие Постановления Главы г. Соликамска о передаче МКУП "Городское хозяйство" в безвозмездное срочное пользование земельных участков кладбищ г. Соликамска (Центральное кладбище, Боровское кладбище, кладбище в районе д. Мишарино) для проведения работ по благоустройству и содержанию мест погребения;
- в срок до 01.07.2011 г. осуществить в соответствии с имеющимися полномочиями и в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом Соликамского городского округа организацию ритуальных услуг (включая создание специализированной службы по вопросам похоронного дела), определить порядок деятельности кладбищ, их содержание, а также привести в соответствие с действующим законодательством деятельность по формированию и содержанию архива кладбищ;
- в срок до 01.07.2011 г. в соответствии с имеющимися полномочиями, с учетом решения Пермского УФАС России по настоящему делу исключить возможность для МКУП "Городское хозяйство" осуществлять функции и полномочия органа местного самоуправления по изданию актов, обязательных для исполнения неопределенным кругом лиц, регулирующие организацию ритуальных услуг, деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела, содержанию кладбищ; по отводу (выделению) земельных участков для захоронения, контролю за соблюдением порядка захоронений на кладбищах г. Соликамска; регистрации захоронений; ведения книг учета захоронений; осуществлению контроля за состоянием могил на кладбищах; осуществлению контроля за работой кладбищ; установкой (заменой) надмогильных сооружений; въезду на территорию кладбищ; по заключению муниципальных контрактов по содержанию кладбищ; по архивации учетных данных по захоронениям.
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения (по каждому сроку исполнения).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 3 июня 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016