Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 19 августа 2011 г.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, рассмотрев материалы дела N 342-11-р по нарушению требований ч.6 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и протокол N 450-11-АДМ от 04.08.2011 г по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
ООО "ПермГражданСтрой"
- в отсутствие представителя ООО "ПермГражданСтрой" (в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении), установила:
Решением Комиссии Пермского УФАС России по делу N 342-11-р от 17.06.2011 г реклама многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Челюскинцев, 23 (2-я очередь строительства), распространенная посредством рекламных листовок, в период с 17 по 20 февраля 2011 года на территории выставки "Ярмарка недвижимости-2011" (ВЦ "Пермская ярмарка", 614077, г. Пермь, бульвар Гагарина, д. 65), признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.6 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Данное решение Пермским УФАС России вынесено по следующим обстоятельствам.
В целях выявления объектов долевого строительства и застройщиков, привлекающих для строительства многоэтажных жилых домов и иных объектов недвижимости денежные средства граждан, Инспекцией проведен мониторинг изучения публикаций в печатных изданиях, распространенных при проведении в период с 17 по 20 февраля 2011 года 10-й международной тематической выставки "Ярмарка недвижимости-2011" (ВЦ "Пермская ярмарка", 614077, г. Пермь, бульвар Гагарина, д. 65).
В ходе проверки установлено, что на выставочных стендах, расположенных на территории указанной выставки, посредством рекламных листовок распространялась реклама многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Челюскинцев, 23 (2-я очередь строительства). При этом, в указанной рекламе отсутствуют сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
По мнению Инспекции, указанная реклама связана с привлечением денежных средств физических лиц, в частности, денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) указанных многоквартирных домов, а так как данная реклама не содержит сведения о месте и способах получения проектной декларации, то она нарушает требования чч. 6-8 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе", ФЗ "О рекламе").
При этом, доказательств факта привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) указанных в рекламе многоквартирных домов, Инспекция не представила.
Сотрудниками Пермского УФАС России проведена проверка информации, размещенной на официальном Интернет-сайте группы строительных компаний "ПермГражданСтрой" (614000, г. Пермь, ул. 25 Октября, д. 1): http://www.permgragdanstroy.ru, ссылка на который содержалась в указанной рекламной листовке (акт проверки N 06 от 11.03.2011 г).
В результате анализа просмотренной информации Управлением установлено, что размещенная на сайте www.permgragdanstroy.ru проектная декларация на строительство 16 этажного жилого дома по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Челюскинцев, 23 (с приведенными изменениями) содержит информацию только о 1 этапе его строительства (срок реализации проекта - начало: III квартал 2008 года, окончание: III квартал 2010 года). При этом, согласно информации, содержащейся в проектной декларации, застройщиком жилого дома по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Челюскинцев, 23 является ООО "ПермГражданСтрой" (614000, г. Пермь, ул. 25 Октября, д. 1).
Таким образом, на официальном Интернет-сайте группы строительных компаний "ПермГражданСтрой" не содержалось проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Челюскинцев, 23 (2-я очередь строительства).
Кроме этого, на сайте указывалось, что жилой дом по ул. Челюскинцев, 23 (1-я очередь строительства) планируется для ввода в эксплуатацию во 2 квартале 2010 года, при этом, создано ТСЖ "Челюскинцев, 23" и с обманутыми прежним застройщиком дольщиками заключаются договоры участия в долевом строительстве.
В свою очередь, на web-страницах указанного сайта не содержалось информации об источниках финансирования планируемой 2-й очереди строительства многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Челюскинцев, 23.
Согласно ч.6 ст.28 Федерального закона "О рекламе", не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений.
Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона "О рекламе", реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве.".
В соответствии с ч.8 ст.28 Федерального закона "О рекламе", реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, не допускается до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") проектной декларации, государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства.
