Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 26 июля 2011 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>,
рассмотрев дело N 07-18/2011-024, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг, оказываемых ООО "Капитал" <_>,
в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: <_> установила:
При мониторинге рекламы, распространяемой на территории г. Иваново, Ивановским УФАС России выявлена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в мае месяце 2011 года рядом с ТРК "Плаза", расположенным на пр. Ленина, промоутерами распространялись рекламные листовки в виде пятитысячной купюры, имеющие следующее содержание: "Деньги в долг "До получки" Без залога и поручителей. Быстро - всего за 5 минут. Честно - без скрытых комиссий. Удобно - всего 2 документа. Близко - пункты выдачи денег: ТЦ "Дом Моды", ТРК "Плаза", Гипермаркет "Реал", ТРК "Тополь", ТКЦ "БиМарт", ТЦ "Евро-Лэнд". Мы любим говорить "Да!". Телефон справочной: 28-31-31. "До получки".
Рассматриваемая реклама не содержала наименование или имя лица, оказывающего финансовую услугу, что свидетельствует о признаках нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Антимонопольным органом установлено, что рекламодателем в данном случае является ООО "Капитал".
Ивановским УФАС России по данному факту 22 июня 2011 г. возбуждено дело N 07-18/2011-024 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация о предоставлении финансовой услуги - "деньги в долг" подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовой услуге) и продвижение его на рынке, распространяется в виде листовок.
Понятие финансовой услуги для целей Закона о рекламе включает услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств.
В соответствии с уставом ООО "Капитал" предметом деятельности общества среди прочего является предоставление кредита.
Обществом в материалы рассматриваемого дела также был представлен договор займа, заключенный 09 марта 2011 г между Займодавцем (ООО "Капитал") и Заемщиком. Предметом договора займа является передача Займодавцем в собственность Заемщику денежных средств, при этом Заемщик обязуется возвратить Займодавцу сумму займа и уплатить проценты на нее. За пользование займом Заемщик выплачивает Займодавцу проценты на сумму займа в размере 2% за каждый день пользования займом.
Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) содержит понятие финансовая услуга, в соответствии с которым это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Также в указанной статье определен закрытый перечень финансовых организаций, к которым относится хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Статья 28 Закона о рекламе устанавливает требования к рекламе финансовых услуг, при этом понятие финансовой услуги в данном Законе не содержится.
Вместе с тем, ст. 28 Закона о рекламе включает не только услуги, прямо указанные в Законе о защите конкуренции, но также и другие услуги, связанные с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья на основании договора участия в долевом строительстве, а также к рекламе таких организаций, как жилищные, жилищно-строительные кооперативы, то есть к рекламе услуг, оказываемых организациями, не являющимися финансовыми по смыслу Закона о защите конкуренции. Таким образом, реклама деятельности организации либо индивидуального предпринимателя, не являющихся финансовой организацией, по предоставлению денежных средств юридическим и физическим лицам, должна рассматриваться как реклама финансовых услуг. Так как предоставление ООО "Капитал" займов - деятельность, которая носит систематический характер, приносит прибыль, то данная услуга в рамках Закона о рекламе, должна расцениваться как финансовая услуга. Данная позиция поддерживается ФАС России, что подтверждается разъяснениями NАК/16754 от 31.05.2010 г.
В рассматриваемой рекламе отсутствовало наименование лица, предоставляющего финансовую услугу, что свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Капитал".
Представители ООО "Капитал" факт нарушения законодательства РФ о рекламе не признали и пояснили, что в соответствии с требованиями ст. 4 Закона о защите конкуренции финансовые услуги могут оказывать только финансовые организации. Перечень финансовых организаций является закрытым. ООО "Капитал" не относится к финансовым организациям, не оказывает финансовые услуги. В связи с чем, требование ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе обществом не может быть нарушено. Дополнительно пояснили, что по недосмотру в распространение с указанным антимонопольным органом недостатком попали 50 сигнальных листовок. Наименования лица, предоставляющего займы, в листовках действительно не содержалось. Однако, общество никогда не скрывало, что оказывает услуги по предоставлению займов. Впоследствии, листовки были отправлены в фирму, которая занималась их изготовлением, для внесения в них информации о наименовании общества, ИНН, ОГРН. С 01.05.2011 г. в листовки внесено наименование лица - ООО "Капитал". Исправленные листовки были ранее представлены в материалы рассматриваемого дела.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Деньги в долг "До получки". Без залога и поручителей. Быстро - всего за 5 минут. Честно - без скрытых комиссий. Удобно - всего 2 документа. Близко - пункты выдачи денег: ТЦ "Дом Моды", ТРК "Плаза", гипермаркет "Реал", ТРК "Тополь", ТКЦ "БиМарт", ТЦ "Евро-Лэнд". Мы любим говорить "Да!". Телефон справочной: 28-31-31. "До получки", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 26 июля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016