Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 8 июля 2011 г. N 7403-11/8
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:.
рассмотрев дело N 7403-11/8 по признакам нарушения ООО "Августино" части 6 и части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", выразившегося в распространении рекламы, в которой используется непристойный и оскорбительный образ, выразившийся в изображении девушки, сидящей за накрытым столом, принимающей пищу в общественном месте (в данном случае ресторан) в несвойственной манере, а также используются слова на иностранном языке "farrini restaurant de luxe".
в присутствии представителей:
заявитель - отсутствует (возбуждено по собственной инициативе);
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Августино" (443000, г. Самара, ул. _, 31) представитель _ по доверенности б/н от 21.01.2011 г.);
заинтересованное лицо - ---
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
В мае 2011 года на территории г.о. Самара, а именно на Волжском проспекте напротив здания "Роснефть", а также в сети Интернет на официальной сайте ресторана "Farrini" www.farrini.ru распространялась реклама следующего содержания: "farrini restaurant de luxe Попробуй эмоции на вкус! Ул. Лесная, 31 т. 240 93 30 www.farrini.ru", в которой используется непристойный и оскорбительный образ, выразившийся в изображении девушки, сидящей за накрытым столом, принимающей пищу в общественном месте (в данном случае ресторан) в несвойственной манере, а также используются слова на иностранном языке "farrini restaurant de luxe".
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации
В соответствии с частью 2 статьи 3 ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 N53-ФЗ в случаях использования в сферах, указанных в части 1 указанной статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво, звуковая информация (в том числе в аудио- и аудиовизуальных материалах, теле- и радиопрограммах) на русском языке и указанная информация на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, также должна быть идентичной по содержанию, звучанию и способам передачи.
Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения части 6 и части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
ООО "Августино" является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, определившем объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:
Реклама была изготовлена по договору N135/10 от 16.09.2010 г., заключенному между ООО "Августино" (Заказчик) и ООО "Сквирел МедиаГруп" (Исполнитель), согласно которому Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по организации размещения рекламных материалов на рекламоносителях. Согласно акта N000503 от 31.05.2011 г. размещение рекламных материалов производилось с 01.05.2011 по 31.05.2011 г. по адресам: Волжский проспект - Осипенко, Ново-Садовая - Овраг Подпольщиков;
В рекламе указаны адрес местонахождения ресторана, номер телефона 240-93-30, по которому отвечают сотрудники ресторана, официальный сайт в сети Интернет www.farrini.ru.
Согласно письменным объяснениям ООО "Августино" (исх. б/д / вх. 3326-з от 06.06.2011 г.) "данная реклама носит тезис: "попробуй эмоции на вкус", т.е. "попробуй изысканное блюдо и получи ощущения от вкуса пищи". Женщина ест блюдо "карпаччо", это тонко нарезанное мясо, которое по-другому есть невозможно. Исходя из этого, я не нахожу этот образ оскорбительным, непристойным и манера употребления данного блюда вполне естественная_ Действительно, на щите английскими буквами написана фраза "farrini restaurant de luxe". Однако, под логотипом присутствует * (звездочка) слева по горизонтали и есть перевод фразы на русском языке "Фаррини ресторан де люкс" в соответствии с законодательством РФ о рекламе"".
Самарское УФАС России обратилось в Самарскую региональную коллегию большого жюри Союза журналистов России с целью получения мнения организации по вопросу наличия в указанном рекламном образце нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно полученному ответу (исх. N138 от 24.05.2011 г./вх. 3185-з от 25.05.2011 г.) "ознакомившись с образцом наружной рекламы, вряд ли можно придти к выводу об использовании в ней непристойных и оскорбительных образов. Тем более, что эталоны поведения во время чревоугодия в ресторанных условиях и в условиях общепита имеют свои особенности. Так или иначе, в данном случае можно вести речь о разных формах употребления поданных блюд, об этичности самого процесса, но не о поведенческой непристойности и оскорбительности. В дополнение хотелось бы обратить внимание на строку - представление, расположенную вверху рекламы. Оно исполнено иноязычным шрифтом и, думается, что ее авторы могли бы использовать более приемлемую форму, дабы избежать упрека в нарушении законодательства о государственном языке РФ".
Таким образом, признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламном образце ООО "Августино" не подтвердились.
Довод Общества о наличии перевода фразы на русский язык "Фаррини ресторан де люкс" нельзя принять во внимание, поскольку в материалах дела имеются фотографии рекламного образца, распространенного на территории г.о. Самара, в котором четко видно отсутствие перевода фраз на иностранном языке "farrini restaurant de luxe".
Таким образом, указанная реклама содержит нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
На заседание Комиссии Самарского УФАС России Обществом в материалы дела был представлен новый рекламный образец ресторана соответствующий всем требованиям законодательства РФ о рекламе.
В соответствии со статьей 38 ФЗ "О рекламе", ООО "Августино", являясь рекламодателем, несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать рекламу ООО "Августино" с использованием следующих слов на иностранном языке: "farrini restaurant de luxe" ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
Предписание ООО "Августино" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Передать материалы заместителю начальника отдела контроля рекламного законодательства Самарского УФАС России Артамоновой О.Н. для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 05 июля 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 08 июля 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 8 июля 2011 г. N 7403-11/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016