Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 2 июня 2011 г.
резолютивная часть оглашена 19 мая 2011 года
изготовлено в полном объёме 02 июня 2011 года г. Ижевск
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N СЮ 04-03/2011-38Р, возбуждённое в отношении главного редактора рекламно-информационного издания "Интер-пресс", ИП и ООО "Итер-Принт" по признакам нарушения пункта 4) части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", по факту распространения в рекламно-информационном издании "Интер-пресс" N 0 (пилотный), рекламы горящих туров, предоставляемых турагентством "Интер-тур", с признаками нарушения законодательства о рекламе,
в присутствии:
представителя - , действующего на основании доверенности 18 АБ 0027835 от 12.04.2011 г.,
представителя ИП - , действующего на основании доверенности 18 АБ 0027834 от 12.04.2011 г.,
директора ООО "Интер-Принт" - , установила:
21 января 2011 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) от гражданина поступило заявление о распространении на страницах пилотного выпуска рекламно-информационного издания "Интер-пресс" N 0, рекламы с признаками нарушения Федерального закона "О рекламе".
К заявлению были приложены экземпляры рекламно-информационного издания "Интер-пресс" N 0 (пилотный) и N 1.
23 марта 2011 г. Удмуртским УФАС России было возбуждено дело N СЮ 04-03/2011-38Р в отношении ИП и главного редактора рекламно-информационного издания "Интер-пресс" Борисовой В.Г. по признакам нарушения п. 4) ч. 3, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", по факту размещения на стр. 1 рекламно-информационного издания "Интер-пресс" N 0 (пилотный) рекламы горящих туров, предоставляемых турагентством "Интер-тур", с отсутствием части существенной информации об условиях приобретения тура за 6000 руб.
Рассмотрение дела N СЮ 04-03/2011-38Р было назначено на 19 апреля 2011 г.
Во исполнение определения о возбуждении дела СЮ 04-03/2011-38Р от 23.03.2011 г., ИП представил следующие документы: копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя серии 18 N 002564649; копию приказа N 1 от 01.12.2010 г. о назначении главного редактора газеты "Интер-пресс"; копии приложения N 1, N 2 к договору N 68 от 03.12.2010 г.; копию доверенности N 1 от 18.12.2009 г.; копию акта N 00000990 от 09.12.2010 г.; копию счет-фактуры N 00001128 от 09.12.2010 г.; копию товарной накладной N 964 от 09.12.2010 г.; копию счет-фактуры N 00000004 от 07.01.2011 г.; копию товарной накладной N 4 от 07.01.2011 г.; копию акта N 00000004 от 07.01.2011 г., а также письменные пояснения.
Согласно письменным пояснениям ИП, в соответствии со Свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 18-0198 от 24.12.2010 г. ИП является учредителем рекламно-информационного издания "Интер-пресс". Из договора б/н от 01.12.2010 г., заключенного между ИП, как учредителем, и редакцией газеты "Интер-пресс" в лице, следует, что редакция газеты самостоятельно, без вмешательства учредителя осуществляет подбор подлежащего выпуску в свет материала, публикует по своему усмотрению рекламные материалы, заключает договоры с рекламодателями на размещение рекламы. Кроме того, в соответствии с указанным договором подписывает номер газеты в печать главный редактор, он же несёт ответственность за действия, связанные с опубликованием в газете рекламных материалов, учредитель же несёт ответственность по возможным претензиям и искам в отношении заявленных им публикаций. Относительно размещенной в газете "Интер-пресс" N 0 (пилотный) рассматриваемой рекламы, ИП пояснил, что не определял ни объект рекламирования, ни содержание рекламы, не осуществлял подготовку рекламного материала, а также не размещал рекламу в газете "Интер-пресс". Также, согласно пояснениям ИП, предметом договора на изготовление печатной продукции от 03.12.2010 г. является материально-техническое обеспечение производства тиража газеты "Интер-пресс", а не размещение рекламных материалов. Таким образом, заказчик, поручивший выполнить работы по изготовлению печатной продукции, не является ни рекламопроизводителем, ни рекламораспространителем.
Согласно письменным пояснениям, данное лицо является главным редактором рекламно-информационного издания "Интер-пресс" в соответствии с приказом учредителя ИП N 1 от 01.12.2010 г. о назначении на должность и договором между учредителем и редакцией от 01.12.2010 г. Рассматриваемая реклама была подготовлена и размещена в газете "Интер-пресс" редакцией газеты. Информацией о рекламодателе рекламы редакция газеты не располагает, так как данная реклама размещалась в период становления газеты, через менеджеров, в связи с чем договоров на производство, размещение и распространение рекламы в письменном виде не заключалось, отсутствуют также акты выполненных работ. , как главный редактор газеты "Интер-пресс", подписала в печать пилотный выпуск N 0 газеты "Интер-пресс", а также передала исходные подготовленные редакцией материалы для изготовления тиражей, указанного выпуска газеты, изготовителю печатной продукции - ООО "Издательско-полиграфический комплекс "Лазурь", с которым учредителем газеты "Интер-пресс" заключен договор на изготовление печатной продукции. Пилотный выпуск газеты "Интер-пресс" был подготовлен, подписан в печать и распространен до 24 декабря 2010 г., то есть до регистрации газеты "Интер-пресс" как средства массовой информации. В соответствии со статьёй 8 Закона РФ "О средствах массовой информации" редакция средства массовой информации может осуществлять свою деятельность лишь после его регистрации. В связи с чем, все сделки, совершенные редакцией до регистрации газеты "Интер-пресс" (в том числе сделки по размещению рекламы в пилотном выпуске газеты, по изготовлению тиража пилотного выпуска газеты), являются недействительными в силу их ничтожности. В соответствии с пунктом 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.
