Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
N 28-К-03-11 (опубликовано 9 сентября 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2011
Полный текст решения изготовлен 09.09.2011
Комиссия Астраханского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<> - заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий;
члены Комиссии:
<> - ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий,
<> - ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий,
рассмотрев дело N 28-К-03-11 по признакам нарушения Государственным предприятием Астраханской области "Пассажирское автотранспортное предприятие N3" (далее по тексту - ГП АО "ПАТП N3") (ИНН 3018001071, адрес: 414017, г. Астрахань, ул. 2-я Басинская, д. 24) и Индивидуальным предпринимателем <_> (ИНН 301807662242, адрес: 414015, г.Астрахань, ул. 1-я Тувинская, д.106) требований части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Астраханское УФАС России 19.05.2011 поступило заявление (письмо от 19.05.2011 вх. N 3841) индивидуального предпринимателя <_>, в котором указано, что ИП <_> осуществляла пассажирские перевозки в междугороднем сообщении по маршруту N 581 "Астрахань-Мумра", внесённому в маршрутную сеть Астраханской области, на основании лицензии и договора N 146 "На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказание услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок по междугородному (внутриобластному) маршруту" от 01.01.2011, заключенного с ГП АО "Пассажирское автотранспортное предприятие N3", в ведении которого находятся объекты транспортной инфраструктуры. Срок действия данного договора с 01.01.2011 по 31.03.2011.
Согласно п. 4.1 Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения в Астраханской области (утв. постановлением Правительства Астраханской области от 04.03.2005 N 10-П), организация регулирования пассажирских перевозок по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения осуществляется перевозчиками на основании договора, заключенного по итогам конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом. В связи с тем, что конкурс не проводился, ИП <_> не заключила данный договор с Министерством промышленности, транспорта и связи Астраханской области. Для осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом необходимо использование объектов транспортной инфраструктуры. В соответствии с п.3.3 Постановления Правительства Астраханской области от 04.03.2005 N 10-П, пользование объектами транспортной инфраструктуры осуществляется перевозчиками на основании заключаемого с владельцем объекта транспортной инфраструктуры договора. В Астраханской области владельцем объектов транспортной инфраструктуры является ГП АО "ПАТП N3". В связи с этим, предприниматель в ноябре 2007 года заключил с КП АО "Астраханьтрансавто", (правопреемником которого является ГП АО "ПАТП N3") договор "На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказание услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок по междугородному (внутриобластному) маршруту", который ежегодно заключался на следующий год.
01.01.2011 между ИП <_> и ГП АО "ПАТП N3" на период с 01.01.2011 по 31.03.2011 был заключен договор N 146 "На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказание услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок по междугородному (внутриобластному) маршруту". Данный договор заключен перевозчиком с автовокзалом без предварительного заключения договора с Министерством промышленности, транспорта и связи Астраханской области, т.е. в нарушение п. 4.1 Постановления Правительства Астраханской области от 04.03.2005 N 10-П, что, по мнению заявителя, приводит к ограничению конкуренции на рынках регулярных перевозок пассажиров Астраханской области автомобильным транспортом и является нарушением антимонопольного законодательства. С 31.03.2011, то есть с даты окончания действия вышеупомянутого договора, <_> фактически прекратила осуществлять перевозки по маршруту N581, прекратив тем самым нарушение антимонопольного законодательства.
Также в Астраханское УФАС России 08.06.2011 поступило заявление от 13.05.2011 исх.N 1114 (вх. N 4512 от 08.06.2011) ГП АО "Пассажирское автотранспортное предприятие N3" о нарушении им и индивидуальным предпринимателем <_> Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В заявлении указано, что распоряжением министерства промышленности, транспорта и связи Астраханской области от 12.01.2009 N 1-р "Об утверждении маршрутной сети внутриобластных межмуниципальных (пригородных и междугородных), межобластных и международных регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Астраханской области на 2009-2011 годы" был утвержден маршрут N 581 "Астрахань-Мумра". По данному маршруту не был проведен конкурс. Как следует из заявления и представленных материалов, 01 января 2010 г. между Индивидуальным предпринимателем <_> и ГП АО "Пассажирское автотранспортное предприятие N3" был заключен договор N 107 "На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказание услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок". 20.12.2010 в адрес ГП АО "ПАТП N 3" обратилась ИП <_> с предложением заключить договор на использование объектов транспортной инфраструктуры и оказание услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процессов перевозок. ГП АО "ПАТП N 3" заключило краткосрочный договор сроком на три месяца с 01.01.2011 по 31.03.2011. По договору N 146 от 01 января 2011 г. "На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказание услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок по междугородному (внутриобластному) маршруту" ИП <_> осуществляла перевозки пассажиров по маршруту N 581 "Астрахань-Мумра", а ГП АО "ПАТП N 3" оказывало услуги автовокзалов (пассажирских автостанций). По истечении данного срока ГП АО "ПАТП N 3" добровольно отказалось от дальнейшего продления срока действия договора. По мнению ГП АО "ПАТП N 3", его действия по заключению соглашения с перевозчиком по организации пассажирских перевозок по маршруту N581 ограничивают конкуренцию и, следовательно, нарушают антимонопольное законодательство. Однако, как следует из заявления, ИП <_> до настоящего времени продолжает осуществлять пассажирские перевозки по маршруту "Астрахань-Мумра". В доказательство своих доводов ГП АО "ПАТП N 3" приложило к заявлению фотографии с изображением транспортного средства марки ГАЗ 322132 гос.NАА 068 30.
