Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 10 августа 2011 г. N 7532-11/8
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: _
рассмотрев дело N 7532-11/8 по признакам нарушения ООО Рекламно-Производственное Содружество "Миллениум" части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" по факту распространения в г. Самара наружной рекламы следующего содержания: "У них Же ОПЫТА больше. Перетяги-щиты Millenium 28-60-60, 28-66-66", содержащей бранное слово;
в присутствии представителей:
заявителя - _. - отсутствует (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется отчет о передаче Определения (исх. N 7525/8 от 05.07.2011 г.) электронной почтой); от лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО Рекламно-Производственное Содружество "Миллениум" (445035, Самарская область, г. Тольятти, ул. Мира, 100, ИНН 6323083573), представитель по доверенности N б/н от 11.01.2011 г. _ (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется почтовое уведомление о вручении Определения (исх. N 7525/8 от 05.07.2011 г.) N 44309936599331);
заинтересованного лица - ---
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
В Самарское УФАС России поступило заявление от гражданина _ (вх. N 3045 от 19.05.2011 г.), в котором сообщалось, что в г.о. Тольятти на рекламном перетяге, размещенном на Автозаводском шоссе, распространялась реклама фирмы Millenium следующего содержания: "У них Же ОПЫТА больше. Перетяги-щиты Millenium 28-60-60, 28-66-66". Кроме того, на рекламном образце была изображена тыльная часть тела женщины с ярко выраженными ягодицами.
По мнению заявителя, изображение и прочтение текста рекламы нарушают нормы морали и нравственности.
Согласно части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем данной рекламы являлось ООО Рекламно-Производственное Содружество "Миллениум", что подтверждается следующими документами и материалами:
1) Содержанием рекламы, распространявшейся в г.о. Тольятти на рекламном перетяге, размещенном на Автозаводском шоссе в районе молла "Парк-Хаус";
2) Письменными пояснениями ООО Рекламно-Производственное Содружество "Миллениум" (вх. N 4899 от 02.08.2011 г.);
3) Адресной программой ООО Рекламно-Производственное Содружество "Миллениум" к делу N 7532-11/8 (вх. N 4767-з от 02.08.2011 г.).
Согласно данным документам указанная реклама распространялась по адресу: г. Тольятти, Автозаводское шоссе в районе молла "Парк-Хаус" с 01.06.2011 г. по 03.06.2011 г.
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.
В своих письменных объяснениях (вх. N 4899 от 02.08.2011 г.) ООО Рекламно-Производственное Содружество "Миллениум" указало следующее: "Перетяг, размещенный на Автозаводском шоссе г.о. Тольятти, со следующим содержанием: "У них же опыта больше. Перетяги-щиты Millenium 28-60-60, 28-66-66", был размещен без умысла нарушений этических норм. Идея об изготовлении и размещении вышеуказанного перетяга принадлежала Бериеву С.А, коммерческому директору ООО РПС "Миллениум", исполняющего обязанности генерального директора _, на момент его отпуска с 19.05.2011 г. по 01.06.2011 г. Данная реклама была размещена _ в целях привлечения новых клиентов в связи с конкурентной борьбой на рынке рекламы. Перетяг был доступен всеобщему обозрению в период с 01.06.2011 г. по 03.06.2011 г. Реешение о его демонтаже было принято 02.06.2011 г. генеральным директором _ по выходу его из отпуска, что подтверждается внутренним приказом ООО РПС "Миллениум" _ было объявлено замечание".
В подтверждение лицом были представлены копии приказа N 10 от 18.05.2011 г. о возложении обязанности генерального директора на время отпуска _ на _; приказа N 12 от 02.06.2011 г. о демонтаже рекламного перетяга не позднее 03.06.2011 г.; приказа N 13 от 02.06.2011 г. об объявлении выговора _
Таким образом, Общество не оспаривает факт правонарушения.
Самарское УФАС России обратилось в Общественную организацию "Самарская областная организация Союза Журналистов России" с просьбой высказать свое мнение об использовании в данной рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений (исх. N 5972/8 от 27.05.2011 г.).
В своем ответе Общественная организация "Самарская областная организация Союза Журналистов России" (исх. N 153 от 27.06.2011 г. / вх. N 3942-з от 27.06.2011 г.) указала, что "Слоган "У них же опыта больше", размещенный на перетяге, грубо нарушает этические нормы публичного общения, поскольку игра со шрифтом направлена на выделение в тексте наружной рекламы грубопросторечного слова "жопа", включение которого в текст, предназначенный для всеобщего обозрения, неприемлимо".
Данный ответ оформлен на фирменном бланке организации, с исходящим номером и подписан уполномоченным лицом.
Согласно информации, размещенной на сайте dic.academic.ru, слово "жопа" имеет следующие толкования:
1) ЖО?ПА, -ы, жен. (прост. груб.). То же, что ягодицы. | уменьш. жопка, -и, жен. и жопочка, -и, жен.> (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992);2) ЖО?ПА -ы; ж. Грубо.
1. Часть тела человека ниже спины; ягодицы. Пошёл ты в жопу! (уходи,
убирайся).
2. Бранно. О том, кто вызывает своим поведением гнев, раздражение.
3. Задняя часть чего-л. (обычно автомобиля; противоп.: мо?рда).
(Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998).
Таким образом, слово "жопа" имеет грубые и бранные значения, имеющие явный негативный оттенок.
Кроме того, в целях получения мнения об использовании в данной рекламе фразы "У них Же ОПЫТА больше" Самарское УФАС России разместило на сайте Управления www.samara.fas.gov.ru следующий опрос в виде голосования: "Как Вы относитесь к использованию в рекламы фирмы Millenium следующей фразы: "У них Же ОПЫТА больше. Перетяги-щиты Millenium". По состоянию на 02.08.2011 г. результаты опроса были следующими:
28,21 % - произношение слогана при таком способе написания вызывает ассоциации с бранным словом;
12,82 % - реклама не вызывает никаких эмоций, мне все равно;
7,69 % - реклама вызывает позитивные эмоции, одобряю креативную идею рекламопроизводителя;
51,28 % - я не видел этой рекламы.
Следовательно, более половины посетителей из числа видевших данную рекламу считают, что текст рекламы вызывает ассоциации с бранным словом.
С учетом мнений заявителя _, Самарской областной организации Союза Журналистов России, посетителей сайта Самарского УФАС России, а также оценивая рекламный образец целиком (в частности, выделение во фразе рекламы букв Ж, О, П, Ы, Т, А; изображение ягодиц на рекламном образце) данная реклама признана ненадлежащей, содержащей нарушение требования, установленного законодательством Российской Федерации о рекламе, а именно - часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", так как в ней использовалась фраза, вызывающая ассоциации, выражающиеся в бранных словах
Кроме того, согласно п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а данная реклама напрямую затрагивает права и свободы человека и гражданина. Указанная реклама распространялась в общественных местах, была общедоступной и существенно затрагивала личные неимущественные права неопределенно большого круга лиц.
Таким образом указанная реклама нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 настоящего закона.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО Рекламно-Производственное Содружество "Миллениум", распространявшуюся по адресу: г. Тольятти, Автозаводское шоссе в районе молла "Парк-Хаус" с 01.06.2011 г. по 03.06.2011 г., которая вызывала ассоциацию с бранным словом, что нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО Рекламно-Производственное Содружество "Миллениум" не выдавать в связи с прекращением нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России Артамоновой О.Н. для составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 02 августа 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 10 августа 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 августа 2011 г. N 7532-11/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016