Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
(опубликовано 15 июля 2011 г.)
Решение изготовлено в полном объеме 13 июля 2011 года.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 12 июля 2011 года.
Комиссия по рассмотрению дела N АМЗ-21/2011 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: |
О.А. Боброва |
руководитель Калининградского УФАС России;
|
Члены комиссии: |
Д.Н. Хамдамов |
главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
|
|
И.А. Бирюк |
главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
|
|
К.Ю. Курятникова |
ведущий специалист-эксперт правового отдела Калининградского УФАС России,
|
рассмотрев дело N АМЗ-21/2011 по признакам нарушения МУП "Озерск-ЖКХ" (ИНН 3921003547, юридический адрес: Калининградская область, г. Озерск, ул. Литейная, 19а) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило заявление К. на действия МУП "Озерск-ЖКХ", выразившиеся, по мнению заявителя, в установлении необоснованно высокой величины платы за потребленное электричество в местах общего пользования.
В ходе рассмотрения указанной жалобы установлено, что в в действиях МУП "Озерск-ЖКХ" имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в экономически и технологически необоснованном начислении сумм платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, в том числе, дома, расположенного в г. Озерске по ул. Черняховского, 16.
В соответствии с приказом от 26.04.2011 N 109 Калининградским УФАС России возбуждено дело N АМЗ-21/2011 по признакам нарушения МУП "Озерск-ЖКХ" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 26.04.2011 о назначении дела N АМЗ-09/2010 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, было привлечено ОАО "Янтарьэнерго".
2. Г-н К. (заявитель) по существу рассматриваемого дела заявил следующее.
В квитанциях на оплату на оплату коммунальных услуг по статье "Электроэнергия МОП" в октябре 2010 года была указана сумма 2921 рубль, в ноябре 2010 года - 1434 рубля, а в декабре 2010 года - 454 рубля и т. д.
Заявитель считает суммы, выставленные за потребленную электроэнергию в МОП завышенными, а предъявление счета на оплату потребленной в МОП электроэнергии в октябре 2010 года за 7 месяцев и в ноябре 2010 года за 3 месяца неправомерным. Кроме того заявитель считает неправомерным выделение в квитанциях на оплату коммунальных услуг статьи "Электроэнергия МОП" отдельной строкой без снижения тарифа на содержание жилья, куда освещение МОП входит по нормативу 7 кВт/ч. в месяц на одного человека.
По мнению заявителя, ответчик проигнорировал положения постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и решение Озерского окружного совета депутатов от 27.04.2006 N 360.
3. Представители ОАО "Янтарьэнерго" по существу рассматриваемого дела пояснили следующее.
У ресурсоснабжающей организации отсутствуют договорные отношения с жильцами дома, расположенного в г. Озерске по ул. Черняховского, 16. Расчеты за электроэнергию по указанному дому осуществляются на основании прибора учета электрической энергии, расположенному на ТП 07-03 и установленному на границе балансовой принадлежности между ОАО "Янтарьэнерго" и МУП "Озерск-ЖКХ". 19.06.2009 данный прибор учета с номером N 139132 на прибор учета с N 008522019001021. К указанному прибору учета иных потребителей, кроме дома, расположенного в г. Озерске по ул. Черняховского, 16, не подключено.
4. Представитель МУП "Озерск-ЖКХ" (ответчик) по существу рассматриваемого вопроса указал следующее.
В январе 2010 года была украдена база для начисления платы за потребленную электроэнергию в МОП. В то же время, услуга предприятием оказывалась, поэтому в конце 2010 года и были выставлены счета. В соответствии с ГК РФ основанием для начисления платы за потребленную электроэнергию в МОП являются показания общедомового прибора учета электрической энергии. Счета заявителю выставлялись за фактически оказанные услуги.
Собственники вправе установить внутриподъездные приборы учета электроэнергии за свой счет. К тарифу прибавляются потери в кабеле. Расчет общего количества потребленной в МОП электроэнергии определяется МУП "Озерск-ЖКХ" как разница между показаниями прибора общедомового учета и суммой показаний приборов внутриквартирного учета электроэнергии.
5. В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.
5.1 По результатам проведения анализа и оценки состояния конкуренции на рынке оказания управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными домами (Аналитический отчет от 02.06.2011) на указанном рынке в географических границах: Озерский район Калининградской области установлено доминирующее положение МУП "Озерск-ЖКХ", доля которого составила 83,08%.
Письмом от 08.07.2011 МУП "Озерск-ЖКХ" сообщило об отсутствии возражений относительно результатов анализа на указанном выше рынке, проведенного антимонопольным органом.
5.2 Между МУП "Озерск-ЖКХ" и ОАО "Янтарьэнерго" заключен договор энергоснабжения от 14.06.2006 N 184/33, согласно которому гарантирующий поставщик через присоединенную электросеть подает управляющей компании электрическую энергию, а МУП "Озерск-ЖКХ" принимает и оплачивает принятую электрическую энергию.
В соответствии с пояснениями ответчика, что подтверждается материалами дела, МУП "Озерск-ЖКХ" в 2010 году и в 2011 году (в том числе и на момент вынесения решения) осуществляло оказание услуги по электроснабжению и вело расчеты с собственниками многоквартирных домов за потребленную электроэнергию в МОП.
