Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 19 июля 2011 г.
Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Мироненко П.И. - Председателя Комиссии, руководителя Управления,
Кречковской Е.А. - Члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля размещения госзаказа,
Емельянова Д.А. - Члена Комиссии, специалиста 1 разряда отдела контроля размещения госзаказа
в присутствии:
Горностаевой О.С. - директора ООО "Проектно-Строительная Компания "Новый город" (на основании Приказа N 1 от 01.10.2009 г.),
Рогина А.В. - представителя Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области (на основании доверенности N 2490 от 15.07.2011 г.),
Закурнаевой В.А. - представителя Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области (на основании доверенности N 2493 от 15.07.2011 г.)
рассмотрев материалы дела N 11-02/02-320, возбужденного по жалобе ООО "Проектно-Строительная Компания "Новый город", в которой обжалуются действия заказчика и уполномоченного органа при разработке документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключить контракт "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт Филинского водозабора и линейной части водопровода Филино-Котово Волгоградской области" установила:
В УФАС по Волгоградской области 12.07.2011 г. (вх.N 5082) поступила жалоба ООО "Проектно-Строительная Компания "Новый город", в которой обжалуются действия заказчика и уполномоченного органа при разработке документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключить контракт "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт Филинского водозабора и линейной части водопровода Филино-Котово Волгоградской области".
ООО "Проектно-Строительная Компания "Новый город" в своей жалобе сообщает следующее.
В документации об открытом аукционе в электронной форме, техническом задании и Проекте Муниципального контракта установлены требования к работам, которые влекут ограничение участников заказа - указан невозможный для исполнения участником срок выполнения работ - в течение 14 календарных дней с момента заключения контракта, в том числе:
- разработка рабочей документации в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2009, в объеме, необходимом для проведения работ (п. 13 Технического задания),
- выполнение комплекса инженерных изысканий в составе: топографо-геодезические работы; инженерно-геологические работы, гидрометеорологические изыскания в соответствии с п. 11 Технического задания,
- Экспертиза проекта (п. 8 Предварительного расчета стоимости работ)
Согласно МРР-3.1.10.02-04 "Нормы продолжительности проектирования объектов строительства в городе Москве" (иные документы нормирующие продолжительность проектирования отсутствуют) продолжительность выполнения проектных работ составляет -120 дней.
Согласно ГОСТ 23161-78 по определению просадочности грунтов, физических характеристик ГОСТ 5158-84, компрессии и сдвигов ГОСТ 12248-96, набухания и усадки ГОСТ 24143-80 срок выполнения работ от 15 календарных дней. Срок получения разрешения на топографо-геодезические работы 3-5 дней. Срок получения разрешения на инженерно-геологические работы 3 дня после приятия и проверки областной архитектурой выполненных топографо-геодезических работ. Проведение гидрометеорологических изысканий невозможно без запроса и получения данных с Ростова от Федеральной Службы По Гидрометеорологии Северо-Кавказского Отделения. Итого срок на выполнение комплекса инженерных изысканий не может быть меньше - 30 календарных дней.
Далее, в соответствии с документацией об открытом аукционе в электронной форме в Предварительном расчете стоимости работ п. 8, а также в проекте контракта п.7.1. указано, что в числе выполняемых работ исполнитель обязан получить положительное заключение ГАУ Волгоградской области "Управление государственной экспертизы проектов" на проектную документацию. Согласно, Технического задания такой объем работ не предусмотрен.
В соответствии с Главой 7 Административного Регламента предоставления ГАУ Волгоградской области "Управление государственной экспертизы проектов" государственной услуги по проведению государственной экспертизы, утвержденного Приказом Министерства ЖКХ и строительства КО от 25.11.2010 N55-ОД, срок проведения экспертизы может составлять до 90 рабочих дней.
В соответствии с п. 29 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 07.11.2008) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", срок проведения экспертизы может составлять до трех месяцев.
При этом, пунктом 9.1 Проекта контракта предусмотрено право Заказчика требовать неустойки, за каждый день просрочки исполнения обязательств в размере одной трехсотой, действующей на день уплаты неустойки, ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта.
В соответствии с п. 11 Технического задания, срок на проведение топографо-геодезических работ; инженерно-геологических работ, гидрометеорологических изысканий, подготовку рабочей документации и прохождение госэкспертизы составляет 14 дней.
Учитывая тот факт, что срок проектирования 120 дней, а срок согласования и экспертизы документации не зависит от исполнителя (и на законных основаниях может составить 90 дней), Заказчик присвоил себе неограниченно широкие полномочия, составил кабальный контракт и имеет существенное влияние на участников конкурса и исполнителя, путем угрозы применения или не применения нормы Контракта о выплате пени. В результате, при размещении заказа может быть существенно ограничена конкуренция.
Таким образом, при размещении заказа - открытый аукцион в электронной форме на право заключить контракт "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт Филинского водозабора и линейной части водопровода Филино-Котово Волгоградской области", Заказчиком не были соблюдены положения Закона о размещении заказов.
Представители Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области возражали против заявленных требований заявителя жалобы. Считают доводы заявителя относительно несоответствия положений документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключить контракт "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт Филинского водозабора и линейной части водопровода Филино-Котово Волгоградской области" требованиям действующего законодательства РФ несостоятельными. В удовлетворении заявленных требований просили отказать.
Выслушав доводы сторон, ознакомившись с представленными документами и проведя внеплановую проверку, Комиссия УФАС по Волгоградской области пришла к выводу, что жалоба ООО "Проектно-Строительная Компания "Новый город" является необоснованной по следующим основаниям:
Из ч. 1 ст. 1 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон от 21.07.2005 г. N94-ФЗ) следует, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, во исполнение указанного положения федерального законодательства порядок размещения заказов должен соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным Законом от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ к таким процедурам.