Изучив документы, представленные в материалы дела N СЮ04-03/2011-38Р, а также пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Удмуртского УФАС России решила рассмотрение дела отложить, в связи с необходимостью привлечения к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "Интер-Принт" (осуществляет деятельность турагентства "Интер-тур" (юридический адрес: 426072, г. Ижевск, ул. И. Закирова, 24).
В рамках исполнения определения об отложении рассмотрения дела N СЮ 04-03/2011-38Р ООО "Интер-Принт" представило следующие документы: копию свидетельства о государственной регистрации серии 18 N 003041171; копию устава Общества; копию протокола N 1 общего собрания участников Общества от 20.07.2010 г. и письменные пояснения, согласно которым в соответствии с уставом ООО "Интер-Принт" видами деятельности данного Общества являются полиграфическая деятельность и оказание туристических услуг. Отношения к туристическому агентству "Интер-Тур" ООО "Интер-Принт" не имеет. Соответственно, у ООО "Интер-Принт" отсутствуют какие-либо предпосылки для подачи, размещения рекламы туристической деятельности "Интер-Тур". Относительно размещения на странице 1 пилотного выпуска рекламно-информационного издания "Интер-Пресс" N 0 рекламы горящих туров, предоставляемых турагентством "Интер-Тур", ООО "Интер-Принт" пояснило, что данное Общество не производило данную рекламу, не определяло её содержание и не распространяло, соответственно, какими-либо документами по размещению рассматриваемой рекламы Общество не располагает.
На заседании Комиссии, состоявшемся 19 мая 2011 г., представитель ИП и поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, представленных в материалы дела.
Директор ООО "Интер-Принт" на заседании Комиссии пояснил, что ООО "Интер-Принт" отношения к турагентству "Интер-Тур" не имеет. В связи с большим количеством телефонных номеров, пояснить, принадлежит ли ООО "Интер-Принт" номер телефона N 4-777-8, указанный в рассматриваемой рекламе, не может.
В ходе рассмотрения дела, директором ООО "Интер-Принт" в материалы дела был представлен пилотный выпуск газеты "Интер-Пресс", где на стр. 4 размещается реклама "Интер-Принт" с указанием адреса и телефона, в подтверждении того, что у ООО "Интер-Принт" иной номер телефона, нежели в рекламе горящих туров турагентства "Интер-Тур". В соответствии с договором аренды ООО "Интер-Принт" расположено по следующему адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 140, офис 201. Директор ООО "Интер-Принт" подтвердил, что ранее, в течении некоторого времени, ООО "Интер-Принт" действительно находилось в офисе 404 по указанному выше адресу. ООО "Интер-Принт" занимается деятельностью по предоставлению туристических услуг, но только для нужд компании, в связи с чем, никакого отношения к рассматриваемой рекламе ООО "Интер-Принт" не имеет.
С целью определения кому принадлежит телефонный номер 4-777-8, указанный в рекламе горящих туров, предоставляемых туристическим агентством "Интер-тур", на заседании Комиссии председателем постоянно действующей Комиссии Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с разрешения лиц, участвующих в рассмотрении дела, был произведен телефонный звонок по номеру 4-777-8, в ходе которого было установлено, что телефонный номер принадлежит турагентству "Интер-Тур", деятельность которого осуществляет ООО "Интер-Принт".
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что ООО "Интер-Принт" была предоставлена недостоверная информация, в части указания, что ООО "Интер-Принт" не позиционирует свое Общество с турагентством "Интер-тур" и никакого отношения к данному турагентству не имеет.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
На стр. 1 рекламно-информационного издания "Интер-пресс" N 0 (пилотный) (время подписания в печать - 11.00 часов 05.01.2011 г.) распространялась реклама следующего содержания: "ГОРЯЩИЕ ТУРЫ в 6 000 руб ИНТЕР-ТУР отдых в любой точке мира 4-7777-8 г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 140 офис 404 e-mail: udmprom@yandex.ru".
Согласно п. 1) ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемое сообщение, распространяемое в рекламно-информационном издании "Интер-пресс" N 0, адресовано неопределенному кругу лиц - потенциальным читателям рекламного издания, направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования - туристическому агентству "Интер-Тур", а также к предоставляемым данным агентством горящих туров в 6 000 руб., формирует и поддерживает интерес к данным объектам, следовательно, является рекламой туристического агентства "Интер-Тур", а также предоставляемых данным агентством горящих туров в 6 000 руб.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемое рекламное сообщение содержит следующее содержание "ГОРЯЩИЕ ТУРЫ в 6 000 руб ИНТЕР-ТУР отдых в любой точке мира 4-7777-8 г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 140 офис 404 e-mail: udmprom@yandex.ru".