5.3 В отношении правомерности предъявления платы за потребленную электроэнергию в МОП за 7 месяцев в октябре 2010 года и за 3 месяца в ноябре 2010 года установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В то же время ст. 1109 ГК РФ устанавливает, что неосновательное обогащение не подлежит возврату, в том числе, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Таким образом, решение вопроса о правомерности факта предъявления платы за потребленную электроэнергию в МОП за 7 месяцев в октябре 2010 года и за 3 месяца в ноябре 2010 года должно производиться в гражданско-правовом порядке в рамках ГК РФ, как гражданско-правовой спор.
5.4 В ходе рассмотрения дела установлено, что энергоснабжение расположенного в г. Озерске по ул. Черняховского, 16 дома, осуществляется от ТП 07-03, являющемся границей балансовой ответственности ОАО "Янтарьэнерго". На указанной подстанции установлен прибор учета электроэнергии N 008522019001021 (установлен 19.06.2009), отпускаемой гарантирующим поставщиком в адрес управляющей компании. Между ТП 07-03 и указанными выше многоквартирными домами находится сетевое оборудование - кабель длиной 20 метров (письмо МУП "Озерск-ЖКХ" от 17.03.2011). Данный факт свидетельствует о том, что прибор учета, установленный на указанной выше подстанции, не расположен на границе балансовой принадлежности сетей МУП "Озерск-ЖКХ" и собственников многоквартирного дома, расположенного в г. Озерске по ул. Черняховского, 16.
В то же время, как было установлено в ходе рассмотрения дела, определение МУП "Озерск-ЖКХ" количества потребленной электроэнергии в целом по рассматриваемому многоквартирному дому и последующий расчет потребленной электроэнергии в МОП осуществлялись исходя из показаний указанного выше прибора учета электрической энергии.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников в многоквартирном доме относится электрооборудование, находящееся в данном доме.
Пункт 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), устанавливает, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В связи с тем, что сеть рассматриваемого многоквартирного дома, электроснабжение которого осуществляется от ТП 07-03, не имеет общих границ с сетями ОАО "Янтарьэнерго", а собственники жилых помещений указанных домов оплачивают МУП "Озерск-ЖКХ" потребленную электроэнергию в МОП, отношения по реализации электрической энергии для общедомовых нужд возникают у собственников многоквартирных домов только с ответчиком. При этом определение общего объема потребленной многоквартирным домом электроэнергии должно определяться на границе общедомовых сетей, а расчеты за потребленный ресурс должны производиться на основании данных коллективных (общедомовых) приборов учета. В случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, управляющая компания должна осуществлять расчеты согласно нормативам потребления электрической энергии, определенным в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Таким образом, применение показаний прибора учета электрической энергии, расположенного на ТП 07-03, для определения общего количества потребленной в доме электрической энергии, применяемого для последующих расчетов за потребленную электроэнергию в МОП с собственниками многоквартирного дома, расположенного в г. Озерске по ул. Черняховского, 16, является необоснованным.
5.5 Согласно пояснениям ответчика, подтвержденным материалами дела, в том числе письмом МУП "Озерск-ЖКХ" от 25.02.2011 N 177, управляющая компания за период 2010 год по всем многоквартирным домам, в отношении которых осуществляет управление, в том числе и по дому, расположенному в г. Озерске по ул. Черняховского, 16, распределение между собственниками потребленной в целом по дому электроэнергии в МОП производило пропорционально занимаемой жилой площади.
Между тем, в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), действовавших в 2010 году, электроснабжение является коммунальной услугой. В соответствии с п. 23 Правил N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, размер платы за электроэнергию, потребленную в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к указанным Правилам.
Подпункт 1 пункта 3 Приложения N 2 Правил N 307 устанавливает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за электроснабжение МОП определяется пропорционально количеству потребленной внутри жилого помещения электрической энергии.
Пунктом 16 Правил N 307 предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Таким образом, применяемый МУП "Озерск-ЖКХ" в 2010 году порядок распределения между собственниками многоквартирных домов потребленной электроэнергии в МОП пропорционально занимаемой жилой площади противоречил Правилам N 307, следовательно его применение являлось необоснованным.
Письмом от 01.06.2011 ответчик представил доказательства устранения с 01.01.2011 данного нарушения антимонопольного законодательства.
5.6 В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Действия МУП "Озерск-ЖКХ", выразившиеся в экономически и технологически необоснованном начислении сумм платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, что привело к ущемлению интересов других лиц - собственников многоквартирных домов (потребителей ресурса), управление которыми осуществляет ответчик, явились нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия МУП "Озерск-ЖКХ", выразившиеся в экономически и технологически необоснованном начислении сумм платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, что привело к ущемлению интересов других лиц - собственников многоквартирных домов (потребителей ресурса), управление которыми осуществляет ответчик, нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать МУП "Озерск-ЖКХ" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу правового отдела Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.
Председатель комиссии, Руководитель Калининградского УФАС России |
О.А. Боброва
|
Члены комиссии: Главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
|
Д.Н. Хамдамов |
Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
|
И.А. Бирюк |
Ведущий специалист-эксперт правового отдела Калининградского УФАС России |
К.Ю. Курятникова |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (опубликовано 15 июля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016