Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 10 августа 2011 г. N 7405-11/8
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 7405-11/8 по признакам нарушения ООО "СУшКА" пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5, части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" по факту распространения в г. Тольятти на Южном шоссе наружной рекламы суши-бара "Сушка", содержащей фразу "Классные Sos-ki в Sush-ke" с изображением четырех девушек с обнаженными плечами, во рту у которых находятся соски, а также использовались слова на иностранном языке;
в присутствии представителей:
заявителя - _ - отсутствует (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется отчет о передаче Определения (исх. N 8832/8 от 28.07.2011 г.) электронной почтой); от лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (исх. N б/н от 01.08.2011 г. / вх. N 4771-з от 02.08.2011 г.)
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "СУшКА" (445140, Самарская область, Ставропольский район, поселок Тимофеевка, ул. Обводная, 3, оф. 3, ИНН 6382059678), законные представители - учредитель ООО "СУшКА" _ и директор ООО "СУшКА".(протокол общего собрания учредителей ООО "СУшКА" от 28.07.2010 г.) (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется отчет о передаче Определения (исх. N 8832/8 от 28.07.2011 г.) факсимильной связью);
заинтересованного лица - ---
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
В Самарское УФАС России поступило заявление _ (вх. N 150 от 28.04.2011 г.) с просьбой провести проверку рекламы суши-бара "Сушка" на соблюдение законодательства Российской Федерации о рекламе.
Как сообщил заявитель, в г. Тольятти на Южном шоссе висит перетяг с надписью "классные соски в Сушке!" на фоне фотографий девушек с сосками во рту.
По мнению заявителя, "под "сосками" имеются ввиду именно девушки, а не резиновые изделия у них во рту".
Согласно информации, размещенной на сайте www.madagascartc.ru, суши-бар "Сушка" располагается в торговом центре "Мадагаскар", находящемся по адресу: г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14. В меню данного суши-бара указаны следующие наименования: суши, роллы, горячие роллы, горячие закуски, супы, салаты, десерты, напитки, пиво, коктейли.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем данной рекламы являлось ООО "СУшКА", что подтверждается следующими документами и материалами:
1) Рекламным образцом, распространявшимся в г. Тольятти на Южном шоссе;
2) Письменными пояснениями ООО "СУшКА" (исх. N 10 от 09.06.2011 г. / вх. N 3712-з от 17.06.2011 г.);
3) Договором на изготовление рекламных перетягов N 75/и от 29.03.2011 г., заключенным между ООО "СУшКА" и ООО РПС "Миллениум", и актом N 000156 от 31.03.2011 г.;
4) Договором аренды рекламных опор N 27 от 30.03.2011 г., заключенным между ООО "МетТорг" и ООО "СУшКА", и актами N 000041 от 30.04.2011 г. и N 000086 от 15.05.2011 г.
Согласно данным документам указанная реклама распространялась по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе N 14 с 04.04.2011 г. по 04.05.2011 г. Кроме того, согласно представленным фотографиям, данная реклама распространялась в месте нахождения суши-бара "Сушка": г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14, ТЦ "Мадагаскар".
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
ООО "СУшКА" было представлено меню (каталог, ассортимент) продукции (блюд, напитков и т. д.), реализуемой в суши-баре "Сушка" (исх. N 10 от 09.06.2011 г. / вх. N 3712-з от 17.06.2011 г.). В нем содержались следующие наименования: Блюда европейской кухни, Пиво, Суши, Суши Гункан, Горячие закуски, Салаты, Супы, Десерт, Напитки, Роллы, Горячие роллы, Пицца.
Таким образом, среди ассортимента товаров и услуг, предлагаемых данным суши-баром соски отсутствуют.
Как указало Общество в своих письменных объяснениях, "Акция бренда "Классные соски в СушКЕ" проходила в период с 01.04.2011 г. по 31.05.2011 г. и была рассчитана на продвинутую молодежную аудиторию, поэтому название и дизайн соответствуют современным представлениям о вкусной и здоровой пище с молодости. Идея была в доступности донесения определенной акции бренда до целевой аудитории. А также в основе акции лежит принцип позиционирования бренда на эмоциональной основе, то есть неких положительных ощущениях и эмоций. Идея "радужных" воспоминаний и ностальгии о детстве. Она нашла отражение в уникальном названии, и в светлом, легком дизайне. В акции участвовали определенные атрибуты (соски), как элемент интерьера суши-бара, выражающий уникальную идею в привлечении молодежной аудитории".
Вместе с тем, из текста рекламы "Классные Sos-ki в Sush-ke" не следует, что соски являются лишь атрибутом акции, проводимой в суши-баре. Не указывает на это и изображение девушек с сосками во рту, которое никак не связано с детскими воспоминаниями.
