Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 7 июля 2011 г.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 указанной статьи Закона).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 205 с 01.01.2011 электрическая энергия в полном объеме поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам, кроме населения и приравненных к населению категорий потребителей электрической энергии.
По запросу Управления ООО "Новгродэнергосбыт" представил ответ от 09.03.2011 N 01.05/286 с письменными пояснениями причин роста тарифов на электрическую энергию в 2011 году.
Согласно указанным пояснениям, в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Закон об электроэнергетике) цена (тариф) на электрическую энергию для конечного потребителя (кроме населения и приравненных к нему категорий потребителей) складывается из следующих составляющих:
1. Цена на приобретение гарантирующим поставщиком на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Данную цену ежемесячно рассчитывает ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электоэнергии" (далее - ОАО "АТС") и публикует на официальном сайте http://www.atsenergo.ru в установленный законодательством срок.
2. Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. В соответствии со статьей 23.1 Закона об электроэнергетике сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков подлежат государственному регулированию. Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков на территории Новгородской области на 2011 год утверждены постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 28.12.2010 N 81.
3. Цены на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией. К данным услугам относятся:
- стоимость услуг по передаче электрической энергии. Стоимость данной услуги в соответствии со статьей 23.1 Закона об электроэнергетике подлежит государственному регулированию и утверждена на 2011 год постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике области от 28.12.2010 N 81/1;
- инфраструктурные платежи. На основании статьи 23.1 Закона об электроэнергетике данные цены (тарифы) также подлежат государственному регулированию, а именно: тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ООО "АТС", утвержден приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 19.11.2010 N 305-э/1, тариф на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков, оказываемые ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - ОАО "СО ЕЭС") утвержден приказом ФСТ России от 07.12.2010 N396-э/1.Стоимость данных услуг доведена до сведения гарантирующих поставщиков и потребителей электрической энергии постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике области от 28.12.2010 N 81.
В части цены (тарифа), касающейся свободных цен, существенного роста в 2011 году по сравнению с 2010 годом не произошло.
Таким образом, гарантирующий поставщик не определяет самостоятельно цену электрической энергии ни в регулируемой, ни в свободной от регулирования части. При этом доля сбытовой надбавка гарантирующего поставщика в цене на электрическую энергию составляет всего 1-3%. Нарушений установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования гарантирующим поставщиком не допущено.
Основное удорожание произошло за счет регулируемой государственными структурами части тарифа, то есть потребители платят больше не за саму электроэнергию, а за услуги организаций, в том числе и федерального уровня, обеспечивающих процесс покупки и транспортировки электроэнергии.
Согласно ответу Комитета по ценовой и тарифной политике области (далее - Комитет) от 16.03.2011 N 427, рост тарифов на электрическую энергию в 2011 году вызван следующими факторами:
1. федеральные факторы:
- покупка с оптового и розничного рынков электрической энергии (мощности) с 01.01.2011 в полном объеме по свободным (нерегулируемым) ценам для потребителей, в том числе и оплатой сетевыми организациями в полном объеме нормативных потерь в электрических сетях по свободной (нерегулируемой) цене;
- увеличением платы ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК ЕЭС") по передаче электроэнергии по сетям Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), которая рассчитана ФСТ России по методу доходности инвестированного капитала (RAB), на 37 %;
- увеличением установленной ФСТ России платы системного оператора ОАО "СО ЕЭС" и администратора торговой системы оптового рынка ОАО "АТС" в 3,5 раза, в том числе платы системного оператора ОАО "СО ЕЭС" в 10 раз.
2. региональные факторы:
- инфляционный рост затрат по содержанию региональных энергоснабжающих организаций;
- планируемое исполнение инвестиционных программ региональных сетевых организаций, в том числе в соответствии с утвержденным от 19.01.2010 N 30-р распоряжением Правительства Российской Федерации графиком перехода на метод доходности инвестированного капитала (RAB);
- увеличением с 01.01.2011 до 34 % отчислений их фонда оплаты труда работников организаций согласно изменениям в действующем законодательстве;
- включением в соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (с внесенными изменениями) в тарифы на электрическую энергию для потребителей выпадающих доходов от работ по технологическому присоединению к электрическим сетям до 15 кВт льготных групп заявителей, которые оплачивают расходы по технологическому присоединению в размере 550 рублей;
- увеличением необходимой валовой выручки ОАО "Новгородоблкоммунэлектро" и ООО "Новгородэнергосбыт" на 2011 год согласно приказам ФСТ России от 23.03.2010 N 59-э/8 и N 60-э/9 на 49,94 млн. руб. в результате заявленных в ФСТ России разногласий к Комитету от указанных организаций по принятой на 2010 год в тарифы на электрическую энергию для потребителей области заниженной, по их мнению, необходимой валовой выручки;
- тарифы для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2011 год установлены Комитетом на минимальном уровне с индексом роста цен 9,1% к 2010 году. В соответствии с предельными уровнями тарифов для населения области, установленными приказом ФСТ России от 07.10.2010 N 245-э/3, тариф для городского населения - 2,77 руб./кВт.ч, для сельского населения - 1,94 руб./кВт.ч. При этом экономически обоснованный тариф для населения в 2011 году составляет 5,91 руб./кВт.ч. Недоплата населением всего до полного тарифа составляет 1.44 млрд. руб. Данные денежные суммы не возмещаются ни федеральным бюджетом, ни областным бюджетом, а возмещаются прочей группой потребителей, то есть категорией потребителей (в том числе организации и индивидуальные предприниматели), не приравненной к населению. Подобная ситуация имеется во всех субъектах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 1 мая 2011 года необходимо пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, исходя из увеличения среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков не более чем на 15 процентов. По согласованию с ФСТ России органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе распространить действие решений о снижении указанных тарифов и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
В настоящее время Комитетом по ценовой и тарифной политике области приято Постановление от 16.06.2011 N 34/10 "О внесении изменений в постановление комитета по ценовой и тарифной политике области от 28.12.2010 N 81".
Данным постановлением утверждены более низкие предельные минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011 год, и действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
По прогнозным оценкам указанное понижение тарифов на передачу электрической энергии приведет к снижению нерегулируемых тарифов для конечных потребителей на 10-12 процентов.
На основании изложенного и руководствуясь частью 3 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО "Окуловская бумажная фабрика" отказать в связи с отсутствием признаков его нарушения в действиях ООО "Новгородская энергосбытовая компания".
Руководитель Управления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 7 июля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016