Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 3 июня 2011 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>
рассмотрев дело N 07-18/2011-017, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в эфире радиостанции "Радио России" рекламы геля "Витальгар",
в отсутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "ЦПТ "Вита Ли-Владимир" <_> которое о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,
в отсутствии представителей заинтересованного лица - филиала ФГУП ВГТРК "ГТРК "Ивтелерадио", которое о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,
заявитель <_> на рассмотрении дела отсутствовала (надлежащее уведомление невозможно, в связи с указанием в заявлении адреса, по которому данное лицо не проживает), установила:
09.03.2011 г. в Ивановское УФАС России поступило заявление из ФАС России, в котором сообщалось о направлении по подведомственности обращения жительницы г. Иваново <_>
Из данного обращения следует, что 15.01.2011 г. в г. Иваново в эфире "Радио России" (ФГУП "ВГТРК "ГТРК "Ивтелерадио") распространялась реклама геля "Витальгар", содержащая признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.
10.03.2011 г. Ивановское УФАС России направило запрос о представлении информации в филиал ФГУП "ВГТРК "ГТРК "Ивтелерадио". Из полученного на запрос ответа следует, что рекламодателем указанной рекламы является ООО "ЦПТ "Вита Ли-Владимир".
ФГУП "ВГТРК "ГТРК "Ивтелерадио" представлена запись рекламы геля "Витальгар", выходившей в эфир 15.01.2011 г., продолжительностью 20 минут.
При исследовании содержания рекламы установлено, что в рекламе содержатся ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения геля "Витальгар". Данный факт свидетельствует о признаках нарушения п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования.
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о рекламе требования п. 2 ч. 1 ст. 24 распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.
По факту распространения указанной рекламы Ивановским УФАС России 06 мая 2011 года было возбуждено дело N 07-18/2011-017 по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Аудиоматериал о геле "Витальгар" подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресован неопределенному кругу лиц, направлен на привлечение внимания к объекту рекламирования (гелю "Витальгар") и продвижение его на рынке, распространяется с помощью средства массовой информации (в эфире "Радио России").
Установлено, что между ФГУП "ВГТРК" - филиал ФГУП "ВГТРК "ГТРК "Ивтелерадио" ("Компания") и ООО "ЦПТ "Вита Ли-Владимир" ("Заказчик") 11.01.2011 г. заключен договор N 105/1.1-01РВ на размещение аудиоматериала заказчика. В соответствии с заключенным договором Компания оказывает Заказчику услуги по размещению аудиоматериала в региональном эфире "Радио России" с января 2011 по 31.12.2011 гг. Региональным эфиром радиоканала признается режим включения программ регионального филиала ГТРК "Ивтелерадио" в радиопрограмму "Радио России" на территории г. Иваново и Ивановской области.
К медицинским технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории РФ или усовершенствованные совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации, средств, с помощью которых данные методы осуществляются, а в некоторых случаях и способ получения средства, применяемого в данной технологии (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ).
Из представленных ООО "ЦПТ "Вита Ли-Владимир" документов следует, что Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития утвердила медицинскую технологию "Использование геля из гомогенизированных бурых морских водорослей для диетического (лечебно-профилактического) питания", что подтверждается выданным регистрационным удостоверением N ФС-2006/006 от 17.02.2006 г. Материально - техническим обеспечением медицинской технологии являются "водоросли бурые гомогенизированные для диетического (лечебного и профилактического) питания: ламинария - гель охлажденный". Согласно Сертификату соответствия N РОСС RU.ПР71.Н53576 водоросли бурые гомогенизированные - Ламинария (гель охлажденный) "Витальгар" предназначен для диетического, лечебного и профилактического питания. В соответствии с Инструкцией к новой медицинской технологии - гель из морских водорослей прошел экспериментальные (доклинические) и клинические испытания. Гомогенизированный гель представляет собой уникальный по своему составу натуральный пищевой продукт, полученный по низкотемпературной технологии. Гель предназначен для широкого применения с целью оздоровительно-профилактического, лечебного, диетического питания, а также в комплексной терапии заболеваний обмена веществ в комбинации с лекарственными препаратами, в восстановительной медицине для сохранения функциональных резервов, укрепления и поддержания здоровья человека.