Информация о том, какие туры можно приобрести за 6 000 руб. и что будет входить в данную стоимость (например: проезд, проживание, питание, экскурсии, страховка, сроки и т.п.), является существенной, и ее отсутствие искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рассматриваемой рекламы.
Таким образом, в связи с отсутствием в рассматриваемой рекламе информации о том, какие туры можно приобрести и, что включает в себя стоимость в 6 000 руб., является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п. 5) ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из письменных пояснений следует, что рассматриваемая реклама была подготовлена и размещена в газете "Интер-пресс" редакцией газеты. Информацией о рекламодателе рекламы редакция газеты не располагает, так как данная реклама размещалась в период становления газеты, через менеджеров, в связи с чем договоров на производство, размещение и распространение рекламы в письменном виде не заключалось, отсутствуют также акты выполненных работ.
Таким образом, редакция газеты "Интер-Пресс" размещала рекламу горящих туров, предоставляемых турагентством "Интер-тур", на стр. 1 рекламно-информационного издания "Интер-пресс" N 0 (пилотный) по собственной инициативе.
В соответствии с п. 1.5. договора между учредителем и редакцией б/н от 01 декабря 2010 года, заключенного между ИП (Учредитель) и Печатным средством массовой информации газеты "Интер-пресс" (Редакция), в лице Главного редактора, учредитель своими средствами осуществляет финансовое, материально-техническое и имущественное обеспечение деятельности редакции, исходя из своих возможностей в соответствии с производственной необходимостью, общим порядком ведения хозяйственного расчета, снабжения, расходования материалов, списания издержек производства, бухгалтерского учета, отчетности и контроля. Согласно п. 3.3. указанного Договора, главный редактор несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности Издания Законом о средствах массовой информации и другими законодательными актами Российской Федерации, в том числе ответственность за действия, связанные с опубликованием в Издании сообщений и материалов, включая рекламу.
Таким образом, , являясь главным редактором рекламно-информационного издания "Интер-пресс", непосредственно должна осуществлять контроль за рекламой, размещенной в данном печатном издании.
Исходя из изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы, нарушившим ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе", является, как лицо, непосредственно определившее объект рекламирования и содержание рекламы горящих туров, предоставляемых турагентством "Интер-Тур", для последующего размещения на стр. 1 рекламно-информационного издания "Интер-пресс" N 0 (пилотный).
В соответствии с пунктом 4) части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В ходе рассмотрения документов, имеющихся в материалах дела, а также с учетом пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ИП, Борисовой О.Г. и ООО "Интер-Принт" нарушения п. 4) ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с абзацем а) пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пп.3.53.1. п.3.53. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 28.12.2007 г. N 453, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Следовательно, в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела N СЮ04-03/2011-38Р в действиях ИП, и ООО "Интер-Принт" нарушения п. 4) ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", то производство по делу возбужденному по признакам нарушения п. 4) ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", подлежит прекращению.
Также, в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" в действиях ИП и ООО "Интер-Принт", производство по делу по ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" в отношении указанных лиц подлежит прекращению.
Принимая во внимание то обстоятельство, что до рассмотрения дела доказательства устранения нарушения законодательства РФ о рекламе со стороны представлены не были, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, в соответствии с пп. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508.
В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела ООО "Интер-Принт" представило в адрес Удмуртского УФАС России недостоверную информацию, в части указания, что ООО "Интер-Принт" не позиционирует свое Общество с турагентством "Интер-тур" и никакого отношения к данному турагентству не имеет, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о необходимости передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ООО "Интер-Принт" и виновного должностного лица Общества производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части предоставления недостоверных сведений (информации).
Руководствуясь абз. а) ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пп. 36-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, п. 3.53 пп. 3.53.1, п. 3.55, пп. 3.55.1-3.55.6, п.3.56, пп.3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 28.12.2007 г. N 453, Комиссия решила:
1. Признать рекламу следующего содержания: "ГОРЯЩИЕ ТУРЫ в 6 000 руб ИНТЕР-ТУР отдых в любой точке мира 4-7777-8 г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 140 офис 404 e-mail: udmprom@yandex.ru"., размещенную на стр. 1 пилотного выпуска рекламно-информационного издания "Интер-пресс" N 0,
ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать рекламодателем нарушившим ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Производство по делу в отношении ИП по п.4) ч. 3, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" прекратить в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
6. Производство по делу в отношении ООО "Интер-Принт" по п.4) ч. 3, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" прекратить в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
7. Производство по делу в отношении по п.4) ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" прекратить в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
8. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ООО "Интер-Принт" и виновного должностного лица Общества производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за предоставления недостоверной информации.
Решение и предписание могут быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 2 июня 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016