Следовательно, в данной рекламе идет привлечение внимания именно к соскам, о чем свидетельствует использование прилагательного "классный", которые отсутствуют в ассортименте товаров и услуг, предлагаемых суши-баром.
Таким образом, данная реклама нарушает требования пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. В соответствии с частью 11 статьи 5 ФЗ "О рекламе", при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации. Согласно подпункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в рекламе.
Однако, в рекламе суши-бара "Сушка" содержались следующие слова "Sos-ki", "Sush-ke".
Согласно части 2 статьи 3 указанного закона в случаях использования в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво.
В рекламе аналоги на государственном языке РФ, идентичные иностранным словам, не были указаны.
В соответствии с частью 3 статьи 3 ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" положения части 2 настоящей статьи не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания.
Доказательств, подтверждающих регистрацию наименований "Sos-ki", "Sush-ke" в качестве средств индивидуализации, представлено не было.
Таким образом, реклама суши-бара "Сушка" содержит нарушения части 11 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
3. Согласно части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.
В процессе рассмотрения дела комиссией Самарского УФАС России было изучено лексическое значение слов "непристойность" и "оскорбить".
В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940; репринтовое издание М., 1995; М., 2000:
"непристойность" - крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству;
"оскорбить" - крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо.
Данная реклама содержала изображение четырех обнаженных девушек до плечей, во рту у которых находятся соски.
Самарское УФАС России обратилось в Общественную организацию "Самарская областная организация Союза Журналистов России" (исх. N 8834/8 от 28.07.2011 г.) с просьбой сообщить свое мнение об использовании в данной рекламе непристойных и оскорбительных образов.
В своем ответе Общественная организация "Самарская областная организация Союза Журналистов России" (исх. N 173 от 01.08.2011 г. / вх. N 4839-з от 04.08.2011 г.) указало следующее: "В тексте "Классные Sos-ki в Sush-ke" переплетены слова как на кириллице, так и на латинице. И это предполагает не перевод с английского, а прочтение текста как единое целое со звучанием на русском. Текст трудно назвать этичным. Второй смысл, заложенный в нем, - превалирует. Слово "Sos-ki" читается как "соска", что является вульгарно-просторечным обозначением проституток-минетчиц. В Словаре тюремно-лагерно-воровского жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). - М.: Края Москвы, 1992. - с. 230, значение слова "соска" толкуется как "минетчица", "подруга", "сожительница".
Изображение на рассматриваемом рекламном макете обнаженных женских тел с сосками во рту как раз и приводит именно к такому прочтению и вызывает прямые ассоциации с минетом. Публичное изображение в рекламе настолько прозрачного намека на половой акт в приличном обществе недопустимо. Исходя из этого, рассматриваемый нами макет перетяга суши-бара "Sush-ki" относится к неэтичной рекламе, что вступает в противоречие с требованиями Закона о рекламе РФ, так как содержит оскорбительные слова и образы".
Данный ответ оформлен на фирменном бланке организации, с исходящим номером и подписан уполномоченным лицом.
С учетом мнений заявителя Черновой Н.Б., Самарской областной организации Союза Журналистов России, а также оценивая рекламный образец целиком (в частности, отсутствие смысловой связи между обнаженными девушками и наличием в их ртах сосках) данная реклама признана ненадлежащей, содержащей нарушение требования, установленного законодательством Российской Федерации о рекламе, а именно - часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", так как в ней использовался непристойные и оскорбительные образы и выражение.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а данная реклама напрямую затрагивает права и свободы человека и гражданина. Указанная реклама распространялась в общественных местах, была общедоступной и существенно затрагивала личные неимущественные права неопределенно большого круга лиц.
Следовательно, указанная реклама нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, реклама суши-бара "Сушка" содержит нарушения пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 и части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 3 статьи 5 и частью 6 статьи 5 настоящего закона.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу суши-бара "Сушка", распространявшуюся по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе N 14 с 04.04.2011 г. по 04.05.2011 г., а также в месте нахождения суши-бара "Сушка": г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14, ТЦ "Мадагаскар", которая содержала слова на иностранном языке без использования аналогов на государственном языке Российской Федерации, непристойные и оскорбительные образы и выражение, а также содержала не соответствующие действительности сведения об ассортименте товаров, что нарушает требования пункта 3 части 3 статьи 5, части 6 статьи 5 и части 11 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "СУшКА" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России Артамоновой О.Н. для составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 09 августа 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 10 августа 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 августа 2011 г. N 7405-11/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016