Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 12 июля 2011 г.
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - руководитель Брянского УФАС России <_>
члены Комиссии: зам. руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы <_> зам.начальника отдела естественных монополий и рекламы <_>
рассмотрев дело N 88 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выразившиеся в распространении рекламы о предоставлении кредита, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования и содержащая лишь некоторые условия предоставления кредита в отсутствии всех остальных условий, которые определяют фактическую стоимость кредита,
в отсутствии представителя НБ "ТРАСТ" (ОАО) уведомленного надлежащим образом, установила:
Специалистами Брянского УФАС России в период с 01.09.2010 г. по 30.09.2010 г. на рекламных щитах РА "РИМ" по адресу: г. Брянск, ул. Флотская, (выезд из Бежицы) N5, ул. Бежицкая (Около бизнес центра), ул. Советская, 100. Была обнаружена реклама следующего содержания: Национальный банк ТРАСТ ДЕНЬГИ БИЗНЕСУ ОТ 12% ГОДОВЫХ 1500000 РУБ. БЕЗ ЗАЛОГА ул. Советская, д.100 (4832)64-59-71,
WWW.trust.ru Данная информация напечатана крупным шрифтом.
Информация о других существенных условиях кредит "БИЗНЕС-РОСТ", сумма кредита от 30 тыс руб. до 1.5 млн. руб. без залога кредитная ставка определяется индивидуально (от 12% годовых). НБ "ТРАСТ" (ОАО) ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ N3279, напечатана мелким шрифтом слева под углом девяноста градусов к основной рекламной информации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе от 13.03.2006 N 38-ФЗ ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 5 закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Пунктом 2 части 2 статьи 28 закона "О рекламе" предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Также согласно части 3 статьи 28 закона "О рекламе", если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
На основании изложенного указанная информация является рекламной, также эта информация о предоставлении финансовых услуг - кредит. Следовательно при размещении данной рекламной информации должны быть учтены все требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" При этом, в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В случае если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким, либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы, и способствует
введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.
В вышеуказанной рекламе банка "ТРАСТ" о предоставлении кредита со ставкой от 12% годовых, информация о других существенных условиях кредитования присутствует не полностью и, нанесение ее на рекламный постер мелким нечитаемым шрифтом под углом девяноста градусов к основной рекламной информации делает недоступной ее для потребителя.
Таким образом, потребитель не имеет возможности ознакомиться и воспринять информацию о сроке действия акции, минимальном доходе физических лиц, полной стоимости кредита, и это вводит потребителя в заблуждение, что при оформлении кредита в рекламируемом банке процентная ставка составит от 12% годовых. Также, процентная ставка напрямую зависит от суммы кредита, срока кредита и т.п. Соответственно, эти условия также должны быть указаны в рекламе. Кроме того, информация о досрочном погашении кредита также является обязательной.
На основании вышеизложенного, Комиссия Брянского УФАС России пришла к выводу о том, что реклама банка "ТРАСТ" содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2007 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно, приложения N59 от 10.08.2010 г. к договору N9 от 18.05.2009 г. (оказания услуг по проведению рекламной компании на объектах наружной рекламы по размещению рекламной информации) рекламодателем является ОАО НБ "ТРАСТ", который в соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" несет ответственность за несоблюдение требований ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 N38-ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу банка "Траст" деньги бизнесу кредит "БИЗНЕС-РОСТ", поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" N38-ФЗ от 13.03.2006 г.
2. НБ "ТРАСТ" (ОАО) (адрес: 107045, г. Москва, Уланский пер., д. 24, стр. 1) выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и недопущении в дальнейшем.
Решение изготовлено в полном объеме "13" июля 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"12" июля 2011 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - руководитель Брянского УФАС России Рогачев В. С.,
члены Комиссии: зам. руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы Новикова Н.А., зам.начальника отдела естественных монополий и рекламы Семенцова О.И.
на основании своего решения от "12" июля 2011 г. по делу N 88 о признании ненадлежащей рекламы распространяемой по сетям электросвязи (факсимильной) без предварительного согласия абонента,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. НБ "ТРАСТ" (ОАО) при последующем размещении рекламы прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о
рекламе, а именно: размещать рекламную информацию в соответствие с требованиями ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. При последующем размещении рекламы "Бизнес-РОСТ" НБ "ТРАСТ" (ОАО) представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Брянское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.С.Рогачев
Члены Комиссии Н.А.Новикова
О.И.Семенцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 12 июля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016