Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
N 45 (опубликовано 29 июня 2011 г.)
Изготовлено в полном объеме: 29 июня 2011 г.
г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии <_> - руководителя управления;
Членов Комиссии:
- <_> - заместителя руководителя управления;
- <_> - начальник управления пруденциального банковского надзора, финансового мониторинга и валютного контроля
(Национальный банк КЧР);
- <_> - начальника юридического отдела
(Национальный банк КЧР),
рассмотрев в присутствии представителей ответчика: Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации, в лице Карачаево-Черкесского отделения N8585 Северо-Кавказского банка - филиала ОАО "Сбербанк России" <_> дело N 45 по признакам нарушения Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, в лице Карачаево-Черкесского отделения N8585 Северо-Кавказского банка - филиала ОАО "Сбербанк России" (369000, г. Черкесск, ул. Красноармейская, 66) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В УФАС по КЧР поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью "Смирнов-Мебель" (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Энтузиастов, 33) на действия Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ в лице Карачаево-Черкесского отделения N 8585 Северо-Кавказского банка (далее - Банк), выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора.
Между ООО "Смирнов-Мебель" и Карачаево-Черкесским отделением Сберегательнго Банка РФ был заключен договор об открытии невозобновляемой кредитной линии N 318000059.
Банком был предоставлен кредит под 14,85% годовых. В соответствии с п. 7.3. Договора данный процент действует при условии проведения безналичных денежных средств через открытые счета в Сберегательном Банке РФ в объеме 95% и более. В случае если объем безналичных денежных расчетов заемщика составит менее 95%, процентная ставка за кредит устанавливается в размере 18% годовых.
В заявлении ООО "Смирнов-Мебель" ссылается на несвоевременное обслуживание платежей, что приводит к нарушениям договорных обязательств по отношению не только к Поставщикам, но и к налоговым органам. Так же общество просило разобраться в правомерности условия, содержащегося в п. 7.3. Договора и в случае выявления нарушения, применить соответствующие меря для его устранения.
20.12.2010 ООО "Смирнов-Мебель" направило письмо в адрес Банка с предложением исключить п. 7.3 Договора. Однако конкретного ответа об исключении пункта Договора получено не было.
На основании поступившего заявления от ООО "Смирнов-Мебель" и в соответствии с Постановлением от 26 июня 2007 года N 409 "Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации", УФАС по КЧР исследовало рынок предоставления кредитов для развития производства за 2008, 2009, 2010 г.г.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке были включены следующие кредитные организации:
- ЗАО АКБ "Кавказ-Гелиос";
- ОАО АКБ "Кавказпромстройбанк";
- ЗАО "Народный банк";
- ЗАО АКБ "Тексбанк";
- ООО КБ "Развитие";
- Карачаево-Черкесский филиал ОАО АКБ "Связь-Банк";
- Карачаево-Черкесское отделение N 8585 Сбербанка России;
- Карачаево-Черкесский РФ ОАО "Россельхозбанк";
- Филиал ОАО "МИнБ" в г.Черкесске;
- "СКБ-Банк" в г. Черкесске
В соответствии с Постановлением от 26 июня 2007 года N 409 "Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации" доминирующим признается положение кредитной организации, если доля организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее 1 года) увеличивается или неизменно превышает 20 процентов на товарном рынке.
На основании вышеизложенного Карачаево-Черкесское отделение N 8585 Сбербанка России признано занимающим доминирующее положение на указанном рынке с долей 44 %.
При наличии на рынке занимающей доминирующее положение организации она способна оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке, на нее распространяются все запреты, установленные антимонопольным законодательством, в связи, с чем при рассмотрении навязывания нет необходимости проверять возможность контрагента заключить договор с иными организациями.
10.06.2011 в Управление Федеральной антимонопольной службы по КЧР поступило ходатайство ООО "Смирнов-Мебель" об отзыве своего заявления, т. к. руководство Сбербанка принесло свои глубочайшие извинения за предоставленные неудобства относительно несвоевременного обслуживания платежей. Комиссия отклонила данное ходатайство, т.к. в данном случае рассматривается уже свершившийся факт нарушения, т.е. включение в кредитный договор пункта, навязывающего невыгодные условия кредитования.
Безналичный оборот клиента это условие, которое не имеет отношения к кредитному договору, т. к. есть товар (деньги Банка) и оплата, предусмотренная за него (проценты за кредит). Однако Банк, являясь монополистом на рынке кредитования, включил данное условие в договор, что запрещено антимонопольным законодательством.
Карачаево-Черкесское отделение N8585 Сберегательнго Банка РФ включив в Договор условия, влияющие на величину процентной ставки по кредиту, а именно условие о том что, если объем безналичных денежных расчетов через открытые счета в Сбербанке заемщика составит менее 95%, процентная ставка за кредит составит уже 18% годовых, нарушило ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия (бездействие), как навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации, в лице Карачаево-Черкесского отделения N8585 Северо-Кавказского банка - филиала ОАО "Сбербанк России" нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации, в лице Карачаево-Черкесского отделения N8585 Северо-Кавказского банка - филиала ОАО "Сбербанк России" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:
- исключить из текста договора условия по совершению ООО "Смирнов-Мебель" безналичного оборота денежных средств не менее 95% в Карачаево-Черкесском отделении Сбербанка N 8585;
- прекратить навязывание невыгодных условий путем включения в договоры на открытие невозобновляемой кредитной линии положений, не основанных на нормах действующего законодательства.
Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 29
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
29.06.2011
г. Черкесск
Комиссия Управления ФАС по КЧР по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии <_> - руководителя управления;
Членов Комиссии:
- <_> - заместителя руководителя управления;
- <_> - начальник управления пруденциального банковского
надзора, финансового мониторинга и валютного контроля
(Национальный банк КЧР);
- <_> - начальника юридического отдела
(Национальный банк КЧР),
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 29.06.2011 по делу N 45 о нарушении Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, в лице Карачаево-Черкесского отделения N8585 Северо-Кавказского банка - филиала ОАО "Сбербанк России" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации, в лице Карачаево-Черкесского отделения N8585 Северо-Кавказского банка - филиала ОАО "Сбербанк России" прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в навязывании невыгодных условий договора обществу с ограниченной ответственностью "Смирнов-Мебель
В этой связи Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации, в лице Карачаево-Черкесского отделения N8585 Северо-Кавказского банка - филиала ОАО "Сбербанк России"
ОБЯЗАН:
Исключить из текста договора условия по совершению ООО "Смирнов-Мебель" безналичного оборота денежных средств не менее 95% в Карачаево-Черкесском отделении Сбербанка N 8585;
Прекратить навязывание невыгодных условий путем включения в договоры на открытие невозобновляемой кредитной линии положений, не основанных на нормах действующего законодательства.
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации, в лице Карачаево-Черкесского отделения N8585 Северо-Кавказского банка - филиала ОАО "Сбербанк России" в срок до 01.08.2011 г. проинформировать Управление ФАС по КЧР об исполнении настоящего предписания.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
nbsp; nbsp; nbsp;
nbsp; p align=hellip; nbsp; nbsp; margin-left: 18.0pt; nbsp
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия N 45 (опубликовано 29 июня 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016