В соответствии с инструкцией от 04.05.2009 г., утвержденной ФГУ "РНЦ восстановительной медицины и курортологии Росздрава" гомогенизированный гель может реализовываться под торговыми наименованиями: "Витальгар", "Селеномарин", "Витамарин", "Лактомарин" и "Фуколамин". Гель предназначен в качестве оздоровительно-профилактической новой медицинской технологии для первичной и вторичной профилактики, диетической терапии при следующих заболеваниях и синдромах: болезни системы кровообращения, гипофункция щитовидной железы, болезни органов пищеварения и др.
В начале аудиоматериала содержится следующая информация: "На правах рекламы. Перед использованием продукта внимательно прочтите инструкцию и проконсультируйтесь у специалиста, имеются противопоказания".
Содержание рассматриваемой рекламы построено на телефонной беседе между ведущим специалистом биохимиком Федосеевой В.В. и людьми, "дозвонившимися" в студию. Объектом рекламирования в данном случае выступает лечебно-профилактический продукт - гель "Витальгар". В рекламе Федосеева В.В. рассказывает следующее: "Лечебно-профилактический продукт "Витальгар" является бурой морской водорослью и обладает способностью напитать организм всеми необходимыми микро и макроэлементами, а также витаминами. Выпускается в виде геля по уникальной низко температурной технологии; Так, чтобы помочь больным суставам необходимо снять воспаление, отек и боль. Поэтому Вашему вниманию предлагается пищевой, лечебно-профилактический продукт "Витальгар". Бурая морская водоросль ламинария при производстве "Витальгара" подвергается низко температурному гидролизу, что позволяет сохранить ее бесценные для здоровья свойства. Полисахарид фукоидан - в ламинарии "Витальгара" сохраняется, действие его усиливается за счет концентрации. Фукоидан препятствует образованию тромбов в сосудах, укрепляет стенки сосудов, замедляет развитие атеросклероза, способствует снижению артериального давления". Также в эфире сообщается номер телефона, по которому можно получить консультацию по поводу приобретения и приема геля "Витальгар".
"Дозвонившиеся" в студию слушатели рассказывают о своей истории болезни и о том, как им помог справиться с болезнями продукт, являющийся в эфире темой для разговора (гель "Витальгар"), например:
1) <_>: Ну, я вообще вся больная. У меня диабет и ноги у меня плохо ходили - почти не вставала. Потом я два раза подряд брала.
<_>: Высоко поднимался уровень сахара
<_>: 14-15, потом проверяла, до 8 дошло.
<_>: То есть понизился уровень сахара
<_>: Да.
<_>: С давлением как дела
<_>: Я меньше таблеток стала пить. У меня сначала было 160. После этого мне немного лучше.
<_>: Здоровья Вам.
<_>: Спасибо.
2) <_>: Я инвалид 2 группы. Стала ходить, когда выпила этот.
<_>: Были большие проблемы с суставами - коксартроз, плохо двигались, да
<_>: Да.
<_>: Пропили, стали ходить без палочки, так
<_>: Да, сегодня и пол помыла, все готовлю, почувствовала лучше.
3) <_>: Я слышала по радио Ваши выступления и решила, что надо попробовать. Поясница болит, ноги болят, вены беспокоят, ходить больно было. Сейчас вены исчезли совсем.
<_>: Боли прошли в ногах
<_>: Боли ушли. Поясница у меня теперь не болит. Все у меня хорошо. Я даже почувствовала, что какие-то жизненные силы в меня влились. Я даже помолодела. Я очень рада, что во время улучшила свое здоровье.
