Резолютивная часть оглашена 18 августа 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 августа 2011 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - Луканцова В.В., руководителя управления; членов Комиссии: Тихомирова В.И., начальника отдела, Агафонова А.А., начальника отдела, Федоровой Е.Н., специалиста-эксперта отдела, Мелешкова М. А., специалиста 1-ого разряда, рассмотрев дело N 240/2011-M/B по признакам нарушения Министерством здравоохранения Рязанской области (ул. Свободы, д.32, г. Рязань 390006) части 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). установила:
Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области были проверены материалы по размещению Министерством здравоохранения Рязанской области (далее - Министерство, Ответчик) государственного заказа путем проведения открытого аукциона N 7.211210.1604 на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
На официальном сайте www.goszakaz.ryazan.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона N 7.211210.1604 и размещена документация об аукционе.
Заказчик - Министерство здравоохранения Рязанской области, Уполномоченный орган - Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.
В состав лота N18 "Поставка препаратов инсулинов" включены несколько наименований препаратов с указанием международных непатентованных наименований:
N |
Международное непатентованное наименование, торговое наименование |
Лекарственная форма, форма выпуска |
Единица измерения |
Количество |
1 |
Инсулин аспарт двухфазный, НовоМикс 30 Пенфилл |
суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл 3 мл. N 5 |
упаковка |
469 |
2 |
Инсулин аспарт двухфазный, НовоМикс 30 ФлексПен |
суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл 3 мл. N 5 |
упаковка |
475 |
3 |
Инсулин аспарт, НовоРапид ФлексПен |
раствор для внутривенного и подкожного введения 100МЕ/мл 3 мл. N 5 |
упаковка |
1367 |
4 |
Инсулин гларгин, Лантус |
раствор для подкожного введения 100МЕ/мл 3 мл. N 5 |
упаковка |
2541 |
5 |
Инсулин двухфазный (человеческий генно-инженерный), Хумулин М3 |
суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл 3 мл. N 5 |
упаковка |
36 |
6 |
Инсулин двухфазный (человеческий генно-инженерный), Хумулин М3 |
суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл 10 мл. N 1 |
упаковка |
58 |
7 |
Инсулин детемир, Левемир ФлексПен |
раствор для подкожного введения 100 ЕД/мл 3 мл. N 5 |
упаковка |
1049 |
8 |
Инсулин лизпро, Хумалог |
Раствор для инъекций 100МЕ/мл 3 мл. N 5 |
упаковка |
538 |
9 |
Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный), Актрапид НМ |
раствор для инъекций 100МЕ/мл 10 мл N 1 |
упаковка |
1800 |
10 |
Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный), Актрапид НМ Пенфилл |
раствор для инъекций 100МЕ/мл 3 мл N 5 |
упаковка |
1683 |
11 |
Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный), Биосулин Р |
раствор для инъекций 100МЕ/мл 3 мл N 5 |
упаковка |
74 |
12 |
Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный), Биосулин Р |
раствор для инъекций 100МЕ/мл 10 мл N 1 |
упаковка |
45 |
13 |
Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный), Инсуман Рапид ГТ |
раствор для инъекций 100МЕ/мл 5 мл N 5 |
упаковка |
353 |
14 |
Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный), Инсуман Рапид ГТ |
раствор для инъекций 100МЕ/мл 3 мл N 5 |
упаковка |
403 |
15 |
Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный), Хумулин Регулятор |
раствор для инъекций 100МЕ/мл 10 мл N 1 |
упаковка |
351 |
16 |
Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный), Хумулин Регулятор |
раствор для инъекций 100МЕ/мл 3 мл N 5 |
упаковка |
514 |
17 |
Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный), Биосулин Н |
суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл3 мл. N 5 |
упаковка |
85 |
18 |
Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный), Биосулин Н |
суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл 10 мл. N 1 |
упаковка |
147 |
19 |
Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный), Инсуман Базал ГТ |
суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл 5 мл. N 5 |
упаковка |
621 |
20 |
Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный), Инсуман Базал ГТ |
суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл 3 мл. N 5 |
упаковка |
493 |
21 |
Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный), Протафан НМ |
суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл 10 мл. N 1 |
упаковка |
2825 |
22 |
Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный), Протафан НМ Пенфилл |
суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл 3 мл. N 5 |
упаковка |
2237 |
23 |
Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный), Хумулин НПХ |
суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл 3 мл. N 5 |
упаковка |
901 |
24 |
Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный), Хумулин НПХ |
суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл 10 мл. N 1 |
упаковка |
580 |
Данный лот сформирован в нарушение требований части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, которой при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Закупаемые инсулины не являются технологически или функционально связанными между собой, поэтому объединение их в один лот, является нарушением части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На участие в открытом аукционе было подано две заявки: ЗАО "Р-Фарм" (123154, Москва, ул. Берзарина, д. 19, к. 1), и ООО "БСС" (197375, Санкт-Петербург, ул. Маршала Новикова, д. 19, корп. 2, лит. А).
Эти же участники были признаны победителями по итогам проведения открытого аукциона.
Согласно объяснениям Министерства (исх. от 18.08.2011 N ИП/11-5240), в соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара (работ, услуг), требования к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам выполнения работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) потребителям заказчика. В соответствии с указанной нормой названного закона государственный заказчик определил форму выпуска, упаковку и дозировку необходимых лекарственных средств, условия, сроки поставки, требования к качеству поставляемых инсулинов.
Кроме того, ссылаясь на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), указывается, что все размещенные в лоте препараты относятся к группе "органотерапевтические препараты" - код по ОКДП 2423560, подгруппе "органопрепараты прочие" - код по ОКДП 2423569.
Рассмотрев имеющиеся материалы по делу, Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) пришла к выводу о наличии в действиях Ответчика нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Это утверждение вытекает из следующего.
В состав лота N18 "Поставка препаратов инсулинов" включены несколько видов наименований препаратов. И не разъединение технологически и функционально не связанных товаров на отдельные лоты может привести к ограничению количества участников аукциона и, как следствие, неэффективному использованию бюджетных денежных средств в связи с отсутствием на аукционе достаточного количества участников, способных предложить наименьшую цену за поставляемые Заказчику товары.
Комиссия отклонила довод ответчика относительно кодов по ОКДП по следующему основанию: принадлежность товаров по лоту N18 к одной группе по ОКДП само по себе не свидетельствует ни о его технической и функциональной связанности или не связанности (Постановление ФАС ЦО от 14.11.2007 г. NА54-65/2007).
Кроме того, позиция Комиссии поддерживается совместным письмом Министерства экономического развития и торговли РФ N 16811-АП/Д04, Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 8035-ВС, Федеральной антимонопольной службы N ИА/20555 от 31.10.2007 г. "О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения". В частности, рекомендовано при формировании лотов на поставку лекарственных средств избегать объединения лотов в связи с тем, что любое объединение лекарственных средств с один лот ведет к снижению количества участников торгов. В случае размещения заказа по торговому наименованию (допускается для инсулинов), по каждому торговому наименованию следует формировать отдельный лот.
Таким образом, объединение Заказчиком в состав лота N18 препаратов инсулина с разными торговыми наименованиями, привело к нарушению части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия Министерства здравоохранения Рязанской области нарушающими часть 1 статьи 15 и часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в объединении в один лот N18 открытого аукциона N 7.211210.1604 на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инсулинов с различными торговыми наименованиями.
2. В связи исполнением государственного контракта, заключенного по условиям проведенных торгов, предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
3. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ.
4. Копию настоящего решения направить в Прокуратуру Рязанской области.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 19 августа 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016