В целях рассмотрения заявления по существу Управление направило запрос в адрес ООО "ПермГражданСтрой" (исх. N 2563-11 от 23.03.2011 г) с просьбой представить информацию о рекламодателе и рекламораспространителе указанной рекламы, а также информацию о рекламируемом объекте строительства.
В ответе ООО "ПермГражданСтрой" сообщило (вх. N 4781-11 от 11.04.2011 г), что указанные листовки, размещенные на тематической выставке в помещении ВЦ "Пермская ярмарка", проводимой в период с 17 по 20 февраля 2011 года, содержат, в частности, информацию о застройщике жилого дома (г. Пермь, ул. Челюскинцев, 23). При этом в листовке отсутствует информация о продаже недвижимости или заключении договоров долевого участия с физическими лицами, а также сведений о проектной декларации, связанной со строительством указанного дома. Как отмечает ООО "ПермГражданСтрой", рассматриваемые листовки распространялась Обществом в целях изучения спроса на указанный объект строительства.
Кроме этого, ООО "ПермГражданСтрой" представило свидетельство 59 БА 0686768 от 11.09.2007 г о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Челюскинцев, 23 (копия свидетельства о государственной регистрации права имеется в материалах дела N 342-11-р).
Иной информации, запрошенной Управлением, в частности, разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Челюскинцев, 23 (2-я очередь строительства); проектной декларации указанного объекта строительства, а также документально подтвержденной информации о том, на какие средства ведется или будет вестись строительство указанного объекта недвижимости, Общество не представило.
06.06.2011 г ООО "ПермГражданСтрой" представило письменные пояснения (исх. N 280 от 06.06.2011 г) относительно оснований возбуждения дела N 342-11-р, согласно которым Общество не признало факт нарушения чч. 6-8 ст.28 Федерального закона "О рекламе" по тем же основаниям, указанным ранее (вх. N 4781-11 от 11.04.2011 г), при этом в данных пояснениях также не содержалась информация о средствах (источниках финансирования), за счет которых будет вестись строительство указанного объекта недвижимости.
На рассмотрении дела N 342-11-р представитель ООО "ПермГражданСтрой" Н.Б. Найченко поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях Общества.
Исследовав материалы дела N 342-11-р, заслушав пояснения представителя ООО "ПермГражданСтрой", Комиссия пришла к следующему.
В период с 17 по 20 февраля 2011 года на территории ВЦ "Пермская ярмарка" (адрес: 614077, г. Пермь, бульвар Гагарина, д. 65) проводилась тематическая выставка "Ярмарка недвижимости-2011", участником которой являлось ООО "ПермГражданСтрой" (копия договора-заявки N 22769/ЯН от 30.11.2010 г на участие Общества в данной выставке имеется в материалах дела N 342-11-р).
На выставочных стендах посредством листовок ООО "ПермГражданСтрой" распространяло следующую информацию (копия указанной листовки имеется в материалах дела N 342-11-р).
1 сторона листовки содержит информацию: "ЧЕЛЮСКИНЦЕВ 23 (2-я очередь) Изучение спроса! Справки по телефону: 217-11-01 ПермГражданСтрой группа строительных компаний Ознакомиться с поэтажными планировками, а также получить более подробную информацию по жилому дому на Челюскинцев, 23 Вы можете на сайте: www.permgragdanstroy.ru либо обратившись в отдел продаж по телефону: (342) 217-11-01 Этапы и сроки реализации строительства Начало строительства - I квартал 2011 года. Дополнительная информация Застройщик - ООО "ПермГражданСтрой". Проектировщик - ООО "АБФ". Также размещено изображение жилого дома по указанному адресу.