Выслушав позицию и объяснения ответчиков по делу N28-К-03-11 - ГП АО "ПАТП N3" и И.П. <_> проведя анализ представленных документов, комиссия Астраханского УФАС России установила:
На основании паспорта пригородного автобусного маршрута N581 "Астрахань-Мумра", составленного по состоянию на 01.11.2007, предприниматель <_> осуществляла автобусом марки ГАЗ-322132 гос.NАА 068 ежедневные регулярные перевозки пассажиров по данному маршруту.
Согласно определению, данному в п. 1.2 Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения в Астраханской области (утв. постановлением Правительства Астраханской области от 04.03.2005 N 10-П) (далее также - Правила), маршрут регулярного сообщения - это организованный и оборудованный объектами транспортной инфраструктуры путь следования автомобильного транспорта, по которому перевозка пассажиров осуществляется по согласованному расписанию движения с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных данным расписанием остановочных пунктах, внесенный в реестр маршрутов регулярного сообщения. Согласно п. 6.3 данных Правил, запрещается выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения, с использованием для выполнения пассажирских перевозок объектов транспортной инфраструктуры без договора с владельцем объектов транспортной инфраструктуры. В Астраханской области владельцем объектов транспортной инфраструктуры является ГП АО "ПАТП N3", с которым предприниматель <_> заключила договор N 146 от 01.01.2011 "На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказание услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок по междугородному (внутриобластному) маршруту". В течение срока действия данного договора с 01.01.2011 по 31.03.2011 предприниматель <_> осуществляла перевозки пассажиров по маршруту N 581 "Астрахань-Мумра", а ГП АО "ПАТП N 3", предоставляя в пользование объекты транспортной инфраструктуры, оказывало ей в рамках договора услуги автовокзалов (пассажирских автостанций).
Согласно п.п. 4.1 и 4.2 вышеупомянутых правил, утверждённых Постановлением Правительства Астраханской области от 04.03.2005 N 10-П, организация регулярных перевозок по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения осуществляется перевозчиками на основании договора, заключенного по итогам конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в Астраханской области (далее - конкурс). Данный конкурс проводится в порядке, определенном уполномоченным органом, в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках. Согласно п.4.4. Правил, договор дает право на осуществление пассажирских перевозок по одному маршруту регулярного сообщения и заключается уполномоченным органом с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, признанным победителем по результатам соответствующего конкурса.
В связи с тем, что конкурс на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту "Астрахань-Мумра" не проводился уполномоченным органом, предприниматель <_> не заключила соответствующий договор и осуществляла перевозки по данному маршруту, не имея на это права.
Пунктом 6.3 Правил запрещается выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения без заключения соответствующего договора с уполномоченным органом. Одной из основных целей организации транспортного обслуживания населения является установление равных, недискриминационных условий для участия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярного сообщения (п. 1.3 Правил).
Следовательно, заключение перевозчиком соответствующего договора с уполномоченным органом является необходимым условием (административным барьером) его входа на рынок регулярных пассажирских перевозок по маршруту "Астрахань - Мумра".
Заключив договор N 146 от 01.01.2011 "На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказание услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок по междугородному (внутриобластному) маршруту" и выполняя его условия, перевозчик и владелец транспортной инфраструктуры в нарушение п.6.3 Правил организовали перевозки пассажиров по маршруту "Астрахань - Мумра", чем создали предпринимателю <_> условия, при которых она оказалась в преимущественном положении по сравнению с потенциальными участниками рынка (потенциальными перевозчиками на данном маршруте), предоставив ей возможность осуществлять перевозки пассажиров по данному маршруту в условиях отсутствия конкурентов. Следовательно, ГП АО "ПАТП N3" и предприниматель <_> согласовано определили общие условия обращения товара на товарном рынке.
Согласно п.18 ст.4 Закона о защите конкуренции соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Заключенный между ГП АО "ПАТП N3" и ИП <_> договор "На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказание услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок" свидетельствует о наличии между ГП АО "ПАТП N3" и ИП <_> соглашения об организации пассажирских перевозок по маршруту "Астрахань-Мумра".
Согласно пункту 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,. определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Заключив с предпринимателем договор, автовокзал предоставил перевозчику возможность оказывать услуги междугородных пассажироперевозок автомобильным транспортом по маршруту "Астрахань-Мумра".