В соответствии с ч.1 ст. 19.1 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В силу вышеуказанной статьи Администрацией Котовского муниципального района Волгоградской области 17 июня 2011 года направлены запросы в коммерческие организации: ЗАО "Институт Волгоградгражданпроект", ЗАО "Волговодпроект", ООО "Волгоградпромстрой", ООО "СтройИнжениринг", ООО "БранДмауэр", ОАО ПИИ "Волгоградпроект", ООО МПП "Корунд", ООО "Сталт", ООО "РосСтройПроект", ООО МПК"Гудвил", о предоставлении предположительных расчетов стоимости работ и информации о сроке, необходимого для выполнения работ по подготовки проектной документации по модернизации Филинского водозабора, линейной части водопровода Филино-Котово 530 мм.
Коммерческие предложения на выполнение работ по подготовки проектной документации по модернизации Филинского водозабора, линейной части водопровода Филино-Котово 530 мм поступили от следующих организаций: ООО МПП "Корунд", ООО "Волгоградпромстрой", ООО "СтройИнжениринг", которые составляют от 14 600 000, 00 рублей до 15 000 000,00 рублей, а минимальный срок для выполнения работ составляет от 13 до 15 дней.
В соответствии со ст. 10 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ размещение заказов может осуществляться, в том числе, путем проведения торгов в форме аукциона в электронной форме.
23 июня 2011 года Администрацией Котовского муниципального района Волгоградской области - на официальной сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт Филинского водозабора и линейной части водопровода Филино-Котово Волгоградской области".
В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт Филинского водозабора и линейной части водопровода Филино-Котово Волгоградской области" утверждена Главой Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области - А.Н. Яковенко, 23 июня 2011 года.
Из ч.1 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ следует, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ предусмотрено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Из указанной нормы следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе в электронной форме такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, работ, услуг, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
В п.11 Раздела 2 "Информационной карты" документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключить контракт "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт Филинского водозабора и линейной части водопровода Филино-Котово Волгоградской области" установлен срок выполнения работ: в течение 14 календарных дней с мо-мента заключения контракта. В случае отставания сроков производства работ Подрядчиком от требований календарного графика производства работ более чем на два календарных дня, заказчик обратится в Арбитражный суд с иском о расторжении контракта.
Комиссией УФАС по Волгоградской области при рассмотрении данной жалобы, назначенное на 18 июля 2011 года, решено направить запрос в ГАУ Волгоградской области "Управление государственной экспертизы проектов" о предоставлении информации и сведений о сроках, необходимых для предоставления заключения ГАУ Волгоградской области "Управление государственной экспертизы проектов" на проектную документацию по выполнению работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт водозабора и линейной части водопровода (минимальный и максимальный сроки).
В связи с чем, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения жалобы ООО "Проектно-Строительная Компания "Новый город" на действия заказчика и уполномоченного органа при разработке документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключить контракт "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт Филинского водозабора и линейной части водопровода Филино-Котово Волгоградской области" на 19 июля на 16 часов 00 минут.
19 июля 2011 года в адрес УФАС по Волгоградской области поступил ответ (вх.1040ф.) на вышеуказанный запрос следующего содержания: "Проектная документация по объекту капитального строительства "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт Филинского водозабора и линейной части водозабора Филино-Котово Волгоградской области" на проведение государственной экспертизы до настоящего времени в Управление не представлена.
Сроки выполнения экспертных работ в соответствии с п.п. 29, 30 главы IV "Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденные постановлением Правительства РФ от 05 марта 2007 г. N145, не должны превышать 3-х месяцев. Субъектом Российской Федерации могут устанавливаться более короткие сроки проведения государственной экспертизы в отношении объектов, государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по которым проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными учреждениями".
Следовательно, срок проведения государственной экспертизы могут быть выполнены в более короткие сроки по соглашению сторон.
Перечисленные в жалобе ООО "Проектно-Строительная Компания "Новый город" ГОСТы касаются лабораторных методов определения характеристик грунтов:
- ГОСТ 23161-78 - "Грунты. Метод лабораторного определения характеристик просадочности";
- ГОСТ 12248-96 "Грунты. Метод лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости";
- ГОСТ 5158-84 "Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик";
- ГОСТ 24143-80 "Грунты. Метод лабораторного определения характеристик набухания и усадки".
В указанных ГОСТах подробно описываются методы лабораторных исследований, без указания о сроках и продолжительности исполнения данных исследований.
Ссылка заявителя на "Нормы продолжительности проектирования объектов строительства в городе Москве МРР-3.1.10.02-04", согласно которым продолжительность выполнения проектных работ составляет -120 дней, является несостоятельной по следующему основанию.
"Нормы продолжительности проектирования объектов строительства в городе Москве. МРР-3.1.10.02-04" разработаны ГУП "НИАЦ" Москомархитектуры и утверждены Межведомственным советом по ценовой политике в строительстве при Правительстве Москвы 24 мая 2005 года. Данные "Нормы" предназначены для определения продолжительности проектирования объектов жилищно-гражданского строительства в условиях города Москвы.
Таким образом, данные "Нормы" не распространяют свои действия на территории Волгоградской области и г.Волгограда.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по Волгоградской области установила документация об аукционе в электронной форме на право заключить контракт "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт Филинского водозабора и линейной части водопровода Филино-Котово Волгоградской области" соответствует требованиям действующего законодательства РФ в сфере размещения заказа.
Следовательно, жалоба ООО "Проектно-Строительная Компания "Новый город" является необоснованной.
Внеплановая проверка процедуры размещения данного государственного заказа на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов иных нарушений не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия на основании ч.ч. 9, 10 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", решила:
Признать жалобу ООО "Проектно-Строительная Компания "Новый город" необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 19 июля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016