2 сторона листовки содержит информацию: ""ПермГражданСтрой" группа строительных компаний (текст об основных виды деятельности указанной группы строительных компаний) Типовая планировка квартир (представлен технический план) 1-комн.: от 46 кв.м./ 2-комн.: от 68 кв.м./ 3-комн.: 80 кв.м. Проект Строительная компания "ПермГражданСтрой" планирует приступить к строительству 2-ой очереди 19-этажного жилого дома в I квартале 2011 года, расположенного по адресу: улица Челюскинцев, 23. Квартиры Вашему вниманию предлагаются 1,2,3-х комнатные квартиры общей площадью от 46 кв.м. до 88,29 кв.м. Высота потолков во всех квартирах - 2,8 метра. Инфраструктура К услугам жителей дома вся инфраструктура микрорайонов "Мильчакова" и "Стахановская" Преимущества Уникальное ценовое предложение. Закрытая территория, отсутствие транзитного транспорта через двор. Большая автомобильная стоянка. Удобные планировочные решения. Детский городок. Транспортная доступность В непосредственной близости от центра. Парковка Для удобства жителей предусмотрена большая автомобильная стоянка на закрытой придомовой территории. Строительные технологии и материалы Жилой дом возводится с использованием новейших строительных технологий, высококачественных материалов и современного инженерного оборудования. Материал стен - кирпич. Многослойная кладка, кирпич с утеплением". Также изображена схема территориального расположения указанного дома.
В силу положений п.2 ст.3 Федерального закона "О рекламе", под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Соответственно, признаком любой рекламы является её способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение.
Реклама, распространенная ООО "ПермГражданСтрой" (застройщиком) в период с 17 по 20 февраля 2011 года на территории ВЦ "Пермская ярмарка", посредством рекламных листовок, привлекает внимание к объектам недвижимости, в частности, к квартирам в рекламируемом 19 этажном (кирпичном) жилом доме по адресу: г. Пермь, ул. Челюскинцев, 23 (2-я очередь строительства). Внимание потребителей рекламы, в том числе, посетителей указанной тематической выставки, акцентируется на изображении рекламируемого жилого дома, строительство которого, согласно рекламе, планируется начать в I квартале 2011 года, а также на типовой планировке квартир. Так в тексте рекламы содержится обращение к потенциальным покупателям, в частности, к рекламируемым 1,2,3-х комнатным квартирам общей площадью от 46 кв.м. до 88,29 кв.м. с высотой потолков - 2,8 метра.
Поэтому указанная реклама имеет целью привлечение внимания потребителей и формирование их интереса именно к конкретному объекту строительства и, тем самым, способствует его продвижению на рынке недвижимости.
Комиссией установлено, что на момент распространения рассматриваемой рекламы, земельный участок под строительство объекта по адресу: г. Пермь, ул. Челюскинцев, 23 принадлежал ООО "ПермГражданСтрой" на праве собственности. Однако, как отметила Н.Б. Найченко, в настоящее время отсутствует разрешение на строительство данного жилого дома.
Как указывалось ранее, ООО "ПермГражданСтрой" не представило информацию о том, на какие средства ведется или будет вестись строительство указанного объекта недвижимости. В свою очередь, представитель Общества также не смогла дать пояснения об источниках финансирования строительства 2-ой очереди жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Челюскинцев, 23, при этом уточнила, что в настоящее время идет процедура получения разрешения на строительство данного объекта.
На основании изложенного, установлено, что в подготовительный период к строительству многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Челюскинцев, 23 (2-я очередь строительства), у застройщика отсутствуют собственные денежные средства (или инвестиции сторонних лиц) для строительства указанного объекта недвижимости,
Кроме этого, на рассмотрении дела N 342-11-р представитель Общества пояснила, что в целях изучения потребительского спроса на указанный объект строительства, Общество предоставило возможность посетителям выставки "Ярмарка недвижимости-2011", желающим приобрести в будущем ту или иную квартиру в данном доме, оставить контактные данные (номера телефонов) для дальнейшего информирования лиц о стоимости объектов недвижимости в данном доме, тем более, как обратила внимание Комиссии представитель ООО "ПермГражданСтрой", интерес к строительству 2-й очереди многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Челюскинцев, 23, был высокий, в частности, у тех её посетителей, кто являлся в своё время дольщиками при строительстве 1-й очереди жилого дома по указанному адресу.