Следовательно, заключив соглашение об организации пассажирских перевозок по маршруту N 581 "Астрахань-Мумра" без заключения перевозчиком по итогам конкурса договора с Министерством промышленности, транспорта и связи Астраханской области, ГП АО "ПАТП N3" и предприниматель <_> за пределами своей компетенции определили общие условия оказания услуг пассажироперевозок автомобильным транспортом на данном маршруте, что ограничивает конкуренцию в силу определения, данного в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч.2 ст.11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьёй 12 настоящего Федерального закона), если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Согласно п. 19 ст.4 Закона о защите конкуренции "вертикальное" соглашение - это соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом. В соответствии с заключенным между ИП <_> и ГП АО "ПАТП N3" договором от 01.01.2011 N146 "На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок", ГП "ПАТП N3" (продавец) оказывает предпринимателю <_> (приобретателю) услуги автовокзалов. Действия продавца и приобретателя по заключению соглашения об организации пассажирских перевозок по маршруту "Астрахань-Мумра" без заключения перевозчиком договора по итогам конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, совершены в рамках заключенного между ними договора. Следовательно, данные действия являются "вертикальным" соглашением.
Статьёй 12 Закона о защите конкуренции установлены случаи допустимости "вертикальных" соглашений: 1) соглашения в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии; 2) соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.
Заключаемые ГП АО "ПАТП N3" договоры с перевозчиками регулируют отношения с хозсубъектами на рынке услуг автовокзалов (пассажирских автостанций).
Услуги автовокзалов (автостанций) включают в себя кассовое, бытовое, информационное обслуживание, связанное с междугородными и пригородными автобусными перевозками. На территории Астраханской области реализацию билетов (кассовое обслуживание), а также оказание других услуг автовокзала осуществляет единственное предприятие - ГП АО "ПАТП N3", состоящее в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр), по товарной группе "услуги автовокзалов (пассажирских автостанций)" в границах Астраханской области с долей >50%.
Соглашение об организации пассажирских перевозок по маршруту "Астрахань-Мумра" без заключения перевозчиком договора по итогам конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, не является договором коммерческой концессии. ГП АО "ПАТП N3" состоит в Реестре с долей более 50% на астраханском рынке автовокзалов (пассажирских автостанций), то есть занимаемая им доля превышает двадцать процентов. Следовательно, "вертикальное" соглашение между ГП АО "ПАТП N3" и ИП <_> не является допустимым.
В связи с вышеизложенным, соглашение об организации пассажирских перевозок по маршруту "Астрахань-Мумра" без заключения перевозчиком договора с Министерством промышленности, транспорта и связи Астраханской области по итогам конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, нарушает часть 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Следовательно, изложенные в заявлениях ГП АО "ПАТП N3" и ИП <_> факты свидетельствуют о заключении между ГП АО "ПАТП N3" и ИП <_> соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте N 581 "Астрахань-Мумра".
Довод ГП АО "ПАТП N3" об осуществлении ИП <_> пассажирских перевозок по регулярному маршруту N 581 "Астрахань-Мумра" после истечения срока действия договора между автовокзалом и перевозчиком на использование объектов транспортной инфраструктуры, не подтверждается материалами дела. Согласно договору аренды транспортного средства от 10.04.2011 предприниматель <_> сдала в аренду сроком на 3 года автомобиль марки ГАЗ 322132 гос.NАА 068 30 <_>. На данный автомобиль оформлены имеющиеся в материалах дела следующие заказы-наряды на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа: от 30.06.2011 (фрахтователь - <_>), от 02.07.2011 (фрахтователь - <_>), от 17.07.2011 (фрахтователь - <_>), от 09.07.2011 (фрахтователь - <_>), что подтверждает использование арендатором данного транспортного средства для перевозки пассажиров по заказу. На прилагаемых к заявлению ГП АО "ПАТП N3" фотографиях изображено принадлежащее ИП <_> транспортное средство марки ГАЗ 322132 гос.NАА 068 30, припаркованное либо движущееся по автомобильной дороге общего пользования. Однако данные снимки не могут служить доказательством осуществления предпринимателем <_> регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 581 "Астрахань-Мумра", так как на автобусе отсутствуют аншлаги соответствующего маршрута, не установлен факт движения автобуса по установленному расписанию.
С истечением срока действия договора от 01.01.2011 N 146 "На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказание услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок по междугородному (внутриобластному) маршруту" прекращено осуществление пассажирских перевозок в междугороднем сообщении по маршруту N 581 "Астрахань-Мумра", то есть с 01.04.2011 прекращено нарушение антимонопольного законодательства.
На основании изложенного и, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия Государственного предприятия Астраханской области "Пассажирское автотранспортное предприятие N3" и Индивидуального предпринимателя <_>, выразившиеся в заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке пассажирских перевозок на автомобильном транспорте по маршруту "Астрахань-Мумра", нарушающими часть 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. В связи с устранением нарушения дело производством прекратить, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
Председатель комиссии <>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области N 28-К-03-11 (опубликовано 9 сентября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016