4) <_>: "После операции мне удалили желчный пузырь, я столько страдала от этого - не могла ни есть, ни пить. Дисбактериоз был, панкреатит, холецистит, печень болела. А потом я выпила этот. У меня спала желтизна. Не стало тяжести у меня в желудке, аппетит появился. Действительно он помогает. Когда я этот пропила - и чувствую себя прекрасно.
<_>: Здоровья Вам.
<_>: Спасибо.
5) <_>.
<_>: Скажите, пожалуйста, почему Вы решили
<_>: Да много слышала, и тут у нас принимали женщины. И давление, и суставы болят, и шум в ушах был. Месяц я уже - давление сейчас нормальное 130/80.
<_>: А было
<_>: А всякое, и 200, 180/95.
<_>: С суставами у Вас как, проблемы были
<_>: Были.
<_>: Остеохондроз беспокоит
<_>: Да. И поясница болела, и коленки. Все болело. Сейчас намного лучше.
<_>: Опухоль в коленях прошла
<_>: Ничего нет. Была аритмия - сейчас вроде нет, не чувствую, а раньше чувствовала. Сейчас сила какая то ощущается, энергия.
<_>: Жить хочется, да
<_>: Да.
В связи с изложенным в рассматриваемой рекламе содержится нарушение п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе.
За нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе согласно части 6 статьи 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.
Рекламодателем в данном случае является ООО "ЦПТ "Вита Ли-Владимир".
ООО "ЦПТ "Вита Ли-Владимир" было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается письмом N 07-18/1357 от 06.05.2011 г. о направлении определения и почтовым уведомлением N 15300038145917 о вручении заказного письма.
В письменных объяснениях ООО "ЦПТ "Вита Ли-Владимир" от 17.05.2011 г. общество не признает нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе, ссылаясь на тот факт, что в рекламе оценка состояния здоровья или его улучшения дается не представителем Компании, а радиослушателями, которые делают выводы о результатах применения на основе субъективной оценки.
Приведенный довод, по мнению Комиссии, несостоятелен и полностью опровергается тем фактом, что в соответствии с п. 3.2.1 договора N 105/1.1-01 РВ ООО "ЦПТ "Вита Ли-Владимир" предоставляет для размещения в эфире "Радио России" материал в формате CDA (16 бит; 48,0 кГц; стерео), в соответствии с техническими требованиями ФГУП "ВГТРК "ГТРК "Ивтелерадио". Доставка записи материала должна осуществляться не позднее 24 час. в день, предшествующий дню выхода соответствующего материала в эфир "Радио России". Таким образом, рекламный диалог осуществляется не в прямом эфире, а вся запись предоставляется ООО "ЦПТ "Вита Ли-Владимир" на радиоканал с уже заранее определенным содержанием рекламы. Кроме того, в рекламе ведущий специалист биохимик <_> дает информацию о геле "Витальгар", интересуется тем, как было здоровье у людей до и после приема продукта, который является объектом рекламирования (гель "Витальгар"), например: "Были большие проблемы с суставами - коксартроз, прохо двигались, да; Пропили, стали ходить без палочки, так; Боли прошли в ногах" и т.д.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу геля "Витальгар", содержащую ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате его применения, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "ЦПТ "Вита Ли-Владимир" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
03 июня 2011 г. г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <_> на основании своего решения от 03 июня 2011 г. по делу N 07-18/2011-017 о признании ненадлежащей рекламы геля "Витальгар", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "ЦПТ "Вита Ли - Владимир" (<_>) устранить выявленные нарушения п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", для чего либо прекратить распространение ненадлежащей рекламы геля "Витальгар, либо убрать из рекламы ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения геля "Витальгар", в срок до 28 июня 2011 года.
2. ООО "ЦПТ "Вита Ли - Владимир" (<_>) представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30 июня 2011 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 3 июня 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016