На основании изложенного, Комиссией по рассмотрению дела N 342-11-р установлено, что реклама жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Челюскинцев, 23 (2-я очередь строительства) связана с привлечением денежных средств физических лиц.
В соответствии с ч.6 ст.28 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе нарушены требования ч.6 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
При этом, Комиссией по рассмотрению дела N 342-11-р нарушений требований чч.7-8 ст.28 Федерального закона "О рекламе" не установлено.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение ч.6 ст.28 Федерального закона "О рекламе" в соответствии с ч.6 ст.38 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из понятий, установленных ст.3 Федерального закона "О рекламе", рекламодателем является ООО "ПермГражданСтрой".
Согласно ч.1 ст.14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В действиях ООО "ПермГражданСтрой" содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.14.3 КоАП РФ:
1) объект административного правонарушения - имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
2) объективная сторона административного правонарушения - действия ООО "ПермГражданСтрой" по размещению рекламы многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Челюскинцев, 23 (2-я очередь строительства), распространенной посредством рекламных листовок, в период с 17 по 20 февраля 2011 года на территории выставки "Ярмарка недвижимости-2011" (ВЦ "Пермская ярмарка", 614077, г. Пермь, бульвар Гагарина, д. 65), с нарушением требований ч.6 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";
3) субъект административного правонарушения - рекламодатель ООО "ПермГражданСтрой";
4) субъективная сторона административного правонарушения - вина ООО "ПермГражданСтрой", выраженная в несоблюдении требований действующего законодательства РФ при возможности их соблюдения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 16.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отношении юридических лиц формы вины не выделяются. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "ПермГражданСтрой", как рекламодатель, имело возможность соблюсти требования ч.6 ст.28 Федерального закона "О рекламе", однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законом требований к содержанию рекламы объектов строительства. Доказательств отсутствия возможности соблюсти требования законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "ПермГражданСтрой" не представлено.
Таким образом, вина в действиях ООО "ПермГражданСтрой" установлена.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
На дату рассмотрения протокола N 450-11-АДМ, Общество представило письменные пояснения (вх. N 11884-11 от 19.08.2011 г), согласно которым ООО "ПермГражданСтрой" считает, что отсутствуют основания привлечения Общества к административной ответственности, в связи с тем, что рассматриваемая реклама не связана с привлечением денежных средств физических лиц.
Должностным лицом Пермского УФАС России данный довод Общества рассмотрен и отклонен на основании вышеизложенного.
По своему составу данное правонарушения является формальным, поэтому наступление каких-либо последствий не требуется.
Правонарушение, совершенное ООО "ПермГражданСтрой" является грубым нарушением, поскольку посягает на установленный государством порядок в сфере распространения рекламы, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, а также права потребителей рекламы.
Любая реклама должна разрабатываться с должным чувством ответственности перед обществом. Рекламным законодательством установлены специальные требования к рекламе, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, в частности, содержащиеся в ч.6 ст.28 Федерального закона "О рекламе". Данные требования имеют социально-значимый характер, направлены на охрану имущественных интересов граждан.
Таким образом, с учетом характера совершенного ООО "ПермГражданСтрой" правонарушения и степени его общественной опасности оснований, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, не установлено.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении также отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3., 14.3 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ, постановила:
1. Признать ООО "ПермГражданСтрой" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ (в редакции от 28.12.2009 г).
2. Назначить ООО "ПермГражданСтрой" административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Постановление объявлено 19 августа 2011 года.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в бюджет:
код штрафа: 161 1 16 26000 01 0000 140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми
р/с 40101810700000010003 БИК 045773001
ИНН 5902290360
КПП 590201001
ОКАТО 57401000000
БИК 045773001
В тридцатидневный срок ООО "ПермГражданСтрой" обязано представить в Пермское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающего уплату штрафа.
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со ст. 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 августа 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016