Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 29 июля 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 28.07.2011.
В полном объеме решение изготовлено 29.07.2011
Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля Новгородского УФАС России (далее - Управление);
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт Управления, <_> Крапивин - специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 37 по признакам нарушения Совета депутатов Крестецкого городского поселения (ул. Московская, д. 6, р.п. Крестцы, Новгородская область, 175460)(далее - Совет) части 1 статьи 15, частей 5 и 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
от ответчика, представитель на рассмотрение дела не явился,
от заинтересованного лица, представитель на рассмотрение дела не явился, о месте и времени рассмотрения настоящего дела уведомлены надлежащим образом, установила:
В ходе проведения в мае 2011 года плановой выездной проверки Администрации Крестецкого городского поселения Управлением установлено, что при передаче в аренду муниципального имущества Администрация Крестецкого городского поселения руководствуется решением Совета депутатов Крестецкого городского поселения от 14.05.2009 N 229 "Об утверждении Положения о порядке передаче в аренду муниципального имущества Крестецкого городского поселения".
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)
В соответствии с частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 указанной статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
В соответствии с частью 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения, договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном законодательством Российской Федерации.
Положение о порядке передачи в аренду муниципального имущества Крестецкого городского поселения, утвержденное решение Совета депутатов Крестецкого городского поселения от 15.05.2009 N 229 (далее - Положение), действующее в настоящее время, не соответствует Приказу ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ ФАС России N 67), принятому во исполнение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Приказом ФАС России N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (Приложение 1 к Приказу ФАС России N 67) (далее - Правила) и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (Приложение 2 к Приказу ФАС России N 67) (далее - Перечень).
Пунктом 3.5 Положения установлено, что форма торгов определяется Администрацией Крестецкого городского поселения, что противоречит части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и Перечню, утвержденному Приказом ФАС России N 67.
Кроме того, торгам как особому способу заключения договора изначально присуща свободная конкуренция. При этом наиболее обеспечивается добросовестная конкуренция, гласность и прозрачность торгов на право заключения договоров аренды именно при проведении аукционов. В связи, с чем осуществление Администрацией поселения выбора формы торгов в виде конкурса на право заключения договора аренды без учета Перечня, установленного Приказом ФАС России N 67, может привести к ограничению конкуренции вследствие установления в конкурсной документации иных условий, помимо цены права аренды, и возможного уменьшения участников торгов, конкурирующих между собой за право заключения договора аренды.
В соответствии с пунктами 29 и 30 Правил извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать рабочих дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Извещение о проведении конкурса также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 29 Правил.
В соответствии с пунктами 103 и 104 Правил извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Извещение о проведении аукциона также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктами 103 и 104 Правил.
Таким образом, пункт 3.8 Положения, устанавливающим, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в официальном печатном издании не менее чем за тридцать дней до их поведения, противоречит пунктам 29, 30 и 103 и 104 Правил, а также в части места и сроков размещения извещения, сокращая тем самым для потенциальных участников торгов время подачи заявок на участие в торгах и ограничивая возможность получения ими информации из доступных источников, в том числе сети Интернет, о решении Администрации поселения проводить торги на право заключения договора аренды муниципального имущества и условиях проведения торгов, что может привести к уменьшению количества участников торгов, конкурирующих между собой за право заключения договора аренды.
В том же пункте 3.8 Положения содержится перечень сведений, которые должны содержаться в извещении, который значительно меньше установленного пунктами 31 и 105 Правил перечня сведений для конкурса и аукциона соответственно, что ущемляет права участников торгов на получение информации о предмете и условиях торгов в установленном правилами объеме, может повлиять на принятие решения об участии или неучастии в торгах и препятствует развитию добросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами за право заключения договора.
В соответствии с пунктом 33 Правил организатор конкурса вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за тридцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 107 Правил организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Пункт 3.9 Положения устанавливает, что организатор открытых торгов вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за пятнадцать дней до проведения конкурса, что не соответствует пунктам 33 и 107 Правил в части сроков отказа от проведения торгов, значительно увеличивает срок для возможности отказа организатора от торгов, чем ущемляет интересы участников торгов, осуществивших ряд определенных Правилами действий, в том числе требующих денежных и временных затрат (сбор документов, подача заявки, внесение задатка и т.п.), и имеющих намерение в равной конкурентной борьбе получить в аренду муниципальное имущество.
Необходимо учитывать, что Положение утверждено решением Совета депутатов Крестецкого городского поселения от 15.05.2009 N 229, то есть до принятия Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67. Однако Положение является действующим нормативным правовым актом, изменения в него с целью приведения в соответствие с действующим антимонопольным законодательством не вносились.
Таким образом, действующее Положение о порядке передачи в аренду муниципального имущества Крестецкого городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Крестецкого городского поселения от 15.05.2009 N 229, действующее в настоящее время, в части пунктов 3.5, 3.8, 3.9 не соответствует требованиям части 1 статьи 15, части 5 и 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и пунктам 29, 30, 31, 33, 103, 104, 105, 107 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России N 67, принятому во исполнение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Неопубликование извещения о проведении конкурса и аукционов на официальном сайте торгов, непредставления полного перечня сведений, которые должны содержаться в извещении, сокращение сроков для отказа от проведения конкурса или аукционов может привести к ущемлению законных прав интересов участников торгов, к уменьшению количества потенциальных участников аукциона или конкурса и, как следствие, к ограничению, недопущению конкуренции.
Согласно ответу от 16.05.2011 N 622 Администрации Крестецкого городского поселения, Администрацией был проведен открытый аукцион на право заключения договора аренды автомобиля ГАЗ 325600, находящегося в собственности Крестецкого городского поселения. Данный аукцион был проведен в соответствии с Приказом ФАС России N 67. Следовательно, никаких негативных последствий для конкуренции при проведении данного аукциона не наступило. Иных торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества не проводилось.
Согласно ответу от 20.07.2011 N 5-сд Совета депутатов Крестецкого городского поселения, решением от 24.06.2011 N 69 Совета внесены изменения и дополнения в Положение о порядке передачи в аренду муниципального имущества Крестецкого городского поселения, утвержденного решением Совета от 15.05.2009 N 229.
Указанными изменениями Положение приведено в соответствии с антимонопольным законодательством.
Изучив имеющиеся в деле материалы, и на основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что факт нарушения Советом депутатов Крестецкого городского поселения части 1 статьи 15, частей 5 и 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" материалами дела доказан, однако нарушение антимонопольного законодательства устранено Советом Крестецкого городского поселения в добровольном порядке.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
1. Признать в действиях Совета Крестецкого городского поселения Новгородской области нарушение части 1 статьи 15, частей 5 и 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в принятии акта, который может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также в установлении порядка проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и размещения информации о проведении таких конкурсов и аукционов с нарушениями требований антимонопольного законодательства.
2. В связи с тем, что решением от 24.06.20011 N 69 Совета депутатов Крестецкого городского поселения внесены изменения и дополнения в Положение о порядке передачи в аренду муниципального имущества Крестецкого городского поселения, которым устранены нарушения антимонопольного законодательства, основания для выдачи предписания отсутствуют.
3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Председатель Комиссии <_>
Члены
Комиссии <_> <_>
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 29 июля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016