Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 6 июня 2011 г.
Комиссия Архангельского Управления Федеральной антимонопольной службы России (далее по тексту - Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе
Председатель Комиссии |
- |
Гниденко ЛМ |
Заместитель руководителя Архангельского УФАС России |
Члены комиссии |
- |
Шестакова НМ |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России |
|
- |
Цакулов ЮГ |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России |
рассмотрев дело N 03-05/44-2011, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Богданова Павла Александровича по признакам нарушения требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе") по факту распространения в газете "Весточка от Павла" от 16.03.2011 рекламы "ОФИС "горящие ТУРЫ" Авиабилеты Скидки Кредит Рассрочка Терминал_ОРГАНИЗОВАННЫЙ ОТДЫХ В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ ЗЕМЛИ_".
в присутствии
-лица в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуального предпринимателя Богданова Павла Александровича
ИП Онохина АВ надлежащим образом уведомлен о дате и времени рассмотрения дела в заседании комиссии не явился В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе дело рассмотрено в отсутствии ИП Онохина АВ,
УСТАНОВИЛА
В адрес Управления поступило заявление ИП Онохина АВ вх N 2710 от 27.04.2011 года в котором он сообщил что в газете "Весточка от Павла" (учредитель и издатель ИП Богданов ПА) от 16.03.2011 на 8 полосе опубликована ненадлежащая реклама а именно нарушены требования статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В рассматриваемой рекламе "ОФИС "горящие ТУРЫ" Авиабилеты Скидки Кредит Рассрочка Терминал_ОРГАНИЗОВАННЫЙ ОТДЫХ В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ ЗЕМЛИ_" не указано кем предоставляется кредит
На заседании Комиссии ИП Богданов ПА пояснил что фактически кредит предоставляется банком-партнером ОАО "Альфа Банк", данная информация в рекламном модуле размещена (черный шрифт по темно-синему фону), но нераспознаваема без специальных приспособлений Также ИП Богданов ПА предоставил на обозрение Комиссии предыдущие и последующие выпуски газеты "Весточка от Павла", где размещалась реклама туристической компанией "Вокруг Света", с возможностью приобретения туристической поездки посредством кредитования банком-партнером ОАО "Альфа Банк", при этом в каждой рекламе присутствовало указание правильных реквизитов организации предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги).
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего
В соответствии со статьей 36 Закона РСФСР от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке установленном законодательством Российской Федерации о рекламе
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама - информация распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
В силу пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - это товар средство его индивидуализации изготовитель или продавец товара результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование концерт конкурс фестиваль основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама
Рассматриваемая реклама распространена в газете "Весточка от Павла" адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к туристическим путешествиям реализуемыми туристическим агентством "Вокруг Света" (ООО "Весь мир", формирует и поддерживает интерес к ним и продвигает на рынке те отвечает законодательному определению рекламы приведенному в пункте 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе".
Одновременно рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к услугам по предоставлению кредита
На основании пункта 2 статьи 4 Федерального Закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее по тексту - ФЗ "О защите конкуренции") под финансовой услугой понимается банковская услуга страховая услуга услуга на рынке ценных бумаг услуга по договору лизинга а также услуга оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15275/08 от 31.03.2009 и N 15340/09 от 31.03.2009 поддержана правовая позиция антимонопольных органов касающаяся оценки рекламы финансовых в том числе банковских услуг на соответствие требованиям законодательства о рекламе Судами отмечено что реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться отсутствие каких-либо сведений в рекламе может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой
Следовательно указание правильных реквизитов организации предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре об условиях его приобретения или использования если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы
Поскольку указанная реклама финансовой услуги по представлению кредита направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться то существенной является не только информация привлекательная для потребителя но и информация способная обмануть ожидания сформированные у потребителей такой рекламы
Отсутствующая в рекламе информация является существенной поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц предоставляющих кредит
Отсутствие информации о лице предоставляющем кредит вводит в заблуждение потребителей рекламы
При размещении данного рекламного объявления должны быть указаны сведения о лице предоставляющем кредит
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование для индивидуального предпринимателя - фамилию имя отчество). Кредит является финансовой услугой
Рассматриваемое рекламное объявление содержит предусмотренное законом требования о наличии наименования или имени лица оказывающего банковские услуги по предоставлению кредита но в связи с тем что реклама выполнена в темных тонах (черный шрифт по темно-синему фону) установленное законом требование не возможно распознать
Следовательно данная реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе является ненадлежащей
В силу частей 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 закона несет рекламораспространитель
Рекламораспространителем рассматриваемого рекламного объявления является учредитель и издатель газеты "Весточка от Павла" индивидуального предпринимателя Богданова Павла Александровича что также подтверждается договором на размещение рекламного материала N 47/2011 от 12.01.2011 года заключенный с ООО "Весь мир" (туристическое агентство "Вокруг света"), а так же приходным кассовым ордером N 22 от 10.03.2011 года и электорной перепиской
В соответствии с частью 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями рекламопроизводителями рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях
Руководствуясь п 1 ч 2 ст 33 и ч 1 ст 36 ФЗ "О рекламе", абзацем "е" пункта 36, пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508), Комиссия Архангельского УФАС России
РЕШИЛА
1. Признать ненадлежащей рекламу "ОФИС "горящие ТУРЫ" Авиабилеты Скидки Кредит Рассрочка Терминал_ОРГАНИЗОВАННЫЙ ОТДЫХ В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ ЗЕМЛИ_", размещенную в газете "Весточка от Павла" от 16.03.2011 на 8 полосе поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе";
2. Признать индивидуального предпринимателя Богданова Павла Александровича нарушившей части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе";
3. Выдать рекламораспространителю индивидуальному предпринимателю Богданову Павлу Александровичу предписание о недопустимости впредь нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении предусмотренном ч 1 ст 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Решение изготовлено в полном объеме "15" июня 2011 года
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ФЗ "О рекламе" решение предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения выдачи предписания в порядке предусмотренном ст 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
06 июня 2011 года г Архангельск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе
председатель Комиссии Гниденко ЛМ,
члены комиссии Шестакова НМ
Цакулов ЮГ
на основании своего решения от 06.06.2011 по делу N 03-05/44-11 о нарушении ИП Богдановым ПА части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Индивидуальный предприниматель Богданов Павел Александрович (<>) прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе а именно впредь не допускать нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе
В соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения предписания федерального антимонопольного органа его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей
Предписание антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражный суд в порядке предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня выдачи предписания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 6 июня 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016