Резолютивная часть решения объявлена 23.08.2011
Полный текст решения изготовлен 02.09.2011
РЕШЕНИЕ
(извлечение)
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 312-11-АЗ по признакам нарушения администрацией муниципального района "Чернянский район" пункта "б", части 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), установила:
30 июня 2011 года Инспекцией Белгородского УФАС России в ходе проведения внепланового контрольного мероприятия в администрации Чернянского района Белгородской области было отобрано и проанализировано распоряжение администрации муниципального района "Чернянский район" Белгородской области от 21 июня 2011 года N368-р "Об ограничении продажи пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Пунктом 1 вышеназванным распоряжением запрещена реализация пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции следующим торговым предприятиям:
в магазине "Сказка" ИП Михайловой И.И., пл. Октябрьская;
в магазине "Лакомка" ООО "Мираж", пл. Октябрьская;
в магазине "Торговый центр", кафе "Кулинария", кафе "Оскол" Чернянского райпо пл. Октябрьская;
в магазине "Птица" ООО "Паралель" пл. Октябрьская;
в баре "Визит-летний" ИП Нехорошева Ю.Н., парк им. Горького;
в кафе "Лестная сказка" Чрнянского райпо парк им. Горького;
в баре "Визит-зимний", ИП Бирюковой С.Л., пер. Первомайский;
в магазине "Продукты" ИП Пацуковой С.В. пл. Октябрьская;
в магазине-кафе "Дева" ИП Оноприенко Г.С., ул. Садовая;
в магазине "Приосколье" ИП Дпробышева В.И., пл. Октябрьская;
в магазине "Виктория" ИП Корскова Т.Р. ул. Ленина;
в магазине "Магнит" ЗАО "Тандер" ул. Ленина;
в кафе "Перекресток" ООО "перекресток" пл. Октябрьская.
Пунктом 2 распоряжения, всем вышеперечисленным предприятиям торговли и общественного питания запрещена реализация прохладительных напитков в стеклянной упаковке.
Принятое распоряжение администрации муниципального района "Чернянский район" Белгородской области от 21 июня 2011 года N368-р "Об ограничении продажи пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции" представляет собой официальный документ, принятый органом местного самоуправления, в определенной законом форме, который содержит конкретное указание на запрет реализации отдельных видов товаров для конкретных хозяйствующих субъектов.
В данном распоряжении содержатся признаки нарушения части 4 пункта "б" статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В соответствии с статьей 15 федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающейся от аналогичных правил, установленных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в частности запрещается:
4) принятия иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих:
б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъекта Российской Федерации.
На основании с изложенного, имеются основания полагать, что при издании распоряжения от 21 июня 2011 года N368-р "Об ограничении продажи пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции" администрацией Чернянского района были нарушены требования, предусмотренные статьей 15 федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Представитель администрации муниципального района "Чернянский район" <_> пояснил, что распоряжение принято в целях недопущения беспорядков в местах массового скопления людей в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Администрацией района было предписано торговым организациям ограничить продажу напитков в стеклянных упаковках. По вопросу о действиях администрации района о введении ограничений по продаже отдельный видов товаров на территории муниципального образования установленных в принятом распоряжении которые запрещены статьей 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" пояснений не представил.
Рассмотрев материалы, выслушав представителя по доверенности администрации муниципального района "Чернянский район" <_> по делу, Комиссией Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении требований, установленных Законом о торговле, приходит к следующему.
Согласно статьи 7 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N171-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством.
Из пункта 3 статьи 16 вышеназванного закона следует, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Постановлением правительства Белгородской обл. от 16.12.2005 N 257-пп (ред. от 04.05.2010) "Об упорядочении розничной продажи алкогольной продукции на территории Белгородской области" утверждены: "Порядок розничной продажи алкогольной продукции на территории Белгородской области" и "Порядок определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"
Пунктом 6 вышеназванного постановления рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов осуществлять контроль за соблюдением требований настоящего Порядка, давать разъяснения заинтересованным лицам по применению утвержденных норм и, с учетом особенностей своих территорий, утвердить нормативным актом перечень мест массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности, а также расстояние от объекта, реализующего алкогольную продукцию, до прилегающих территорий в соответствии с минимальным расстоянием, указанным в пункте 2 настоящего Порядка (не менее 100 метров).
Таким образом, контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции возложен на органы местного самоуправления, которые уполномочены определять территории, прилегающие к местам массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности, где запрещена продажа алкогольной продукции.
На рассмотрении дела представитель администрации не представил доказательств, о том, что во исполнение вышеназванных нормативно правовых актов: Федерального закона, постановления Правительства Белгородской области, администрацией Чернянского района был определен "Порядок определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" и согласился, что администрацией при издании распоряжения от 21 июня 2011 года N368-р "Об ограничении продажи пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции" были нарушены требования, предусмотренные Законом о торговле.
Следовательно, издав распоряжение, согласно которого торговым предприятиям перечисленным в распоряжении, запрещена реализация алкогольной и спиртосодержащей продукции пива и напитков изготовляемых на его основе в стеклянной упаковке, администрация совершила действия запрещенные Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Согласно статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органам местного самоуправления, запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих:
- введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, Комиссия квалифицирует действия администрации муниципального района "Чернянский район" Белгородской области, выразившиеся в издании распоряжения администрации Чернянского района Белгородской области от 21 июня 2011 года N368-р "Об ограничении продажи пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции", как нарушение пункта "б" части 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 20.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Белгородского УФАС России решила:
1. Признать администрацию муниципального района "Чернянский район" Белгородской области нарушившей пункт "б" части 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" посредством издания распоряжения, предусматривающего введение ограничений продажи алкогольной продукции на территориях муниципальных образований.
2. Выдать администрации муниципального района "Чернянский район" Белгородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Главе администрации
муниципального района
"Чернянский район"
ПРЕДПИСАНИЕ N 193
(извлечение)
О совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции
2 сентября 2011 года г. Белгород
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39, частями 4 статьи 41, статьей 50, Федерального закона от 20.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения изготовленного в полном объеме 02.09.2011 г. по делу N312-11-АЗ о нарушении администрацией муниципального района "Чернянский район" Белгородской области пункта "б" части 4 статьи 15 Федерального закона от от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предписывает:
1. Администрации муниципального района "Чернянский район" Белгородской области с момента получения предписания прекратить нарушение пункта "б" части 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", выразившиеся в издании распоряжения от 21 июня 2011 года N368-р "Об ограничении продажи пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусматривающего введение ограничений продажи алкогольной продукции на территории муниципального образования.
2. Для прекращения нарушения антимонопольного законодательства, указанного в пункте 1 настоящего предписания, администрации муниципального района "Чернянский район" Белгородской области необходимо совершить действия направленные на обеспечение конкуренции в соответствии с пунктом 3 предписания.
3. В срок до 23 ноября 2011 года представить в Белгородское УФАС России доказательства о том, что при издании распоряжений (постановлений) соблюдаются требования установленные статьей 15 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", для чего представить копии принятых последующих после 23 августа 2011 года распоряжений (постановлений) исключающих установление запретов или введение ограничений в отношении продажи отдельных видов товаров для хозяйствующих субъектов, в том числе и алкогольной продукции на территории муниципального образования.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 2 сентября 2011 г. N 312-11-А3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016