Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
от 29 июня 2011 г. N 04-04
Комиссия Еврейского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Русанова Е.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
Члены Комиссии:
Павельева Л.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Балобанов П.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
в присутствии главного редактора муниципального учреждения "МИГ" <> юриста мэрии г. Биробиджана <> (по доверенности), рассмотрев материалы дела N 4/04-р по признакам нарушения требований статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" муниципальным учреждением "Муниципальная информационная газета" (ул. Ленина, 29, г. Биробиджан, ЕАО, 679016), установила:
При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области в газете "Муниципальная информационная газета" (далее - газета "МИГ") N 22 от 2 июня 2011 года отслежены статьи:
1. "Перспективы компании "Бридер" (стр. 5);
2. "За упаковкой - в Биробиджан" (стр.5);
3. "Новый образ "Виктории" (стр. 6);
4. "Стройэлитцентр" взрастил "Лотос" (стр. 6).
Вышеназванные статьи являются рекламными, поскольку соответствуют признакам рекламы, закрепленным в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), согласно которой реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации от 16.12.2010 ПИ N ТУ 27-00162 газета "МИГ" является общественно-политической газетой, с объемом размещаемой рекламы не более 40%.
В соответствии с требованиями статьи 16 ФЗ "О рекламе", размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Однако в содержании указанных рекламных материалов отсутствует информация об их рекламном характере, что противоречит требованиям статьи 16 ФЗ "О рекламе".
До рассмотрения дела главный редактор муниципального учреждения "Муниципальная информационная газета" представил объяснения о том, что в газете "МИГ" от 2 июня 2011 года был опубликован специальный выпуск, посвященный совещанию при губернаторе области по вопросам социально-экономического развития МО "Город Биробиджан" на 2011-2015 годы. На 1 и 3 страницах есть на это указания. Данные статьи носят справочно-информационный, а не рекламный характер, в статьях приведены справочные материалы, экономические показатели и статистические данные об объемах выпуска продукции, количестве рабочих мест, налоговых отчислениях. Материалы этих презентаций были переданы мэрией. При подготовке к публикации главным редактором газеты не были учтены требования закона "О рекламе". Авторы хотели показать предприятия только с лучшей стороны, но не подумали, что это может восприниматься именно как реклама. Посчитали, что раз не указаны адреса и телефоны, то это и не реклама.
В заседании Комиссии <> заявил, что цель опубликования данных статей - познакомить читателей с предприятиями, которые являются лицом города, формируют экономический потенциал и планируют инвестиционные проекты, статьи опубликованы бесплатно.
<> подтвердила, что при подготовке статей не преследовалась цель продвижения товаров на рынке, в статьях рассказывается о предприятиях города. Мэрией города Биробиджана до проведения совещания по теме "Социально-экономическое развитие муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на 2011-2015 годы" МУ "МИГ" было дано задание подготовить специальный выпуск муниципальной информационной газеты.
На основании свидетельства о регистрации средства массовой информации от 16.12.2010 ПИ N ТУ 27-00162 учредителем газеты "МИГ" является мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.
Газету "МИГ" выпускает муниципальное учреждение "Муниципальная информационная газета" (далее - МУ "МИГ"). МУ "МИГ" осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного решением городской Думы от N 92 11 января 2000 года, Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 18 ноября 2010 года.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава МУ "МИГ" учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени.
Пунктом 3.2. Устава МУ "МИГ" установлено, что МУ "МИГ" выпускает еженедельную газету "Муниципальная информационная газета", осуществляет редакционную и рекламно-информационную деятельность.
Таким образом, при размещении рекламных материалов МУ "МИГ" должно соблюдать требования ФЗ "О рекламе".
Статья "Перспективы компании "Бридер" привлекает внимание читателей газеты "МИГ" к компании "Бридер" и к продукции, реализуемой данной компанией, такой как колбаса, ветчина, замороженные полуфабрикаты, мясные и рыбные деликатесы, салаты, паштеты, кулинарные изделия, торты и т.д.
Статья "За упаковкой - в Биробиджан" привлекает внимание читателей газеты к упаковочной продукции - гофрокартону, упаковке из гофрокартона, индивидуальной пластиковой упаковки, выпускаемой ООО "ДВ-Упак Сервис".
Статья "Новый образ "Виктории" рассказывает о предприятии "Виктория" как о хорошем производителе продукции для массового потребителя, о выпуске новой коллекции "Хорошее настроение", включающей в себя верхний трикотаж и чулочно-носочные изделия для современных деловых женщин.
Статья "Стройэлитцентр" взрастил "Лотос" направлена на привлечение внимания к строительной компании "Стройэлитцентр" как к лидеру по вводу жилья в эксплуатацию и к жилому комплексу "Лотос", возводимому данной компанией.
Данные статьи являются рекламными материалами, так как информация распространена в печатном издании, адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к компаниям "Бридер" и "Стройэлитцентр", ООО "ДВ-Упак Сервис", предприятию "Виктория", формирует и поддерживает интерес к данным хозяйствующим субъектам, товарам, работам, услугам, производимым и оказываемым данными предприятиями.
Рекламные материалы "Перспективы компании "Бридер", "За упаковкой - в Биробиджан", "Новый образ "Виктории", "Стройэлитцентр" взрастил "Лотос" не сопровождаются пометкой "реклама" или "на правах рекламы", что является нарушением статьи 16 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 16 ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем указанных рекламных статей является МУ "МИГ".
В связи с изложенным следует, что МУ "МИГ" нарушена норма статьи 16 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать статьи: "Перспективы компании "Бридер", "За упаковкой - в Биробиджан", "Новый образ "Виктории", "Стройэлитцентр" взрастил "Лотос", не содержащие указания на их рекламный характер, размещенные в газете "МИГ" N 22 от 2 июня 2011 года, ненадлежащими, поскольку они нарушают требования статьи 16 ФЗ "О рекламе".
2. Признать МУ "МИГ" нарушившим статью 16 ФЗ "О рекламе", в части отсутствия пометок "реклама" или "на правах рекламы" в рекламных материалах.
3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения рекламного законодательства до вынесения решения по делу.
4. Передать материалы дела должностному лицу Еврейского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в части нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии: Е.Н. Русанова
Члены Комиссии: Л.В. Павельева
П.В. Балобанов
Решением городской думы МО "Город Биробиджан" N 111 от 31.07.2009 на должность главного редактора муниципального учреждения "Муниципальная информационная газета" утвержден <>
В соответствии с должностной инструкцией главного редактора газеты, главный редактор занимается редактированием сообщений и материалов для редакции. На основании п. 4.1.12 Устава МУ "МИГ" главный редактор несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности Редакции Федеральным законом от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", другими нормативными актами Российской Федерации.
Следовательно, главный редактор несет ответственность за соблюдение требований законодательства о рекламе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 29 июня 2011 г. N 04-04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016